Специальный налоговый режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть роль и место категории «специальный налоговый режим» с позиций экономического и правового аспектов;
- дать характеристику специальным режимам налогообложения, проанализировать порядок взимания каждого вида налога, основных налогоплательщиков и т.д.;
- определить задачи налоговой политики на среднесрочные перспективы в области специальных налоговых режимов;
- изучить развитие спец.режимов в экономике региона.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

       ВЕДЕНИЕ

    Малый бизнес широко распространен во всем мире, в экономической структуре развитых стран малый бизнес занимает весьма заметное место, обеспечивая до 40 % ВВП, в нашей стране он обеспечивает не более 14% ВВП. Особую роль малый бизнес осуществляет в решении социальных проблем.  Он не только удовлетворяет насущные нужды населения, но и решает проблему занятости трудоспособных людей в периоды сокращения производства на крупных и средних предприятиях, что имело место в нашей стране в первой половине 1990-х гг и кризиса последних лет.

        Главное значение малого предпринимательства  в РФ на современном этапе  состоит в том, чтобы окончательно  ликвидировать монополистическую  систему хозяйства, превратить  монополизированную экономику в  подлинно рыночную, развить свободную конкуренцию на товарном и финансовом рынках и рынке труда, решить проблему с занятостью населения и прежде всего молодежи. В следствие чего развития малого предпринимательства является одним из приоритетных и важных направления государственной и экономической политики нашей страны. Государство поддерживает малый бизнес, и осуществляется это главным образом через налоговую систему.

    В целях реализации государственной  политики в области развития малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  предусматриваться различные  меры в т.ч:

    1) создание специальных налоговых режимов, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

    2) упрощенная система ведения бухгалтерской  отчетности для малых предприятий,  осуществляющих отдельные виды  деятельности;

    3) упрощенный порядок составления  субъектами малого и среднего  предпринимательства статистической отчетности  и др. (ст. 7, Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007))

    Как для организаций, так и для  индивидуальных предпринимателей имеется потребность в выявлении правовых характеристик специальных налоговых режимов. Потребность в таких режимах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.

    Факт  установления законодательством о  налогах и сборах специальных  налоговых режимов требует выявления  сущности названных режимов как  обособленных подсистем в рамках общей налоговой системы, решения  проблем их соответствия и непротиворечивости общим принципам налоговой системы и логике ее построения, в том числе учета налогового федерализма. Не менее важно и то, что установление государством специальных налоговых режимов в виде особого порядка исчисления и уплаты налогов и сборов требует уточнения перечня субъектного состава налогоплательщиков, которые используют специальные налоговые режимы, в том числе порядка их уплаты в целях выполнения своих налоговых обязанностей. Такая потребность возрастает в силу наличия нерешенных вопросов в регулировании указанных режимов и усложненного порядка их применения.

        Востребованность исследования специальных налоговых режимов обусловлена также постоянным изменением положений законодательства о налогах и сборах в отношении порядка использования таких режимов. Практически каждый год законодатель возвращается к этой теме и вносит поправки в законодательство

.      Целью написания курсовой работы является  исследование специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации.

      Достижение указанной цели потребовало решения следующих основных задач:  
- рассмотреть роль и место категории «специальный налоговый режим» с позиций экономического и правового аспектов;  
- дать характеристику специальным режимам налогообложения, проанализировать порядок взимания каждого вида налога, основных налогоплательщиков и т.д.;  
- определить задачи налоговой политики на среднесрочные перспективы в области специальных налоговых режимов;  
- изучить развитие спец.режимов в экономике региона.

    Нормативная база исследования включает Налоговый кодекс РФ, нормативные правовые акты, федеральные законы, регулирующие отношения по поводу уплаты налогов и сборов в форме специальных налоговых режимов. В работе использованы также аналитические материалы Государственной Думы РФ, Федеральной налоговой службы РФ, судебная практика по проблематике специальных налоговых режимов.

         Применение структурно-функционального метода позволяет определить роль специальных налоговых режимов в налоговой системе, определить их значение для достижения целей налоговой политики. С позиций системного метода в исследовании проведен анализ всей налоговой системы как единого целого и выявлено место в ней специальных налоговых режимов как ее подсистем, являющихся, в свою очередь, совокупностью взаимосвязанных элементов.

    Дана  правовая характеристика единого сельскохозяйственного  налога, в том числе раскрыта специфика  объекта этого налога, определены критерии отнесения субъектов к  категории его налогоплательщиков. Показана эволюция понимания объекта  налогообложения единым сельскохозяйственным налогом в налоговом законодательстве. Сформулировано предложение о необходимости уточнения понятия «предпринимательский доход». Раскрыты иные недостатки правового механизма единого сельскохозяйственного налога и показаны пути их устранения.

    Раскрыта  правовая модель упрощенной системы  налогообложения как одного из специальных  налоговых режимов, показано ее позитивное влияние на развитие малого бизнеса, определены критерии отнесения отдельных  субъектов к категории налогоплательщиков данного налога, отмечена излишняя жесткость требований для включения желающих в число плательщиков налога, что является негативным фактором.

      Дана правовая характеристика  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, указаны его отличительные признаки, показана его позитивная роль для развития предпринимательства в силу упрощения механизма налогообложения, а также раскрыты недостатки данного налога. Выявлены коллизии между гражданским правом и налоговым правом применительно к механизму взимания данного налога, отмечена нечеткость критериев того, что считается услугами для целей налогообложения данного специального налогового режима, а также базового понятия для этого налога - «вмененный доход».

    Определены  сущность системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции  как сбора, элементы его правовой конструкции, а также пути дальнейшего совершенствования его правового обеспечения.

    Структура курсовой работы обусловлена целью и поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Характеристика специальных налоговых режимов

     Налогоплательщику, занимающемуся мелким и средним  бизнесом зачастую непросто бывает разобраться в российской системе налогообложения. Большое количество однотипных операций загромождает бухгалтерский учет и  требует. Поэтому для упрощения и облегчения ведения отчетности и бизнеса в целом в Российской Федерации существуют специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от уплаты отдельных видов налогов. Они предусмотрены ст. 18 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и всего их четыре:

     1)  система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – единый сельскохозяйственный налог (гл. 26.1 НК РФ);

     2)  упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ);

     3)  система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК РФ);

     4)  система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ).

     . Возможность    применения    специальных    налоговых    режимов     (систем налогообложения)  предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от  27.12.91  № 2118-1 "Об основах налоговой системы в  Российской  Федерации"  (в  ред.  От 31.12.2001; далее - Закон № 2118-1). Они применяются только в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Специальные налоговые режимы: могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборах; вводятся в действие одновременно с введением соответствующих глав части второй НК РФ.

                Следует отметить, что специальные режимы применялись в Российской Федерации до принятия первой части НК РФ и введения в действие одноименных глав второй части НК РФ. При этом виды специальных налоговых режимов менялись, уточнялись. Так, в соответствии с первоначальной редакцией ст. 18 НК РФ, кроме перечисленных выше режимов, были предусмотрены специальные режимы налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ) и закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). При этом уплата налогов в особых экономических зонах (Калининградской области, Магаданской области) также рассматривались как специальный налоговый режим. С 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 95-ФЗ НК РФ не предусматривает специальных режимов для СЭЗ и ЗАТО.

                 Однако Федеральным законом от 22.07.2005 г. № 116 – ФЗ устанавливается порядок создания и ликвидации особых экономических зон (ОЭЗ), а также осуществления в них деятельности. Налогообложение резидентов ОЭЗ осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в связи с чем специально для ОЭЗ в часть вторую внесены изменения. Суть этих изменений заключается в установлении налоговых льгот для резидентов ОЭЗ по таким налогам, как НДС, налог на прибыль, акцизы, ЕСН, налог на имущество организаций, земельный налог.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.1 Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

       Правила применения единого сельскохозяйственного налога, предусмотренные гл. 26.1 НК РФ, распространяются на крестьянские (фермерские) хозяйства. Переход на эту систему налогообложения является добровольным и осуществляется по желанию налогоплательщика Специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей относится к региональным налогам и вводится в действие законами субъектов РФ .

       Такой режим могут применять организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу. При этом обязательным условием для перевода является то, что доля доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы должна составить не менее 70 % в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг). Виды сельскохозяйственной продукции, производители которой имеют право на применение этого специального налогового режима, установлены Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 г. № 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства» в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

      Для перехода налогоплательщиков на уплату единого сельскохозяйственного налога необходимо, чтобы по итогам работы за календарный год, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции (включая переработанную) составляла не менее 70 %.

    При переводе на уплату единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН) отменяется ряд налогов:

    Организации не уплачивают – НДС за исключением  НДС при ввозе, налог на прибыль, налог на имущество организации, единый социальный налог;

    Индивидуальные  предприниматели не уплачивают –  налог на доходы физических лиц, налог  на имущество (в отношении имущества, используемого в предпринимательской  деятельности).

    Не  имеют права перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога организации и индивидуальные предприниматели:

Информация о работе Специальный налоговый режим