ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     При принятии решений о введении ЕНВД тщательной проработки требует процедура  установления коэффициентов К2. Для того, чтобы соблюсти паритет интересов фискальной системы и налогоплательщиков, необходимо по каждому виду деятельности выделить перечень ключевых факторов, оказывающих влияние на получение дохода. В целях обеспечения собираемости единого налога на вмененный доход представляется целесообразным повысить минимальное значение коэффициента К2 с 0,005 до 0,05 и внести соответствующие изменения в НК РФ. Реализация данных предложений будет способствовать повышению уровня собираемости налогов в бюджетную систему.  

     3.3 Пути совершенствования практики применения единого налога на  вмененный доход

     Пути  совершенствования практики применения единого налога на вмененный доход  принимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единого налога на вмененный доход  организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  в сфере розничной торговли, общественного  питания, бытового и транспортного  обслуживания,  то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличной форме, где  налоговый контроль значительно  затруднен.

     Изучение  практики применения гл. 26.3 НК РФ по материалам территориальных органов МНС России позволяет определить положительные и отрицательные стороны и сделать определенные выводы.

     Исходя  из региональной практики применения единого налога можно сделать  вывод о том, что положительным  результатом введения в регионах единого налога является то, что  значительно увеличились налоговые  поступления от индивидуальных предпринимателей в основном за счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузки по сравнению  с ранее уплаченными ими налогами, в том числе и подоходного  налога.

     Далеко  не всегда можно прогнозировать, достигнет  ли реальный доход величины, которая  соответствовала бы уплаченному  налогу или нет. Применение единого  налога на вмененный доход высветило  проблему ответственности предприятий  за сохранность чистоты окружающей природной среды, при упразднении  соответствующих платежей и, как  следствие, при утрате контроля за загрязнение  окружающей среды. В результате освобождения налогоплательщиком единого налога от оплаты за загрязнение окружающей среды разрушается экономический  механизм, стимулирующий предприятие  на осуществление природоохранных  мероприятий. С введением ЕНВД по отдельным регионам РФ, поступление  обязательных платежей за загрязнение  окружающей среды сократилось в  значительных размерах. Особенно значительно  платежи сократились в регионах с большим количеством малых  предприятий (автостоянки, автозаправки, автомойки, ремонтно-строительное,  сервисное обслуживание  автотранспортных средств, розничная торговля, в том  числе ГСМ).

     Несправедливым  по отношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент  доходности, исчисляемый на основе данных бухгалтерского  учета и  статистики: он ставит мелкий, средний  и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.

     Поэтому практика применения гл. 26.3 НК РФ на территориях субъектов РФ позволяет определить  положительные и отрицательные стороны данного налога и сделать выводы. Простота исчисления налога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений. Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильно организовать бизнес.

     МНС России, его территориальные подразделения  могут теперь лучше исполнить  свою главную задачу – осуществить  контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью  внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

     В этом смысле основным достоинством единого  налога является простота его изъятия, поскольку на практике большой процент  предпринимателей (79%), даже те, которые  не платили никогда, сдавая нулевые балансы и декларации, теперь своевременно и в полном объеме производят его уплату.

     Что же можно сделать для устранения некоторых недостатков от перехода на уплату единого налога в случае сокращения варианта действующей гл. 26.3 НК РФ и как надо ее усовершенствовать?

     В рамках существующей главы одновременное еу применение в полном объеме для юридических и физических лиц нецелесообразно, так как избежать значительных потерь доходов бюджета от перевода на уплату единого налога организаций невозможно. Если повысить базовую доходность по  торговле, общественному питанию, автотранспортным и бытовым услугам до уровня, при котором потери бюджета по юридическим лицам будут сведены к нулю, то сумма налога станет неподъемной для предпринимателей и будет стимулировать их уход в "теневой оборот". Отмена или ограничение применения ЕНВД для юридических лиц приведет к тому, что юридические лица проявят тенденцию к перерегистрации в категорию индивидуальных предпринимателей. Главной задачей, решение которой будет способствовать установлению "справедливого" (с точки зрения государства и предпринимателя) порядка определения величины налога, является создание корректирующей методики расчета вмененного дохода, которая должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды его деятельности.

     Непосредственное  сравнение сумм начисленных налогов  и других платежей в бюджет и предлагаемого  размера ЕНВД, рассчитанного на основе базовой доходности, не должно выступать  решающим аргументом в пользу обоснованности принятого размера базовой доходности. Ведь при определении базовой  доходности как объекта налогообложения  за основу расчета принимаются статистические данные о выручке и других показателях  по группе плательщиков, что слабо  отражает действительность в связи  со значительным неконтролируемым наличным денежным оборотом. Кроме того, представляется, что определенные общие параметры  и границы расчетов соответствующих  формул единого налога на вмененный  доход должны быть единым для всех субъектов Федерации. 

     3.4 Основные перспективы развития  единого налога на вмененный  доход на 2010 г. и на плановый  период 2011-2012 гг.

     Прежде  чем говорить об основных направлениях развития применения системы налогообложения  в виде ЕНВД, необходимо сказать  об основных итогах реализации налоговой  политики в прошедшем периоде.

     В 2008 году была продолжена работа по совершенствованию  специальных налоговых режимов, результатом которой стало принятие ряда федеральных законов, вступивших в силу с 1 января 2009 года, которые позволили усилить стимулирующее и социальное значение этих налоговых режимов, упростить налоговый учет, сократить налоговую отчетность, обеспечить более целевой характер применения специальных налоговых режимов. 

     По  системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности уточнен перечень видов предпринимательской  деятельности, в отношении которых  она может применяться. Запрещено  применять данный налоговый режим  организациям и индивидуальным предпринимателям, среднесписочная численность работников которых превышает 100 человек, а также  организациям, в которых доля участия  других организаций составляет более 25 процентов. Отменено право налогоплательщиков самостоятельно корректировать сумму  единого налога в зависимости  от фактического периода времени  осуществления предпринимательской  деятельности. Законодательно установлен порядок постановки на учет налогоплательщиков по месту осуществления предпринимательской  деятельности, облагаемой единым налогом.

     Вместе  с тем практика применения специальных  налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны в их применении, отрицательно влияющие на поступление  налогов в бюджетную систему. Так, налоговыми органами выявляются факты  искусственного разделения организаций  для получения доступа к специальным  налоговым режимам в целях  минимизации налогообложения.

     Для единого налога на вмененный доход  характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению этим налогом. Ежегодное увеличение базовой доходности на единый для всех видов предпринимательской  деятельности, облагаемых единым налогом  на вмененный доход, корректирующий коэффициент базовой доходности К1 (на 2010 год установлен в размере 1,295)40, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги), без учета фактической доходности видов предпринимательской деятельности стимулирует рост цен на товары (работы, услуги). При этом отсутствие в течение длительного времени корректировки базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, не компенсируется применением корректирующего коэффициента К1 и приводит к занижению налоговой базы и налоговых поступлений в местные бюджеты.

     Несмотря  на введение ограничений для перехода на уплату единого налога на вмененный  доход для крупнейших налогоплательщиков, а также по численности работающих и доле участия в организации других организаций, требуется ужесточение таких ограничений, в частности, по объему выручки, так как действующее для крупнейших налогоплательщиков ограничение по выручке недостаточно для предотвращения перехода на этот налоговый режим тех субъектов предпринимательской деятельности, для которых он изначально не предназначался.

     В рамках проведения налоговой политики в среднесрочной перспективе  необходимо обеспечить такое положение, при котором с учетом того обстоятельства, что специальные налоговые режимы – это исключение из общего режима налогообложения, не будет расширена  область их применения.

     В целях придания специальным налоговым  режимам более целевого, стимулирующего характера следует усовершенствовать  критерии, дающие право субъектам  предпринимательской деятельности применять специальные налоговые  режимы, а также уточнить перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых они могут  применяться. Применение таких налоговых  режимов должно стать возможным  исключительно представителями  малого предпринимательства. Что касается единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, то планируется41:

     1. Продолжить работу по уточнению  перечня видов предпринимательской  деятельности, которые могут быть  переведены на систему налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных  видов деятельности, а также физических  показателей, используемых для  исчисления этого налога. Применение  данного налогового режима будет  ограничено сферой предпринимательской  деятельности, относящейся к микробизнесу.

     2. Для повышения объективности  установления размеров единого  налога на вмененный доход  разработать порядок определения  базовой доходности по видам  предпринимательской деятельности, облагаемым указанным налогом,  который должен основываться  на системе отраслевых исследований  базовой доходности, проводимых  в порядке, устанавливаемом Правительством  Российской Федерации. Результаты  этих исследований должны стать  основой для внесения изменений  в установленные Кодексом максимальные  размеры базовой доходности, что  должно производится систематически, один раз в три года. При  введении данного порядка корректировки  базовой доходности будет отменено  применение устанавливаемого на  каждый календарный год корректирующего  коэффициента базовой доходности  К1, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в предшествующем календарном году. 

     В ближайшее время экономический  блок правительства обсудит возможность  отмены ЕНВД. По мнению чиновников, этот налог себя изжил, слишком многие крупные компании искусственно создают  условия для применения ЕНВД.

     В условиях кризиса достичь базовой  доходности может далеко не каждый. Кроме того, необходимость уплаты ЕНВД по определенным видам деятельности создает дополнительные сложности  для налогоплательщиков, которым  нередко приходится отчитываться сразу  по двум режимам налогообложения.

     В ФНС России считают, что уплату ЕНВД необходимо сделать добровольной. И  в случае выбора такого вида налогообложения  налогоплательщик должен находиться только на одном режиме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     В данной работе был рассмотрен ряд  вопросов, связанных с изучением  применения и выявлением значимости единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности для местных бюджетов.

     Единый  налог на вмененный доход играет существенную роль в пополнении местных  бюджетов, которая в последние  годы все больше возрастает в связи  с передачей средств, собираемых за счет единого налога на вмененный  доход, почти в полном объеме в  доходы местных бюджетов.

Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов