Налоги как фактор экономической безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:46, курсовая работа

Описание

Актуальные проблемы налоговой политики государства. Характеристика налогов и определение их роли в формировании доходной базы бюджета. Пути совершенствования бюджетно–налоговой политики РФ.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения роли налогов в формировании экономической безопасности 7
1.1Налоги и их роль в формировании доходной базы бюджета государства 7
1.2 Механизм формирования доходов бюджета за счет налогов 13
1.3 Проблемы формирования доходов бюджета 19
2 Исследование налоговых поступлений в доходную часть бюджетов 27
2.1 Анализ налоговых доходов федерального бюджета РФ 27
2.2 Анализ формирования республиканского бюджета РМ за счет федеральных налогов 30
2.3 Анализ формирования бюджета РМ за счет региональных налогов 33
3 Пути совершенствования бюджетно – налоговой политики РФ как фактора экономической безопасности страны 36
3.1 Основные направления бюджетно – налоговой политики на перспективу 36
3.2 Зарубежный опыт формирования налоговых доходов государственного бюджета 42
Заключение 51
Список использованных источников 53

Работа состоит из  1 файл

Налоги и эк.безопасность.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

      2) безвозмездные  поступления:

      безвозмездные поступления  от нерезидентов;

      безвозмездные поступления  от других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;

      безвозмездные поступления  от государственных (муниципальных) организаций;

      безвозмездные поступления  от негосударственных организаций;

      безвозмездные поступления  от наднациональных организаций;

      прочие безвозмездные  поступления.

      К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета [8, C. 67].

      Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и являются обязательными к  уплате на всей территории России.

        В перечень этих налогов входят:

      1) Налог на добавленную стоимость 

      2) Акцизы

      3) Налог на прибыль

      4) Налог на доходы физических лиц

      5) Государственная пошлина

      6) Сбор за право пользования  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами

      7) Единый социальный налог

      9) Налог на добычу полезных ископаемых

      Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и законодательных налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетом.

      Региональные  налоги и сборы устанавливаются  в соответствии с НК, вводятся в  действие  законами субъектов Федерации  и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:

    1. Налог на имущество организаций
    2. Транспортный налог

      3) Налог на игорный бизнес

      Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с НК. РФ нормативными правовыми актами представительных органов регионального самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

      Рассмотрим  поподробнее основные налоги, за счет которых обеспечивается значительная часть налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

      В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

      налога  на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;

      налога  на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;

      транспортного налога - по нормативу 100 процентов.

      В бюджеты субъектов Российской Федерации  подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

      налога  на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;

      налога  на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 80 процентов;

      налога  на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;

      акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;

      акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;

      акцизов на автомобильный бензин, включая  прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных  и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 60 процентов;

      акцизов на алкогольную продукцию - по нормативу 100 процентов;

      акцизов на пиво - по нормативу 100 процентов;

      налога  на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением  газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

      налога  на добычу общераспространенных полезных ископаемых - по нормативу 100 процентов;

      налога  на добычу полезных ископаемых (за исключением  полезных ископаемых в виде углеводородного  сырья и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 60 процентов;

      регулярных  платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов;

      сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 30 процентов;

      сбора за пользование объектами животного  мира - по нормативу 100 процентов;

      единого налога, взимаемого в связи с применением  упрощенной системы налогообложения, - по нормативу 90 процентов;

      единого сельскохозяйственного налога - по нормативу 30 процентов;

      государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту  регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - по нормативу 100 процентов:

      по  делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

      за  государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную  регистрацию изменений их учредительных  документов;

      за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

      за  регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена  для распространения преимущественно  на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

      за  действия уполномоченных органов, связанные  с лицензированием заготовки, переработки  и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки  и реализации лома черных металлов.

      Зачисление  в бюджеты субъектов Российской Федерации налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

      20 процентов указанных доходов  зачисляется в бюджет субъекта  Российской Федерации по месту  производства алкогольной продукции; 

      80 процентов указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов Российской Федерации по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

      Налоговый механизм – понятие более объемное, чем налоговая система, представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуются  налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на отношение конкретных социально-экономических задач [5, C. 307].

      Налоговая самостоятельность оценивается  долей налогов в общем объеме налоговых поступлений в бюджет. Эту оценку налоговой самостоятельности можно сформулировать как юридическую (терминологическую) самостоятельность при формировании доходов бюджетов.

                                   ССЮР = (ДМН / ДН) * 100%,                                   (1.1)

где ДМН – поступления в бюджет налогов,

      ДН – общие налоговые поступления в бюджет.

      Бюджетную самостоятельность можно определить как отношение той доходной части  бюджетов, на которые органы власти имеют собственные воздействия, к общим доходам бюджетов:

                               ССБ = ((ДН + ДНН) / ДБ) * 100%,                              (1.2)

где ДН – общие налоговые поступления в бюджет,

      ДНН – неналоговые доходы бюджетов, за исключением

                перечислений из вышестоящих бюджетов,

      ДБ – доходы бюджета.

      Наиболее  важную роль в налоговом механизме имеет налоговое законодательство, а внутри него – механизм налогообложения (уровня налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). 

      1.3 Проблемы формирования  доходов бюджета 

      Основной  проблемой формирования доходов  бюджета является их чрезмерное количество, завышенные ставки, противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие, попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. Во многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен. Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно удушающим оказался НДС, первоначальная ставка которого была установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

      Не  удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее  время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу  и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы, и сильную имущественную дифференциацию. Все эти замечания справедливы.

      Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной  стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги. С другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Информация о работе Налоги как фактор экономической безопасности