Налоги как фактор экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

      2.3 Анализ формирования  бюджета РМ за счет региональных налогов 

     Налог на имущество организаций введен на территории РМ с 1 января 2004 года. На территории Республики Мордовия ставка налога на имущество организаций устанавливается в размере 2,2 процента, за исключением организаций, осуществляющих виды деятельности, указанные в пункте 2 настоящей статьи.

    Поступление налога на имущество  организаций  в региональный бюджет РМ представлено графически на рисунке 2.1.

    

    Рисунок 2.1 – Динамика поступления транспортного налога в бюджет РМ.

     Налог на имущество организаций уплачивается по ставке 0,5 процента организациями:      

     осуществляющими функции государственного заказчика  по строительству газовых сетей;      

     осуществляющими строительство газовых сетей  на территории Республики Мордовия и перевод котельных с жидкого и твердого топлива на газ при условии, если данный вид деятельности составляет не менее 70 процентов от общего объема выполняемых работ данной организацией;      

     выполняющими  функции по формированию продовольственного фонда;      

     имеющими  полный технологический комплекс изготовления отдельных деталей и сборки цветных  телевизионных приемников с диагональю от 25 до 72 сантиметров. (в ред. Закона РМ от 24.03.2004 N 30-З)

      На территории Республики Мордовия транспортный налог введен с 1 января 2003 года. Ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

      Проведем  анализ исполнения бюджета РМ по статьям доходов за 2006 – 2008 гг. по данным таблицы 2.3.

      Таблица 2.3 - Исполнение бюджета РМ по статьям доходов за 2006 – 2008 гг.

 
 
2006 год 2007 год 2008 год
млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу млн. руб. в % к итогу
Доходы: 8533,2 100,0 12293,8 100,0 21467,7 100,0
в том  числе:            
налоговые доходы 2431,8 28,5 4949,5 40,3 17465,2 81,4
из  них            
Налог на имущество юридических лиц 293,1 3,4 927,3 7,5 1253,1 5,8
Транспортный  налог  103,1 1,2 128,8 1,0 146,8 0,7
 

      Из  приведенной таблицы видно, что  в основном доходы регионального бюджета составляют налоговые поступления, но имеют место и неналоговые доходы, такие как поступления от продажи земли и нематериальных активов, безвозмездные перечисления , доходы целевых бюджетных фондов.

     Уплата  налога налогоплательщиками, являющимися  юридическими лицами, производится в  форме авансовых платежей. Устанавливаются следующие отчетные периоды: с 1 января по 30 июня года текущего налогового периода и с 1 июля по 31 декабря года текущего налогового периода. Сроком уплаты авансового платежа по итогам первого отчетного периода является 1 августа года текущего налогового периода, сроком уплаты авансового платежа по итогам второго отчетного периода является 1 февраля года, следующего за истекшим отчетным периодом. В сроки, установленные настоящим пунктом для уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогоплательщики, являющиеся юридическими лицами, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств расчеты авансовых платежей по транспортному налогу по форме согласно приложению к настоящему Закону. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны                                                        

      3.1 Основные направления   бюджетно –  налоговой политики  на перспективу 

      Мировой финансовый кризис дал новые аргументы Минфину для сохранения или даже увеличения налоговой нагрузки в России в 2009–2011 годах [7, C. 221].

      Правительство не видит возможности для снижения налогов в нынешней ситуации, когда российская экономика все более чувствительна к потрясениям на мировых рынках. По его словам, период ежегодного снижения налогов на 1% ВВП в России завершен, и в следующие три года нагрузка на некоторых налогоплательщиков даже увеличится. Ожидают налогоплательщиков и другие изменения.

      Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

      Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

      Особое  значение настоящий документ приобретает  в условиях мирового финансового  кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

      В трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

      Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

      Сокращение  объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения  иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

      Необходимо  постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике  и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

      В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном  порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

      В ходе обсуждения мер налоговой политики в период экономического кризиса  одним из самых актуальных является вопрос о том, насколько меры в области налогового стимулирования экономики способны создать предпосылки для преодоления кризисных явлений. Необходимо ли создавать стимулы для экономического роста с помощью мер налогового стимулирования (т.е. снижения налогов для всей экономики или отдельных ее секторов), либо приоритетными являются меры бюджетной поддержки, а налоговая нагрузка, являющаяся источником ресурсов для бюджетных расходов, должна оставаться неизменной? Различные страны по-разному отвечают на этот вопрос, однако представляется, что подобный выбор в Российской Федерации уже сделан - основной «антикризисный налоговый пакет» был принят в конце 2008 года. В ближайшие годы антикризисные меры будут реализовываться путем осуществления бюджетной политики.

      В период 2010 - 2012 годов будет продолжена реализация целей и задач, предусмотренных «Основными направлениями налоговой политики в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы» и «Основными направлениями налоговой политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов».

      При этом реализация основных направлений налоговой политики будет проводиться во взаимосвязи с основными направлениями Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации и с проектами по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года.

      Предлагается  внесение изменений в законодательство и уточнение ранее заявленных подходов к проведению налоговой  реформы по вопросам:

      - совершенствования налогового контроля  за использованием трансфертных  цен в целях налогообложения;

      - создания института консолидированной  налоговой отчетности по налогу  на прибыль организаций;

      - совершенствования порядка учета  в налоговых органах организаций  и физических лиц, оптимизации  взаимодействия, в том числе посредством  передачи документов в электронном виде, между налоговыми органами и банками, органами исполнительной власти, местными администрациями, другими организациями, которые обязаны сообщать в налоговые органы сведения, связанные с налоговым администрированием.

      Сокращение  возможностей по минимизации налогообложения

      1. Должны быть внесены изменения  в законодательство о налогах  и сборах, направленные на сокращение  возможностей минимизации налогообложения,  связанных с переносом на будущее  убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. В настоящее время существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль. В этой связи уже начиная с 2010 года в законодательстве о налогах и сборах будет установлен особый порядок переноса убытков при реорганизации, предусматривающий ограничения как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

      2. В 2010 году необходимо решить  вопрос нормативного регулирования  отнесения процентов по долговым  обязательствам на расходы, учитываемые  при формировании налоговой базы  по налогу на прибыль организаций. В настоящее время эти правила являются недостаточно эффективными: с одной стороны, они не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

      Для повышения эффективности законодательства о налогах и сборах в этой области  предполагается внесение следующих  изменений.

      Во-первых, необходимо изменить действующие правила, ограничивающие отнесение процентов на расходы, установленные пунктом 1 статьи 269 Кодекса. В частности, в рамках регулирования трансфертного ценообразования необходимо разработать правила определения «рыночного» уровня процентной ставки для их использования при определении допустимого уровня отнесения процентов во взаимоотношениях между взаимозависимыми лицами, а также между лицами, сделки между которыми будут признаваться контролируемыми. При условии внесения таких изменений необходимо исключить из статьи 269 Кодекса требование о проверке сопоставимости условий долговых обязательств для принятия решения об отнесении процентов на расходы в налоговых целях, оставив лишь ограничение на предельный уровень принимаемых процентов.

      Вопрос  об определении рыночного уровня процентов по кредитам, займам, векселям и прочим операциям, доходы по которым не относятся к доходам от реализации товаров (работ, услуг), необходимо решать в связи с тем, что к доходам от таких операций в настоящее время неприменимы положения статьи 40 Кодекса, т.к. эти правила относятся только к ценам реализации товаров (работ, услуг). В рамках совершенствования норм законодательства о контроле за трансфертным ценообразованием в налоговых целях следует распространить правила определения рыночной цены с необходимой спецификой и на финансовые операции, совершаемые между взаимозависимыми лицами.

Информация о работе Налоги как фактор экономической безопасности