ЕНВД как источник формирования местных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:12, курсовая работа

Описание

Современная система налогов и сборов РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием.
В этой связи в Налоговом Кодексе предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Одним из таких специальных налоговых режимов, которому посвящена данная курсовая работа, является единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические аспекты системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности ………………………………………………………………… 5
1.1. Становление ЕНВД: исторический аспект ……………………………………………….. 5
1.2. Основные положения законодательства о ЕНВД ………………………………………... 14
1.3. Значение ЕНВД для местных бюджетов …………………………………………………. 20
II. Анализ применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности…………………………………………………………………………………………. 24
2.1. Сравнительный анализ системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и упрощенной системы налогообложения ………… 24
2.2. Анализ поступления ЕНВД в бюджеты РФ ………………………………………………. 28
2.3. Анализ малого предпринимательства в РФ и ХМАО-ЮГРЕ …………………………… 33
III. Проблемы применения, пути совершенствования и перспективы развития единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности …………………………………………… 42
3.1. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы …………………………………………………………………………… 42
3.2. Проблемы собираемости ЕНВД …………………………………………………………… 47
3.3. Пути совершенствования практики применения ЕНВД ………………………………... 50
3.4. Основные перспективы развития ЕНВД на 2010 г. и на плановый период 2011-2012 гг. ………… 52
Заключение ……………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы ……………………………………………………………… 59
Приложение …………………………………………………………………………………………. 61

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по налогам ЕНВД как источник формирования местных налогов.docx

— 238.69 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  отметить, что, к сожалению, единый налог  на вмененный доход является доходным источником бюджетов только таких видов  муниципальных образований как  муниципальных районов и городских  округов и не является источником доходов бюджетов иных видов муниципальных  образований. Кроме того, единый налог  на вмененный доход является доходным источником бюджетов городов федерального значения. По моему мнению, тот факт, что доходы от единого налога на вмененный доход не зачисляются  в бюджеты всех муниципальных  образований, является существенным недостатком  в правовом регулировании специального налогового режима в виде единого  налога на вмененный доход.

     Исследованию  правового регулирования единого  налога на вмененный доход посвящено  большое число научных трудов и статей, однако, рассмотрению единого  налога на вмененный доход в качестве источника формирования местных  бюджетов и исследованию размеров поступлений  от единого налога на вмененный доход  в местные бюджеты уделяется  достаточно мало внимания. В соответствии с этим выдвинуты предложения  по внесению поправок в законодательство в целях финансового обеспечения  деятельности местных органов власти.

  • Проводимая в настоящее время реформа местного самоуправления, а также реформирование межбюджетных отношений и бюджетного права привели к тому, что местные органы власти были лишены достаточной финансовой основы для осуществления своих задач и функций, развития соответствующих территорий. В связи с этим необходимо решить вопрос закрепления на постоянной основе доходных источников за бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Одним из таких источников для местных бюджетов может быть именно единый налог на вмененный доход.
  • Единый налог на вмененный доход становится важным источником пополнения местных бюджетов. Об этом свидетельствует рост числа облагаемых единым налогом на вмененный доход организаций и индивидуальных предпринимателей и рост доли поступлений от единого налога на вмененный доход в структуре доходов бюджетов муниципальных образований, где введен единый налог на вмененный доход. Кроме того, прослеживается тенденция к росту поступлений, приносимых единым налогом на вмененный доход в местные бюджеты.
  • Необходимо уточнить понятие единого налога на вмененный доход. Мною предложено следующее определение: единый налог на вмененный доход – это один из видов специальных налоговых режимов, применяемый по отношению к определенным видам деятельности, представляющий собой замену уплаты ряда федеральных и региональных налогов и сборов уплатой одного налога, рассчитываемого на основе внешних признаков, вводимый по решению представительных органов власти муниципальных районов, городских округов и городов федерального значения, доходы от которого подлежат зачислению в бюджеты соответствующих территорий.
  • Существует необходимость внесения изменений в п. 1 ст. 346.26 Налогового Кодекса РФ с целью распространения действия единого налога на вмененный доход на все виды муниципальных образований; в п. 2 ст. 346.26 Налогового Кодекса РФ для расширения перечня облагаемых единым налогом на вмененный доход видов деятельности за счет включения в него видов деятельности, контроль за оборотом денежных средств в которых затруднен, или выделения отдельных видов деятельности из уже существующих с введением в их отношении самостоятельных показателей базовой доходности и физических показателей;
  • По моему мнению является целесообразным установить на федеральном уровне закрытый перечень условий, которые могут учитываться при расчете коэффициента К2 – корректирующего коэффициента базовой доходности, входящего в формулу расчета величины вмененного дохода. Это предотвратит возможные злоупотребления местных властей по поводу установления коэффициента К2, ведущего к чрезмерному увеличению или уменьшению налогового бремени для предпринимателей. Вместе с тем, при определении такого перечня важно учесть всю многофакторную совокупность факторов, влияющих на социально-экономическое развитие территорий муниципальных образований и определяющих коэффициент К2.
  • Предлагаю классифицировать указанные в Налоговом Кодексе РФ виды деятельности, подпадающие под действие специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход, с точки зрения их характерности для муниципальных образований, где преобладают сельские территории, городские территории и имеющие значение для тех и других территорий. Распределение видов деятельности основывается на том основании, в какой местности применение специального режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является более целесообразным и нужным, а данный вид деятельности представляет особую значимость для территории и для пополнения бюджета.
  • Предоставленные главой 26.3 Налогового Кодекса РФ представительным органам муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочия по регулированию на своей территории единого налога на вмененный доход являются обширными и достаточными как для регулирования уровня поступлений от единого налога на вмененный доход в местные бюджеты, так и для регулирования уровня предпринимательской активности на территории муниципальных образований. Введение системы налогообложения в виде единого налога должно быть обусловлено экономической политикой муниципального образования. Конкретизируя корректирующий коэффициент базовой доходности К2, органы местного самоуправления могут создавать благоприятные условия для развития на своей территории того или иного вида предпринимательской деятельности.

     Роль  единого налога является знаковой по многим параметрам. С введением этого  налога предприятия и предприниматели  попадают в более современную  и здоровую правовую среду, что в  свою очередь, должно исключить серьезные  налоговые нарушения.

     Единый  налог позволяет упразднить малоэффективную  работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой  многочисленной группы налогоплательщиков по количеству и не столь значащей по объемам уплаченным налогов и  сосредоточить усилия на других направлениях работ, и в частности проверке крупных и средних плательщиков.

     Анализ  практики применения единого налога на вмененный доход выявил необходимость  доработки федерального законодательства и обязанность приведения региональных нормативно-правовых актов в соответствие с федеральными. Кроме того, в  связи с получившей распространение  практикой занижения законодательными органами субъектов РФ показателей  базовой доходности и другие составляющие формулы расчета единого налога на вмененный доход, необходимо закрепить  в федеральном законе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы

    1. Законодательные и инструктивные материалы
  1. Бюджетный кодекс РФ
  1. Налоговый кодекс РФ, ч. 2
  2. «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2009 год» [Текст]: приказ Министерства Экономического развития Российской Федерации от 12.11.2008 № 392
  3. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст]: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ
  4. «Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2010 год» [Текст]: Приказ Минэкономразвития России от 13.11.2009 № 465
    1. Книги
  1. Апель А.Л. Основы налогового права. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003
  2. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004
  3. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г., Ткачева Е.Г. Основы налогообложения и налогового права.: Вопросы и ответы. Практические задания и решения: Учеб. пособ. – М.: ИНФРА-М, 2001
  4. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005
  5. Крохина Ю.А. Налоговое право: Учебник. – М.: Высшее образование, 2006
  6. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник. – М.: Дело, 2004
  7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: Учебник / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  8. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007
  9. Пепеляев С.Г. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Юристъ, 2004
  10. Петров А.В. Налоги 2009: Все о поправках в Налоговый Кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2009
  11. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов. – М.: Финансы и статистика, 2001
  12. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений / О.В. Скворцов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008
  13. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник // А.А. Тедеев, В.А. Парыгина. – М.: Изд-во Эксмо, 2004
  14. Титов Ю.П. История государства и права России. Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. – М.: Проспект, 2005
  15. Толкушкин А.В. История налогов в России. – М.: Юристъ, 2001
  16. Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: Учебное пособие / Под ред. С.Г.  Пепеляева. – М.: Академический правовой университет, 2002
  17. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. Учение о государственных доходах. Четвертое издание, измененное и дополненное. – СПб., 2004.
    1. Статьи из периодических изданий
  1. Власенкова Е.А. Роль налогообложения в развитии субъектов малого и среднего предпринимательства: проблемы и перспективы // Налоговый вестник. – 2009. - № 2
  2. Кудилинский М.Н. Проблемы применения законодательства о едином налоге на вмененный доход // Налоговые споры. – 2006. - № 2
  3. Семенихин В.С. Изменения в налогообложении // Аудит и налогообложение. – 2009. - № 3
  4. Чудовских М.В. Проблемы собираемости единого налога на вмененный доход // Российский налоговый курьер. – 2008. - № 5
    1. Интернет-ресурсы
  1. www.r86.nalog.ru
  2. www.26-3.ru
  3. www.buh.ru
  4. www.nspor.ru
  5. www.rnk.ru
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Приложение  А

     Физические  показатели и базовая доходность (в соответствии со ст. 346.29 НК РФ)

Виды  предпринимательской деятельности Финансовые  показатели Базовая доходность в месяц (рублей)
Оказание  бытовых услуг Количество  работников, включая индивидуального  предпринимателя 7 500
Оказание  ветеринарных услуг Количество  работников, включая индивидуального  предпринимателя 7 500
Оказание  услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств Количество  работников, включая индивидуального  предпринимателя 12 000
Оказание  услуг по предоставлению во временное  владение (в пользование) мест для  стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках Общая площадь  стоянки (в квадратных метрах) 50
Оказание  автотранспортных услуг по перевозке  грузов Количество  автотранспортных средств, используемых для перевозки грузов 6 000
Оказание  автотранспортных услуг по перевозке  пассажиров Количество  посадочных мест 1 500
Розничная торговля, осуществляемая через объекты  стационарной торговой сети, имеющие  торговые залы Площадь торгового  зала (в квадратных метрах) 1 800
Розничная торговля, осуществляемая через объекты  стационарной торговой сети, не имеющие  торговых залов, а также через  объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в  которых не превышает 5 квадратных метров Торговое место 9 000
Розничная торговля, осуществляемая через объекты  стационарной торговой сети, не имеющие  торговых залов, а также через  объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в  которых превышает 5 квадратных метров Площадь торгового  места (в квадратных метрах) 1 800
Развозная и разносная розничная торговля Количество  работников, включая индивидуального  предпринимателя 4 500
Оказание  услуг общественного питания  через объекты организации общественного  питания, имеющие залы обслуживания посетителей Площадь зала обслуживания (в квадратных метрах) 1 000
Оказание  услуг общественного питания  через объекты организации общественного  питания, не имеющие залов обслуживания посетителей Количество  работников, включая индивидуального  предпринимателя 4 500
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций (за исключением рекламных конструкций с автоматической сменой изображения и электронных табло) Площадь информационного  поля (в квадратных метрах) 3 000
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций с автоматической сменой изображения Площадь информационного  поля (в квадратных метрах) 4 000
Распространение наружной рекламы посредством электронных  табло Площадь информационного  поля (в квадратных метрах) 5 000
Размещение  рекламы на транспортных средствах Количество  транспортных средств, на которых размещена  реклама 10 000
Оказание  услуг по временному размещению и  проживанию Общая площадь  помещения для временного размещения и проживания (в квадратных метрах) 1 000
Оказание  услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации  общественного питания, не имеющих  залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них не превышает 5 квадратных метров Количество  переданных во временное владение и (или) в пользование торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного  питания 6 000
Оказание  услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации  общественного питания, не имеющих  залов обслуживания посетителей, если площадь каждого из них превышает 5 квадратных метров Площадь переданного  во временное владение и (или) в пользование  торгового места, объекта нестационарной торговой сети, объекта организации  общественного питания (в квадратных метрах) 1 200
Оказание  услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных  участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а  также объектов организации общественного  питания, если площадь земельного участка  не превышает 10 квадратных метров Количество  переданных во временное владение и (или) в пользование земельных  участков 5 000
Оказание  услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных  участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а  также объектов организации общественного  питания, если площадь земельного участка  превышает 10 квадратных метров Площадь переданного  во временное владение и (или) в пользование  земельного участка (в квадратных метрах) 1 000


Информация о работе ЕНВД как источник формирования местных налогов