Премии в области качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 16:55, реферат

Описание

В реферате представлен обзор мировых премий качества: премии Деминга, национальной премии качества Малколма Болдриджа, Европейской и Японской премий качества, а также премии Правительства Российской Федерации в области качества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ КОНКУРСОВ КАЧЕСТВА 4
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРОВЫХ ПРЕМИЙ КАЧЕСТВА 5
2.1. Премия Деминга (Deming Application Prize - DAP) 5
2.2. Национальная премия качества Малколма Болдриджа (Malcom Baldrige National Quali-ty Award — MBNQA) 8
2.3. Европейская Премия Качества (The European Quality Award - EQА) 12
2.4. Японская премия качества 15
2.5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества) 17
3. НЕКОТОРЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ ЗА КАЧЕСТВО 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24

Работа состоит из  1 файл

премии качество.docx

— 183.77 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО Сибирский государственный  аэрокосмический университет

имени академика М.Ф. Решетнева

Факультет машиноведения  и мехатроники

Кафедра управления качеством  и сертификации

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Управление качеством»

ПРЕМИИ В ОБЛАСТИ  КАЧЕСТВА

 

 

Выполнила студентка гр. Э-82

Руденко Е.И.

Проверил к.т.н., доцент

Ивасев С.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ            3

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ  КОНКУРСОВ КАЧЕСТВА    4

2. Краткая характеристика мировых премий качества    5

2.1. Премия Деминга (Deming Application Prize - DAP)      5

2.2. Национальная премия качества Малколма Болдриджа (Malcom Baldrige National Quality Award — MBNQA)          8

2.3. Европейская Премия Качества (The European Quality Award - EQА)            12

2.4. Японская премия качества                  15

2.5. Российская премия качества (Премия Правительства РФ в области качества)           17

3. Некоторые национальные награды за качество             21

заключение                    23

библиографический список                 24

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Во всем мире качество уже  давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Награды за качество и достижение превосходства приносят признание лучшим организациям и являются важным элементом в стратегиях совершенствования, повышения производительности и конкурентоспособности, как на микро, так и на макроэкономическом уровне. Сегодня можно выделить несколько направлений, по которым учреждаются награды в области качества.

Во-первых, это признание  лучших продуктов и услуг. Победители таких премий, как "Сто лучших товаров России", "Народная марка", "Товар года" производят высококачественные товары, обладающие лучшими потребительскими свойствами, лидируют на рынках по объему продаж и в рейтингах брэндов.

Во-вторых, это индивидуальные премии за вклад в развитие движения качества. Среди наиболее уважаемых в мире: премия Акайо (Akao Prize), премии Американского Общества Качества, персональная премия Деминга.

В-третьих, награды для  компаний за построение лучших систем управления, за качественно организованный бизнес-процесс, позволяющий компании совершенствовать деятельность и обеспечивать свою конкурентоспособность. Национальные премии в области качества предоставляют механизм, использование которого помогает компаниям понять и принять философию качества.

В истории национальных наград за качество ключевую роль играют три  широко известные и признанные во всем мире премии: премия Деминга – японская награда за успешную разработку и применение методов управления качеством в масштабах всей компании; национальная премия качества Малколма Болдриджа, критерии которой сформировали философию не только американского, но мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством.

Успех премий выражается в  улучшении показателей деятельности и повышении конкурентоспособности  компаний в странах, где проводятся конкурсы качества. Во многих странах были учреждены собственные программы качества на базе ведущих мировых премий. В России это премия Правительства Российской Федерации в области качества, построенная на базе Европейской премии качества.

Для специалистов в области  менеджмента качества профессиональный интерес представляет именно третья категория премий в области качества.

Премии качества вышли  за рамки обычного конкурса и рассматриваются  как инструмент управления и совершенствования бизнеса. Критерии и модели премий находятся в авангарде современных методов управления. Принципы, декларируемые организаторами конкурсов на соискание премий в области качества, становятся принципами ведения бизнеса и концептуальной основой для национальной политики в области качества.

В реферате представлен обзор мировых премий качества: премии Деминга, национальной премии качества Малколма Болдриджа, Европейской и Японской премий качества, а также премии Правительства Российской Федерации в области качества.  

  

 

 

 

 

1. Организационные основы конкурсов качества

 

Премии качества инициируются преимущественно на государственном  уровне, и поэтому носят статус национальных. Методическое и организационно-техническое обеспечение конкурсов возлагается на правительственные или близкие к правительственным организации. Для проведения экспертной оценки конкурсантов привлекаются представители государственного управления, бизнеса и науки.

Организаторы конкурсов  качества присуждают премии в различных  номинациях: для крупных промышленных предприятий, малых и средних  компаний, отдельных бизнес-единиц, сервисных организаций и организаций  некоммерческого сектора, отдельно для сферы образования и здравоохранения, для государственных учреждений.

Структура конкурсов на соискание  премий качества приблизительно одинакова  и включает следующие основные этапы:

1. подготовка отчета о деятельности компании и ее достижениях в области улучшения качества;

2. анализ и оценка отчетов экспертами премии качества;

3. определение лучших компаний по итогам оценки отчетов;

4. обследование и оценка лучших компаний на местах;

5. определение победителей конкурса;

6. оглашение результатов и награждение победителей.

Эксперты премий оценивают, во-первых, используемые конкурсантом подходы, методы. Во-вторых, как эти  подходы внедряются. И, наконец, как  заявленные инициативы влияют на получаемые результаты. Так, эксперты Российской премии качества рассматривают отчеты по самооценке, руководствуясь следующими показателями: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, достижения и полнота охвата.

Один из важнейших элементов  оценочного процесса, благодаря которому многие организации принимают решение  об участии в конкурсе – экспертное заключение. Это независимый отчет, в котором оценивается текущее  состояние компании, анализируются  достигнутые результаты, указываются  области, где необходимы первоочередные улучшения, даются рекомендации по совершенствованию деятельности. Кроме того, экспертное заключение содержит балльную оценку по каждой категории, которая позволит конкурсанту сопоставить свой уровень с эталонным и с уровнем победителей, а также проследить динамику улучшений относительно прошлых показателей.

Далее рассмотрим известные  мировые премии в области качества, модели которых широко используются как инструменты совершенствования  бизнеса: Премия Деминга – престижная награда для организаций, исповедующих принципы TQM, успешно разрабатывающих и применяющих методы контроля и управления качеством; Премия Болдриджа, критерии которой сформировали философию мирового бизнеса последних лет; Европейская премия качества, являющая собой образец взаимовыгодного сотрудничества организаций Европы под эгидой Европейского фонда управления качеством; Японская премия качества как один из ярких примеров применения критериев Болдриджа для разработки национальной программы качества и вовлечения большого числа компаний в процесс совершенствования на основе самооценки; Российская премия качества, учрежденная Правительством РФ с целью повысить конкурентоспособность российского бизнеса. 

 

 

 

2. Краткая характеристика мировых премий качества

 

2.1. Премия Деминга

(Deming Application Prize - DAP)

 

"В основе качества  продукции лежит качество труда  и качественный менеджмент на  всех уровнях, т.е. такая организация  работы коллективов людей, когда  каждый работник получает удовольствие от своей работы", – такова основная идея лекций профессора Эдварда Деминга – американца, приглашенного в 1950 году выступить перед ведущими промышленниками Японии.

В 1951 году Японский союз ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в знак благодарности доктору Демингу за разработку программы восстановления японской промышленности и развитию идей качества в Японии, учредил престижную ежегодную премию его имени – Премию Деминга (Deming Prize). К этому времени контроль качества широко применялся в японской промышленности, а в некоторых компаниях даже трансформировался во Всеобщий Контроль Качества компании (Company Wide Quality Control - CWQC), базирующийся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались призом Деминга за качество, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Приз Деминга присуждался также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Информация о работе Премии в области качества продукции