Аспекты специальных налоговых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………3

Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5
1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5

1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10

2. Влияние специального налогового режима на бюджет…………………………15

2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15

2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19

3. Пути развития……….………………………………………………………….......25

3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25

3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33

Заключение…………………………………………………………………………….….44

Список использованной литературы…………………………………………………....45

Приложение……………………………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 803.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………...……………3

  1. Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5

    1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5

    1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10

    2. Влияние  специального налогового режима на бюджет…………………………15

        2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15

        2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19

    3. Пути развития……….………………………………………………………….......25

               3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

            «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25

            3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

             «О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33

    Заключение…………………………………………………………………………….….44

    Список  использованной литературы…………………………………………………....45

    Приложение……………………………………………………………………………....46 

 

    Введение 

   В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.

   Сам процесс развития предпринимательства связан со стремлением граждан иметь свое дело, самостоятельно решать вопрос обеспечения себя и своей семьи материальными ценностями. [9]

  Как показывает российский и зарубежный опыт вклад малого бизнеса в экономику трудно умалить. Около половины всего трудоспособного населения заняты именно в этом секторе экономики. Учитывая данные обстоятельства можно сказать, что значение малого предпринимательства для развития современной экономики России трудно переоценить, поскольку именно оно призвано поддерживать здоровую конкурентную среду и препятствовать монополизации рынка. Как справедливо отмечает И.А. Ляшевич, в секторе малого бизнеса создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые служат питательной средой для крупного и среднего бизнеса. [4, 62]

  На  сегодняшний день руководство страны и отдельных субъектов федерации начинает все больше уделять внимания малому бизнесу. Издаются новые законы, подписываются постановления и указы, создаются различные фонды, бизнес-инкубаторы в поддержку малого предпринимательства. Но отдельно хотелось бы отметить специальные налоговые режимы, закрепленные налоговым кодексом, который устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. [6] Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что представленная тема на сегодня является актуальной. Поэтому цель данной работы – определить характеристики специальных налоговых режимов (УСН, ЕНВД). Главными задачами являются:

  • Раскрытие основных элементов УСН, ЕНВД согласно НК РФ;
  • Анализ поступлений по УСН и ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры;
  • Выявление последних изменений в законодательстве.

 

1. Теоретические  аспекты специальных  налоговых режимов

     1.1 Характеристика основных элементов упрощенной системы налогообложения  

   Упрощенная система налогообложения (далее УСН) была принята 1 января 2003г., с момента вступления в силу главы 26 НК РФ. Данная система практически без кардинальных изменений и дополнений просуществовала до 31 декабря 2005г. За этот период были выявлены основные проблемы ее применения для малого бизнеса, а также определены основные приоритеты ее дальнейшего развития и совершенствования как для организаций и ИП, так и для бюджета в целом. Федеральным законом от 21 июля 2005г. № 101-ФЗ в главу 26 НК РФ были внесены принципиальные изменения, которые определили новый порядок применения УСН для малого предпринимательства, начиная с 1 января 2006г. [1, 604]

 Налогоплательщиками УСН являются организации и индивидуальные предприниматели. Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн. рублей. Доходы индексируются на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ за предыдущий календарный год (2006 год – 1,132; 2007 год – 1,241; 2008 год – 1,34). Заявление о переходе на УСН подается в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). В нем должны содержаться следующие сведения: 1)размер доходов за 9 месяцев текущего года; 2)средняя численность работников за указанный период; 3)остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

 Применение  УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;
  • ЕСН;
  • НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

 Организации, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

   Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате:

  • НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
  • ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц);
  • НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

 Индивидуальные  предприниматели, применяющие УСН, также производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

   Не вправе применять УСН: 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства; 2) банки; 3) страховщики; 4) негосударственные пенсионные фонды; 5) инвестиционные фонды; 6) профессиональные участники рынка ценных бумаг; 7) ломбарды; 8) организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; 9) организации и ИП, занимающиеся игорным бизнесом; 10) нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 11) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; 12) организации и ИП, переведенные на ЕСХН в соответствии с главой 26.1 НК РФ; 13) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25%; 14) организации и ИП, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек; 15) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей; 16) бюджетные учреждения; 17) иностранные организации.

 Объекты налогообложения:

 1) доходы – ставка налога 6%;

 2) доходы, уменьшенные на величину расходов – ставка налога 15%.

 Порядок определения объекта налогообложения - доходов и расходов определяется статьями 346.15 и 346.16 НК РФ соответственно. Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на УСН налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена УСН.

 Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

 Также налогоплательщик, использующий данный объект налогообложения вправе уменьшить  исчисленную по итогам налогового периода  налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых  периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов, определяемых в соответствии со статьей 346.16 НК РФ, над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30%. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

 Налоговая база определяется статьей 346.18 НК РФ.

 Налоговый период - календарный год.

 Отчетные  периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

   Налоговая декларация:

 1. Представляется  налогоплательщиками-организациями  по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

 2. Представляется  индивидуальными предпринимателями  по месту своего жительства  не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом; по итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

   Особенности применения УСН индивидуальными  предпринимателями  на основе патента

   Индивидуальные  предприниматели, осуществляющие один из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.25.1 НК РФ (всего насчитывается 61 вид), вправе перейти на УСН на основе патента. В этом случае на них распространяются нормы, установленные статьями 346.11 - 346.25 НК, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 346.25.1.

   Применение  УСН на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей предпринимательской деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

   Решение о возможности применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ.

   Документом, удостоверяющим право применения индивидуальными  предпринимателями УСН на основе патента, является выдаваемый налоговым  органом патент на осуществление  одного из видов предпринимательской деятельности. Форма патента утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год.

   При выдаче патента заполняется также  и его дубликат, который хранится в налоговом органе. Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан.

   Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 346.20 НК, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному пунктом 2 статьи 346.25.1, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

   Индивидуальные  предприниматели, перешедшие на УСН на основе патента, производят оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента. Налоговая декларация, предусмотренная статьей 346.23 НК, налогоплательщиками УСН на основе патента в налоговые органы не представляется.

   Переход с УСН на основе патента на общий порядок применения УСН и обратно может быть осуществлен только после истечения периода, на который выдается патент. [11] 

Информация о работе Аспекты специальных налоговых режимов