Анализ российского опыта развития туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы выяснить реальную ситуацию на рынке туризма в России и сделать анализ роли законодательства в зарубежных странах.
В ходе подготовки курсовой работы, были представлены следующие задачи:
1) Раскрыть роль туризма в экономике стран.
2) Изучить место туризма в экономике России.
3) Определить состояние и перспективы развития туризма в Сибири.

Содержание

Введение 3
1. Туризм и его роль в мировой экономике 4
1.1 Туризм: понятие и классификация 4
1.2 Ценность туризма в мировой экономике 8
2. Государственное регулирование туризма 12
2.1 Законодательство о туризме в России 12
2.2 Туристическое законодательство зарубежных стран 15
3. Анализ российского опыта развития туризма 22
3.1 Перспективы и проблемы развития активного туризма в Сибири 22
3.2Анализ статистики въездного и выездного туризма в России 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая мэо.docx

— 63.57 Кб (Скачать документ)

     Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть  потребности в крупных инвестициях  для развития курортных, гостиничных  и иных туристских предприятий, как  и основных элементов туристской инфраструктуры и неспособен выполнять  отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных  туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой  национальных программ развития туризма.  

     Специфика туризма связана с интернациональным  характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим  в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает  определенную сложность правового  регулирования. 

     В любом государстве взаимоотношения  сторон "турист - турфирма", "турист - государство", "турфирма - государство", регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при все большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

     Отметим, что сегодня сложилось несколько  подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых  странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование  упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование. В странах, где присутствует государственное  регулирование рынка туристических  услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной  власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами. Рассмотрим, как действует государство на примере нескольких стран.

     Во Франции Законом о туризме № 92-645 определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом. 

     Вопросы регулирования туризма относятся  к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре  которого предусмотрены Государственный  секретариат по вопросам туризма  и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования  отрасли, инвестирования и международных  отношений в сфере туризма.

     Кроме того, существует ещё целый ряд  органов, участвующих в управлении туризмом « с правом совещательного голоса»:

     - Совет по туризму при Министерстве  транспорта и общественных работ;

     - Французское агентство туристского  инжиниринга и Национальный наблюдательный  совет по туризму (маркетинговые  исследования и статистика в  туризме);

     - Национальное агентство по отпускным  поездкам (социальный туризм);

     - Национальный комитет по процветанию  Франции (вопросы экологии и  озеленения городов).

     Продвижением  образа Франции как туристского  центра на международном рынке занимается ассоциация «Maison de la France», возникшая  в 1987 г. в результате соглашения о  партнёрстве между местными администрациями, туристическими фирмами, гостиницами, администрациями объектов экскурсионного показа. В настоящее время ассоциация насчитывает около 800 членов. В штате  ассоциации более 200 сотрудников, 33 его  представительства работают в 26 странах  мира. Деятельность ассоциации на 60 % финансируется  из госбюджета.

     Испания. Туристская деятельность на общенациональном уровне определяется Законом № 48/1963 "О компетенции в области туризма" и Декретом "О деятельности частных туристских предприятий" от 14 января 1965 г. Помимо общенационального, каждая из 17 автономий имеет собственное законодательство по туризму, основные положения которого соответствуют вышеуказанному Закону. Испанское законодательство по туризму регулирует отношения между туристом и продавцом турпродукта, условия, на которых физическим и юридическим лицам разрешается заниматься туристской деятельностью, порядок оказания туристских услуг, меры контроля со стороны государства и санкции к нарушителям.

     В апреле 1996 г. Парламент Испании утвердил Закон "О комбинированных путешествиях", которым были четко определены права и обязанности как потребителя, так и туристского агентства. Введя данный закон, Испания привела национальное законодательство в соответствии с Директивой ЕС 1990 г. о туристских услугах (туристском продукте).  

     Вопросами туризма в Испании ведает Государственный  секретариат по торговле, туризму  и малому бизнесу, подчиненный Министерству экономики. Кроме Госсекретариата  Министерству подчиняются:

     - Центральная дирекция по туризму  (административные вопросы и выработка  общих направлений государственной  политики в сфере туризма );

     - гостиничная цепь «Paradores» (83 гостиницы,  размещённые в зданиях, представляющих  историческую ценность) ;

     - два выставочно-конгрессных центра (в Мадриде и Малаге) и Испанский  институт туризма - « Turespaca»  .

     Такие важные функции, как лицензирование, сертификация услуг, разработка стратегии  развития туристской индустрии, являются прерогативой местных властей.

     С целью координации их деятельности в стране создан Совет по развитию туризма, в состав которого входят представители  государственных органов власти всех уровней и представители  частного бизнеса. Решения Совета носят  рекомендательный характер .

     Испанский институт туризма «Turespaca» занимается привлечением иностранных туристов, осуществляя рекламную деятельность и продвижение испанских курортов за рубежом. Организация имеет широкую  сеть информационных офисов в Испании  и 29 представительств в 21 стране мира. Институт полностью финансируется  из госбюджета.

     В Великобритании сферу туризма возглавляет Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому подчиняется орган, непосредственно курирующий туризм ,- « British Tourist Authority» (ВТА).

     ВТА занимается привлечением иностранных  туристов в Великобританию и развитием  внутреннего туризма, а также  консультирует правительство и  другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация  проводит рекламные кампании за рубежом  через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и  консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.

     Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским  институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует  путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.

     Во  главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В  штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом  в 26 странах мира.

     Более чем на 2/3 (68 %) ВТА финансируется  из госбюджета.

     Италия. В 1983 г. был принят основной закон  по совершенствованию и развитию сферы туризма и гостиничной индустрии. Законом определены органы управления туризмом на региональном уровне и порядок их функционирования, даны определение туристского предприятия и условия его регистрации, а также определение и классификация гостиничного хозяйства, изложены условия, на которых транспортным и туристским бюро, общественным ассоциациям разрешается заниматься туристской деятельностью, регулируется деятельность профессионалов в туристской сфере, определены меры поддержки туристской отрасли со стороны государства и прочее.

     Департамент по туризму входит в состав Министерства производственной деятельности. Основные функции Департамента сводятся к  координации деятельности региональных турадминистраций, разработке нормативно-правовых отраслевых документов национального  характера, исследованиям и обработке  статистических данных, а также международной  деятельности (межправительственные соглашения, взаимоотношения с международными организациями и ЕС).

     Турадминистраций  ведают всеми вопросами лицензирования туристской деятельности на своей территории, осуществляют классификацию гостиниц, имеют право продвигать и рекламировать  свои регионы внутри страны и за рубежом (рекламные мероприятия, участие  в выставках и т.п.).

     Однако  ведущая роль в представлении  Италии на международном туристском рынке принадлежит Национальному  управлению по туризму (Е NIT), основными  функциями которого являются рекламно-информационная работа, маркетинговые исследования, координация зарубежной деятельности местных турадминистраций. ENIT подчиняется  Департаменту по туризму и полностью  финансируется из госбюджета. В штате ENIT 200 человек, в том числе сотрудники 20 представительств в 16 странах.

     США. Первый Национальный закон США "О  международном туризме" был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.  Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма.

     АПТ была призвана работать в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным Советом по пропаганде путешествий и туризма, который ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах четко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим "работодателем" после системы здравоохранения.

     В 1995 г. в целях привлечения внимания к сфере туризма и рассмотрения возникающих в ней проблем в Белом Доме была проведена Национальная конференция по развитию туризма. Помимо всех прочих были рассмотрены вопросы перевода АПТ на самофинансирование, поскольку сфера туризма по доходам стала занимать в США третье место (после производства автомобилей и продуктов питания). По завершении Олимпиады в Атланте в августе 1996 г. государственное финансирование АПТ существенно сократилось, вступила в действие система частичного государственного спонсирования и значительно большего участия в этом частных фирм и предприятий.  

     В Финляндии туризм регулируется Законами "О субъектах, имеющих право на продажу туров" и "О турах и занятии туристской деятельностью" № 1080/94. Во многом принятие данного Закона было обусловлено вступлением Финляндии в ЕС и необходимостью приведения финских законов в соответствии с требованиями ЕС. Законы регулируют отношения клиента и турфирмы по вопросам продажи тура и порядок урегулирования спорных моментов. В марте 1995 г. принято Постановление правительственных структур Финляндии "О занятии туристской деятельностью", в котором детализированы основные сведения, требуемые при регистрации на занятие туристской деятельностью: помимо обычных вопросов, следует указать, в том числе, является ли фирма посредником иностранной туристской компании. 

     В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристический комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.  

     В Австрии туристическую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристических возможностей страны ведает Австрийский национальный туристический офис, представительства которого работают в 26 странах мира. 

Информация о работе Анализ российского опыта развития туризма