Аспекты специальных налоговых режимов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 21:14, курсовая работа

Описание

В настоящее время в России идет активный процесс развития малого бизнеса, который начался еще в 1987 году, когда с принятием соответствующего законодательства в России стали активно развиваться производственные кооперативы, число которых составило на 1 января 1991года 132 тысячи. С принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991г. № 406 «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» появились организационно-экономические и правовые условия развития малого и среднего предпринимательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……………3

Теоретические аспекты специальных налоговых режимов……………………..5
1.1 Основные элементы УСН……………………………………………………...5

1.2 Основные элементы ЕНВД…………………………………………………...10

2. Влияние специального налогового режима на бюджет…………………………15

2.1 Анализ поступлений по УСН в бюджет ХМАО-Югры……………………..15

2.1 Анализ поступлений по ЕНВД в бюджет ХМАО-Югры……………………19

3. Пути развития……….………………………………………………………….......25

3.1 Последние изменения по УСН согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»……………………………….25

3.2 Последние изменения по ЕНВД согласно ФЗ от 22 июля 2008г. № 155-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую НК РФ»…………………………..……33

Заключение…………………………………………………………………………….….44

Список использованной литературы…………………………………………………....45

Приложение……………………………………………………………………………....

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 803.00 Кб (Скачать документ)

  Роль  единых налогов, собираемых с субъектов малого предпринимательства, для бюджета, пока невелика. Их удельный вес составляет менее 1%. И это понятно, ибо основная часть субъектов малого бизнеса (2/3 индивидуальных предпринимателей и до 80% малых предприятий) продолжает работать по общепринятой системе налогообложения. [10] 
 
 
 

2.2 Анализ поступлений  по ЕНВД в бюджет  ХМАО-Югры 

   В первую очередь необходимо определить какое количество субъектов малого предпринимательства, применяет ЕНВД (рис. 4).

Рисунок 4 – Динамика количества субъектов малого бизнеса, применяющих ЕНВД [8]

   Исходя  из данных рисунка 4, наблюдается положительная динамика роста количества малых предприятий, применяющих ЕНВД. С 2005 по 2007гг. их количество увеличилось:

    • ИП – на 4783;
    • ЮЛ – на 2930.

     Данная положительная динамика  может быть обусловлена теми  же составляющими, которыми обусловлена  положительная динамика роста  количества субъектов малого  предпринимательства, применяющих  УСН (см. выше).

   При этом заметна большая разница  в количестве отдельных субъектов, применяющих ЕНВД. В 2005г. количество ИП в 7,4 раза больше количества юридических лиц, применяющих ЕНВД; в 2006г. - в 5,53 раза, в 2007г. – в 4,44 раза соответственно. Но данная разница между ИП и юридическими лицами сокращается, хотя и небольшими темпами.

Рисунок 5 – Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства, применяющих ЕНВД [8]

   Анализ  рисунка 5 показывает положительную  динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет ХМАО-Югры. Общая сумма поступлений с 2005 по 2007гг. увеличилась в 1,33 раза. Это также в первую очередь связано с увеличением количества субъектов малого предпринимательства. Но по сравнению с данными динамики налоговых поступлений в связи с применением УСН, числовые данные динамики налоговых поступлений в связи с применением ЕНВД выше. 

Таблица 2 – Налоговые поступления в  консолидированный бюджет ХМАО-Югры от субъектов предпринимательства  при применении УСН и ЕНВД

  2005 2006 2007
При УСН (тыс. руб.) 446 360 623 641 943 665
При ЕНВД (тыс. руб.) 840 460 1 056 140 1 124 140

   Исходя  из данных таблицы, можно сказать, что  доля поступлений по ЕНВД намного  выше доли поступлений по УСН в  консолидированный бюджет ХМАО-Югры. В 2005г. доля по ЕНВД больше доли по УСН в 1,88 раза, в 2006г. – в 1,69 раза, в 2007г. – в 1,19 раза соответственно. Получившиеся значения говорят о постепенном снижении разрыва между налоговыми поступлениями при применении УСН и ЕНВД.

Рисунок 6 – Доля налога в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры (%)[8]

   Несмотря на то, что ранее в ходе анализа была выявлена большая доля поступлений от применения ЕНВД в отличие от применения УСН субъектами предпринимательства, на общем фоне общая доля налоговых поступлений от этих режимов невелика и составляет менее 1 % (см. табл. 3).

Таблица 3 – Доля налогов в доходах консолидированного бюджета ХМАО-Югры

          2005 2006 2007
        Доля  УСН, % 0,18 0,44 0,54
        Доля  ЕНВД, % 0,33 0,63 0,64

 

 Рисунок 7 – Динамика количества субъектов малого бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы в ХМАО-Югре [8]

  Рисунок 7 дает представление об общем количестве субъектов малого предпринимательства и о тех субъектах из этого общего количества, которые применяют специальные налоговые режимы. Но для более наглядного изображения необходимо составить сводную таблицу (см. табл. 4).

 Таблица 4 – Сводные данные по количеству субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы

        2005 2006 2007
    Общее количество субъектов малого предпринимательства  38 876 44 981 53 749
    Количество  субъектов малого предпринимательства, применяющих СНР 32 760 41 631 45 513
    Количество  субъектов МП, принимающих УСН, в том числе: 9356 12 267 14 401
    Индивидуальные  предприниматели 5120 6653 7488
    Юридические лица 4236 5614 6913
    Количество  субъектов МП, принимающих  ЕНВД, в том числе: 23 404 29 364 31 112
    Индивидуальные  предприниматели 20 617 24 866 25 400
    Юридические лица 2787 4498 5712
 

   По  данным таблицы 4 можно сказать, что  количество субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые  режимы, составляет большой процент от общего количества субъектов малого предпринимательства: 2005г. – 84,27%; 2006г. – 92,55%; 2007г. – 84,67%. Рассчитанные значения говорят о том, что специальные налоговые режимы «пользуются популярностью» среди субъектов малого предпринимательства, так как:

    • упрощают ведение отчетности;
    • сокращают документооборот;
    • снижают затраты на ведении налогового учета;
    • уменьшают величину взимаемых налогов.

   Если  рассматривать конкретно специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, то ЕНВД имеет наибольший удельный вес по сравнению с УСН (см. диаграмма 1, 2, 3).

    

  По диаграммам можно отметить, что субъекты предпринимательства в наибольшей степени применяют ЕНВД, нежели УСН.

  

  Рисунок 8 – Поступление единого налога в консолидированный бюджет ХМАО-Югры [8]

  Проводя анализ рисунка 8, можно отметить то, что поступления единого налога, взимаемого в связи с применением  УСН и ЕНВД в консолидированный  бюджет ХМАО-Югры очень малы и составляют:

  • в 2005г. – 0,52%;
  • в 2006г. – 1,07%;
  • в 2007г. – 1,18%.

     По получившимся данным, можно отметить положительную тенденцию увеличения процента по единому налогу, поступающему в консолидированный бюджет ХМАО-Югры.

   Исходя  из всех представленных данных, можно  сделать вывод, что необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса, т.к.

    1. малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность;
    2. малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться;
    3. он создает атмосферу конкуренции;
    4. создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

   Важность  малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

   Малый бизнес может дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

   Наконец, развитие мелкого предпринимательства  необходимо только потому, что они  дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

3. Пути развития

     3.1 Перспективы развития УСН

       Федеральный закон от 22.07.2008г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» вносит поправки в главу 26.2, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.

  Это порадует всех бухгалтеров: благодаря поправкам к статье 346.23 НК РФ декларацию потребуется сдавать лишь по итогам налогового периода. Налоговый период при УСН был и остается равным календарному году. Сроки прежние: для организаций – не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом, для предпринимателей – не позднее 30 апреля. За квартал, полугодие, девять месяцев отчитываться больше не придется.

  Значительно переработано содержание статей 346.11 и 346.15 НК РФ. Если сейчас при УСН организации не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП – плательщиками НДФЛ в отношении доходов от предпринимательской деятельности, то в связи с Законом № 155-ФЗ в статью 346.11 внесены изменения:

      • пункт 2: организации освобождаются от налога на прибыль, кроме случаев его уплаты с доходов по ставкам, указанным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ;
      • пункт 3: предприниматели  остаются плательщиками НДФЛ в отношении доходов, облагаемых по ставкам из пунктов 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ.

  Из  статьи 346.15 удалены два последних  абзаца, согласно которым в налоговую базу не включались доходы, приведенные в статье 251 НК РФ, а также дивиденды, налогообложение которых производит налоговый агент. Однако это не означает, что с доходов, указанных в статье 251, стает уплачиваться единый налог. Появился новый пункт 1.1, вобравший все виды поступлений, не учитываемых в налоговой базе при УСН. К ним относятся доходы:

    1. упомянутые в статье 251 НК РФ;
    2. облагаемые налогом на прибыль согласно главе 25 по ставкам, приведенным в пунктах 3 и 4 статьи 284 НК РФ, - у организаций;
    3. облагаемые НДФЛ согласно главе 23 по ставкам, указанным в пунктах 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, - у ИП.

  Таим  образом, с нового года «упрощенцы»  должны будут уплачивать налог на прибыль и НДФЛ с некоторых  доходов.

  Ясность, внесенная Законом № 155-ФЗ в статьи 346.11 и 346.15 НК РФ, поставит, наконец, точку в спорах, перечислять ли налог на прибыль или НДФЛ с доходов от долевого участия, если получатель применяет УСН. В чем, собственно, состояла проблема? Статья 346.15 НК РФ давала повод заключить следующее. При УСН не учитываются в доходах дивиденды, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом исходя из статей 214 и 275 НК РФ. На основании этого Минфин России в письме от 10.04.2008 № 03-04-06-01/79 пришел к следующему выводу. Организации, выплачивающие дивиденды после 1 января 2008 года, должны удерживать налог на прибыль и НДФЛ (в зависимости от того, кому предназначены дивиденды) с доходов всех участников и акционеров, в том числе находящихся на УСН. Между тем согласно действующей статье 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не являются плательщиками налога на прибыль, а ИП не перечисляют НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности. То есть дивиденды, как и другие доходы налогоплательщиков данной категории, вообще не должны были облагаться этими налогами. Поправками снимают противоречие, и организации – источники выплаты дивидендов будут с 2009 года удерживать налог на прибыль или НДФЛ, руководствуясь четко сформулированным законом. Ставки налогов, начисляемых на дивиденды, указаны в пункте 3 статьи 284 и пункте 4 статьи 224 НК РФ.

Информация о работе Аспекты специальных налоговых режимов