ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     Д.Г. Черник отметил, что только налоговыми методами невозможно решить существующие проблемы. По его мнению, в настоящее  время отсутствует комплексный  подход в государственной поддержке: снимаются налоги, но одновременно и в гораздо большей степени  растет арендная плата, повышаются тарифы на все коммунальные услуги, отсутствует  возможность получения долгосрочного  кредита в банках, непрерывно усложняются  таможенные процедуры.

     По  словам руководителя Департамента налоговых  исследований Палаты налоговых консультантов  России И.А. Хавановой, поднявшей проблему досудебного урегулирования налоговых  споров, малый бизнес, точно так  же, как средний и крупный, прежде чем решать спорные вопросы в  суде, должен с 2009 года сначала обращаться в вышестоящий налоговый орган. В целом, поддерживая систему, которая направлена на то, чтобы освободить суды и основные споры вывести в систему налогового органа, И.А. Хаванова отметила, что за прошедшие два года, которые были даны для опробования данной системы, не было создано четких процедурных правил.

     По  мнению И.А. Хавановой, в настоящее  время нет четкого исчерпывающего порядка осуществления производства по судебному урегулированию жалоб. Поэтому она предложила хотя бы ту категорию, которая относится к  малому бизнесу, оставить на действовавшем  до 2009 года порядке, который заключался в том, что налогоплательщик самостоятельно определял, как он должен защищать свои интересы: пойдет он в вышестоящий  налоговый орган или нет, либо обратится в суд, либо будет обжаловать действия параллельно.

     Однако  в перспективе необходимо принятие третьей части НК РФ, посвященной  регулированию процессуальных норм.

     Председатель  Костромского регионального отделения  Общероссийской общественной организации  «Деловая Россия» Ю.А. Гусев предложил  принять ряд стимулирующих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства  мер, в том числе уменьшение основной ставки НДС, предоставление налоговых  каникул сроком на один год всем новым малым предприятиям, работающим в обрабатывающем секторе, введением  льготы по налогу на имущество и  т.д.

     Начальник отдела регулирования предпринимательской  деятельности Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития  России Н.И. Ларионова в своем  выступлении отметила, что НК РФ должен быть приведен в соответствие с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», так как  Правительство РФ определилось с  критерием отнесения хозяйствующих  субъектов к малым и средним  предприятиям и не существует каких-либо юридических запретов использовать эти параметры в рамках действующего НК РФ.

     Н.И. Ларионова также отметила, что  обязательность использования контрольно-кассовой техники (ККТ)38 для плательщиков ЕНВД является одним из существенных барьеров, и прежде всего для тех плательщиков ЕНВД, которых, по данным ФНС России, три миллиона человек из семи миллионов налогоплательщиков.

     Н.И. Ларионова затронула вопросы  социальной защиты предпринимательства, социальной незащищенности тех, кто  применяет специальные налоговые  режимы. Так, индивидуальные предприниматели, которые уплачивают взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, лишены бесплатного  медицинского и социального обслуживания. Да, они освобождены от уплаты ЕСН, но не существует никаких других механизмов, которые позволяли бы решить проблему их медицинского и социального страхования.

     Представителем  Минэкономразвития России было предложено формулировать особенности политики поддержки среднего бизнеса, для  чего можно использовать налоговые  механизмы стимулирования различных  групп предприятий. Н.И. Ларионова  предложила также подумать о разработке и внедрении нового налогового режима, на базе модернизации патентной системы  налогообложения.

     Председатель  Комитета по развитию малого и среднего предпринимательства Свердловской области Е.А. Копелян, говоря об обязательности применения ККТ плательщиками ЕНВД, отметил, что у индивидуальных предпринимателей возникает фактически второе налогообложение, так как расходы по приобретению, содержанию ККТ либо сравнимы, либо превышают величину уплачиваемых налогов. С целью соблюдения прав потребителей допускается выдача товарного чека, так как и кассовый, и товарный чек имеют равную силу и отмена обязательности применения ККТ не ухудшит  права потребителя.

     В заключение заседания «круглого  стола» был рассмотрен итоговый документ, содержащий, в частности, рекомендации Правительству РФ по установлению сроков опубликования значений коэффициентов-дефляторов К1 на следующий год ежегодно не позднее 1 октября, что позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления более эффективно осуществлять прогнозирование поступления доходов в бюджет в будущем периоде; по продолжению работы с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов муниципальных образований по совершенствованию форм статистической и налоговой отчетности в размере муниципальных образований по субъектам малого и среднего бизнеса, их составу, численности, видам деятельности, объемам поступлений налогов, условиям осуществления деятельности. 

     3.2 Проблемы собираемости единого  налога на вмененный доход 

     В настоящее время термин «собираемость  налогов» нашел широкое применение в научных работах, выступлениях российских ученых39. Задача по повышению собираемости налогов озвучена в Бюджетных посланиях Президента РФ. Однако ни в Налоговом Кодексе РФ, ни в других законодательных актах, регулирующих налоговые отношения, легального определения понятия «собираемость налогов» пока не дано. В условиях реформирования экономики России, когда совершенствованию налогового администрирования со стороны государства придается особое значение, вопрос толкования терминологии является одним из приоритетных.

     Величина  поступлений налогов в бюджет зависит не только от своевременного и полного исполнения налогоплательщиком своей обязанности, но и, например, от использования налоговых льгот, изменения налогооблагаемой базы под  влиянием различных факторов (инфляции, курса национальной валюты, спроса, доходов населения). Собираемость налогов  снижается под воздействием противоправных деяний налогоплательщиков, таких как  осуществление предпринимательской  деятельности без постановки на налоговый  учет, сокрытие объекта налогообложения, использование различных схем уклонения  от уплаты налогов. Только при полном учете факторов, влияющих на объем  поступлений налогов в бюджет, может быть разработана адекватная система мер по повышению собираемости налогов. Обеспечение собираемости налогов с определенной степенью условности можно отнести к компетенции  двух видов органов: налоговых и  законодательных. Повышение собираемости налогов за счет деятельности налоговых  органов реализуется путем проведения налоговых проверок, начисления пени, взыскания налогов в судебном порядке и т.д. Законодательные  органы также могут оказывать  существенное влияние на собираемость налогов путем совершенствования  налогового законодательства, устранения пробелов, изменения налоговых ставок, определения перечня налоговых  льгот, а также введения специальных  налоговых режимов. Специальный  налоговый режим – это основанная на принципах законности, экономической  обоснованности, избирательности система  мер налогового регулирования, предусматривающая  замену для налогоплательщиков нескольких видов налогов одним и (или) освобождение от обязанности уплачивать отдельные  налоги. Специальный налоговый режим  создается для ограниченных категорий  налогоплательщиков и видов деятельности.

     С позиции фиска введение специальных  налоговых режимов направлено на повышение собираемости налогов  как в краткосрочной, так и  в долгосрочной перспективе. В краткосрочной  перспективе эффект от введения специальных  налоговых режимов связан с возможностью осуществления налогового контроля и наличием объективных критериев  для начисления налогов, особенно в  рамках системы налогообложения  в виде единого налога на вмененный  доход. В долгосрочной перспективе  росту налоговых поступлений  способствует увеличение налогооблагаемой базы. Это увеличение становиться  возможным в силу того, что упрощение  налогообложения, снижение налоговой  нагрузки для отдельных видов  деятельности стимулирует предпринимательскую  активность. Таким образом, специальный  налоговый режим необходим для  обеспечения оптимального баланса  интересов между государством и  налогоплательщиком. Введение специальных  налоговых режимов позволяет  оказывать стимулирующее воздействие на развитие отдельных отраслей и видов деятельности.  
Наиболее показательной при анализе проблемы собираемости налогов является позиция законодателя, выраженная в нормах, регулирующих систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

     Как справедливо отмечают специалисты, единый налог на вмененный доход  обеспечивает правильные налоговые  взаимоотношения с бюджетом тех  субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот.

     Собираемость  ЕНВД зависит от многих факторов. Затронем лишь некоторые наиболее важные. НК РФ предоставляет право введения в действие рассматриваемого специального налогового режима представительным органам  муниципальных районов, городских  округов, а также городам федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Принятие решения о введение в  действие ЕНВД в оптимальном варианте должно основываться на проведении предварительных  расчетов по уровню собираемости налога.

     Собираемость  ЕНВД во многом зависит и от решения  вопроса об установлении поправочных  коэффициентов. Представительные органы муниципальных образований имеют  право устанавливать поправочное  значение коэффициента К2 в пределах от 0,005 до 1 включительно. Значение коэффициента К2 устанавливается дифференцировано по видам деятельности, облагаемым ЕНВД, с учетом факторов, от которых зависит получение дохода. Например, доход предприятий розничной торговли зависит от ассортимента продаваемой продукции, места расположения магазина (центр крупного города, его окраина или небольшой поселок).

     Устанавливая  дифференцированные значения коэффициента К2, законодатель оказывает влияние на перспективу собираемости налога. Слишком высокие значения коэффициента могут привести к неоправданно высокому уровню налоговой нагрузки, возникновению просроченной задолженности по уплате налога. Отказ от ведения предпринимательской деятельности под влиянием налоговых факторов  также отрицательно влияет на собираемость налога. С другой стороны, слишком низкие значения поправочного коэффициента также препятствуют обеспечению стабильных поступлений налога в бюджет.

     Можно согласиться с мнением В.А. Попкова, который указывает, что в настоящее  время перед муниципальными образованиями  стоит задача создания многофакторной совокупности коэффициентов К2 с учетом социально-экономических особенностей своей территории. Подробная детализация коэффициента К2 по факторам (особенностям ведения предпринимательской деятельности) призвана достичь некоторой приемлемой степени соответствия фактического и вмененного доходов.

     В силу того, что действующая нормативно-правовая база не содержит ни единой методики, ни рекомендаций по расчету данного  коэффициента, реализация данных полномочий представительными органами на местах достаточно часто приводит к возникновению  дисбаланса между фискальной и стимулирующей  функцией налога. Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления показал, что в ряде муниципальных  образований установлены необоснованно  низкие значения коэффициента К2.

     В целях повышения собираемости единого  налога на вмененный доход на уровне муниципальных образований может  быть использован следующий подход. Перед принятием решения о  введении в действии или отмене ЕНВД необходимо проводить статистический анализ доходности основных видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный  доход, и проводить сравнение  собираемости налогов по общему и  специальному режиму налогообложения. Решение о введении ЕНВД на территории муниципального образования следует  считать нецелесообразным, если оно  приводит к существенному снижению собираемости налогов. Вопрос о количественной оценке показателя «существенности» снижения собираемости налогов требует дополнительной проработки и экономического обоснования. Можно предположить, что недопустимым следует считать сокращение налоговых  поступлений в бюджетную систему  за счет введения специальных режимов  более чем на 20% от уровня базового периода.

Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов