ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     

       По  рисунку видно незначительное преобладание единого налога, взимаемого в связи  с применением УСН, за исключением 2006 г., в котором его удельный вес  был выше на 5,2% удельного веса ЕНВД. Сравнивая долю поступлений от единого  налога на вмененный доход, можно  сказать, что его удельный вес  в период с 2006 по 2007 гг. находится  практически на одном уровне и  колеблется от 12,9% до 12%.

Темпы роста  ЕНВД и УСН в 2006-2008 гг. – Таблица 2.1.2

Наименование  специального налогового режима 2006 2007 Темп роста 2008 Темп роста
Единый  налог на вмененный доход 12359198 13706257 110,9 14509255 105,9
Упрощенная  система налогообложения 17303323 16593981 95,9 15607752 94,1
Всего поступило в бюджет ХМАО платежей по налогам на совокупный доход 95504116 115976126 121,4 120433110 103,8

     В сравнительном анализе специальных  налоговых режимов, преобладает  единый налог, взимаемый в связи  с применением упрощенной системы  налогообложения, которая субъектами малого предпринимательства применяется  чаще, чем иные специальные налоговые  режимы.

     Система налогообложения в виде уплаты единого  налога на вмененный доход, изначально задумывалась как льготный режим  для малого предпринимательства, также  как и УСН. И УСН, и ЕНВД предполагают замену четырех налогов одним35. Вместо налога на прибыль, налога на имущества организаций (НДФЛ и налога на имущество физических лиц – для индивидуальных предпринимателей), ЕСН и НДС налогоплательщик уплачивает всего один налог. Налицо уменьшение налогового бремени.

     Однако  ЕНВД по многим параметрам отличается от УСН. Во-первых, УСН – это дело добровольное, а ЕНВД – принудительное. На УСН может перейти любой  налогоплательщик, если размер его доходов и прочие параметры соответствуют требованиям НК РФ. На ЕНВД налогоплательщик обязан перейти, если он осуществляет хотя бы один из видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Правда, для этого еще должен быть соответствующий нормативно-правовой акт муниципального образования или законы г. Москвы и Санкт-Петербурга о введении ЕНВД в отношении конкретных видов деятельности. Налоговый кодекс устанавливает перечень из 13 видов предпринимательской деятельности, по которым муниципальные образования, Москва и Санкт-Петербург могут ввести режим налогообложения в виде уплаты ЕНВД. Если они это сделали, налогоплательщики, деятельность которых подпадает под эти виды, обязаны перевестись с общего режима налогообложения или УСН на уплату ЕНВД. Другое дело, что муниципальные образования и представительные органы Москвы и Санкт-Петербурга не пользуются этим своим правом.

     Второе  существенное отличие вытекает из первого. На УСН переводится вся деятельность налогоплательщика. ЕНВД же уплачивается только в отношении тех видов  деятельности, которые подпадают  под этот режим. В результате, если организация или ИП ведет несколько видов деятельности, часть из которых подпадает под ЕНВД, а часть – нет, такой налогоплательщик должен вести два отдельных учета. Один в отношении ЕНВД, другой – в отношении общего режима налогообложения или УСН. На первый взгляд кажется все просто: если ты занимаешься розничной торговлей и оптовыми продажами, в отношении розничной торговли уплачиваешь ЕНВД, в отношении оптовой – обычные налоги. Ну и ведешь раздельный учет товаров, обязательств, имущества. Но вот здесь и кроются проблемы, которые нашли отражение в судебной практике.

     Третье  различие уже не столь существенно, тем не менее оно происходит из самой природы единого налога на вмененный доход. Налог, который  уплачивается в рамках УСН – по своему содержанию обычный налог, который, кстати, очень напоминает налог на прибыль. Есть налоговая ставка, рассчитывается налоговая база. Все перемножается  – получается сумма налога. Налоговая  база при этом рассчитывается уже  по факту полученных доходов и  произведенных расходов. Налоговая  база ЕНВД определяется совсем по-другому. Ею является величина вмененного дохода. Вмененный доход – это базовая  доходность (скорректированная на коэффициенты), умноженная на величину физического  показателя. Базовая доходность установлена  НК РФ (ст. 346.29). То есть для исчисления ЕНВД не важно, сколько предприниматель  или организация на самом деле заработала. Отсюда и название –  вмененный доход.

     Четвертое различие определяется всем вышесказанным. На УСН налогоплательщик имеет больше свободы выбора, у него есть возможности для налогового планирования внутри УСН. Налогоплательщик может выбрать объект налогообложения – доходы или прибыль (то есть доходы минус расходы). В зависимости от того, какой объект выбран, налоговая ставка будет равна либо 6% (объект – доходы), либо 15% (объект – прибыль). В каждом случае налогоплательщик должен рассчитывать, что выгодно именно ему. На ЕНВД таких возможностей выбора нет. Величина вмененного дохода умножается на налоговую ставку – 15%.

     Помимо  всего этого, ЕНВД от УСН отличается и в деталях. Например, налоговый  период для УСН – это год, а  для ЕНВД – квартал.

     На  самом деле получается, что ЕНВД в чем-то менее выгоден для  налогоплательщиков, чем УСН. Возможно, ЕНВД вводили для облегчения налогового администрирования и повышения  собираемости налогов. Ведь все виды предпринимательской деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД, достаточно «сомнительные» для налоговиков. При их осуществлении гораздо  легче уклониться от уплаты налогов.

       

     2.2 Анализ поступления единого налога  на вмененный доход в бюджеты  РФ

     Рассмотрим  поступление единого налога на вмененный  доход в бюджеты РФ за 2006, 2007 и 2008 гг.

     За  рассматриваемый мной период в 2006 г. в бюджетную систему РФ предприятиями  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры поступили платежи по ЕНВД в размере 1 173 млн. руб., из них в  доходы местных бюджетов –  1 056 млн. руб36.

Поступление ЕНВД в соответствующие бюджеты  РФ в 2006 г.– Таблица 2.2.1

  Поступило платежей в бюджетную систему РФ, млн. руб. Бюджет муниципальных  районов, млн. руб. Бюджет фонда  социального страхования РФ, млн. руб. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб. Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб.
ЕНВД 1173 1056 58 6 53
Удел. вес, % 100 90 5 0,5 4,5

     Из  данных таблицы 2.2.1 видно, что ЕНВД в 2006 г. в  бюджет муниципальных районов поступил в размере  90%. 

     Поступление ЕНВД в государственные социальные внебюджетные фонды за 2006 г. составило 117 млн. руб., в том числе в разрезе  составляющих фондов:

    • Фонд социального страхования РФ – 58 млн.руб.;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ –                  6 млн.руб.;
    • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 53 млн.руб.

     Процентные  зачисления сумм ЕНВД в доходы местных  бюджетов, а также в государственные  социальные внебюджетные фонды за 2006 г. можно отразить с помощью рис. 2.

     

Рис. 2 Процентное соотношение зачисления ЕНВД в соответствующие  бюджеты РФ в 2006 г.

     Применительно к данному рисунку можно упомянуть  то, что в соответствии с БК РФ суммы единого налога на вмененный  доход в размере 90 процентов зачисляются  в бюджеты муниципальных районов, городских округов, бюджеты субъектов  РФ. Остальная сумма ЕНВД зачисляется  в бюджет Фонда социального страхования  РФ по нормативу 5 процентов, в бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования по нормативу 0,5 процентов, в бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования  по нормативу 4,5 процента.

     Темп  роста поступлений ЕНВД в целом  по отношению к предыдущему году составил 133,3%.

     В 2007 г. в бюджетную систему РФ поступление  ЕНВД составило 1 249 млн. руб., темп роста 106,5 % к уровню отчетного периода прошлого года.

Поступление ЕНВД в соответствующие бюджеты  РФ в 2007 г.– Таблица 2.2.2

  Поступило платежей в бюджетную систему РФ, млн. руб. Бюджет муниципальных  районов, млн. руб. Бюджет фонда  социального страхования РФ, млн. руб. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб. Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб.
ЕНВД 1249 1124 62 6 56
Удел. вес, % 100 90 5 0,5 4,5

     Из  таблицы 2.2.2 видно, что зачисление ЕНВД в 2007 г. в доходы местных бюджетов составил 1 124 млн. руб., что в свою очередь составляет 90% от общей суммы ЕНВД, поступившей в бюджетную систему РФ.  

     Поступление ЕНВД в государственные социальные внебюджетные фонды за 2007 г. составило 125 млн. руб., в том числе в разрезе  составляющих фондов:

    • Фонд социального страхования РФ – 62 млн. руб.;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ –                  6 млн. руб.;
    • Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РФ – 56 млн. руб.

     Анализ  поступлений платежей по ЕНВД за 2007 г. в соответствующие бюджеты  РФ по сравнению с предыдущим годом  показал, что темп роста поступлений  увеличился.

     За 2008 г. в  бюджетную систему РФ поступление  ЕНВД налогоплательщиками Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры составило 1 392 млн. руб., темп роста к аналогичному периоду прошлого года – 111,4%.

Поступление ЕНВД в соответствующие бюджеты  РФ в 2008 г.– Таблица 2.2.3

  Поступило платежей в бюджетную систему РФ, млн. руб. Бюджет муниципальных  районов, млн. руб. Бюджет фонда  социального страхования РФ, млн. руб. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб. Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования РФ, млн. руб.
ЕНВД 1392 1253 70 7 63
Удел. вес, % 100 90 5 0,5 4,5

     По  данным таблицы 2.2.3 видно, что ЕНВД в 2007 г. в бюджет муниципальных районов  составил 1 253 млн. руб., что в свою очередь составляет 90% от общей суммы ЕНВД, поступившей в бюджетную систему РФ.  

     В целом можно сделать вывод, что  за рассматриваемый мной период с 2006 по 2008 гг. суммы ЕНВД, зачисляемые  в соответствующие бюджеты РФ, увеличиваются с каждым годом, их темп роста растет. Наглядно это  можно посмотреть с помощью рис. 3.

     

     Рис 3 Темпы роста платежей по ЕНВД в  соответствующие бюджеты РФ за 2006-2008 гг.

       По  рисунку заметен значительный рост поступлений в 2008 г. по сравнению  с 2007 в бюджет Федерального фонда  обязательного медицинского страхования  РФ. Темп их роста составил 16,7%.  Необходимо также отметить темп роста платежей по ЕНВД в бюджет фонда социального  страхования РФ, который составил 12,9%. Затем третье место занимает бюджет Территориального фонда обязательного  медицинского страхования РФ, его  темп роста в 2008 г. составил 12,5%. Поступления  в местные бюджеты в 2008 г. по отношению  к 2007 г. увеличились на 11,5%.

     Рассмотрим  поступление ЕНВД в местный бюджет РФ за январь-сентябрь 2007 и 2008 гг. и выявим роль ЕНВД в составе доходов местных  бюджетов.

     В местный бюджет за январь-сентябрь 2007 г. поступило налогов в сумме 17 627 млн. руб., что на 44,5% больше поступлений за январь-сентябрь прошлого года. Из них в сентябре сумма поступления налогов составляет 1 611млн. руб., темп роста 119%.

     Поступление налогов и сборов в местный  бюджет РФ в январе-сентябре 2006 и 2007 года. – Таблица 2.2.4

Налоги Январь-сентябрь 2007г, млн.руб. Январь-сентябрь 2006 г, млн.руб. Темп роста
Всего 17 627 12 198 144
НДФЛ 14 131 9 668 146
Транспортный  налог 997 1 024 97
Земельный налог 393 238 165
Единый  налог, взимаемый в связи с  применением УСН 776 511 152
ЕНВД 919 859 107
Остальные налоги 411 108 380

Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов