Организация контроля качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 21:59, курсовая работа

Описание

Каждая организация, выступая в роли поставщика, имеет пять групп заинтересованных лиц:
потребители,
сотрудники,
владельцы,
субподрядчики (предприятия - поставщики комплектующих),
общество.
Деятельность поставщика по обеспечению качества связана с нахождением компромисса между интересами всех этих заинтересованных лиц
Единственный способ получения прибыли, даже более того, просто существования на рынке для организации – производство качественной продукции, внедрение системы управления качеством.

Содержание

Введение 3
1. Система управления качеством. 4
2. История стандартов качества серии ISO. 4
3. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года. 5
3.1. Принципиальные отличия новой версии: 7
3.2. ИСО 9001:2000 8
3.3 Принципы системного управления качеством в ИСО 9001:2000 9
3.4. ИСО 9004:2000 16
3.5. Переход на новую версию 17
4. Сертификация по ISO 9000:2000 года как способ оптимизации системы управления предприятием 19
4.1. Процесс сертификации 21
4.2. Работа сертификационных центров на примере Сибирского сертификационного центра ТПУ 22
Заключение. 29
Список литературы: 30

Работа состоит из  1 файл

управление качеством, стандарты качества, сертификация на примере СЦТПУ.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

    Министерство  образования РФ

    Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра организации производства 
 
 
 
 
 

    Курсовая  работа 

    по  курсу: Организация производства

    по  теме: «Организация контроля качества продукции». 
 
 
 
 

    Группа: ФБ-93

    Студент: Коваленко Ю.В.

    Преподаватель: Гришин А.Т. 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2002 
 

Оглавление 

 

Введение

 

    Каждая  организация, выступая в роли поставщика, имеет пять групп заинтересованных лиц:

    1. потребители,
    2. сотрудники,
    3. владельцы,
    4. субподрядчики (предприятия - поставщики комплектующих),
    5. общество.

Деятельность  поставщика по обеспечению качества связана с нахождением компромисса между интересами всех этих заинтересованных лиц

    Единственный  способ получения прибыли, даже более  того, просто существования на рынке  для организации – производство качественной продукции, внедрение  системы управления качеством.

    Первые  методы регулирования качества были, как известно, связаны с выходным контролем уже изготовленного изделия (деятельность, осуществляемая после  того, как продукция произведена). Затем стали применять методы управления качеством, охватывающие производственный этап (деятельность, осуществляемая в ходе производства продукции). Следующим шагом было внедрение методов, обеспечивающих качество путем смещения акцентов на предупреждение несоответствия (деятельность, предшествующая процессу производства). И, наконец, вопросы регулирования качества стали составной частью общего менеджмента предприятия.

    Целью данной работы является рассмотреть  систему управления качеством продукции на основе международных стандартов ИСО.  
 
 

    1. Система управления  качеством.

 

Прежде  всего, следует остановиться на двух основных понятиях, применяемых в  системе ISO 9000. Что представляет собой  система управления качеством и  что такое стандарт применительно  к системе управления качеством?

    Система управления качеством – это составляющая системы управления бизнесом, ориентирующая ее на получение продукта с соответствующими ожиданиям потребителей показателями качества. Другими словами, составляющие системы управления качеством задают требования к организации процессов и процедур общей системы управления бизнесом таким образом, чтобы продукт на выходе системы был качественным с точки зрения его потребителя.

    Стандарт ISO 9000 устанавливает требования и  рекомендации к тому, каким образом  должны осуществляться управленческие процессы на предприятии, чтобы бизнес функционировал качественно. Действительно, стандарт не может “напрямую” обеспечить качество выпускаемой продукции, но призван устранить все недостатки управленческих процессов, влияющих не только на качество продукции, но и на удовлетворенность потребителей этой продукцией.

2. История стандартов качества серии ISO.

 

История стандартов качества ISO начинается от Британских стандартов BSI 5750, которые  были разработаны и приняты Британским институтом стандартов (British Standard Institute – BSI) в 1979 году. В свою очередь, считается, что эти стандарты произошли от американских военных стандартов MIL-Q9858, принятых в конце 50-тых в США. Сегодня производство стандартов серии ISO курируются Международной организацией по стандартизации (ISO).

    Согласно  принятым правилам, стандарты подлежат пересмотру каждые 5 лет. В 1994 году была проведена первая ревизия стандартов. Таким образом, до 2000 года для сертификации (для получения сертификата соответствия, который может быть упоминаем в контрактных документах) систем управления качеством использовались такие стандарты серии ISO 9000, как:

    • ISO 9001:1994 (Системы качества, модель для обеспечения качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании);
    • ISO 9002:1994 (Системы качества, модель для обеспечения качества при производстве и монтаже);
    • ISO 9003:1994 (Системы качества, модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях).

 Кроме  так называемых “основных” стандартов, в семейство ISO 9000 входят также  поддерживающие или вспомогательные стандарты и руководства.

В 2000 году Международной организацией по стандартизации была предпринята вторая, более полная ревизия, в результате чего 3 “основных” стандарта были пересмотрены, и произошло их объединение в стандарт ISO 9001:2000.

3. Стандарты ИСО 9000 версии 2000 года.

    Стандарты ИСО серии 9000, применяемые в области  систем управления качеством, в первый раз были пересмотрены в 1994 году. С  тех пор количество предприятий, сертифицировавших свои системы  качества на соответствие данным стандартам, возросло более чем в 6 раз. 15 декабря 2000 года появилось официальное издание новой версии международных стандартов ИСО 9000:2000, которая заменила издание 1994 г.

    В результате комплекс документов, состоявший ранее из 24 стандартов (некоторые их них остались на стадии внедрения), теперь содержит 5 базовых стандартов:

  • ИСО 9000:2000 Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь;
  • ИСО 9001:2000 Система менеджмента качества. Требования (устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества и применяется для целей сертификации и аудита);
  • ИСО 9004:2000 Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества (содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которые ориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий);
  • ИСО 19011:2000 Руководящие указания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды;
  • ИСО 10012 Обеспечение качества измерительного оборудования.

    Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые  полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так и раздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на модели процесса менеджмента качества, но разные области применения. Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, и составляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретными отраслями.

    Стандарты ИСО 9001:2000 и ИСО 9004:2000 запланированы  как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

    Действующий стандарт ИСО 8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли основы систем менеджмента качества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения (нормативный раздел). Стандарт ИСО 9000 заменяет ИСО 9000:1994 и ИСО 8402. При этом Словарь (ИСО 8402) подвергся пересмотру: введены дополнительно новые термины и уточнена часть старых понятий.

    В связи с описанными и еще предстоящими изменениями в стандартах ИСО  серии 9000 пересмотрены национальные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ Р 40.005, и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000.

3.1. Принципиальные отличия новой версии:

        1. На переднем плане находятся  вопросы определения ожиданий  клиента и удовлетворенность клиента.

        2. В большей степени подчеркивается  ответственность руководства.

        3. Стандарт направлен на реальные процессы в деятельности предприятия.

        4. Улучшена возможность интеграции  с другими системами (например, с системой управления охраной  окружающей среды в соответствии  со стандартом ИСО 14001).

        5. Улучшена возможность применения  стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции.

        6. Появилось требование измерения  удовлетворенности клиента.

        7. Выдвинуты новые требования, касающиеся  управления ресурсами.

        8. Устранена путаница с применением  некоторых терминов. В новых стандартах  термин поставщик заменен на организацию, субподрядчик  на поставщика, получатель продукта (по-старому потребитель) назван заказчиком, под которым подразумеваются потребитель, конечный пользователь или розничный торговец. 

3.2. ИСО 9001:2000

    Пересмотренный  стандарт ИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994 г. Данный документ включает в себя практически все требования ИСО 9001:1994, добавляя к ним ряд новых. Полностью изменилась структура стандарта: вместо жесткого деления требований на 20 элементов введены 5 основных разделов:

    1. Система менеджмента качества,
    2. Ответственность руководства,
    3. Менеджмент ресурсов,
    4. Процессы жизненного цикла продукции,
    5. Измерение, анализ и улучшение.

    В приложении к стандарту ИСО 9001:2000 приведены таблицы соответствия разделов ИСО 9001:1994 и ИСО 9001:2000. Данные таблицы (см Приложение 1) удобны при пересмотре документации системы качества, т.к. позволяют переработать Руководство по качеству без выполнения двойной работы, просто копируя те разделы, которые не претерпели изменений.

Разрешена адаптация требований ИСО 9001:2000, чтобы  не использовать те из них, которые не применяются организацией. Это относится к организациям, ведущим подготовку к регистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9003. Блок «Планирование процессов жизненного цикла продукции» может рассматриваться как переменный, то есть при определении области сертификации выбираются те процессы, которые реально выполняются организацией. Остальные блоки в модели системы менеджмента качества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтому все элементы этих блоков должны выполняться.

    Следует уделить внимание положению ИСО 9001:2000 о том, что организация может  исключить только те требования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособность организации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителя продукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиям регламентов.

    Версия  стандарта ИСО 9001:2000 позволяет организации  более гибко подходить к изменениям в документации системы управления качеством и разрабатывать минимальное количество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования, процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управления качеством.

    Обязательным  является документирование всего шести  процедур:

  • управление документацией;
  • управление записями о качестве;
  • внутренние аудиты;
  • управление несоответствующей продукцией;
  • корректирующие действия;
  • предупреждающие действия.

    Отсутствие  документированных процедур какого-либо процесса должно быть каким-то образом компенсировано (например, в ходе обучения сотрудников) или предприятия по своему усмотрению могут увеличить количество документированных процедур.

3.3 Принципы системного управления качеством в ИСО 9001:2000

    Новая версия стандарта базируется на 8 принципах системного управления качеством, близким к идеологии Всеобщего управления качеством (TQM). Данные принципы не излагаются в самих стандартах версии 2000 года в том виде, как они перечислены в данной работе. Однако все содержание стандартов построено на основе этих принципов.

    Принципы  выходят за рамки требований ИСО 9001:2000. Принципы - это во многом ориентация на завтра, они адресованы, прежде всего, тем организациям, которые не ограничатся сертификацией своей системы качества на соответствие требованиям стандартов ИСО 9000:2000, а планируют развивать систему на пути к всеобщему управлению качеством (TQM) и использовать ее в качестве основы для создания системы менеджмента организации. Сформулированные в ИСО 9000:2000 следующие принципы могут стать базой для формирования политики и целей организации в области качества:

Информация о работе Организация контроля качества продукции