Налоги как фактор экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

      Наконец, последняя функция  налогов  -   фискальная,  изъятие части доходов   предприятий  и  граждан  для  содержания  государственного аппарата,  обороны  станы  и  той  части   непроизводственной сферы,  которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки,  архивы и  др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

      Повышение роли налогов в нашей стране, превращение  их в основной способ изъятия части  доходов физических и юридических лиц в госyдарственный и местные бюджеты - свидетельство роста финансовой кyльтyры общества. При достижении определенного yровня грамотности населения налоги бyдyт восприниматься им с пониманием, как форма yчастия своими средствами в решении общегосyдарственных задач, прежде всего - социальных. Естественно, если ставки налогов бyдyт отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и госyдарства. Как мировой, так и отечественный опыт свидетельствyют о преимyществах налоговой системы перед любой дрyгой формой изъятия части доходов граждан и предприятий в госyдарственный бюджет. Одно из этих преимyществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность. Перед налогом все равны. Это не означает, что нельзя дифференцировать ставки, наоборот, можно и нyжно, но дифференциация проводится по экономическим, социальным, региональным категориям плательщиков, но никак не по отдельным физическим лицам или предприятиям. Ставка налога может зависеть от категории, к которой относится плательщик, от того, к какой социальной группе относится гражданин или к какой по размерам грyппе относится предприятие, но она не зависит и в принципе не может зависеть от того, кто именно непосредственно платит. А фиксированный размер ставок и их относительная стабильность способствyет развитию предпринимательской деятельности, так как облегчают прогнозирование ее резyльтатов. Налоги органически вписываются в формирyемyю в нашей стране систему экономических отношений, основаннyю на действии прежде всего закона стоимости. При разyмных ставках налоги являются средством сочетания интересов предпринимателей, граждан и государства, общества в целом.

      Налоги - важнейшая форма аккумуляции  бюджетом денежных средств. Без налогов  нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное  условие сбалансированности государственной  казны.

      Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

      Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

      Роль  налогов в формировании доходов  государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

  • налоговых поступлений в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;
  • конкретного налога (например, налога на прибыль организаций) в общей сумме доходов бюджета;
  • отдельной группы налогов в общей сумме налоговых поступлений;
  • конкретного налога в общей сумме налоговых поступлений.

      Эти показатели с разной степенью детализации  характеризуют значимость налогов  в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых  поступлений в частности.

     Налоговый кодекс РФ (п.1.ст.8) определяет налог - как  «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

     Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пеней, штрафов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства [12, C. 181].

     Однако, на практике решающее значение при  определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

     Одна  из основных задач государственной  налоговой политики на современном  этапе – создание благоприятных  условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

     Условно выделяют три возможных типа налоговой  политики:

     Первый  тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

     Второй  тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

     Третий  тип – налоговая политика с  достаточно существенным уровнем налогообложения  как для корпораций, так и для  физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

     Для налоговой политики стран, которые  имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие  черты:

  • четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  • ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
  • проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  • оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  • анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  • анализ исходных условий;
  • корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

     На  практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

     Второй  подход основан на том, что более  высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных средств. Основной недостаток обеих концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех благ, которые отдельные налогоплательщики получают от существования армии и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

           Проведение государственной  политики регулирования доходов  через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая  льгота.

           Налоговая ставка определяет процент налоговой базы или её части, денежной оценкой которой является величина налога. Изменяя её, государство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные ставки,  осуществлять налоговое регулирование. Существенный эффект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок  для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобильность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в политике регулирования доходов.

           Важная роль налоговой  ставки для осуществления государственной  политики состоит в возможности  использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью которых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

           Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспечивается систематическим уточнением ставок налогов и приведением налоговой политики в соответствие  с имеющейся экономической конъюнктурой.

           Наряду с налоговой ставкой эффективным средством реализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юридическому лицу, отвечающему установленным требованиям, может быть предоставлено полное или частичное освобождение от налогообложения.

           Проведению активной налоговой политики способствует также  то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные разнообразные  основания предоставления налоговых  льгот, связанных с видами и формами  предпринимательской деятельности. Налоговые льготы, применяемые в мировой практике налогообложения, трудно систематизировать, поскольку они могут быть установлены в любых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определенные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. 

     Таким образом, всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. 

      1.2 Механизм формирования  доходов бюджета  за счет налогов 

      Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

      1) налоговые и  неналоговые доходы:

  • налоги на прибыль, доходы;
  • налоги и взносы на социальные нужды;
  • налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации;
  • налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
  • государственная пошлина;
  • задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • платежи при пользовании природными ресурсами;
  • доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;
  • доходы от продажи материальных и нематериальных активов;
  • административные платежи и сборы;
  • штрафы, санкции, возмещение ущерба;
  • доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет;
  • прочие неналоговые доходы;

Информация о работе Налоги как фактор экономической безопасности