Экономическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 19:59, курсовая работа

Описание

Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Понятие экономической безопасности и ее место в системе
национальной безопасности..................................................................................5
2. Угрозы экономической безопасности………………………………………10
3. Критерии и показатели экономической безопасности………………….....14
4. Основные направления обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы……………..…………………………….32

Работа состоит из  1 файл

main.docx

— 38.28 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ  
Введение.................................................................................................................3  
1. Понятие экономической безопасности и ее место в системе  
национальной безопасности..................................................................................5  
2. Угрозы экономической безопасности………………………………………10  
3. Критерии и показатели экономической безопасности………………….....14  
4. Основные направления обеспечения экономической безопасности…………………………………………………………………….19  
Заключение………………………………………………………………………30  
Список использованной литературы……………..…………………………….32  
Приложения ……………………………………………………………………..34  
 
ВВЕДЕНИЕ  
Беларусь относится к малым странам с открытой экономикой. В 1995 г. в Рес¬публике Беларусь принята экономическая модель социально ориентированной рыночной экономики, со¬четающая преимущества современного рыночного хозяйства с обеспечением эффективной социальной защи¬ты граждан.  
Одной из главных задач в условиях трансформации экономики является обес¬печение экономической безопасности стра¬ны: эффективное раз¬витие экономики, интегрированность в международные союзы, создание механиз¬мов защиты собственных экономических интересов.  
Автор учебника «Экономическая безопасность государства» Е.Г.Моисеенко дает следующее определение понятию «экономическая безопасность»:  
Экономическая безопасность государства – процесс существования и развития общественно-экономической формации в экономической среде, устойчивый, саморазвивающийся материальный и социально-экономический комплекс, в пределах которого при отражении угроз определенным способом происходит формирование структурных объектов, их взаимодействие для эффективного удовлетворения развивающихся материальных потребностей субъектов общества [8, с.43].  
Следует подчеркнуть, что понятие «экономическая безопасность страны» охватыва¬ет все сектора экономики. Из этого можно сделать вывод, что для обеспечения экономической безопасности страны, необходимо обеспечить экономическую безопасность выше самих секторов экономики.  
В условиях глобализации мировой экономики каждое государство вынуждено обеспечивать собственную экономическую безопасность. Этого особенно сложно достигнуть небольшим государствам, не имеющим достаточного количества природно-сырьевых ресурсов, необходимых для развития и устойчивого положения на мировой арене. К таким государствам относится и Республика Беларусь, в связи с чем проблемы национальной экономической безопасности приобретают для нашей страны важное значение в теоретическом и практическом аспектах.  
Как показывает опыт обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один из национальных приоритетов.  
Положение Беларуси в мире, изменение ее внутреннего состояния объяснили необходимость разработки концепции национальной безопасности в целом и ее экономической составляющей.  
Проблемы экономической бе¬зопасности рассматриваются рядом белорусских ученых. В. Пузиков ставит экономическую безопас¬ность государства в прямую зависимость как от внешних, так и внутренних факторов. В.Пинигин рассматривает методологические подходы и воп-росы измерения экономической безопасности. Ю. Енин и В. Журавлев рассмотрели параметры, критерии, механизмы обеспечения финансовой бе¬зопасности, являющейся составляющей экономи¬ческой безопасности. М. Мясникович связывает экономическую безопас¬ность с задачами экономического роста на каждой ступени развития общества. Свой вклад в разработку направлений и изучения экономической безопасности нашей страны внесли также Е.Г.Моисеенко, П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич, А.В.Бондарь, В.А.Дадалко, Г.Пурс, А.И Громкович и др.  
 
1. ПОНОЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  
 
Концепция национальной безопасности впервые была сформулирована и реализована в США, где в 1947 г. был принят закон "О национальной безопасности". Сначала она исходила из необходимости обеспечения военной безопасности, затем в ее содержание были включены экономический, социальный, моральный и политический аспекты.  
В странах СНГ разработка проблем национальной безопасности началась в 90-х гг. XX в. При подготовке Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Советом безопасности 27 марта 1995 г., понятие нациоцальной безопасности рассматривается как “состояние защищенности общества и его составляющих от внутренних и внешних угроз”. Определение национальной безопасности было сформулировано как защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех сферах их жизнедеятельности: политической, экономической, военной, экологической, гуманитарной, информационной и т.д. [15, с.16].  
Следовательно, национальную безопасность можно рассматривать как способность государства защитить национальные ценности и жизненно важные национальные интересы при конкретных внутренних и внешних угрозах. Национальные жизненно важные интересы определяются состоянием основных сфер жизнедеятельности нации (общества) и обеспечением экономической, политической, гуманитарной, военной и другими видами безопасности. Все они связаны между собой и взаимно влияют друг на друга.  
Национальная безопасность включает в себя такие слагаемые элементы, как военная, экологическая, информационная, социальная.  
В свою очередь экономическая безопасность под¬разделяется на энергетическую, продовольствен¬ную, финансовую и другие виды безопасности. Все эти виды национальной безопасности тесно взаимо-связаны и зависимы друг от друга. Экономическая безо¬пасность является основополагающей частью на¬циональной безопасности. Это обусловлено важностью и первостепенностью значения удовлетворения потребностей индивидов, субъектов хозяйственной деятельности, общественных групп в процессе функционирования и развития как экономики отдельной страны, так и экономики мирового хозяйства.  
Если национальная безопасность — это форма проявления безопасности, то экономическая — это одна из форм проявления национальной безопасности, являющаяся ее подсистемой [13, с.52].  
Пока общепринятого понятия экономичес¬кой безопасности, к сожалению, не существует. Достаточно широкое распростра¬нение получил подход, определяющий экономическую безопасность, как обеспечение живучести национальных экономик, в условиях мировых экономических кризисов. Более широкий смысл это понятие приобре¬ло, получив дополнительно такой признак, как обеспечение конкурентоспособности национальной экономики или ее ведущих отраслей на мировой арене. Это определе¬ние исходит из результатов глубоких структурных преобразований в экономиках развитых стран Запада. Все больше исследователей склонны полагать, что именно конкурентоспособность является наиболее объективным и интегральным критерием жизнеспособности рыночной экономики. Как показывает мировой опыт обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, путь к достижению успеха. Поэтому обеспечение ее — один из важнейших национальных приоритетов [4, с.9].  
Экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяют вычленить три ее важнейших элемента:  
• экономическую независимость, которая в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно техническими достижениями.  
• стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантии для предпринимательской активности, сдержива¬ния факторов способных дестабилизиро¬вать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.)  
• способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиции и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.  
Таким образом, экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию [16, с. 54].  
Целями экономической безопасности в системе национальной безопасности может быть организация механизмов, обеспечивающих:  
• выявление угроз и субъектов угроз эко¬номической безопасности в современных ус¬ловиях;  
• определение объектов защиты;  
• механизм выявления жизненно важных экономических интересов республики или субъекта хозяйствования, сфер и особеннос¬тей их реализации;  
• выявление субъектов, чья деятельность наносит ущерб жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства;  
• определение основных факторов и условий, складывающихся в сфере обеспечения экономической безопасности государства или производителя;  
• определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным экономическим ин¬тересам республики или субъекта хозяйство¬вания;  
• анализ особенностей и механизмов на¬несения ущерба жизненно важным экономи¬ческим интересам республики или хозяйству¬ющим субъектам;  
• определение компетенции и взаимоот¬ношений органов, осуществляющих деятель¬ность по обеспечению экономической безопас-ности;  
• формирование системы мер по реали¬зации жизненно важных экономических инте¬ресов;  
• деятельность по противодействию уг¬розам и локализации их последствий [11, с. 59].  
Так как экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру, то в качестве объектов экономи¬ческой безопасности выступают экономи¬ческие отношения разного уровня [16, с. 55]:  
• уровень семьи и личности — экономические интересы каждого граждани¬на страны;  
• микроэкономический уровень — экономические интересы субъектов хозяйствования;  
• региональный и отраслевой уровень — экономика областей и отраслей;  
• макроэкономический уровень — национальные экономические интересы;  
• общемировой экономический уровень — планетарные экономические интересы.  
Субъекты экономической безопасности осуществляют деятельность по обеспечению экономической безопасности, т.е. по защите своих жизненно важных экономических интересов при условии возникновения внутренних и внешних угроз. Субъектами экономической безопасности являются: министерства, комитеты, департаменты, органы судебной власти, банки, биржи, фонды, страховые организации, производители и продавцы продук¬ции, работ и услуг и общества потребителей. Госу¬дарственные органы должны быть выделены как самостоятельные особые субъекты обеспечения эко¬номической безопасности, которые призваны со¬здать надлежащие условия и гарантии для успешной реализации национальной экономической безопас¬ности юридическими и физическими лицами [5, с. 40].  
 
2. УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  
 
Система обеспечения экономической безопасности — это совокупность методов, обеспечивающих стабильное функционирование экономических отношений в стране, а также их реализацию. Она предполагает: выделение наиболее жизненно важных интересов; выявление угроз, препятствующих реализации этих интересов; систему противодействия существующим и возникающим угрозам; механизм воздействия всех субъектов безопасности, обеспечивающий реализацию защитных мер.  
Под угрозой понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства, а также регионального объединения государств. Опасность же характеризуется как возможность негативного воздействия на "социальный организм", в результате которого ему может быть нанесен ущерб, ухудшающий его состояние и придающий его развитию нежелательную динамику или параметры.  
Концепция ООН в качестве угроз экономической безопасности государства рассматривает необеспеченность сырьем, энергоресурсами, продуктами питания, производственно-техническими и научным потенциалом, стихийные бедствия, деградацию окружающей среды, неэквивалентный международный обмен, ограничение по политическим причинам доступа на рынки кредитов, объема помощи, частые колебания процентных ставок и др.  
Отсюда следует, что источниками угроз могут быть как факторы природного, так и техногенного характера, как объективные процессы экономического развития, так и действия субъектов экономических отношений.  
При классификации угроз используются различные признаки, в том числе:  
по сфере человеческой деятельности — политическая, экономическая, социальная, правовая, военная, экологическая, демографическая, генетическая, научнотехническая, технологическая, идеологическая, психологическая, интеллектуальная, информационная, сырьевая;  
по источнику угрозы — внутренняя и внешняя;  
по отношению к человеческой деятельности — объективная, формирующаяся независимо от целенаправленной деятельности, и субъективная, которая создается сознательно;  
по вероятности реализации — реалъные и потенциальные;  
по последствиям — всеобщие, локальные, частные  
Кроме того, угрозы могут характеризоваться:  
по временному критерию — долговремеыные и текущие;  
по степени предсказуемости — прогнозируемые и непрогнозируемые.  
Они могут иметь универсальный, региональный и специфический характер [16, с. 64].  
На данном этапе исторического развития объективно существуют следующие наиболее реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности страны преодоление которых должно быть важнейшим элементом государственной экономической политики нашей страны:  
1. Внутренние угрозы:  
• унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики, усугубившаяся выбытием ряда жизнеобеспечивающих отраслей производства;  
• низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы большин¬ства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;  
• устарение производственного аппарата в результате замедления его обновления и предпочтения агентами рынка осуществления текущих расходов в ущерб капитальным вложениям;  
• изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;  
• недостаточная развитость и устойчи¬вость объектов инфраструктуры;  
• низкий уровень природоохранной деятельности и экологической безопасности;  
• отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;  
• ухудшение состояния научно технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-техническо¬го развития, в том числе в результате «утечки мозгов» за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;  
• криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в ключевые отрасли экономики;  
• отсутствие адекватного законодатель¬ства и судебной системы задержка и отставание в создании важнейших институ¬тов рыночной экономики;  
• несовершенство механизмов формирования экономической политики (несогла¬сованность действий экономических ведомств), которое может приводить к нарушению финансовой сбалансированнос¬ти, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспо¬собность отечественных производителей.  
2. Внешние угрозы:  
• потеря отдельных традиционных рынков сбыта машиностроительной продукции;  
• зависимость республики от многих видов сырья, а также комплектующих изделий для машиностроения;  
• дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономи¬ческих отношениях;  
• высокий уровень внешнего долга, усиление попыток его использования для воздействия на принятие экономических и политических решении;  
• неразвитость транспортной инфра¬структуры экспортно-импортных операций [15, с. 55].  
Угрозы для экономической безопасности (т.е. факторы, препятствующие нормальной реализации системы экономических интересов) проявляются как воздействие на стабильное развитие экономики, ее отраслей, предприятий, субъектов. Поэтому и необходимо своевременное выявление и предотвращение угроз экономической безопасности.  
 
3. КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ  
 
Стратегия обеспечения экономической безопасности, помимо выделения, отслеживания, характеристики ее внешних и внутренних утроз, предполагает определение критериев и параметров состояния экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту жизненно важных интересов страны.  
Критерий экономической безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.  
Национальные интересы в сфере экономики страны можно охарактеризовать по следующим критериям:  
• способность экономики функционировать в режиме расширенного и эффективного воспроизводства;  
• приемлемый уровень жизни населения, обеспечивающий социально-политичес¬кую стабильность;  
• устойчивость финансовой системы;  
• сохранение единого экономического пространства страны;  
• создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества;  
• оптимальная встроенность в мировую экономику (конкурентоспособность национальной экономики, рациональная структура внешней торговли);  
• поддержание научного потенциала [10, с. 9].  
В целях оценки состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности, используется система показателей — количественных характеристик социально-экономических явлений и процессов, измерение и сравнение которых позволяет выявить динамику экономической безопасности.  
В мировой практике существует около 20 параметров, которые позволяют придать измеримый смысл экономическим понятиям. Основные показатели, характеризующие экономическую безопасность Республики Беларусь, можно сформировать в 7 блоках:  
1. Показатели, отражающие способность экономики функционировать в режиме общественного воспроизводства. Это темпы роста ВВП, ВВП на душу населения, структура и доля в нем налогов и сборов, удельный вес в ВВП внутренних инвестиций, государственных инвестиций; доля государственного потребления к ВВП.  
2. Показатели, обеспечивающие социалъную стабильность: потребление основных продуктов питания на душу населения в соответствии с научно обоснованными нормами; обеспеченность населения товарами длительного пользования (в расчете на одну тыс. человек); децильный коэффициент и коэффициеыт Джени; доля людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума; уровень безработицы; средняя продолжительность жизни населения.  
3. Показатели, свидетельствующие об устойчивости финансовой системы: темпы инфляции; дефицит государственного бюджета; объем государственного долга к ВВП; удельный вес в ВВП расходов на оборону; величина золотовалютных резервов; сальдо платежного баланса.  
4. Показатели оптимального функционирования регионов врамках страны: разрыв в уровне ВВП на душу населения по регионам; дифференциация регионов по прожиточному минимуму; доля собственных доходов в бюджетных доходах региона.  
5. Показатели, характеризующие степень криминализации экономики: доля теневой экономики в ВВП; доля налогов и сборов в ВВП; доля налоговых отчислений в добавленной стоимости, созданной на предприятии.  
6. Показатели, характеризующие степень оптимальности "встроенности" национальной экономики в мировую: экспортная и импортная квоты, структура экспорта и импорта, доля импорта во внутреннем потреблении, объем внешнего долга и ВВП; платежи по обслуживанию внешнего долга.  
7. Показатели развития и поддержки научного потенциала: доля расходов на НИОКР в ВВП, уровень образования населения, расходы на образование в % к ВВП, количество студентов на 10 тыс. человек населения [9, с. 140].  
Важнейшие критерии и показатели экономической безопасности можно представить с виде следующей схемы (приложение 1).  
Построение системы количественных показателей, измерение и сравнение значений позволяют изучить динамику экономической безопасности. Однако для оценки ее уровня в первую очередь важны ие столько показатели, сколько сравнение их с нормативными (пороговыми) значениями. Степень экономической безопасыости определяется мерой приближения показателей к пороговым значениям.  
Пороговые значения – это предельные величины, несоблюдение которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.  
Государство должно осуществлять свою функцию защиты экономической безопасности, а значит, через пороговые значения индикаторов экономической безопасности отслеживать границу между безопасной и опасной зонами в различных сферах экономики. Иными словами, пороговые значения индикаторов экономической безопасности придают национальным интересам страны в области экономики количественную определенность.  
Первая группа индикаторов пароговых значений экономической безопасности касается производственной сферы, ее способности функционировать при минимальной зависимости от внешнего мира. Крайне важны здесь пороговые значения по общему объему производства.  
Второй важной группой являются пороговые значения индикаторов уровня жизни населения. Важнейшими из них будут следующие:  
• доля населения, имеющая доход ниже прожиточного минимума;  
• уровень (норма) безработицы к активной части населения;  
• расходы на здравоохранение и физическую культуру из госбюджета к ВВП и др.  
Третьей, наиболее обширной группой являются пороговые значения финансового состояния. По этой группе были определены многие пороговые значения, в частности, важнейшие из них [9, с. 10]:  
• объем внутреннего долга  
• объем внешнего долга  
• дефицит бюджета  
• денежная масса  
Так, состав основных пороговых индикаторов, приведенных в "Концепции программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 гт.", определен в количестве 10 показателей (приложение 2).  
В процессе разработки перечня пороговых значений показателей экономической безопасности ставится вопрос о включении в него специального индекса — индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он призван в настоящее время быть наиболее обобщающим показателем социального прогресса, безопасности личности и развития социальной сферы. Это интегральный показатель, рассчитываемый за определенный период, производный от параметров ожидаемой продолжительности жизни, удельного веса грамотных во всем взрослом населении, удельного веса учащихся начальных, средних и высших учебных заведений в соответствующей возрастной группе, уровня благосостоявия, измеряемого как доля ВВП на душу населения ( в долларах, по паритету покупательной способности). Из 120 представленых стран мира Республика Беларусь занимала по этому показателю в 1999 г. 53 место, Российская Федерация — 55 место [10, с. 15].  
 
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  
 
В последнее время на проблемы экономической безопасности обращается пристальное внимание. Исходя из Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента от 10.07.2001г. N 390, и иных важнейших государственных документов один из наиболее важных элементов национальной безопасности - экономическая. При этом путь к ее достижению лежит через обеспечение гарантий безопасности для субъектов экономической деятельности. Задача обеспечения экономической безопасности страны и субъектов экономической деятельности реализовывается в экономической политике государства, которая, как представляется, должна быть ориентирована:  
• на обеспечение такого уровня развития, который был бы достаточен для нормального существования как населения (потребителя), так и субъектов хозяйствования;  
• на использование такого механизма, который бы способствовал прогрессивному развитию, позволяющему как минимум не отставать от уровня экономически развитых государств;  
• на создание системы мер противодействия потенциальным внутренним и внешним угрозам и воздействиям (факторам), обеспечивающим неуязвимость и независимость экономических интересов субъектов хозяйствования и государства.  
Концепция национальной безопасности предусматривает перечень жизненно важных интересов республики в экономической сфере, состоящий из 14 пунктов, в числе которых поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений, расширение свобод для субъектов хозяйствования всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование отечественных товаропроизводителей, совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики [7].  
При реализации стратегии обеспечения экономической безопасности целесообразно выделять те сферы экономической системы, в которых реализуются наиболее важные экономические интересы субъектов экономики. При этом необходимо отметить, что приоритет той или иной сферы не является постоянным и может измениться в связи с внешними или внутренними факторами, определяющими экономическую ситуацию.  
Наиболее важным направлением повышения экономической безопасности является обеспечение финансовой безопасности. Именно финансовое состояние реального сектора экономики, банковской системы и государства определяет, насколько успешно будут решаться проблемы по другим направлениям экономической безопасности [14, с.150].  
Финансовая безопасность — это способность финансовой системы страны обеспечить защиту экономики от внутренних и внешних финансовых угроз, минимизировать появление экономического ущерба в стране.  
Жизненно важные интересы внутреннего характера Республики Беларусь в финансовой сфере включают умеренные темпы инфляции, стабильную фискальную и денежно-кредитную системы, ориентацию финансовой деятельности на обслуживание реального сектора экономики.  
В связи с высокой степеныю открытости экономики республики особое значение приобретают внешние национальные финансовые интересы, основные из которых — сокращение внешней задолженности страны, конвертируемость белорусского рубля на мировом рынке, рост валютных активов банковской системы.  
Понятие финансовой безопасности в определенной степени является интегрирующим, так как охватывает практически все аспекты функционирования экономики на микро-, макро- и интеруровнях. Именно финансовая безопасность нашей страны обеспечивает нормальное функционирование всей гаммы экономических отношений. Характеризуя финансовую безопасность Республики Беларусь, следует отметить, что во всем спектре финансовых угроз преобладают угрозы внутреннего характера. Это отсутствие конкурентного рынка финансовых посредников, субъективизм в проведении финансовой и денежно-кредитной политики и высокая степень государственного регулирования в данной сфере; отсутствие четкой законодательной базы, определяющей параметры финансово-посреднической деятельности, и, как следствие, использование финансового механизма для незаконного получения кредитов, хищений денежных средств и т.д.  
Обеспечение финансовой безопасности предполагает реализацию следующего комплекса мер [3, с.25]:  
• совершенствование механизмов регулирования транзитивной экономики;  
• улучшение системы финансовой политики страны: бюджетно-кредитной, платежно-расчетной, валютной, ценовой, таможенной;  
• создание конкурентной среды для субъектов хозяйствования;  
• совершенствование системы межгосударственных торговых и платежнорасчетных отношений, расширение международной торговли.  
В долгосрочной перспективе обеспечение финансовой безопасности связано с улучшением финансового состояния реального сектора экономики за счет проведения микроэкономической либерализации и стабилизации, институциональных преобразований.  
Продовольственная безопасность — это реализация интересов населения и общества по удовлетворению жизненно важных потребностей в продуктах питания. Продоволъственная безопасность — комплексное понятие, так как производство продуктов питания основывается не толъко на экономической эффективности производства, но должно учитывать медицинские, биологические и экологические аспекты их потребления.  
Основными экономическими интересами продовольственной безопасности являются:  
• максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики;  
• снижение материалов и энергоемкости сельскохозяйственного производства, повышение его технологического уровня;  
• преобразование аграрных отношений в развитии форм собственности, структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности;  
• сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель и др.  
Особенность обеспечения продовольственной безопасности нашей страны на данном этапе состоит в том, что опасность в этой сфере представляют не внешние, а внутренние угрозы, наиболее существенные из которых — технологическая отсталость сельскохозяйственного производства и его высокая энерго- и материалоемкость; устаревшая инфраструктура АЦК; зависимость от импортных технологий; несовершеыство земельных отношений, сокращение площадей сельскохозяйственных земель, негативные последствия аварии на ЧАЭС; значительыое старение трудовых ресурсов [6, с. 34].  
Энергетическая безопасность является важнейшей слагаемой экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (13-14% общего объема потребления). В целях повышения энергетической безопасности предлагается дальнейший поиск путей и формирование механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, способствующих производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологической безопасности среды.  
Приоритетным направлением в обеспечении энергетической безопасности являются интенсификация проведения энергосберегающей политики [14, с.151], которая будет способствовать энергонезависимости страны и снижению энергоемкости ВВП в 2001-2005гг. на 20-25%, развитие альтернативных источников энергии, в том числе строительство атомной электростанции (в соответствии с принятыми Президентом и Парламентом решениями), что скажется как на геополитической так и на экономической безопасности Беларуси.  
Производствення безопасность является стержневой основой экономической безопасности страны, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.  
Производственная безопасность — это экономическая защищенность интересов государства, общества и субъектов хоаяйствования от потенциальных угроз в процессе создания благ и услуг.  
Наиболее важными интересами производственной безопасности Беларуси являются:  
• вьпуск высокотехнологичной, качественной, конкурентоспособыой продукции, имеющей спрос на внутреннем и внешнем рынках;  
• обеспеченность производства ресурсами, его ритмичная работа;  
• рост объемов производства, его высокая рентабельность;  
• перераспределение ресурсов производствам, использующим их наиболее эффективно.  
Основными угрозами, препятствующими реализации указанных интересов, являются высокая энерго- и материалоемкость производства, снижение инвестиционыой активности и отток капитала из сферы производства в сферу обращения, низкий технологический уровень производственной сферы, старение основных производственыых фондов, потеря традиционных рынков сбыта многих видов продукции производственного сектора и др. [13, с.143].  
Механизм обеспечения производственной безопасности, наряду с мерами общеэкономического характера, должен включать меры по совершенствованию структуры производства, реализация которых осуществима поэтапно: на первом этапе — освобождение экономики от предприятий, продукция которых не востребована потребителем; на втором — наращивание мощностей по производству конкурентоспособной продукции, производимой ранее, и создание мощностей для производства новой конкурентоспособной продукции. При этом необходимо сохранить жизненно важные отрасли и производства, удовлетворяющие минимальные потребности народного хозяйства и населения. Важными приоритетными направлениями оптимизации структурных изменений производственного сектора являются создание ФПГ, вхождение в ТНК и т.д. [9, с. 116].  
Основной задачей в области транспорто-коммуникационной безопасности является сохранение и укрепление конкурентных преимуществ страны, обусловленных ее геополитическим и географическим положением. Поэтому в процессе формирования единого транспортного, энергетического и экономического пространства с Российской Федерацией необходимо максимально сохранить за Респкбликой Беларусь долю собственности и экономическую самостоятельность в части транспортно-коммуникационной инфраструктуры, активнее привлекать к вложению в нее средств других зарубежных инвесторов. Способствовать этому будет осуществление гибкой тарифной политики, взаимосвязанной с комплексом налогово-финансовых и структурных мероприятий [14, с.153].  
Учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, обеспечение внешнеэкономической безопасности страны должно стать одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.  
Внешнеэкономическая безопасность — создание условий для оптимального вхождения национальной экономики в международное разделение труда и достижение баланса экономических интересов во внешнеэкономической деятельности. В данной сфере весьма важным является преодоление противоречий между интересами национальных объектов внешнеэкономических связей и иностранных партнеров.  
С точки зрения экономической безопасности внешнеэкономические отношения должны:  
• обеспечить использование преимуществ международыых интеграционных процессов для развития национальной экономики, встраивание ее в мировое хозяйство;  
• защитить ее от негативных внешних воздействий.  
Последнее особенно важно, так как экономика Беларуси носит открытый характер, и любые негативвые явления, происходящие в мировом хозяйстве, расширяют для нее зону риска.  
В этих условиях к угрозам внешнеэкономической безопасности страны можно отнести: резкий рост цен на импортируемые ресурсы и падение на экспортируемые; введение ограничений, вплоть до эмбарго на торговлю при импорте или экспорте продукции и сырья; высокую зависимость от поставок энергоресурсов и комплектующих на определенные виды продукции; финансовую зависимость от других государств.  
Усиление внешнеэкономических аспектов деятельности государства с открытой экономикой в переходный период требует, чтобы его национальные интересы были приоритетны по отношению к любым союзам с другими государствами и стратегиями их реализации.  
Особое состояние переходной экономики, в котором находится Республика Беларусь, незрелость рыночных отношений делают необходимым постепенное осуществление мер во внешнеэкономической деятельности, направленных на укрепление ее экономической безопасности, поиск оптимального соотношения между открытостью национальной экономики и защитой национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности в этой сфере связано с проведением соответствующей политики по стимулированию создания конкурентоспособной продукции, более эффективной структуры экспорта и импорта, защите интересов отечественных производителей продукции.  
Одним из направлений внешнеэкономической безопасности является привлечение иностранных инвестиций, что позволяет разработать новые технологии, обеспечить повышение конкурентоспособности отечественной продукции. Однако, принимая меры к увеличению иностранных инвестиций, необходимо учитывать и другие аспекты экономической безопасности. Мировой опыт свидетельствует, что в настоящее время в большинстве стран с открытой экономикой существует перечень отраслей, в которые не допускается иностранный капитал. Так, в Японии иностранным инвесторам не разрешена покупка акций компаний, работающих в оборотных отраслях, области связи и других.  
Поэтому во внешнеэкономической деятельности необходимо устанавливать допустимые ограничения в процессе привлечения иностранных инвестиций. Нецелесообразно с точки зрения национальной безопасности страны допускать контроль за иностранным капиталом в стратегических отраслях народного хозяйства, а также в отрасли, обеспечивающей ее оборону.  
Механизм привлечения иностранных инвестиций должен способствовать вложениям иностранного капитала в реальный сектор экономики и препятствовать скупке по низким ценам объектов, составляющих национальное достояние республики.  
Привлечение инвестиций должно гарантировать их эффективное использование, обеспечивающее не только возврат кредитов и процентных ставок за кредит, но и конкурентоспособность товара, его продвижение на внешний рынорк в течение продолжительного времени [13, с. 148].  
Ключевым звеном национальной экономической безопасности является социальная безопасность, в которой аккумулируются интересы личности, общества, семьи, государства, различных социальных групп. Состояние социальной безопасности — это итоговое выражение экономической безопасности страны, так как в конечном счете любая система, независимо от ее организации, должна "замыкаться" на человеке, удовлетворении его потребностей. Социальная стабильность — одна из основных оценок безопасности страны, показатель способности государства предотвращать конфликты между субъектами социальных отношений, создавать механизмы защиты интересов населения.  
Под социальной безопасностью понимается способность государства обеспечить приемлемый стандарт качества жизни населения независимо от наличия внешних и внутренних угроз.  
Национальные интересы в этой сфере — это предоставление всем желающим возможности зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; определение категорий лиц, нуждающихся в социальной помощи; разработка и реализадия адресных социальных программ; поддержание рациональной занятости.  
Угрозы социальной безопасности можно классифицировать по следующим направлениям:  
• дифференциация доходов и потребления; отрицательная динамика среднего уровня доходов и потребления; уровня дохода и потребления на душу населения;  
• состояние здоровья населения; снижение продолжительности жизни, рождаемости; рост смертности населения, включая детскую; социальных болезней;  
• доступность жизненно необходимых социальных потребностей: жилья и его содержания, медицинских услуг, стандартов образования, культуры, отдыха, уровня развития науки;  
• занятость населения и безработица;  
• бедность и нищета, ухудшение жизни пепсионеров и инвалидов;  
• деградация личности и семьи;  
• рост преступности и др.  
Проведенные исследования проблем социальной безопасности показали, что в Республике Беларусь наибольшую угрозу существованию безопасности страны в настоящее время представляют резкая дифференциация доходов и потребления населения, ухудшение структуры его питания, расширение границ бедности в результате абсолютного и относительного увеличения числа людей, доходы которых ниже прожиточного мшшмума, ухудшение здоровья населения, рост безработицы, преступности и др. [15, с. 271],  
Обеспечение безопасности в социальной сфере имеет большое значение, так как именно в ней осуществляется воздействие на интересы людей, несовпадение которых создает механизм реализации угроз социальной и экономической безопасности страны и должно опираться на долговременные стратегические интересы личности, общества, государства. В свою очередь государство должно создать механизмы, способствующие деполитизации социальной сферы, придающие ей чисто экономический характер. "Социальная сфера должна стать катализатором экономического роста, а не постоянным тормозом развнтия и источником угрозы стабильности соци-ально-экономической системы в целом" [12, с. 129].  
Стратегия обеспечеыия социальной безопасности включает, с одной стороны, соответствующую политику доходов, цен, занятости, реализацию системы социальной защиты с целью смягчения социального неравенства, поддержания баланса интересов и достижения всеобщего согласия, а с другой — стимулирование экономической активности различных трудоспособных групп населения [9, с. 24].  
Инфраструктурная безопасность — создание условий для бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, которое обеспечивает нормальное течение воспроизводственного процесса.  
Национальные интересы в этой сфере – это повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса и его опережающее развитие по сравнению с обслуживаемыми им сферами; опережающее развитие рыночной инфраструктуры; снижение ресурсоемкости функционирования инфраструктурного комплекса.  
Среди угроз инфраструктурной безопасности Республики Беларусь можно назвать: изношенность и технологическую отсталость материально – технических объектов инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею комплексами, низкий уровень развития рыночной инфраструктуры [3, с. 28]. Кроме того, угрозу инфраструктурной безопасности представляет комплекс угроз, воздействующих на экономическую безопасность в целом.  
Таким образом, построение концепции экономической безопасности должно основываться на вычленении и учете интересов каждого из участников экономических отношений. Толь¬ко в этом случае возможно соблюдение в деятель¬ности государственных органов по обеспечению экономической безопасности оптимального со¬четания и реализации экономических интере¬сов личности, общества и государства, а также разре¬шение существующих противоречий.  
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
Таким образом, в данной работе была изучена экономической безопасности в целом и экономической безопасности Республики Беларусь в частности. Было дано понятие экономической безопасности, а также определено ее место в системе национальной безопасности; определены основные угрозы, критерии и показатели экономической безопасности.  
Как уже говорилось, экономическая безопасность, является одной из важнейших подсистем национальной безопасности. Система обеспечения экономической бе¬зопасности включает в себя совокупность мер и деятельность по их реализации субъектов безопасности в целях надежного стабильного функционирования экономических отношений в республике и между хозяйствующими субъек¬тами по предупреждению возникновения угроз и устранению их последствий. Построение модели обес¬печения экономической безопасности должно базироваться на рассмотрен¬ных методологических подходах, учитывать структурный и функциональные аспекты и включать создание системы обеспечения эко¬номической безопасности государства, обще¬ства и субъектов хозяйствования.  
Задача обеспечения экономической безопасности страны и субъектов экономической деятельности реализовывается в экономической политике государства, которая, как представляется, должна быть ориентирована:  
• на обеспечение такого уровня развития, который был бы достаточен для нормального существования как населения (потребителя), так и субъектов хозяйствования;  
• на использование такого механизма, который бы способствовал прогрессивному развитию, позволяющему как минимум не отставать от уровня экономически развитых государств;  
• на создание системы мер противодействия потенциальным внутренним и внешним угрозам и воздействиям (факторам), обеспечивающим неуязвимость и независимость экономических интересов субъектов хозяйствования и государства.  
Конкретными путями обеспечения экономической безопасности являются:  
1) эффективном использовании имеющихся ресурсов;  
2) совершенствовать финансовую по¬литику страны, включая платежно-расчетную, бюджетно-налоговую, денежно-кредит¬ную, валютную, ценовую и таможенную;  
3) осуществить эффективную поэтап¬ную реструктуризацию и приватизацию отраслей и предприятий, создавая на этой основе конкурентную среду для субъектов хозяйствования на республиканском рын¬ке продукции, товаров, работ и услуг;  
4) совершенствовать систему межгосу¬дарственных торговых и платежно-расчетных отношений, расширять международную торговлю, обеспечивая продвижение бело¬русских товаров на внешние рынки;  
5) создать экономические условия для ускорения научно-технического прогресса, повышения технического уровня производ¬ства на основе собственного научно-техни¬ческого потенциала, импорта высоких тех-нологий, внутренних и внешних инвес¬тиций.  
Реализация стратегии экономической безопасности должна обеспечить защиту жизненно важных интересов страны, решать внутренние политические, экономические и социальные задачи исходя из национальных интересов, обеспечить населению уровень и качество жизни, гарантирующие социальный мир в стране и спокойствие в обществе.  
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  
 
1. Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2005. №5  
2. Республика Беларусь в цифрах.// Краткий стат. сборник, Мн., 2005  
3. Бондарь А.В. Экономическая безопасность и определяющие ее факторы: Учеб.-метод. пособие / А.В.Бондарь, Н.Н.Бондарь. Мн.:БГЭУ,2002.  
4. Дадалко В.А. Национальная безопасность: проблемы и возможности ее повышения. // Веснiк БДЭУ. 1999г. №5  
5. Захаров В. Экономическая безопасность субъектов хозяйствования. // Белорусский банковский бюллетень.2002. №23.  
6. Курлыпо А. Продовольственная безопасность страны. Шансы и угрозы. // Финансы, учет, аудит. 1999. №11.  
7. Лукашов А. //Национальная Экономическая Газета. 2003. №11.  
8. Моисеенко Е.Г. Беларусь в межполюсном пространстве.// Финансы, учет, аудит.2000. №12.  
9. Мясникович М.В. Проблемы экономической безопасности: Учеб.пособие. Мн.:Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2001.  
10. Мясникович М.В. Экономическая безопасность государства: проблемы, оценки и управление // Материалы международной научно-практической конференции. Минск, 11-12 декабря 2001г.: ИНБ Республики Беларусь, 2003.  
11. Мясникович М.В., Пузиков В.В. Модель обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь // Белорусский экономический журнал. 2002. №3.  
12. Национальная и региональная безопасность// Л.Ф.Заико. Мн.: Несси, 2001.  
13. Проблемы экономической безопасности Беларуси / П.Г.Никитенко, В.Н.Ермашкевич. Мн.: ИООО «Право и экономика», 2001.  
14. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 год. Мн: 2001г.  
15. Пузиков В.В. Экономическая безопасность и экономическая преступность. // Пузиков В.В., Громкович А.И. Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 2001.  
16. Пурс Г. Экономическая безопасность страны. Как ее обеспечить? // Финансы, учет, аудит.1999г. №10  
17. Трахименюк С.А. Безопасность государства: Методолого-правовые аспекты. Мн. Хата, 1997.

Информация о работе Экономическая безопасность