Специальные налоговые режимы. Плательщики, налоговая база, ставки, механизм распределения платежей по специальным налоговым режимам (УСН,

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 13:29, реферат

Описание

Цель написания данной курсовой работы – сделать сравнительную характеристику специальных налоговых режимов, оценить их достоинства и недостатки.
Задачи:
1. Дать описание специальных налоговых режимов.
2. Произвести сравнительную характеристику специальных налоговых режимов.
3. Проанализировать достоинства и недостатки специальных налоговых режимов.
4. Дать оценку их соответствия тому или иному виду деятельности организации или индивидуального предпринимателя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Описание специальных налоговых режимов
1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)……………….5
1.2 Упрощенная система налогообложения……………………………………..7
1.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………..9
1.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции………………………………………………………………………...11
2. Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов…….....13
3. Достоинства и недостатки специальных налоговых режимов……………..19
4. Распределение налоговых доходов по уровням бюджета……………….....24
Заключение……………………………………………………………………….26
Список используемой литературы…………………………………………..….27

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 130.00 Кб (Скачать документ)

При выполнении соглашений о разделе продукции налоговая база зависит от вида деятельности. Подразделяет: на добычу полезных ископаемых (ст.346.37), на прибыль (ст.346.38) и на добавленную стоимость (ст.346.39).

7. Налоговый и отчетный периоды.

На ЕСХН налоговым  периодом является календарный год, отчетным – полугодие.

При УСН налоговый  период – календарный год; отчетный период: а) 1-ый квартал; б) полугодие; в) 9 месяцев календарного года.

На ЕНВД налоговый  период – квартал.

При соглашении о разделе  продукции налоговый период устанавливается  статьей 285 НК РФ, т.е. год, а отчетный – 1-ый квартал, 6 и 9 месяцев.

8. Налоговая ставка.

На ЕСХН она составляет 6%.

На УСН налог исчисляется  самостоятельно в зависимости от того, что является объектом налогообложения. Если доход, то 6%, если доход за вычетом  расходов, тогда 15%.

При ЕНВД она устанавливается  в размере 15% величины вмененного дохода.

При соглашении о разделе  продукции на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата составляет 340 руб. за 1 тонну, при добыче остальных полезных ископаемых налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,5 (ст.346.37). На прибыль размер налоговой ставки определяется согласно п.1 ст.284, а именно 24%. На добавленную стоимость применяется налоговая ставка, действующая в соответствующем налоговом периоде в соответствии с гл.21, т.е. либо 0%, либо 10% или 18%, либо как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

9. Порядок и сроки исчисления и уплаты налога.

ЕСХН исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Авансовые платежи производятся не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

При УСН налог исчисляется  так же как на ЕСХН, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно на счета органов Федерального казначейства. Налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов. Применение УСН на основе патента основывается на ст.346.25.1

Уплата ЕНВД производится налогоплательщиком не позднее 25-го числа 1-го месяца следующего налогового периода. Сумма единого налога зачисляется на счета органов Федерального казначейства, уменьшается на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не боле чем на 50%.

При соглашении о разделе  продукции налоги налог уплачивается в соответствии с гл.21 с учетом особенностей статьи 346.39.

10. Налоговая декларация.

На ЕСХН организацией заполняется не позднее 31 марта следующего за истекшим налоговым периодом. По итогам отчетного периода – не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода. ИП – не позднее 30 апреля (налоговый период) и не позднее 25 дней (отчетный период). Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ (см. Приложение 1, 2, 3, 4).

На УСН заполняются  точно так же как и на ЕСХН.

При ЕНВД представляются налогоплательщиками не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

При соглашении о разделе  продукции по каждому виду отдельно не позднее 31 декабря, в случае каких-либо изменений обязаны предоставить в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения. Подлежат постановке на учет по местонахождению участка недр, если на территории РФ находятся, то постановка на учет производится в налоговом органе по его местонахождению.

3. Достоинства  и недостатки специальных налоговых режимов

 

Любой специальный налоговый  режим имеет как свои достоинства, так и недостатки.

Если исходить из того, кто может применять специальные  налоговые режимы, то ЕСХН могут применять любые организации и ИП, являющимися сельскохозяйственными товаропроизводителями, осуществляющие первичную и последнюю переработку сельскохозяйственной продукции и реализующие ее при условии, что доля дохода не менее 70%.

При ЕСХН налоговая ставка достаточно низкая – 6%. Этот режим является добровольным, освобождает от уплаты четырех налогов. Но при переходе на него налогоплательщики уже не вправе перейти на иной режим до окончания налогового периода. При этом они могут на него вернуться не ранее чем через 1 год, после того, как утратили право на уплату ЕСХН. При этом режиме большой налоговый период – год.

С другой стороны этот режим не могут применять те, у  кого доля сельскохозяйственной продукции  меньше 70% в общем доходе, а также: организации, имеющие филиалы или представительства; занимающиеся производством подакцизных товаров; игорный бизнес; бюджетные учреждения.

На УСН не имеют  право перейти организации, имеющие филиалы; банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; занимающиеся производством подакцизных товаров и добычей полезных ископаемых, кроме общераспространенных; занимающиеся игорным бизнесом; нотариусы, адвокаты; участники соглашений о разделе продукции; в которых доля участия других организаций более 25%; иностранные организации. Это существенный недостаток, ведь при УСН можно самому выбрать объект налогообложения, а также достаточно низкую налоговую ставку 6% или 15% в зависимости от объекта налогообложения.

При переходе на УСН налогоплательщики  освобождаются от уплаты четырех  налогов, но при этом за ними сохраняется  обязанность платить взносы и исполнять обязанности налогового агента. Недостатком является то, что, если у организации выручка составить больше 20 млн. руб. в год, то они лишаются права на этот режим. Налогоплательщик может перейти на иной режим в любой момент, но обратно, отказавшись от этого режима, он может вернуться лишь через один год. При объекте налогообложения доходы минус расходы, имеется большой перечень расходов, на которые уменьшается налоговая база. Имеется большой налоговый период – год, обязаны заполнять декларации.

ЕНВД обязаны применять  организации и ИП, осуществляющие достаточно небольшую предпринимательскую  деятельность, основанную на достаточно мелких услугах. Вроде бы это и  недостаток, но с другой стороны  достоинство, все четко расписано, не надо быть очень грамотным бухгалтером, чтобы разобраться, сколько надо платить.

При переходе на этот режим, также как и при УСН освобождаются  от уплаты четырех налогов. Налоговая  ставка идет в размере 15% величины вмененного дохода, исходя из базовой доходности, физического показателя и двух корректирующих коэффициентов. Там есть свои ограничения, даже в количестве людей и площади помещения. При этом режиме небольшой налоговый период, с одной стороны это неудобно, так как приходится часто платить, заполнять налоговую декларацию. С другой же стороны мелкие предприниматели могут не накапливать свои бумаги, а чем чаще они платят, меньше вероятность их потери. Плохо, что этот режим обязателен и при нем ведется бухгалтерский учет.

При выполнении соглашений о разделе продукции налогоплательщиками признаются только являющиеся инвесторами соглашения. Этот режим предусматривает особенности уплаты налогов в зависимости от вида деятельности, как добыча полезных ископаемых, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость.

Инвестор освобождается  от уплаты региональных и местных  налогов и сборов. Особенностью уплаты налога является возмещение государством уплаченных налогов назад предприятию. Этот режим также является добровольным, те, кто имеют право на него, могут  им воспользоваться. В зависимости от вида деятельности различаются налоговая база, налоговая ставка, объект налогообложения.

Для примера рассмотрим несколько различных предприятий.

Пусть будет ИП (фермерское хозяйство), производящий сельскохозяйственную продукцию. Доля доходов от этой продукции составляет больше 70% в общем доходе. Он вправе применять ЕСХН, если захочет, тогда с 20 октября по 20 декабря он может подать заявление о переходе на ЕСН. Тогда его налоговая база будет доходы, уменьшенные на расходы и налоговая ставка будет 6%, платить и подавать налоговую декларацию он будет 1 раз в год, не считая суммы авансового платежа по итогам отчетного периода, который составляет полугодие. При этом он освобождается от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на добавленную стоимость (кроме подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Но при этом он вправе перейти и на УСН, вместо ЕСХН, но только в том случае, если у него по итогам 9 месяцев доходы меньше 15 млн. руб., он не применяет ЕСХН и средняя численность работников не больше 100 человек и он удовлетворяет условиям ст.346.12 НК РФ. Тогда он освобождается от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость (кроме ввоза на таможенную территории РФ). В таком случае он должен подать заявление в период с 1 октября по 30 ноября, сможет выбрать объект налогообложения (доходы или доходы минус расходы) и налоговая ставка составит соответственно 6% или 15%. Он платит налоги и заполняет налоговую декларацию раз в год, но по итогам каждого отчетного периода (1-ый квартал, полугодие и 9 месяцев) исчисляется авансовый платеж.

ЕНВД должен будет  применяться по п.6-9 ст.346.26, если только ИП не перешел на уплату ЕСХН. В данном случае ЕНВД применяться не будет, так как деятельность ИП не подлежит к уплате этого налога. Если бы было предприятие, оказывающее бытовые услуги, то оно обязано было бы перейти на ЕНВД, если оно отвечает условиям ст.346.26 НК РФ. И тогда налоговой базой была бы величина вмененного дохода, равная произведению базовой доходности (7500 руб. (в месяц)), исчисленной за налоговый период (квартал), и величины физического показателя (количество работников, включая ИП), при этом базовая доходность корректируется на коэффициенты К1 и К2 и налоговая ставка была бы 15% величины вмененного дохода, освобождаясь при этом от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога и налога на доходы и имущество физических лиц и налога на добавленную стоимость (те же условия, что и выше).

Система налогообложения  при выполнении соглашений о разделе  продукции для ИП, производящего  сельскохозяйственную продукцию применяться может только в случае выполнения условий ст.346.35 НК РФ. При этом он освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов, также ему возмещаются определенные налоги. При выполнении соглашений на прибыль налоговой базой будет денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли (п.3 ст.346.38) (доход минус расход), налоговая ставка зависит от ст.284 (для неперешедших на ЕСХН, в 2004-2007 гг. – 0%, в 2008-2009 гг. - 6%, в 2010-2011гг. – 12%). При выполнении соглашений налог на добавленную стоимость (ст.346.39) налоговая ставка может быть как 0%, так и 10%, и 18%.

Чтобы выбрать необходимый  специальный налоговый режим, более  других удовлетворяющий требованиям  ИП, с наименьшей налоговой базой, налоговой ставкой, более редкими  платежами, менее трудным учетом необходимо рассчитать доходы и расходы организации, какой именно деятельностью занимается организация, сколько человек работает, какую площадь занимает. Обобщив, проверим какой именно режим можно применять, если несколько, то надо выбрать более экономичный в отношении налогов. Надо рассчитать налоговую базу во всех случаях, сколько будет уплата налога в денежном выражении. В каких режимах расходы сильно уменьшают налоговую базу, подходят ли они организации, являются ли возмещаемыми. А может быть общий режим, даже без перехода на иной режим налогообложения будет экономичней.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Распределение налоговых доходов по уровням бюджета

 

Распределение налоговых доходов  по уровням бюджета 2012г.

Специальные

Налоговые режимы

Федеральный

бюджет

Региональный 

бюджет

Местный бюджет

ЕСХН

-

30%

70%

УСН

-

100%

-

ЕНВД

-

-

100%

РАЗДЕЛ

ПРОДУКЦИИ

20%

80%

-




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимость рассмотрения вопроса определяется одним основным тезисом – преимущество в получении  налогов от малого бизнеса (прежде всего мелкого) должно отдаваться муниципальным бюджетам, в пользу которого говорят следующие факторы:

На развитие малого предпринимательства  важное (а часто решающее) влияние  оказывают местные власти, и в  связи с этим у них должен быть стимул создавать благоприятные условия для такого развития в целях получения дополнительных перечислений в свои бюджеты.

Стимул развития малого бизнеса  на своей территории (создания условий  для этого) для местных властей  невысок, если налоговые доходы от малого бизнеса отправляются в вышестоящие бюджеты, а собственная обеспеченность во многом зависит от состояния дел в других муниципалитетах региона, регионе в целом и собственно всей Федерации.

Налоги от отечественного малого бизнеса в силу незначительного  пока масштаба развития данного сектора и других причин, влияющих на уплату налогов субъектами малого предпринимательства, не настолько велики, чтобы делать их инструментом экономической политики и оставлять их значительную часть на федеральном уровне.

Поступления от малого бизнеса для муниципального бюджета более стабильны, чем от крупного бизнеса, поскольку малый бизнес, особенно мелкий, будучи в большинстве завязан на спрос со стороны местного населения, менее мобилен (меньшая вероятность перерегистрации в другом территориальном образовании) и, будучи многочисленней более стабилен как налогоплательщик. В связи с этим более целесообразно для обеспечения стабильности местных бюджетов перераспределить налоги от малого бизнеса в пользу муниципального уровня, что особенно актуально для небольших муниципальных образований.  
Заключение

Информация о работе Специальные налоговые режимы. Плательщики, налоговая база, ставки, механизм распределения платежей по специальным налоговым режимам (УСН,