Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 03:34, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ миграционных процессов в России и

механизма государственного управления ими.

Задачами работы по данной теме выступают: всестороннее изучение

миграционных процессов на территории Российской Федерации, выявление их

последствий, анализ государственного регулирования миграционных потоков,

выявление проблем и возможных вариантов их решения.

Содержание

Введение

4

1. Общие особенности современных миграционных

процессов в РФ


1.1 Понятие и классификация миграции

5

1.2 Современная миграционная ситуация в РФ

8

2. Характеристики и последствия миграции на территории РФ

2.1 Основные характеристики миграционных потоков

12

2.2 Социальные последствия миграционных процессов

18

3. Государственное управление миграционными

процессами в РФ

3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов

в России

22

3.2 Основные направления деятельности по регулированию

миграционных процессов в Российской Федерации

24

3.3 Механизм реализации современной миграционной политики

на территории Российской Федерации

30

Заключение

42

Приложения

Литература

Работа состоит из  1 файл

Миграционные процессы в РФ.doc

— 339.50 Кб (Скачать документ)

           образа  жизни  –  сельского   на  городской,  приобретения  более

           высокого социального статуса  и т. д.). Немалую роль играют  также

           политические  (бегство  от  расовых,  религиозных  притеснений),

           военные (эвакуация, депортация) и прочие причины.

        4.  По  формам  реализации   миграция   делится   на   общественно-

           организованную, осуществляемую при  участии  государственных  или

           общественных  органов  и   с   их   экономической   помощью,   и

           неорганизованную, которая производится  силами и средствами самих

           мигрантов без материальной или  организационной помощи со стороны

          каких – либо учреждений.

        5. В зависимости от того, предпринимается  перемещение людей  по  их

           собственному решению или независимо  от него, миграция делится на

           добровольную и принудительную.[4] 
 
 

      2. Современная миграционная ситуация в РФ 

      Миграционные процессы в России  в  минувшее  десятилетие   определялись

влиянием  отрицательных и положительных  факторов.  К  отрицательным  факторам

относят   распад   бывшего   СССР,   проявления   национализма,   терроризм,

незащищенность отдельных  участков  Государственной  границы  РФ,  ухудшение

качества  жизни  людей   и   состояния   окружающей   среды,   экономическая

нестабильность  и  социальные  конфликты.  В  то  же  время  к  положительным

факторам  относятся  демократизация  общественно   –   политической   жизни,

реализация  конституционного   принципа   свободы   передвижения,   развитие

рыночных  отношений и вхождение в международный  рынок труда.

      Иммиграция в Россию, в том  числе из стран  со  сложной   общественно  –

политической,  экономической  и  санитарно–эпидемиологической   обстановкой,

носит масштабный характер.[5] За прошедшие 10 лет в Россию из  стран  СНГ  и

Балтии  переехало более 8,6 миллиона переселенцев.[6] Количество въехавших  в

Россию  иностранных  граждан  постоянно   превышает   количество   выехавших

граждан, причем в приграничных районах  интенсивно  формируются  иностранные

общины. Отсутствует эффективный государственный  контроль  над  миграционными

процессами.

      Массовый  приток  вынужденных  мигрантов  (вынужденных   переселенцев,

беженцев  и лиц, ищущих временное убежище), достигший пика в первой  половине

90-х  годов, постепенно снижается.

      Медленно решаются долгосрочные  проблемы многих вынужденных   мигрантов,

которые решили остаться в Российской Федерации.  Часто они сталкиваются  с

серьезными  проблемами в  плане  социальной  защиты.  Не  уделяется  должного

внимания  решению задач  организованного  расселения  вынужденных  мигрантов,

перехода  от оказания им первой чрезвычайной помощи к созданию  условий для

нормальной  жизни,  обеспечению  занятости  и  соблюдению   прав   человека.

Сохраняются  проблемы  социально-экономической   адаптации   мигрантов,   не

имеющих статуса вынужденных переселенцев или беженцев.

      Сокращается  количество  беженцев  и  лиц,  получающих  временное  или

политическое  убежище  в  РФ,  в  том  числе  из-за   усиливающейся   угрозы

проникновения на территорию России террористических  организаций.[7]  Только

1 миллион  600 тысяч мигрантов из стран  СНГ и Балтии получили статус  беженца

или  вынужденного  переселенца.[8]  Террористические   нападения   заставили

мировое сообщество принять в последние  годы  меры  по  ужесточению  процедур

иммиграционного  контроля  как  по  отношению  к  лицам,  ходатайствующим  о

признании беженцами либо ищущим временное  или политическое убежище, так и  к

экономическим  мигрантам.  Ряд  государств  прибегнул   в   этих   целях   к

беспрецедентным  мерам   безопасности.  Уделять  должное  внимание  вопросам

антитеррористической интеграции стремится  и Россия.

      Продолжает сокращаться позитивная, необходимая для развития  экономики

социально-экономическая  миграция   населения   внутри   РФ.   Это   вызвано

несбалансированностью между оплатой труда в легальном  секторе  экономики  и

ночной  стоимостью жилья, передачей объектов ведомственного  жилищного  фонда

в муниципальную  собственность, отсутствием  механизмов  обеспечения  рабочей

силой производства за  счет  территориального  перераспределения  внутренних

трудовых  ресурсов. Все это создает трудности для обеспечения  рабочей  силой

новых и возрождающихся производств, не способствует экономическому росту.

      Развиваются процессы внешней  трудовой миграции в  виде  привлечения  и

использования в  Российской  Федерации  труда  иностранных  граждан,  выезда

российских  граждан за границу с  целью  работы  по  найму.  При  этом  среди

иностранных  работников,  используемых  в  России,  и  российских   граждан,

работающих  за рубежом, велика доля лиц, нелегально  осуществляющих  трудовую

деятельность, что приводит к нарушению их  трудовых  и  социальных  прав.  В

России  это создает  угрозу  национальному  рынку  труда  и  благоприятствует

развитию  теневой экономики.

      Сохраняется   внутренняя   миграция,   связанная   с   неблагоприятной

экологической обстановкой и стихийными  бедствиями. Природные и  техногенные

катастрофы  вызывают  экстренное  массовое  переселение  людей,  что  требует

дополнительных  усилий государства по решению их проблем.

      Сокращается прирост постоянного населения России. За счет миграции все

меньше  восполняется  естественная  убыль  населения.  Во  многих   регионах

Российской  Федерации уменьшение миграционного  прироста населения  происходит

на фоне значительного сокращения численности  населения  в  результате  роста

смертности  и снижения рождаемости.

      По прогнозу, начиная с 2006 года, ожидаются значительные  изменения   в

структуре    населения,    будет    сокращаться    численность     населения

трудоспособного  возраста  –  основного  источника   формирования   трудовых

ресурсов.

      Потребность  экономики  страны  в  дополнительных   трудовых  ресурсах

вызовет необходимость регулируемого притока  иммигрантов, в  первую  очередь

из государств –  участников  Содружества  Независимых  Государств.  В   этой

ситуации   актуальной   проблемой   для   российского   общества    является

формирование  установок  толерантного сознания.

      В последние годы миграция  населения не обеспечивает  перераспределение

населения  по  территории  страны  в  целях  сбалансированности   спроса   и

предложения на рынке труда.  Оживление  национальной  экономики,  неизбежные

при  этом  территориальные  и  отраслевые   диспропорции   потребуют   более

активного  перераспределения  населения  и  трудовых  ресурсов  в   пределах

страны,  что  вызовет  необходимость  разработки  механизмов  стимулирования

трудовой  миграции граждан,  в  том  числе  за  счет  развития  рынка  жилья.

Следует всемерно способствовать стремлению мигрантов  к  самообустройству  и

осуществлению трудовой деятельности.

      Рыночный   механизм   предопределяет    необходимость    осуществления

государственного  управления миграционными процессами на  основе  обеспечения

прав  граждан на  свободу  передвижения  и  создания  с  этой  целью  системы

экономических стимулов.

      Указанная миграционная ситуация  требует новых подходов,  с   тем  чтобы

миграционные  процессы в России стали  фактором,  способствующим  позитивному

развитию  российского  общества,   исходили   из   потребностей   экономики,

интересов  национальной  безопасности,  охраны   общественного   порядка   и

здоровья  населения  при  строгом  соблюдении   международных   обязательств

Российской  Федерации.[9]

      Таким образом, единого подхода  к формулировке определения миграции  до

сих пор не  существует.  В зависимости от  изучаемого  признака,  выделяют

внешние,   внутренние,   временные,   маятниковые,   сезонные,   социальные,

экономические, добровольные,  принудительные,  общественно-организованные  и

неорганизованные  миграции. Современная миграционная  ситуация  в   России

является  непосредственным  отражением  особенностей   переживаемого   этапа

социально-экономического и политического развития страны. 
 
 

      2. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПОСЛЕДСТВИЯ  МИГРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ

                                 ФЕДЕРАЦИИ. 

      2.1 Основные характеристики миграционных  потоков 

      К  основным  характеристикам,  отражающим   особенности   миграционных

потоков, можно  отнести  интенсивность,  направление  миграционных  потоков,

состав,  мотивы  перемещения  мигрантов,  степень  легализации  перемещений,

степень  приживаемости  мигрантов,  особенности  размещения   мигрантов   по

территории    вселения.    В    соответствии     этим    была     составлена

Информация о работе Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации