Японская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Описание

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов управления, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 108.83 Кб (Скачать документ)

 
президента, вице-президентов и  руководителей  центральных  служб.  На  этом

 
уровне определяются стратегические цели и политика компании.

 
       Б) «Канри» (администрация) — средний  тактический  уровень.  К  нему

 
относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов.

 
       B) «Иппан» (рядовой состав)  — оперативный  уровень  управления.  К

 
этому уровню относятся должности линейных управляющих:  руководители  групп,

 
начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.

 
       Необходимо отметить, что «кэйэй», «канри»,  «иппан»  трудно  назвать

 
уровнем управления  в  общепринятом  смысле,  т.  е.  когда  каждый  из  них

 
характеризуется  определенной  властью  и  ответственностью.   Отличительной

 
особенностью японской организации является то, что в ней,  как  правило,  не

 
существует   достаточно   четкого    разграничения    уровней    власти    и

 
ответственности.

 
       Наиболее ярко особенность проявляется в традиционной форме процедуры

 
принятия решений. При этом должна  быть  соблюдена  определенная  формальная

 
процедура. Управляющий, от которого исходит инициатива о  принятии  решения,

 
составляет специальный документ, известный под названием "рингисе".  В  этом

 
документе всесторонне описывается проблема и  предлагаются  рекомендации  по

 
её  решению.   После  этого  "рингисе"  передается  на  рассмотрение  в   те

 
подразделения, деятельность которых хотя бы в  какой-то  мере  затрагивается

 
выдвинутой   проблемой.   После   того   как    "рингисе"    обойдёт    всех

 
заинтересованных  управляющих  того  уровня,  на  котором  оно   составлено,

 
документ передается на следующий, более высокий  уровень  управления.  После

 
того как высший руководитель одобрит документ, решение считается принятым  и

 
приобретает характер директивы.

 
       Существенной  чертой  в  системе  "ринги"  является  то,   что   она

 
предполагает  сознательное  использование  косвенных   методов   управления.

 
Выяснение  мнения  большого  числа  людей  – участников  процесса  принятия

 
решений расширяет понимание проблемы  в  целом  и  позволяет  определить  её

 
значение и  влияние  на  деятельность  фирмы.  Решение  поэтому  является  в

 
значительной степени выражением коллективного мнения, разработанного  внутри

 
группы, а не привнесенного извне, и это обстоятельство  приобретает  большое

 
положительное  значение  на  этапе  реализации.  Групповой  метод   принятия

 
решений при этом становится в известной степени стимулятором  их  выполнения

 
и развития групповой мотивации. Этот  метод  повышает  качество  принимаемых

 
решений.  Обмен мнениями стимулирует появление совершенно новых идей.

 
       Ещё одной особенностью японского управления является то, что  это  в

 
высшей  степени  идеологизированное   управление.   Механизм   идеологизации

 
является сердцевиной японского управления, так как, с одной стороны,  именно

 
он прежде всего служит  той  силой,  которая  поддерживает  и  воспроизводит

 
японский тип управления, и, с другой стороны, именно  он  придает  японскому

 
управлению ту жизненность и ту  силу,  которые  делают  японское  управление

 
весьма эффективным. Главная цель идеологического  воздействия  на  работника

 
- выработка у него отношения к организации, в которой  он  трудится,  как  в

 
единой семье. Также направлением идеологической работы  является  воспитание

 
у работников  японской  фирмы  чувства  патриотизма  по  отношению  к  своей

 
организации, чувства гордости за неё.

 

 

 

 
                    3. Средства мотивации

 

 
       Средства мотивации призваны "включать" в действие мотивы и  стимулы.

 
Среди этих средств в Японии  особое  место  занимает  система  "пожизненного

 
найма"  работников.  Следует  сразу  же  заметить,  что  "пожизненный  наем"

 
характерен  только  для  крупных  фирм.  В  мелких   фирмах   эта   система,

 
естественно,  не  доминирует.  По  оценкам  японских   экономистов,   данной

 
системой найма охватывается от 22 до 30% наемного персонала.

 
       Механизм этой системы функционирует следующим  образом.  Каждый  год

 
фирма  в  начале  апреля,  т.  е.  по  окончании  учебного  года,   нанимает

 
выпускников школ и университетов,  которые  заполняют  вакансии  постоянного

 
штата. Зачисленные проходят  определенный  период  адаптации  и  обучения  и

 
только после этого допускаются к исполнению обязанностей на  рабочем  месте.

 
Некоторые фирмы практикуют испытательные сроки.

 
       "Пожизненный  наем"  дает  предпринимателям  активных  и   преданных

 
тружеников, готовых трудиться не покладая рук. Конечно, такой  наем  выгоден

 
прежде всего бизнесу, однако  субъективно  выгоду  ощущают  и  работники.  С

 
первых дней работы в фирме они проникаются уверенностью  в  том,  что,  пока

 
фирма функционирует, их занятость  гарантирована.  По  достижении  55  (а  в

 
некоторых фирмах 60) лет они выйдут на пенсию, и фирма выплатит им  солидные

 
выходные пособия.

 
       Нужно сказать, что японские рабочие принимают "пожизненный наем" как

 
должное, более того, они активно стремятся попасть  в  сферу  его  действия.

 
Кроме  указанных  выше  причин  здесь  также  действуют  этнопсихологические

 
установки.  Так,  потеря  работы  в  Японии   рассматривается   как   личная

 
катастрофа,  не  только  наносящая  работнику  экономический  ущерб,  но   и

 
унижающая его в социальном плане.  Увольнение  ассоциируется  с  отсутствием

 
широких  знаний,  профессиональных   навыков   и   способностей,   а   также

 
традиционного  рвения  к  труду.  Уволенные  или  оставившие  работу  японцы

 
обрекаются в известной степени на изоляцию: им трудно  себя  реабилитировать

 
в  глазах  членов  своего  "клана".  Такие  люди,  как  правило,  становятся

 
бременем для семьи и родственников. Все это понуждает оставшихся  без  места

 
тщательно скрывать реальное положение дел и безропотно  искать  какое-нибудь

 
занятие.

 
       Японский  работник, нанятый фирмой "пожизненно", испытывает  чувство

 
глубокого удовлетворения. Поскольку отбор в постоянные кадры очень сложен  и

 
строг,  счастливчик,  прошедший  все  рогатки  отбора,  переживает  как   бы

 
психологическое обновление. Он рассматривает факт найма  как  признание  его

 
достоинств,  подготовленности  и  способностей.  От  этого  вновь   принятый

 
проникается к нанявшей его  фирме  благодарностью  и  зачисляет  себя  в  ее

 
вечные должники. В  сущности,  "пожизненный  наем"  выступает  для  японских

 
работников мощным возбудителем их мотивационных сил. Именно  это,  как  нам

 
представляется, обеспечивает ему будущее.

 
       Система "пожизненного найма" тесно переплетается с  системой  оплаты

 
по старшинству, которая также выступает в качестве мотивационного  средства.

 
Ее сущность заключается в  том,  что  размер  заработной  платы  ставится  в

 
прямую  зависимость  от  продолжительности  непрерывного  стажа:  за  каждый

 
очередной год этого стажа полагается  автоматическая  прибавка  к  зарплате.

 
Подобная оценка труда  работников  берет  свое  начало в  традиционном  для

 
японского  общества  уважении  к  старшим.   Общепризнано,   что   в   сфере

 
производства,  как  и  в  жизни  вообще,  человек   с   возрастом   мудреет,

 
способности его получают все более  разностороннее  развитие.  "Старшего,  —

 
гласит японская  мудрость,  — надо  уважать".  Неудивительно,  что  принцип

 
старшинства столь  четко  прослеживается  в  области  начисления  заработной

 
платы.

 
       Функционирование оплаты по старшинству подводит к двум выводам.  Во-

 
первых,  практикуемая  в  Японии  система  оплаты  труда  отличается  весьма

 
незначительной  дифференцированностью  и  подчиняется  требованиям  принципа

 
уравниловки.   Во-вторых,   размер   заработной   платы   с   точки   зрения

 
мотивационной теории более или менее  близок  к  оптимуму,   довольно  четко

 
отражая   фактическую    потребность.    Относительно    слабо    выраженная

 
дифференцированность заработной платы в Японии  предотвращает  возникновение

 
негативных эмоций среди работников.

 
       Оплата  по  старшинству  теснейшим  образом   связана   с   системой

 
должностного продвижения по старшинству, или, как ее еще именуют,  "системой

 
сеньоризма".

 
       Суть системы состоит в том, что при выборе кандидата  на  выдвижение

 
определяющими  критериями  являются  возраст  и   стаж.   И   хотя   должное

 
способностям людей отдается, хотя способности эти  с  течением  времени  все

 
больше принимаются в расчет, ориентация на возраст и  стаж  крайне  медленно

 
уступает свои позиции.  Что же дает японскому бизнесу "система  сеньоризма"?

 
Во-первых,  она  ослабляет  конкуренцию  между  отдельными  работниками   за

Информация о работе Японская модель управления