Японская модель управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:00, доклад

Описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны.
Исследователи японской экономики считают, что успехи её экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. Японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей.

Работа состоит из  1 файл

Японская модель управления.docx

— 18.14 Кб (Скачать документ)

Японская  модель управления.

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим  укладом страны.

Исследователи японской экономики считают, что успехи её экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. Японская система управления - это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей.

В используемых в  Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса тесно переплетаются  традиционные, национальные и современные  формы организации труда.

Применительно к  различным видам деятельности, в  самой среде работающих здесь  людей сложилось предпочтение групповых  ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума  с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед  разрешением противоречий через  конфликт; принцип самосовершенствования  и долга, почтение к старшим, необходимость  трудиться с полной отдачей сил  и способностей.

2. Управление трудовыми  ресурсами в Японии.

Основа японского  менеджмента - это управление людьми, человеческими ресурсами.

Японские корпорации управляют своими служащими таким  образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют эффективные системы заработной платы, анализа организации труда  и рабочих мест, аттестации служащих и др. 

2.1. Управление персоналом

Ключевым аспектом японского менеджмента является управление персоналом. В Японии, как  говорят сами японцы, есть лишь одно богатство - люди.

Эффективное управление человеческими ресурсами, обеспечивают достижение высокого качества продукции и конкурентоспособности японской продукции и технологий на международном рынке.

Основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмами строится в зависимости от возможностей человека. Эта особенность японского управления стала основополагающей.

Поэтому в японских фирмах с течением времени сложилась  развитая концептуальная схема управления человеческими ресурсами. 

Стратегия Концептуальные  установки Методы
Преимущественная  ориентация на эффективное использование "человеческого фактора" в управлении Система долгосрочного (пожизненного) найма 
 
Развитая система морально-психологического и материального стимулирования 
 
Развитая система интеграции персонала
- Медленное продвижение  по лестнице (принцип "старшинства") 
- Комплексная система оценки эффективности 
- Горизонтальная ротация кадров 
- Ориентация на групповые методы работы 
- Взаимозаменяемость кадров. Универсализм в профессиональной подготовке. 
- Постоянная переподготовка кадров по принципу "сверху вниз" 
- Развитая система коммуникации и взаимодействия  
- Внешнее сглаживание социальных различий между руководством и рабочими 
- Консультативный (групповой) характер принятия решений 
- Повышенное внимание к работнику
 

Управленческие  решения, стиль и  концепция управления

В японской организации  можно выделить три основных уровня управления:

A) "Кэйэй" (руководство) - высший стратегический уровень управления. К нему относятся должности председателя и членов совета директоров, президента, вице-президентов и руководителей центральных служб. На этом уровне определяются стратегические цели и политика компании.

Б) "Канри" (администрация) - средний тактический уровень. К нему относятся должности руководителей отделений фирмы и начальников отделов.

B) "Иппан" (рядовой состав) - оперативный уровень управления. К этому уровню относятся должности линейных управляющих: руководители групп, начальники смен, участков, а также мастера и бригадиры.

Средства  мотивации

Средства мотивации  призваны "включать" в действие мотивы и стимулы. Среди этих средств  в Японии особое место занимает система "пожизненного найма" работников. "Пожизненный наем" характерен только для крупных фирм. В мелких фирмах эта система, не доминирует. "Пожизненный наем" дает предпринимателям активных и преданных тружеников, готовых трудиться не покладая рук. Конечно, такой наем выгоден прежде всего бизнесу, однако субъективно выгоду ощущают и работники. С первых дней работы в фирме они проникаются уверенностью в том, что, пока фирма функционирует, их занятость гарантирована. По достижении 55 (а в некоторых фирмах 60) лет они выйдут на пенсию, и фирма выплатит им солидные выходные пособия. Система "пожизненного найма" тесно переплетается с системой оплаты по старшинству, которая также выступает в качестве мотивационного средства. Ее сущность заключается в том, что размер заработной платы ставится в прямую зависимость от продолжительности непрерывного стажа: за каждый очередной год этого стажа полагается автоматическая прибавка к зарплате. Кроме возраста, стажа и способностей на систему выбора кандидатов на выдвижение оказывает влияние, уровень образования. При прочих равных условиях кандидат с престижным вузом за плечами получит предпочтение. Но в целом преимущество пока в большинстве случаев сохраняется за возрастом и стажем.

Информация о работе Японская модель управления