ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     В результате реализации предпринимаемых  мер по развитию предприятий малого бизнеса в 2010 году  количество предприятий малого бизнеса Югры увеличится по отношению к 2007 году по второму варианту на 8%  и составит 8,1 тысяч предприятий. В прогнозируемом периоде ожидается укрупнение малых предприятий, численность работников занятых на малых предприятиях в 2010 году увеличится к уровню 2007 года на 19% и составит 66 тыс. человек.  В среднем численность работающих на одном малом предприятии к концу прогнозируемого периода составит 8 человек.

     Укрупнение  предприятий малого бизнеса, их рост, отразится на обороте малых предприятий, который в 2010 году по первому варианту составит 108,3 млрд. рублей, по второму  варианту 117,2 млрд. рублей, рост в сопоставимых ценах 2007 года составит 142,3% и 153,1% соответственно. 

     В 2007-2010 гг. реализация мероприятий государственной  поддержки малого предпринимательства  на территории автономного округа будет  продолжена, малое предпринимательство  на протяжении всего прогнозируемого  периода будет динамично развиваться, формируя экономику региона в  более интенсивном режиме и занимая  свое важное место в жизни каждого  конкретного человека, поселения,  региона и страны в целом.

     Если  говорить о темпах развития, то за последние  три года количество субъектов МП выросло на 6% и на 1 января 2008 года составило 7800 (в 2005 году – 5600), численность  на 8% и составило 64 тыс. человек занятых  на малых предприятиях. Предпринимателей без образования юридического лица на территории ХМАО насчитывается 41 тыс. (28 тыс. в 2005 году). Объем произведенной  малым бизнесом продукции в ХМАО в 2008 году составил 98,8 млрд.руб. Вклад  субъектов малого предпринимательства  в валовой региональный продукт  составляет 5 процентов.

     

Рис. 10 Распределение  малых предприятий по видам экономической  деятельности за 2007 г.

     В 2008 году на территории Югры осуществляло свою деятельность 1,03 тыс. малых предприятий. Среднесписочная численность работников в них  44,87 тыс. человек.

     

     Рис. 11 Распределение малых предприятий  по видам экономической деятельности за 2008 г.

     Наиболее  популярными в среде малых  предприятий остаются такие виды экономической деятельности, как:

  • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 35,6%;
  • строительство – 30,7%;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг –5,2%;
  • обрабатывающие производства – 13%;
  • гостиницы и рестораны – 1,5 %;
  • предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг – 2,5 %;
  • транспорт и связь – 4,4%;
  • прочие 7,1%.

     Оборот  малых предприятий Югры за январь-декабрь 2008 года составил 96,6 млрд. рублей.

     Позитивные  темпы роста малого предпринимательства  в значительной степени обусловлены  успешной реализацией механизмов его  поддержки.

     Малое предпринимательство обеспечивает частичное решение проблемы занятости  населения, насыщает потребительский  рынок разнообразными товарами и  услугами.

     По  состоянию на 01.01.2009 года фонд нежилых  помещений, предназначенных для  льготного размещения субъектов  малого предпринимательства, составляет 11,1 тыс.кв.м, 149 субъектов малого бизнеса  пользуются услугами льготного размещения на 6 тыс.кв.м. Средняя стоимость одного кв.метра площади, предназначенной  для субъектов малого бизнеса, в  среднем по Югре составляет 494 рубля  в месяц и варьируется от 86 рублей в Югорске до 869 рублей в  Ханты-Мансийске. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

3.1 Роль  налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы

     Комитет Совета Российской Федерации по бюджету  провел в г. Костроме «круглый стол»  на тему «Роль налогообложения в  развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы»37.

     Председатель  Комитет Совета Российской Федерации  по бюджету Е.В. Бушмин, открывая заседание, отметил, что проблема налогообложения  малого бизнеса приобретает особую актуальность в условиях финансового  кризиса. В настоящее время государством принимается ряд мер, которые  пусть не напрямую, косвенно, но направлены на поддержку и малого бизнеса.

     Заместитель председателя Комитета Совета Федерации  по бюджету, курирующий в комитете налоговые  вопросы, В.А. Новиков, говоря о тематике мероприятия, отметил, что «круглый стол» задумывался в период стабильной финансовой ситуации и его основной задачей была разработка направлений  усовершенствования налогового законодательства. В то же время В.А. Новиков отметил, что проблемы малого бизнеса в  настоящий момент находятся не столько  в сфере налогового законодательства, сколько в отсутствии политической воли у органов местного самоуправления, что не позволяет им выстроить  эффективную систему взаимоотношений  между властью и малым бизнесом, в частности снять административные барьеры.

     Еще одно очень серьезное препятствие  – это колоссальное количество монополий, которые действуют на локальных  рынках и бороться с которыми малым  предпринимателям достаточно тяжело.

     Вместе  с тем и в налоговой сфере  существует ряд проблем, препятствующих развитию малого бизнеса. В первую очередь  это проблемы, которые возникают  при применении единого налога на вмененный доход для отдельных  видов деятельности (ЕНВД). Одна из них  заключается в том, что базовая  доходность определяется, по сути, методом  проб и ошибок. По ряду видов деятельности она существенно завышается, что  приводит к фактической неспособности  индивидуальных предпринимателей уплачивать налоги. Представляется необходимым  переходить на определенные методики, позволяющие объективно оценивать  базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога.

     Достаточно  серьезные проблемы возникают и  при применении упрощенной системы  налогообложения (УСН). Так, если принят соответствующий закон на территории субъекта Российской Федерации, индивидуальные предприниматели могут перейти  на уплату патента и налоги при  этом поступают в основном в бюджеты  субъектов Российской Федерации. Если же такого закона нет или индивидуальный предприниматель не захотел перейти  на патент (что маловероятно, так  как на практике стоимость патентов намного ниже рассчитанного ЕНВД), то при уплате им ЕНВД основная часть  налога идет в местный бюджет. При  этом данные налоговые режимы являются практически идентичными с точки  зрения особенностей налогообложения, при этом некоторые виды деятельности могут подпасть под обложение  ЕНВД, так и под применение патентной  системы. Здесь возникает некий  конфликт интересов бюджетов субъектов  Российской Федерации и местных  бюджетов, и, по-видимому, необходимо дальнейшее совершенствование законодательства.

     Таким образом, своего решения требует  целый круг вопросов. Можно сказать, что в налоговом законодательстве необходимо навести порядок.

     В.А. Новиков также отметил, что сейчас учитываются интересы в основном крупного бизнеса в силу разных причин: его представители имеют возможность  напрямую общаться с руководителями государства, к ним прислушивается и Правительство РФ. Про малый  бизнес как-то все забывают, хотя он сейчас находится в очень серьезном  положении: деньги стали дорогими, длинных  денег практически нет. Заботиться о крупном бизнесе надо, безусловно, но не следует забывать и о малом  бизнесе. Необходимы изменения в  законодательстве применительно к  этой сфере.

     Выступавший затем заместитель директора  Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России С.В. Разгулин посвятил свое выступление вопросам применения УСН и системы налогообложения  в виде ЕНВД.

     С.В. Разгулин отметил, что если применительно  к упрощенной системе налогообложения  можно с определенной долей оговорок говорить, что этот режим предназначен для малых предприятий, то ЕНВД никакого отношения к малому бизнесу не имеет. По сути, это способ налогового администрирования, когда вменяется  определенный размер дохода для тех  видов деятельности, где затруднен  налоговый контроль.

     Сравнивая упрощенную систему налогообложения  и систему налогообложения в  виде ЕНВД, С.В. Разгулин пояснил, что  основное отличие – добровольность перехода на упрощенную систему.

     Для ЕНВД установлена обязательность применения. Но этот режим налогообложения касается только видов деятельности, которые  могут осуществляться любой организацией независимо от численности работников, от доли участия других организаций  и т.д. Логика законодателя заключалась  в том, чтобы в тех сферах, в  которых затруднен налоговый  контроль, установить базовую доходность и на ее основании вменить определенную сумму налога, которая исчисляется  с учетом возможных поправочных  коэффициентов.

     В настоящее время поднимаются  вопросы, и совершенно справедливо, об экономической обоснованности этого  налога. При установлении базовой  доходности ЕНВД должен быть проведен экономический анализ деятельности соответствующих категорий налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской  деятельности, переведенных на уплату этого налога, с тем чтобы налоговая  нагрузка для этого вида деятельности соотносилась бы с теми доходами, которые  получает индивидуальный предприниматель.

     Как отметил С.В. Разгулин, развитие законодательства в рамках ЕНВД проходит по пути ограничения  сферы действия данного специального налогового режима. Так, с 2008 года не могли  применять ЕНВД крупнейшие налогоплательщики. С 2009 года введены новые ограничения: доля участия других организаций  – не более 25 %, численность работников – не более ста человек. Отдельные  виды деятельности прямо исключаются  из возможности применения данного  налогового режима, например услуги по изготовлению мебели, строительству  индивидуальных домов. Особое исключение из применения специального налогового режима в виде ЕНВД – это патентные  системы. Если законом субъекта Российской Федерации введена патентная  система и индивидуальный предприниматель  выбрал патент, он не переходит на уплату ЕНВД.

     Говоря  о перспективах специальных налоговых  режимов, С.В. Разгулин отметил, что  исходя из логики развития законодательства, скорее всего, преимущественно будет  развиваться патентная система. При наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации индивидуальный предприниматель, сравнив доходность, скорее всего будет избирать именно этот режим налогообложения. Стоимость  патента будет относительно низкой при достаточно широком перечне  видов деятельности, возможности  привлечения наемных работников, приобретения патента на срок от одного месяца до одного года. Возможно, патентная  система заменит в перспективе  ЕНВД.

     Член  Комитета Совета Федерации по бюджету  А.П. Починок в своем выступлении  отметил, что в современных условиях нужны своевременные и четкие действия как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Необходимо принимать серьезный  пакет документов по изменению федерального законодательства, стимулирующего развитие потребления, потому сто в период кризиса главнейшая задача – это восстанавливать объемы потребления, «раскручивать» экономику.

     На  уровне субъектов Российской Федерации  у огромного количества регионов отсутствует необходимая правовая база, регулирующая налоговую сферу. Во многих субъектах Российской Федерации  до сих пор не приняты необходимые  налоговые законы, что негативно  влияет на развитие малого бизнеса. Время, когда можно было ориентироваться  на федеральный центр, ушло. У субъектов  Российской Федерации должно быть свое законодательство, учитывающее специфику  региона. А.П. Починок призвал субъектов  Российской Федерации более активно  принимать необходимые законодательные  акты. В условиях кризиса придется быстро модернизировать имущественный  и земельный налоги, потому что  абсолютно очевидно, что будут  останавливаться стройки, не будут  воплощаться в жизнь проекты, - подчеркнул сенатор. Он обратил внимание собравшихся на то, что субъектам  Российской Федерации следует «выращивать» собственных налогоплательщиков, то есть создавать условия для их развития, с тем чтобы они, окрепнув, пополняли своими налоговыми отчислениями доходную базу региона.

     В своем выступлении президент  Палаты налоговых консультантов  России Д.Г. Черник отметил, что необходимо четко разграничивать понятия «малый»  и «средний» бизнес.

     По  словам Д.Г. Черника, понятие «средний бизнес» пока в достаточной степени  никому не понятно, и чем больше мы будем говорить о среднем бизнесе, тем меньше внимания будет уделяться  малому бизнесу, который как бы уйдет  в тень. Д.Г. Черник предложил акцентировать  внимание в первую очередь на малом  бизнесе и напомнил, что в истории  нашей страны за последние 18 лет  малый бизнес сыграл значительную роль. Благодаря ему были решены две  задачи: создание цивилизованной торговли и поддержание нормального уровня занятости населения.

Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов