Специальные налоговые режимы для малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 02:14, контрольная работа

Описание

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….………………….............3
2. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса………………………………………………………………………..5
3. Единый налог на вмененный доход………………………………………………….13
4. Заключение…………………………………….…………………………………………17
5. Список используемой литературы…………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

к.р.Шишулин.doc

— 124.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РОСТОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Налоговое планирование на предприятии».

На тему: «Специальные налоговые режимы для малого бизнеса».

 

 

 

 

                                                       Выполнил: Чернявская Елена Викторовна,

                                                                           5УТ2;

                                                                                          Проверил: доц. Шишулин Н.П.

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2012г.

                                          Содержание

1.      Введение……………………………………………………….………………….............3

2.      Сущность и роль специальных налоговых режимов для                              малого      бизнеса………………………………………………………………………..5

3.      Единый налог на вмененный доход………………………………………………….13           

4.      Заключение…………………………………….…………………………………………17

5.      Список используемой литературы…………………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формирование конкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малого бизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами это гибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки это также дух инициативы, предприимчивость и динамизм. В настоящее время малые предприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран.                                                                                                   В таких странах на долю малого и среднего бизнеса приходится примерно 50-70 ВВП. В России же малый бизнес представляет собой свыше 880 тыс. предприятий, а также 4,5 млн. человек занимающихся предпринимательством без образования юридического лица, на долю которых приходится по разным оценкам от 10 до 12 ВВП. Количество занятых здесь составляет 12млн. человек 23, c. 24 . Немаловажным является тот факт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельности малых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. В укреплении экономической позиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. Стабильность системы налогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя не зная твердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде, невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какая достанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству. Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимые изменения. Это в полной мере относится и к той части налогового законодательства Российской Федерации, которая регулирует сферу малого бизнеса.                                                                                                                               В частности, для повышения активности предпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговым законодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения 27, c. 24 . Развитие малого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как создание общих рыночных предпосылок - рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственную систему поддержки.  Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период. Малое предпринимательство имеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решения экономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержки развития предпринимательства со стороны государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса.

В Налоговом кодексе РФ часть первая, ст. 18 с 1 января 1999 года было введено понятие специальный налоговый режим . Специальный налоговый режим создается в рамках специальной и не обязательно льготной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму механизм налогового регулирования. Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции - с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости объективные финансовые отношения в налоговой форме; - с другой стороны это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности . Поскольку объективную сущность специального налогового режима составляют налоговые отношения, следует определиться в таком вопросе, как функции налогов. Наиболее общепризнанными в научной среде считаются две функции налогов фискальная и регулирующая. При этом, чем эффективнее налоги выполняют регулирующую функцию, тем выше фискальный эффект. Анализ предполагает выделение не только субъектов, но и объекта исследуемого явления. Таковым выступает специальная система налогов, определяющих особенности, индивидуальность и общность специальных налоговых режимов. Как уже отмечалось ранее, общим для всех них является то, что центральное место в объекте специального режима отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим, а также в силу особой значимости, специфики и строго целевой направленности налогов. К такого рода налоговым платежам следует отнести следующие:

- налоги, взимаемые субъектами в качестве налоговых агентов у источника выплат, в основном налоги на доходы своих работников;

- акцизы на отдельные виды товаров;

- государственная пошлина;

- таможенные платежи ;

- взносы, платежи на обязательное государственное пенсионное страхование;

- лицензионные и регистрационные сборы;

- налоги, уплачиваемые физическими лицами с личного или иного имущества, не связанного с производством и реализацией базовой продукции;

- экологические налоги;

- другие налоги и сборы, поступающие в целевые бюджетные фонды, непосредственно не связанные с основной деятельностью субъекта.

Все не перечисленные выше налоговые платежи, установленные общим режимом налогообложения, включая налог на добавленную стоимость и налог на прибыль ,за исключением операций по реализации продукции и прибыли или доходов от деятельности, не связанной с основной должны быть учтены в базовой ставке единого налога в размере 70 фактических налоговых поступлений за год или в среднем за 3 года , предшествующего переводу на специальный режим. Такие налоги ни в коем случае не должны взиматься в качестве самостоятельных налоговых платежей с плательщиков единого налога. В противном случае, пропадает экономический смысл введения специального налогового режима и единого налога и вряд ли можно ждать от такого механизма желаемой фискальной и регулирующей отдачи. Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения. В основе таких базовых требований лежат известные общие принципы налогообложения - справедливости, эффективности, нейтральности и простоты. Названные основополагающие требования достаточно четко реализуются в специальных налоговых режимах, базирующихся на использовании единого налога. Именно это и позволяет отделить специальные налоговые режимы от системы налоговых льгот в рамках общего режима налогообложения, направленных на создание условий для минимизации налогов, зачастую, в нарушение принципов налогообложения, в то время как специальный налоговый режим направлен на более полную реализацию этих принципов через единый налог в той или иной форме. Он может предполагать общее снижение налоговой нагрузки, но чаще всего - достижение более значимого экономического и фискального эффекта. Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности не обязательно влекущее за собой снижение налогового бремени и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом. Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны наказывать предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика.

С 1 января 2002 г. вступили в силу раздел 8 Специальный налоговый режим и соответствующие им главы Налогового кодекса Российской Федерации часть вторая 1. Глава 26.1 Единый сельскохозяйственный налог - с 1.01.2002 г. 2. Глава 26.2 Упрощенная система налогообложения - с 1.01.2003 г. 3. Глава 26.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - с 1.01.2003 г. 4. Глава 26.4 Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции - с 1.01.2004 г. Единый сельскохозяйственный налог и Упрощенная система налогообложения могут применяться субъектами малого бизнеса наряду с общим режимом налогообложения, т. е. переход осуществляется в добровольном порядке, а переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности осуществляется в обязательном порядке. 2.2. Упрощенная система налогообложения.  С 1 января 2003 года вступила в силу Глава 26.2 НК РФ. Она устанавливает новые правила применения упрощенной системы налогообложения УСНО. В новой редакции гл.26.2 НК РФ в большей степени по сравнению с ранее действовавшим законом от 29.12.95 г. 222-ФЗ решаются налоговые проблемы малого бизнеса. За основу при подготовке гл. 26.2 Упрощенная система налогообложения был взят Федеральный закон 222 - ФЗ Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства . Сохранилась добровольность перехода. Гл.26.2 НК РФ была бы еще более востребована и численность организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, была бы значительно выше, если бы в первоначальной редакции гл.26.2 НК РФ была бы учтена экономическая целесообразность перехода на эту систему налогоплательщиков, занимающихся розничной торговлей. Преимущество этого налога заключается в том, что он заменяет одним единым налогом уплату основных налогов налога на прибыль, для индивидуальных предпринимателей - налога на доходы физических лиц, НДС, ЕСН и налога на имущество организаций или индивидуальных предпринимателей. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Для этого нужно подать в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщик хочет перейти на упрощенную систему, в налоговый орган по месту нахождения, заявление. При этом организации в заявлении указывают размер доходов за 9 месяцев, который не должен превышать 11 млн. рублей без учета НДС. Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с законодательством РФ, а иные налоги- таможенные пошлины, государственные пошлины, лицензионные сборы и т.п. уплачиваются, в соответствии с общим режимом налогообложения. Сохраняется порядок ведения кассовых операций, предоставление статистической отчетности, также организации и предприниматели не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Не вправе применять упрощенную систему налогообложения - организации, имеющие филиалы или представительства; - банки; - страховщики; - негосударственные пенсионные фонды; - инвестиционные фонды; – профессиональные участники рынка ценных бумаг; - ломбарды; - организации и индивидуальные предприниматели занимающиеся производством подакцизных товаров, добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; - занимающиеся игорным бизнесом; - нотариусы, занимающиеся частной практикой; - организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; - организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; – организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25; - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый период превышает 100 человек; - организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн. рублей. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения не в праве до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если по итогам отчетного периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или стоимость собственного амортизируемого имущества организации превысит 100 млн. рублей. Тогда общий режим налогообложения применятся в том квартале, когда было произведено превышение и необходимо сообщить в налоговый орган о переходе на другой режим в течение 15 дней по истечении квартала. Применяющий упрощенную систему налогообложения налогоплательщик имеет право перейти на общий режим налогообложения, для этого ему достаточно уведомить об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает сменить систему налогообложения, но перейти обратно на упрощенную систему можно только через 1 год. Объектом налогообложения при УСНО признаются 1 доходы 2 доходы, уменьшенные на сумму расходов. Какой объект выбрать, решает сам налогоплательщик.   Объект налогообложения нельзя поменять на протяжении всего срока применения упрощенной системы налогообложения. К доходам для целей налогообложения относят: - доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущества и неимущественных прав;                     -внереализационные доходы. Все доходы определяются кассовым методом. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и или в кассу, получения иного имущества и или имущественных прав. Доходы могут быть выражены не только в рублях, но и в иностранной  валюте или в условных единицах. В этом случае, валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России, установленному на дату, когда были получены доходы. В случае, когда доход получен в натуральной форме, товары, работы или услуги будут учитываться по рыночной стоимости. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему, порядок определения доходов определен не так четко, как для организаций. Пунктом 2 статьи 346.15 НК РФ предусмотрено, что предприниматели учитывают доходы полученные от предпринимательской деятельности. Индивидуальным предпринимателям в доходы следует включать все поступления от реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно, только в том случае, если они непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью. Воизбежании возможных разногласий с налоговыми органами следует вести раздельный учет личных доходов и доходов от предпринимательства. В противном случае должностные лица налоговых органов попытаются начислить налог на всю сумму дохода. При выборе объекта налогообложения доходов, уменьшенные на величину расходов, налог уплачивается с разницы между доходами и расходами. В состав доходов в данном случае также включаются все поступления, связанные с реализацией товаров, имущества или имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Порядок расчета выручки от реализации должен соответствовать порядку предусмотренному статьей 249 и статьей 250 НК РФ. Индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности. При определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на следующие расходы: 1- расходы на приобретение основных средств; 2- расходы на приобретение нематериальных активов; 3- расходы на ремонт основных средств в том числе арендованных; 4- арендные в том числе лизинговые платежи за арендуемое в том числе принятое в лизинг имущество; 5- материальные расходы; 6 -расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации; 7- расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8- суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам, работам и услугам; 9- проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств кредитов, займов , а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; 10- расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности; 11- суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации; 12- расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством Российской Федерации; 13- расходы на командировки, в частности на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы, наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах, за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы; 14- плату государственному и или частному нотариусу за нотариальное оформление документов.  При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке; 15- расходы на аудиторские услуги; 16- расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию; 17- расходы на канцелярские товары; 18- расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи; 19- расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем по лицензионным соглашениям . К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных; 20- расходы на рекламу производимых приобретенных и или реализуемых товаров работ, услуг , товарного знака и знака обслуживания; 21- расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; 22- суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; 23- расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации уменьшенные на сумму налога на добавленную стоимость . Расходы, на которые налогоплательщик уменьшает свои доходы должны подтверждаться документами и быть экономически обоснованными. Все расходы, кроме расходов на приобретение основных средств, рассчитываются также, как и при расчете налога на прибыль. В первую очередь это относится к материальным расходам, расходам на оплату труда, страхование и др. Учитывать те или иные затраты в составе расходов можно только, если они оплачены. Также есть расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы. К ним относятся, в частности расходы на добровольную сертификацию продукции и услуг; расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности; расходы по набору работников; расходы на оказание  услуг по гарантийному ремонту и обслуживанию; расходы на юридические и информационные услуги; расходы на консультационные и иные аналогичные услуги представительские; расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика, на договорной основе; расходы на текущее изучение, исследование конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, работ, услуг . Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, получение иного имущества работ, услуг и имущественных прав - это значит, что в отличие от общей системы налогообложения при упрощенной системе используется только кассовый метод определения доходов. Расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Особое внимание в Налоговом кодексе РФ уделено порядку приобретения основных средств и списания их на расходы. Те организации, которые не ведут бухгалтерский учет, отражать приобретение объектов основных средств методом двойной записи не обязательно. Так как они не сдают баланс и другие формы бухгалтерской отчетности. Однако они должны выписывать и хранить первичные документы по учету основных средств. Учет основных средств следует вести в инвентарных карточках. В них отражается первоначальная стоимость основного средства, срок его службы, а также сумма начисленной амортизации. На каждый объект составляется отдельная карточка по форме  ОС-6. Но если организация получила целую группу аналогичных объектов, то следует заполнить инвентарную карточку по форме ОС-6а. Она называется «Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств» . Кроме того, для малых предприятий предусмотрена отдельная форма 0С-6б «Инвентарная книга учета объектов основных средств» . Сведения в первичные документы переносятся из актов, составленных по формам ОС-1 « Акт о приемке-передаче объекта основных средств кроме зданий, сооружений» , ОС-1а «Акт о приемке-передаче здания сооружения» или ОС-1б «Акт о приемке-передаче групп объектов основных средств кроме зданий, сооружений» . Все эти акты оформляются в тот момент, когда предприятие получило основное средство. При приобретении основных средств расходы принимаются в следующем порядке: 1) в отношении основных средств,

Информация о работе Специальные налоговые режимы для малого бизнеса