Организация контроля качества продукции и профилактики брака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:31, контрольная работа

Описание

Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

Содержание

Сущность процессов контроля качества__________________________3
Задачи и структура ОТК предприятия___________________________10
Виды технического контроля на предприятии____________________17
Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин_________19
Используемая литература_______________

Работа состоит из  1 файл

Управление качеством.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

   КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

   По  дисциплине: УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

   Тема: Организация контроля качества продукции и профилактики брака

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Сущность  процессов контроля качества__________________________3
  2. Задачи и структура ОТК предприятия___________________________10
  3. Виды технического контроля на предприятии____________________17
  4. Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин_________19

    Используемая  литература________________________________________21

 

      1. Сущность процессов  контроля качества

 

     Особое  место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий выпуска продукции высокого качества. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.

     Именно  в процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов функционирования системы с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.

     Контроль – это процесс определения и оценки информации об отклонениях действительных значений от заданных или их совпадении и результатах анализа. Контролировать можно цели (цель/цель), ход выполнения плана (цель/будет), прогнозы (будет/будет), развитие процесса (будет/есть).

     Предметом контроля может быть не только исполнительская  деятельность, но и работа менеджера. Контрольная информация используется в процессе регулирования. Так говорят  о целесообразности объединения  планирования и контроля в единую систему управления (Controlling):

    • планирование
    • Контроль
    • Отчетность
    • менеджмент

     Контроль  осуществляется лицами, прямо или  косвенно зависящими от процесса. Проверка (ревизия) – это контроль лицами, не зависящими от процесса.

     Процесс контроля должен пройти следующие стадии:

  1. Определение концепции контроля (всеобъемлющая система контроля «Controlling» или частные проверки);
  2. Определение цели контроля (решение о целесообразности, правильности, регулярности, эффективности процесса правления);
  3. Планирование проверки:
    1. объекты контроля (потенциалы, методы, результаты, показатели и т.д.);
    1. проверяемые нормы (этические, правовые, производственные);
    2. субъекты контроля (внутренние или внешние органы контроля);
    3. методы контроля;
    4. объем и средства контроля (полный, сплошной, выборочный, ручной, автоматический, компьютеризированный);
    5. сроки и продолжительность проверок;
    6. последовательность, методики и допуски проверок.
  1. Определение значений действительных и предписанных;
  1. Установление идентичности расхождений (обнаружение, количественная оценка);
  2. Выработка решения, определение его веса;
  3. Документирование решения;
  4. Метапроверка (проверка проверки);
  5. Сообщение решения (устное, письменный отчет);
  6. Оценка решения (анализ отклонений, локализация причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления, меры по устранению недостатков).

     Виды  контроля различают по следующим  признакам:

  1. По принадлежности субъекта контроля к предприятию (внутренний, внешний);
  2. По основанию для проведения контроля (добровольный, по закону, по Уставу);
  3. По объекту контроля (контроль за процессами, контроль за решениями, контроль за объектами, контроль за результатами);
  4. По регулярности (системный, нерегулярный, специальный).

     Контроль  качества должен подтверждать выполнение заданных требований к продукции, включая в себя:

  • входной контроль (материалы не должны использоваться в процессе без контроля; проверка входящего продукта должна соответствовать плану качества, закрепленным процедурам и может иметь различные формы);
  • промежуточный контроль (организация должна иметь специальные документы, фиксирующие процедуру контроля и испытаний внутри процесса, и осуществлять этот контроль систематически);
  • окончательный контроль (предназначен для выявления соответствия между фактическим конечным продуктом и тем, который предусмотрен планом по качеству; включает в себя результаты всех предыдущих проверок и отражает соответствие продукта необходимым требованиям);
  • регистрация результатов контроля и испытаний (документы о результатах контроля и испытаний предоставляются заинтересованным организациям и лицам).

     Особым  видом контроля являются испытания  готовой продукции. Испытание – это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий. Испытания проводятся по соответствующим программам.

     В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:

  • предварительные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности приемочных испытаний;
  • приемочные испытания – испытания опытных образцов для определения возможности их постановки на производство;
  • приемо-сдаточные испытания – испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
  • периодические испытания – испытания, которые проводят 1 раз в 3-5 лет для проверки стабильности технологии производства;
  • типовые испытания – испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.

     Точность  измерительного и испытательного оборудования влияет на достоверность оценки качества, поэтому обеспечение его качества особенно важно.

     Из  нормативных документов, регламентирующих метрологическую деятельность, выделяют: Закон РФ о единстве измерений  и международный стандарт ИСО 10012-1: 1992 о подтверждении метрологической пригодности измерительного оборудования.

     При управлении контрольным, измерительным  и испытательным оборудованием  организация должна:

  • определить, какие измерения должны быть сделаны, какими средствами и с какой точностью;
  • оформить документально соответствие оборудования необходимым требованиям;
  • регулярно проводить калибровку (проверку делений прибора); определить методику и периодичность калибровки;
  • документально оформлять результаты калибровки;
  • обеспечить условия применения измерительной техники с учетом параметров окружающей среды;
  • устранять неисправные или непригодные контрольно-измерительные средства;
  • производить регулировку оборудования и программного обеспечения с помощью только специально обученного персонала.

     Прохождение контроля и испытаний продукции должно подтверждаться наглядно (например, с помощью этикеток, бирок, пломб и т.д.). Те продукты, которые не соответствуют критериям проверки, отделяются от остальных.

     Также необходимо определить специалистов, ответственных за проведение такого контроля и установить их полномочия.

     Для принятия решения о контроле и  организации процессов контроля могут иметь значение ряд критериев: его эффективность, эффект влияния  на людей, задачи контроля и его границы (рис.4.5). 

Рис.1 Основные составляющие критерия для решения о контроле 

     Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных  объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством. Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов. Положительные результаты действенного контроля качества можно выделить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.

     В рыночных условиях хозяйствования существенно  возрастает роль служб контроля качества продукции предприятий в обеспечении  профилактики брака в производстве, усиливается их ответственность за достоверность и объективность результатов осуществляемых проверок, недопущение поставки потребителям продукции низкого качества.

     Необходимость первоочередного совершенствования  деятельности служб технического контроля предприятий определяется их особым местом в производственном процессе. Так, непосредственная близость к контролируемым объектам, процессам и явлениям (во времени и пространстве) создает работникам контрольных служб наиболее благоприятные условия для следующего:

  • разработки оптимальных планов контроля, основанных на результатах длительного наблюдения, анализа и обобщения информации о качестве исходных компонентов готовой продукции, точности оборудования, качестве инструмента и оснастки, стабильности технологических процессов, качестве труда исполнителей и других факторах, оказывающих непосредственное влияние на качество продукции;
  • предупреждения брака и обеспечения активного профилактического воздействия контроля на процессы возникновения отклонений от требований утвержденных стандартов, технических условий, параметров действующих технологических процессов и др.;
  • своевременного проведения в необходимом объеме всех предусмотренных контрольных операций;
  • целенаправленного оперативного изменения условий функционирования объекта контроля для устранения возникающих сбоев в работе и предотвращения производства и поставки потребителям изделий ненадлежащего качества.

     Необходимо  подчеркнуть, что контроль качества, осуществляемый соответствующими подразделениями  предприятий, является первичным (предшествующим во времени) по отношению к контролю со стороны других субъектов управления качеством. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости первоочередного совершенствования деятельности служб технического контроля на предприятиях.

     Операции  контроля качества – неотъемлемая составная часть технологического процесса производства изделий, а также их последующей упаковки, транспортировки, хранения и отгрузки потребителям. Без проведения работниками контрольной службы предприятия (цеха, участка) необходимых проверочных операций в процессе производства изделий или по завершении отдельных этапов их обработки последние не могут считаться полностью изготовленными, потому не подлежат отгрузке покупателям. Именно это обстоятельство определяет особую роль служб технического контроля.

 

      2. Задачи и структура  ОТК предприятия

 

     

     Рис.2 Структурные подразделения ОТК 

     Службы  технического контроля функционируют  в настоящее время практически  на всех промышленных предприятиях. Именно отделы и управления контроля качества обладают наиболее существенными материально-техническими предпосылками (испытательным оборудованием, контрольно-измерительными приборами, оснасткой, помещениями и т.п.) для проведения квалифицированной и всесторонней оценки качества изделий.

     Тем не менее, достоверность результатов контроля качества, осуществляемого персоналом этих служб, нередко вызывает обоснованные сомнения.

     На  некоторых предприятиях требовательность и объективность работников технического контроля при приемке изготовленной  продукции остаются на низком уровне. Ослабление работы по выявлению внутреннего брака практически повсеместно сопровождается увеличением рекламаций на выпускаемую продукцию. На многих предприятиях наблюдается превышение суммы убытков от претензий и рекламаций на продукцию низкого качества над величиной потерь от брака в производстве.

     Обнаружение многих дефектов изделий лишь потребителями  продукции свидетельствует о  неудовлетворительной работе служб  технического контроля предприятий  и, в частности, об отсутствии необходимой заинтересованности и ответственности персонала контролирующих подразделений в полном выявлении брака на обслуживаемых участках производства.

Информация о работе Организация контроля качества продукции и профилактики брака