Специальный налоговый режим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:46, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является исследование специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации.

Достижение указанной цели потребовало решения следующих основных задач:
- рассмотреть роль и место категории «специальный налоговый режим» с позиций экономического и правового аспектов;
- дать характеристику специальным режимам налогообложения, проанализировать порядок взимания каждого вида налога, основных налогоплательщиков и т.д.;
- определить задачи налоговой политики на среднесрочные перспективы в области специальных налоговых режимов;
- изучить развитие спец.режимов в экономике региона.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Развитие специальных налоговых режимов в экономике региона

       Роль  малых предприятий в экономике трудно переоценить. Малое предпринимательство эффективно по всем параметрам: оно решает социальные вопросы, связанные с занятостью населения; позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка; делает продукцию экономически конкурентоспособной и т.д. В итоге широкий слой малого предпринимательства для государства является серьезным источником налоговых поступлений. Поэтому с самого начала формирования налоговой системы в РФ вопросам налогообложения малого бизнеса уделяется большое внимание. 
             По мере углубления рыночных преобразований все более ощущалось несоответствие налогообложения бизнеса происходящим в обществе изменениям. Проводимые мероприятия по реформированию налоговой системы были направлены не только на совершенствование налогового законодательства, но и на повышение уровня справедливости налоговой системы, на снижение налогового бремени, упрощение и обеспечение стабильности налоговой системы. 
            Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения. 
            Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. 
            Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах. 
           Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности. 
К специальным налоговым режимам относятся: 
— упрощенная система налогообложения; 
— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; 
— система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); 
— система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. 
Специальный налоговый режим налогообложения устанавливается налоговым законодательством, в то же время регулируется и неналоговым законодательством, например законодательством об инвестиционной деятельности при разделе продукции, и другими отраслями законодательства. 
Характерными чертами специальных налоговых режимов являются: 
— введение специального налогового режима регламентируется Налоговым кодексом РФ, законами региональных органов власти, другими общегосударственными законами; 
— специальные налоговые режимы устанавливаются на определенный период времени; 
— специальные налоговые режимы имеют льготный характер действия налогового механизма, предоставляющего определенные экономические преимущества отдельным субъектам хозяйствования; 
— применяемые при установлении специальных налоговых режимов налоговые механизмы имеют конкретную целевую направленность действия по улучшению экономического положения отдельных налогоплательщиков; 
— цели и механизмы введения специальных налоговых режимов подчиняются требованиям проведения налоговой политики государства; 
— возможность введения специальных налоговых режимов законодательно не ограничена; 
— установление и введение в действие специальных налоговых режимов не означает введение в действие новых налогов. 
Список налоговых режимов, приведенный в НК РФ, не является закрытым, и, таким образом, возможность вводить новые виды специальных налоговых режимов законодательно не ограничена. Кроме того, введение необходимых налоговых режимов может благоприятно влиять на финансовое положение всех субъектов хозяйствования (юридических и физических лиц, территорий), для которых вводится специальный налоговый режим. 
Особенностью специальных налоговых режимов является то, что они могут гибко учитывать все особенности объекта налогообложения и обеспечить развитие предпринимательской активности. Также специальный налоговый режим позволяет совместно с льготным налогообложением упростить порядок взимания налогов. Отрицательным последствием введения новых специальных налоговых режимов является нарушение основополагающих принципов налогообложения, которое приводит к предоставлению преимуществ одним хозяйствующим субъектам за счет других. 
Роль платежей по налогам со специальным налоговым режимом при формировании налоговых доходов бюджетной системы невелика. Вместе с тем следует помнить, что эта система налогообложения находится на стадии развития, так как предприятий малого бизнеса в России немного, а организации среднего бизнеса платят налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому является отсутствие информации от налоговых консультантов либо других структур, разъясняющих налогоплательщикам суть данной системы налогообложения, а также выгоду для предприятий, использующих ее. Динамику изменений налоговых поступлений со специальными режимами в общем объеме налоговых доходов консолидированного бюджета Иркутской областидемонстрирует табл. 3.1

       Таблица 2.1 Налоговые доходы консолидированного бюджета Иркутской области 2004-2009 гг. (тыс.руб.)

         2004        2005         2006         2007         2008         2009 
Налоговые        
доходы всего
4600986 5192396 5651600 4222271 5756293 7644228
Платежи по       
налогам со       
специальным      
налоговым        
режимом всего.   
Уд. вес          
к итогу (%)    
101943  
 
 
 
 
2, 2   
115578  
 
 
 
 
2, 2   
148046  
 
 
 
 
2, 6   
212016  
 
 
 
 
5, 0   
268978  
 
 
 
 
4, 6   
359090  
 
 
 
 
4, 7   
Единый  налог,     
взимаемый в      
связи с          
применением      
упрощенной       
системы          
налогообложения. 
Уд. вес          
к итогу (%)    
15051   
 
 
 
 
 
 
0, 3   
53506   
 
 
 
 
 
 
1, 0   
73365   
 
 
 
 
 
 
1, 3   
102342  
 
 
 
 
 
 
2, 4   
142849  
 
 
 
 
 
 
2, 5   
199806  
 
 
 
 
 
 
2, 6   
Единый  налог на  
вмененный доход  
для отельных    
видов            
деятельности.    
Уд. вес          
к итогу (%)
86892   
 
 
 
 
1, 9   
62072   
 
 
 
 
1, 2   
74323   
 
 
 
 
1, 3   
105544  
 
 
 
 
2, 4   
121523  
 
 
 
 
2, 1   
152545  
 
 
 
 
1, 9   
ЕСХН

вес          
к итогу (%)    

       -             -             358     
 
 
0, 01  
       4130    
 
 
0, 19  
       4606    
 
 
0, 080 
       6739    
 
в0, 09  

       Вместе  с тем следует отметить, что сумма налоговых платежей со специальным налоговым режимом в налоговых доходах бюджетной системы Иркутской области возрастает как в сумме, так и в удельном весе незначительно. Единый налог на вмененный доход, «упрощенка» обеспечивают 4, 7% доходов местных бюджетов и 2, 4% — их расходов. Однако отсутствие продуманных коэффициентов, изначально содержащихся в проектах этих налогов, лишает регионы и муниципалитеты необходимой гибкости в установлении данных видов налогов. Это особенно досадно, учитывая, что именно по этим видам налогов местная власть реально способна влиять на создание более благоприятных условий для экономической деятельности соответствующих хозяйствующих субъектов. 
Доходы местных бюджетов напрямую привязаны к результатам деятельности малого бизнеса, уплачивающего налоги в бюджет по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также деятельности сельхозпредприятий, перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Для стимулирования этой деятельности путем создания для нее благоприятных условий развития целесообразно зачислять в местные бюджеты не 60%, а 90% названных платежей.

       В современных условиях РФ возрастает роль в формировании доходов бюджета при налогообложении предприятий, действующих в рамках соглашений о разделе продукции. В рамках соглашений о разделе продукции действовали три проекта по разработке нефтегазовых месторождений — «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское месторождение. Данные проекты активно развивались начиная с 2002 года, в связи с чем резко возросли налоговые поступления. В тот же период более чем на 60% увеличилось количество заключенных иностранными инвесторами контрактов с российскими производителями работ и услуг. 
Положительный экономический эффект для государства от реализации инвестиционного проекта иностранной компанией-инвестором формируется из трех основных источников. Во-первых, это фиксированные платежи инвесторов в виде бонусов, уплаты роялти, а также доля государства в углеводородах для раздела и налог на прибыль инвестора. Во-вторых, это налоговые поступления от привлеченных физических и юридических лиц к реализации проектов. Эти источники прямых доходов Российской Федерации генерируются доходами проектов. 
           Косвенные доходы, генерируемые расходами проекта, также несут определенный экономический эффект для государства. Расходы инвесторов по обустройству нефтегазовых месторождений, добыче и транспортировке углеводородов в виде капитальных и эксплуатационных затрат одновременно являются доходами для подрядчиков. 
Действуя через систему внутрироссийских взаимосвязей, расходы инвесторов порождают совокупность новых экономических эффектов. Иностранные инвестиции вызывают дополнительный спрос на товары и услуги для нужд проекта, создавая новые предприятия и производства, а значит, и новые рабочие места. В свою очередь, поставщики товаров и услуг непосредственно для нужд конкретного инвестиционного проекта привлекают к выполнению заказов инвесторов для других производителей и подрядчиков. В результате увеличивается валовой выпуск продукции сопряженных отраслей. 
           Введение специальных налоговых режимов в Российской Федерации связано с переходом к рыночной системе хозяйствования. Многообразие форм собственности, которую предполагает рыночная экономика, требовало государственной политики поддержки и стимулирования малого и среднего бизнеса в России. В этой связи предприятиям, получившим статус «малое предприятие», был установлен особый режим исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. 
             Малые предприятия имели право осуществлять следующие виды коммерческой деятельности: 
1.Производить и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. 
2.Осуществлять строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, в том числе производство ремонтно-строительных работ. 
3.Производить товары народного потребления, лекарственные средства и изделия медицинского назначения. 
                    Законодательство, регламентирующее статус малого и среднего бизнеса, предусматривало ограничение по численности работающих не более 15 человек, включая работающих по договорам гражданско-правового характера, а также ограничение по выручке, которая по перечисленным видам деятельности не могла быть ниже 70% от общего объема полученных доходов. 
                  Главной особенностью формирования налоговой базы предприятиями малого предпринимательства являлось формирование налоговой базы на основании данных бухгалтерского учета, который вели в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». Данный Закон вводил ограничения состава расходов, уменьшающих сумму полученного дохода для целей налогообложения. 
К расходам организации для целей налогообложения относились: 
1) стоимость сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационные расходы, расходы на проведение текущего ремонта, стоимость аренды помещений для производственной и коммерческой деятельности, уплата в пределах утвержденной нормы процентов по банковским ссудам, взятым на ведение уставной деятельности; 
2) затраты на капитальные вложения и приобретение нематериальных активов; 
3) расходы по оплате труда работников; 
4) оказание производственных услуг; 
5) сумма НДС, уплаченного поставщикам, и налога на приобретение автотранспортных средств; 
6) суммы отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды; 
7) суммы уплаченных таможенных платежей; 
8) государственная пошлина и лицензионные сборы. 
В остальных случаях налогообложение малых предприятий осуществлялось в общеустановленном порядке. 
Предприятия любых организационно-правовых форм, за исключением предприятий индустриального типа, реализующие произведенную либо переработанную ими сельскохозяйственную и охотохозяйственную продукцию, также освобождались от уплаты налога на прибыль. 
               Не освобождалась от уплаты налога прибыль, полученная от реализации продукции, изготовленной по технологии промышленного типа в рамках одного предприятия, а также от промышленного использования переработанного сельскохозяйственного сырья. 
Налоговая база для исчисления налога на прибыль предприятиями, производящими сельскохозяйственную продукцию, определялась из данных раздельного учета затрат, использованных на производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, или исходя из удельного веса затрат на производство и переработку сельскохозяйственного сырья в общей сумме затрат, сложившихся при производстве промышленной продукции. 
               Не облагалась налогом прибыль, полученная от реализации: 
— произведенного детского питания; 
— продукции традиционных народных и художественных промыслов, признанных таковыми в официальном порядке. 
Перечень видов продукции определялся Общероссийским классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 года N 301. 
Особый налоговый режим был предусмотрен и для крестьянских (фермерских) хозяйств. Начиная с 1994 года не облагалась налогом прибыль, полученная крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. 
До 1994 года налогом облагалась прибыль, полученная от промышленной переработки сельскохозяйственного сырья и продукции. В течение двух лет со дня образования крестьянские (фермерские) хозяйства пользовались налоговой льготой в виде налоговых каникул. В третий год своего существования хозяйства платили налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 25%, а в четвертый год — по ставке, уменьшенной на 50%. При этом объем выручки от производства льготируемой продукции в общем объеме выручки от реализации товаров, работ и услуг должен был составлять в третий год деятельности не менее 70%, в четвертый год — не менее 90%. С 1994 года данная льгота действовала в отношении хозяйств, пользовавшихся статусом «малое предприятие». 
                     Совершенствование режимов налогообложения в рамках Налогового кодекса РФ на современном этапе затрагивает многие специализированные отрасли хозяйственной деятельности. Так, раздел НК РФ «Специальные налоговые режимы» предусматривает уплату единого сельскохозяйственного налога сельскохозяйственными предприятиями, единого налога на вмененный налог предприятиями сферы обслуживания, единого налога при упрощенной системе для предприятий малого и среднего бизнеса. 
                    Система законодательных норм, регулирующих эксплуатацию российских природных ресурсов, претерпела существенные корректировки в связи с допуском в эту сферу бизнеса иностранных инвесторов. 
Российская модель СРП была введена Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» и Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». 
Государственный и общественный интерес к СРП претерпевал различные стадии развития от «необходимости и важности» до «неприемлемости и вредоносности» механизма СРП для сегодняшней России. 
               В течение действия Закона о соглашении о разделе продукции проводилась работа как по действующим СРП, так и по подготовке соответствующих материалов для перевода других участков недр на условия СРП. С момента вступления в силу Закона о СРП и до принятия главы НК, посвященной СРП, было издано 17 федеральных законов и 2 распоряжения Правительства РФ, устанавливающих перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. 
Принятию главы 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» НК РФ предшествовала большая работа по приведению глав НК РФ в соответствие с нормами СРП. Статьей 18 НК РФ система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции отнесена к специальным налоговым режимам. В целом была создана обширная законодательная база, а с принятием постановлений Правительства РФ о возмещаемых затратах и ликвидационном фонде, а также глав 21, 22, 25 и 26 НК РФ фактически не было объективных налоговых препятствий для введения СРП. 
                Процесс дальнейшего социально-экономического развития РФ продемонстрирует эффективность введенных в действие специальных режимов налогообложения, целесообразность их использования в перспективе и расширения сфер применения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Основные направления налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.  Налогообложение в рамках специальных налоговых режимов 

       Сравнительно  низкий уровень развития малого бизнеса  в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также  ослабление государственной поддержки  развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Кодекса налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

       Принятые  в последние шесть лет меры по совершенствованию таких специальных  налоговых режимов, как упрощенная система налогообложения, система  налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволили в значительной степени снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей, что повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило эффективность налогового администрирования. Указанные меры стимулировали переход субъектов предпринимательской деятельности на специальные налоговые режимы, в том числе из сферы "теневого" бизнеса. За 2003 - 2008 гг. (на начало года) количество налогоплательщиков, применяющих указанные специальные налоговые режимы, увеличилось с 2,2 млн. до 4,2 млн. (в т.ч. организаций с 246 тыс. до 1227 тыс.), или в 1,9 раза, а поступления налогов, уплачиваемых в связи с применением этих налоговых режимов, выросли с 33,8 млрд. руб. до 141,9 млрд. руб., или в 4,2 раза.

       Закрепление налогов, уплачиваемых при применении указанных специальных налоговых  режимов, за бюджетами субъектов  Российской Федерации и местными бюджетами, а также предоставление права органам местного самоуправления самим вводить единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, позволило стабилизировать доходную базу их бюджетов.

       В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию  специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов.

       Так, по упрощенной системе налогообложения  для налогоплательщиков, выбравших  объектом налогообложения доходы, уменьшенные  на величину расходов, субъектам Российской Федерации предоставлено право  устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков. Налогоплательщикам предоставлено право ежегодно изменять объект налогообложения. Отменены ограничения на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговых деклараций по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года). Налоговая декларация будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

       По  упрощенной системе налогообложения  для индивидуальных предпринимателей на основе патента отменены ограничения  на количество видов предпринимательской  деятельности, на которые индивидуальный предприниматель может получить патент, им также разрешено привлекать наемных работников, среднесписочная численность которых не должна превышать за налоговый период 5 человек. Расширен перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться упрощенная система налогообложения на основе патента. Уточнены сроки, на которые могут выдаваться патенты, установлен порядок утраты права на применение данного налогового режима, уточнены правила постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков и ведения ими налогового учета.

       По  системе налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единому сельскохозяйственному  налогу) отменено ограничение, не позволяющее  переходить на этот налоговый режим  организациям, имеющим филиалы и (или) представительства. Право переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога получили рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели, если у них средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек, они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера), а также при условии, что у них в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%. Снято ограничение на перенос убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, на будущие налоговые периоды. Отменена обязанность представления налогоплательщиками налоговой декларации по итогам отчетного периода (полугодия), она будет представляться только по итогам налогового периода (календарного года).

Информация о работе Специальный налоговый режим