Качество продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 18:55, курсовая работа

Описание

Современный мировой рынок представляет собой арену жестокой борьбы поставщиков продукции, использующих различные методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с конкретными показателями своей потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о наличии качественных показателей продукции.

Работа состоит из  1 файл

курсач.docx

— 179.94 Кб (Скачать документ)

    1 Теоретические аспекты  изучения качества  продукции

    1.1 Качество продукции  и значение его  повышения

 

    Современный мировой рынок представляет собой  арену жестокой борьбы поставщиков  продукции, использующих различные  методы и средства для подавления конкурентов и обеспечения себе дополнительных преимуществ. Главным  в этой борьбе является усиление роли технического уровня и качества выпускаемой  продукции, наиболее полно отвечающей потребностям конкретных потребителей. Исследуя товар, покупатель сравнивает, «взвешивает» его конкретные свойства, выраженные в физических, электрических, химических и других единицах, с  конкретными показателями своей  потребности, имеющими определенные границы. В этом случае следует говорить о  наличии качественных показателей  продукции.

    Качество  продукции согласно Международному стандарту ИСО 8402-86 – это совокупность свойств и характеристик продукции  или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные  или предполагаемые потребности  [1, с.24].

    Существует  и иное определение качества продукции  – это понятие, которое характеризует  параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность  [2, с.8]. Это определение с точки зрения показателей, которые характеризуют качество продукции. Эволюция определений понятий качества представлена в ПРИЛОЖЕНИИ А.

    В определении качества продукции  используются два подхода: технический  и экономический. Технический рассматривает  качество как совокупность свойств  продукции. Экономический — совокупность свойств, которые способны удовлетворять потребности потребителей.

    Качество  продукции в значительной степени  влияет на уровень таких показателей  деятельности предприятия, как себестоимость, цена продукции, прибыль, рентабельность, а также конкурентоспособность продукции и предприятия [3, с.238].

    На  каждом предприятии  качество продукции  определяют разнообразные факторы как внутренние, так и внешние.

    К внутренним относятся такие, которые  связаны со способностью предприятия  выпускать продукцию надлежащего  качества, т.е. зависят от деятельности самого предприятия. Они многочисленны, их классифицируют на следующие группы: технические, организационные, экономические, социально-психологические.

    Технические факторы самым существенным образом  определяют качество продукции, поэтому  внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного  сырья – материальная основа для  выпуска конкурентоспособной продукции.

    Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и  соответствующего уровня квалификации персонала.

    Экономические факторы обусловлены затратами  на выпуск и реализацию продукции, политикой  ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции.

    Социально-экономические факторы в значительной мере определяют создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников – все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции.

    Внешние факторы в условиях рыночных отношений  способствуют формированию качества продукции. К ним в первую очередь можно  отнести: требования рынка, т.е. покупателей, конкуренцию и т.д.

    Все эти факторы  связаны между  собой и влияют на качество продукции  и определяют пути его повышения [4, с.107].

    Повышение качества продукции имеет огромное социально-экономическое значение для общества в целом. Это объясняется  следующим:

    1. Улучшение качества товаров народного  потребления обеспечивает более  полное удовлетворение потребностей  населения, что означает повышение  его жизненного уровня.

    2. Повышение качества продукции является фактором роста эффективности производства, экономии живого и овеществленного труда, экономии энергоресурсов.

    Улучшение качества продукции равносильно  увеличению ее количества без ввода  дополнительных производственных мощностей  и привлечения дополнительных инвестиций. Машины, оборудование, приборы высокого качества более экономичны в эксплуатации. Они дольше служат и, сберегая труд их потребителей, тем самым способствуют росту производительности общественного труда. Использование высококачественного сырья и материалов не только снижает затраты на его сортировку, но и ведет к снижению материалоемкости производства.

    3. Повышение экологических параметров ведет к улучшению экологической обстановки.

    4.  Повышение качества продукции  расширяет экспортные возможности страны [5, с.145].

    Значение  повышения качества продукции для  предприятия заключается в том, что оно позитивно сказывается  на эффективности использования  производственных ресурсов, эффективности  функционирования предприятия, а также  адаптивности предприятия к изменяющимся условиям внешней экономической среды, активизирует процесс поиска и внедрения инноваций в производство. Повышение качества продукции на макроуровне способствует формированию экспортного потенциала, усиливающего экономическую независимость государства, а, следовательно, и его безопасность. Кроме того, качество выступает катализатором ускорения научно-технического прогресса, роста благосостояния общества и т.д. Поэтому на государственном уровне проводится политика стимулирования повышения качества продукции, выпускаемой национальными предприятиями, а также политика обеспечения конкурентоспособности продукции как условия достижения устойчивого экономического развития национальной экономики. 

1.2 Система показателей качества продукции и методика их расчета 

    Свойства  продукции, производимой на предприятии, количественно выражаются в показателях  качества. Наука, занимающаяся количественной оценкой качества продукции (т.е. измерением качества), называется квалиметрией. [6, с. 74]

    Уровень качества продукции – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении значений показателей, характеризующих качество оцениваемой продукции, с базовыми значениями соответствующих показателей.

    Система показателей качества, используемых при оценке уровня качества, включает единичные и комплексные показатели, характеризующие ее свойства, а также обобщающие показатели, выражающие уровень ее качества.

    Единичные и комплексные показатели качества применяют для определения конкретных заданий по улучшению качества с учетом особенностей выпускаемой продукции и характера ее производства. Обобщающие показатели характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения.

    Единичные показатели качества, фиксируемые в  нормативно-справочной документации, объединены в 10 групп:

  1. показатели назначения, характеризующие свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена (производительность, мощность, грузоподъемность и др.).
  2. показатели надежности и долговечности (безотказность, сохраняемость, работоспособность, ремонтопригодность, срок службы, стойкость инструмента)
  3. показатели технологичности, к которым относятся такие показатели, как удельная трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость изготовления и эксплуатации изделия, длительность цикла технического обслуживания и др.
  4. показатели стандартизации и унификации, определяющие такие свойства, как насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
  5. эргономические показатели, отражающие взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием (освещенность, температура, влажность, шум, вибрация, давление, токстичность и т. д.)
  6. эстетические показатели, характеризующие способность продукции потребность в красоте (информационная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия). [7, с.363]
  7. показатели экономичности, определяющие совершенство изделия по уровню материальных, топливо-энергетических и трудовых ресурсов на его разработку, производство и эксплуатацию (эксплуатационные издержки, прибыль, себестоимость, цена продукции) . [1, с. 38]
  8. патентно-правовые показатели, определяющие патентную защиту и патентную чистоту продукции и являющиеся существенным фактором при определении конкурентоспособности на мировом рынке. [8, c.35]
  9. экологические показатели, выражающие уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции.
  10. показатели безопасности, характеризующие особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, то есть обеспечивающие безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировке и эксплуатации продукции. [7, с.74]

    Комплексный показатель отражает одновременно несколько  или все свойства конкретного  вида продукции, включая затраты связанные с разработкой, производством и эксплуатацией продукции, и выражается одним числом, что позволяет на практике сравнивать большое число показателей качества продукции с таким же количеством базовых показателей. [9, с.85] Он отражает такую совокупность свойств продукции, по которой принято решение оценивать ее качество. [2, с.45] Комплексные показатели определяют для иерархического «дерева качества».

    Качество  можно представить в виде иерархической  структуры «дерева качества», где на самом низком (нулевом) уровне «иерархического дерева качества» находится качество как обобщённое комплексное свойство продукции, на самом верхнем – простые единичные свойства. Построение «иерархического дерева качества» начинают с составления перечня единичных показателей качества (единичных свойств), которые могут оказаться существенными для решаемой задачи оценивания качества. После составления списка показателей их объединяют в группы по характеризуемым свойствам: назначения, технологичности, безопасности и другие. Каждому показателю присваивают коэффициент весомости, и, наконец, схематично составляется «иерархическое дерево качества». [10, с.37]

    Обобщающие  показатели, в отличие от единичных  и комплексных,  характеризуют не конкретные виды продукции, а уровень качества продукции в целом:

  - объем и удельный вес новой продукции в общем объеме выпускаемой на предприятии продукции;

     - объем и удельный вес продукции, соответствующей мировому уровню качества;

     - объем и удельный вес продукции, поставляемой на экспорт;

     - объем и удельный вес сертифицированной продукции; [11, с.83]

     - объем и удельный вес зарекламированной продукции;

     - средний коэффициент сортности. [2, с. 57] 
 

1.3 Методы оценки уровня качества продукции 

    В последние десятилетия в развитых в научно-техническом отношении  странах применительно к разным отраслям производства предлагаются многочисленные способы и методы количественного  измерения и оценки качества различных  видов продукции и услуг, с  помощью которых оценивают качество автомобилей и автомобильных  топлив, торговой упаковки и пищевых  продуктов, мебели и измерительных  приборов, обуви и прохладительных  напитков, образования и коммунального  обслуживания и т. д.

    При всем многообразии и намеренно подчеркнутой несхожести приведенных видов продукции  по своему назначению и свойствам  применяемые для оценки их качества принципы и методы могут иметь  много общего.

    Под методом оценки качества продукции  понимается совокупность логических и  математических операций по использованию  отдельных показателей качества продукции или их определенного  сочетания для определения качества изделия в целом на основе их сравнения  с аналогичными вариантами изделий  для принятия решения о выборе предпочтительного по качеству для  потребителя варианта.

Информация о работе Качество продукции