Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 11:06, курсовая работа

Описание

Каждое предприятие, независимо от выполняемой деятельности, должно составлять финансовую отчетность. Для этого Правительство РФ разработало положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (далее ПБУ 1/98) [9], в котором приведены совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Напомним их: первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

аудит учетной политики.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

На величину приемлемого аудиторского риска могут оказывать влияние следующие основные факторы:

  • уровень компетентности аудитора;
  • финансовое состояние аудитора;
  • степень доверия внешних пользователей к финансовой отчетности;
  • масштаб бизнеса клиента;
  • организационно-правовая форма клиента;
  • форма собственности и ее распределение в уставном капитале клиента;
  • характер и сумма обязательств клиента;
  • уровень внутреннего контроля клиента;
  • вероятность банкротства у клиента и т.д.

    Внутрихозяйственный риск — это установленный аудитором  уровень риска, отражающий подверженность финансовой отчетности существенным ошибкам. При установлении уровня внутрихозяйственного риска не принимается во внимание внутрихозяйственный контроль, поскольку он входит в модель аудиторского риска как самостоятельный элемент, называемый риском контроля.

    Риск  контроля представляет собой оценку аудитором эффективности системы внутрихозяйственного контроля клиента с точки зрения ее способности предотвращать или обнаруживать ошибки.

    Риск  необнаружения — это риск, который аудитор готов взять на себя в той степени, в какой он рискует не обнаружить существенных ошибок в финансовой отчетности при помощи аудиторских процедур, предполагая, что в системе внутрихозяйственного контроля их не смогли обнаружить и исправить. Риск необнаружения исчисляется по трем остальным рискам, входящим в модель аудиторского риска. 

    План  и программа 

    В процессе аудита проверяются как  система бухгалтерского учета, так  и система внутреннего контроля аудируемого лица. Учетная политика влияет на все этапы учетной работы и используется на всех этапах аудиторской проверки.

    В частности план проведения  проверки может выглядеть так:

Виды  работ Период проведения Исполнители
1. Аудит элементов учетной политики 15.04.07-16.04.07 Кошкина А.П
2. Аудит выбора метода учета 17.04.07-19.04.07 Лапшова И.С
3. Аудит выбора метода внутреннего контроля 20.04.07-22.04.07 Лапшова И.С
4. Оценка организационной системы бухгалтерского учета 23.04.07-25.04.07 Кошкина А.П
5. Оценка форм бухгалтерского учета и ее соответствия условиям организации управления предприятием 26.04.07-28.04.07 Кошкина А.П
6. Проверка системы документации и документооборота 28.04.07-29.04.07 Лапшова И.С
7. Проверка автоматизации бухгалтерского учета 29.04.07-30.04.07 Лапшова И.С
 

    План  аудиторской проверки должен быть заверен подписью руководителя аудиторской организации и печатью аудиторской организации. После составления общего плана аудиторской проверки аудиторская фирма подготавливает программу аудита.

   Выводы  аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руководству экономического субъекта) и аудиторского заключения, а также основанием для формирования объективного мнения аудитора о бухгалтерской отчетности  экономического субъекта.

   Программа аудиторской проверки организации бухгалтерского учета и учетной политики имеет ряд разделов: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программа анализируемых разделов учетной политики

в соответствии с ПБУ 1/98 

Элементы      
учетной политики
Объекты проверки   Аудиторские процедуры 
Рабочий план       
счетов             
бухгалтерского     
учета            
Синтетические и        
аналитические счета,   
необходимые для        
ведения бухгалтерского 
учета в соответствии   
с требованиями         
своевременности        
и полноты учета        
и отчетности         
Инспектирование,        
наблюдение, внутренний  
запрос                  
Сопоставление субсчетов 
с видами деятельности,  
а также с видами        
продукции, основных     
средств и других        
объектов учета          
в соответствии          
с критерием             
существенности отчетных 
показателей (он должен  
быть установлен         
в учетной политике,     
в противном случае      
устанавливается         
аудитором по его        
профессиональному       
суждению)             
Формы первичных    
учетных документов
Применяемые для        
оформления фактов      
хозяйственной          
деятельности первичные 
документы, по которым  
не предусмотрены       
типовые формы        
Инспектирование на      
соответствие реквизитов 
обязательным            
требованиям             
Федерального закона     
N 129-ФЗ (в ред. от     
03.11.2006)             
"О бухгалтерском учете" 
Оценка целесообразности 
форм, отсутствия        
совпадений с типовыми   
бланками, утвержденными 
Госкомстатом России   
Формы документов   
для внутренней     
бухгалтерской      
отчетности       
Обеспечение            
потребностей           
управления           
Наблюдение, внутренний  
запрос и подтверждение, 
аналитические процедуры 
Анализ видов            
деятельности,           
технологии              
производства, методов   
управления              
Опрос пользователей     
внутренней отчетности 
Порядок проведения 
инвентаризации     
активов и          
обязательств       
организации      
Сроки, периодичность,  
порядок назначения     
комиссии             
Инспектирование,        
внутренний запрос       
и подтверждение,        
пересчет, наблюдение    
Изучение               
инвентаризационных      
материалов              
на соответствие Закону  
N 129-ФЗ и Методическим 
указаниям по            
инвентаризации активов  
и финансовых            
обязательств,           
утвержденным Приказом   
Минфина России от       
13.06.1995 N 49         
Наблюдение за           
проведением             
инвентаризации (или     
участие в ней)        
Методы  оценки      
активов и          
обязательств     
Соответствие  выбранных 
методов оценки         
требованиям            
соответствующих ПБУ  
Инспектирование учетной 
политики                
Сверка методов          
по учетной политике с   
методами, разрешенными  
в положениях по         
бухгалтерскому учету и  
других нормативных      
актах                 
Правила            
документооборота и 
технология         
обработки учетной  
информации       
График                 
документооборота       
(статический,          
динамический),         
распределение          
должностных            
обязанностей,          
применяемые аппаратные 
средства,              
бухгалтерские          
программы            
Инспектирование,        
внутренний запрос       
и подтверждение,        
наблюдение              
Оценка                  
целесообразности,       
эффективности           
распределения           
полномочий, сроков      
обработки документов  
Порядок контроля   
за хозяйственными  
операциями       
Распределение          
контрольных            
полномочий, порядок и  
условия проведения     
ревизии, внутреннего и 
внешнего аудита      
Тесты средств  контроля  
Опрос контролирующих    
работников,             
инспектирование         
ревизионных и           
аудиторских документов, 
запрос о качестве       
контрольной работы    
Другие  решения,    
необходимые для    
организации        
бухгалтерского     
учета            
Формы бухгалтерской    
отчетности,            
отличающиеся           
от типовых           
Инспектирование,        
внутренний запрос       
и подтверждение,        
аналитические процедуры 
Анализ видов            
деятельности,           
организационной,        
территориальной и       
продуктовой структуры,  
критерия существенности 
отчетных показателей  
Другие  решения по  
разделу "Учетная   
политика для целей 
налогообложения" 
Степень влияния        
учетной политики для   
целей налогообложения  
на учетные показатели
Инспектирование         
на соответствие         
требованиям НК РФ       
и других нормативных    
актов                   
Оценка целесообразности 
методик налогового      
учета                 
Допущение          
имущественной      
обособленности   
Активы и  обязательства 
организации существуют 
обособленно от активов 
и обязательств         
собственников этой     
организации и активов  
и обязательств других  
организаций          
Инспектирование         
правоустанавливающих    
документов              
на соответствие         
нормативным актам,      
соблюдение сроков       
действия договоров      
Внешние запросы         
контрагентам и          
получение подтверждений 
от них                
Допущение          
непрерывности      
деятельности     
Организация будет      
продолжать свою        
деятельность в         
обозримом будущем      
(не менее 12 месяцев  
с отчетной даты)       
и у нее отсутствуют    
намерения и            
необходимость          
ликвидации или         
существенного          
сокращения             
деятельности, и,       
следовательно,         
обязательства будут    
погашаться в           
установленном порядке
Анализ показателей      
ликвидности,            
платежеспособности,     
финансовой              
устойчивости,           
вероятности             
восстановления (или     
утраты)                 
платежеспособности      
Внутренний запрос к     
руководству аудируемого 
лица и внешний запрос   
к контрагентам и        
контролирующим органам  
о наличии факторов и    
вероятности банкротства
Допущение          
последовательности 
применения учетной 
политики         
Принятая учетная       
политика применяется   
последовательно от     
одного отчетного года  
к другому            
Инспектирование         
Сверка методов учета    
в учетной политике за   
отчетный и прошлые      
периоды                 
Проверка фактически     
используемых методов    
учета на основе         
показателей первичных   
документов и учетных    
регистров аудируемого   
лица                  
Допущение          
временной          
определенности     
факторов           
хозяйственной      
деятельности     
Факты хозяйственной    
деятельности           
организации относятся  
к тому отчетному       
периоду, в котором они 
имели место,           
независимо от          
фактического времени   
поступления или        
выплаты денежных       
средств, связанных с   
этими фактами        
Инспектирование,        
наблюдение              
Оценка дат и            
бухгалтерских записей   
в первичных документах  
и в учетных регистрах   
аудируемого лица        
При наличии сомнений в  
достоверности - внешние 
запросы и подтверждения 
от контрагентов       
Требование  полноты Полнота отражения  в    
бухгалтерском учете    
всех фактов            
хозяйственной          
деятельности         
Инспектирование дат     
первичных документов    
для включения в учетные 
регистры за             
соответствующий месяц   
(год)                 
Требование         
своевременности  
Своевременное          
отражение фактов       
хозяйственной          
деятельности в         
бухгалтерском учете и  
бухгалтерской          
отчетности (для        
информирования         
пользователей и        
включения показателей  
в период, к которому   
они относятся)       
Тесты средств  контроля  
Наблюдение за порядком  
и сроком передачи и     
обработки первичных     
документов, составления 
проводок, подготовки    
отчетности            
Требование         
осмотрительности 
Готовность  к признанию 
в бухгалтерском учете  
расходов и             
обязательств: в первую 
очередь, возможных     
доходов и активов, во  
вторую очередь, не     
допуская создания      
скрытых резервов     
Пересчет оценки активов 
и расходов (в           
фактических суммах -    
для совершившихся       
фактов или в            
подтверждаемых          
прогнозных оценках -    
для условных фактов     
хозяйственной           
деятельности, оценочных 
резервов и резервов     
предстоящих расходов)   
Пересчет оценки         
пассивов и доходов      
(в фактических суммах - 
для совершившихся       
фактов или без          
количественной оценки - 
для условных фактов     
хозяйственной           
деятельности)         
Требование         
приоритета         
содержания перед   
формой           
Отражение в            
бухгалтерском учете    
факторов хозяйственной 
деятельности исходя не 
столько из их правовой 
формы, сколько из      
экономического         
содержания фактов и    
условий хозяйствования
Фактически  требование   
малоприменимо из-за     
связи критериев         
признания объектов      
бухгалтерского учета    
с гражданско-правовыми  
нормами (в частности,   
с правовым и договорным 
регулированием моментов 
перехода права          
собственности,          
хозяйственного ведения  
и оперативного          
управления)           
Требование         
непротиворечивости
Тождество данных       
аналитического учета   
оборотам и остаткам по 
счетам синтетического  
учета на последний     
календарный день       
каждого месяца       
Инспектирование         
и пересчет              
Контроль сумм по        
операциям, оборотов     
и остатков              
во взаимосвязанных      
регистрах               
бухгалтерского учета    
по всем счетам        
Требование         
рациональности   
Рациональное           
(экономичное) ведение  
бухгалтерского учета   
исходя из условий      
хозяйственной          
деятельности и размера 
организации          
Инспектирование,        
наблюдение              
Выявление лишних        
учетных процедур,       
документов, этапов      
документооборота      
Отражение в        
годовой            
бухгалтерской      
отчетности         
принятых в учетной 
политике способов  
бухгалтерского     
учета (раскрытие   
производится, как  
правило, в         
пояснительной      
записке)         
Существенность         
(значимость) способов  
для достоверной оценки 
финансового положения, 
движения денежных      
средств или финансовых 
результатов            
деятельности           
организации со стороны 
заинтересованных       
пользователей          
бухгалтерской          
отчетности           
Инспектирование         
отражения особенностей  
учетной политики        
(в основном принятых    
методов оценки)         
в пояснительной         
записке, а также        
значимых (существенных) 
для пользователей       
пояснений             
Отклонение  от      
допущений,         
предусмотренных    
ПБУ 1/98         
Обоснованность         
отклонений           
Запрос и  получение      
подтверждений от        
руководителя и главного 
бухгалтера аудируемого  
лица                    
Анализ фактов           
хозяйственной           
деятельности по степени 
влияния на допущения  
Неизменность       
учетной политики в 
течение отчетного  
периода, на        
который она        
принята, за        
исключением        
случаев,           
разрешенных        
ПБУ 1/98         
Случаи, в которых      
допускается изменение  
учетной политики:      
изменения              
законодательства       
Российской Федерации   
или нормативных актов  
по бухгалтерскому      
учету;                 
разработка             
организацией новых     
способов ведения       
бухгалтерского учета;  
существенное           
изменение условий      
деятельности (в связи  
с реорганизацией,      
сменой собственников,  
изменением видов       
деятельности и т.п.) 
Инспектирование         
документов и фактов,    
запрос и подтверждение  
Квалификация            
добавленных             
(исключенных) положений 
учетной политики как    
изменений               
Анализ юридической      
обоснованности          
и экономической         
целесообразности        
изменений               
Не считается изменением 
учетной политики        
утверждение способа     
ведения бухгалтерского  
учета фактов            
хозяйственной           
деятельности, отличных  
по существу от          
произошедших ранее      
фактов или возникших    
впервые в деятельности  
организации; в этом     
случае аудитор          
проверяет адекватность  
способов учета          
требованиям ПБУ по      
учету соответствующих   
активов, обязательств,  
капитала, доходов или   
расходов              
Закрепление        
допустимых         
изменений          
организационно-    
распорядительным   
документом       
Наличие документа      
и обоснованность       
изменений            
Инспектирование приказа 
(распоряжения)          
руководителя            
аудируемого лица        
о внесении изменений    
в учетную политику (по  
формальным признакам) 
Представление      
числовых           
показателей в      
соответствии с     
измененной учетной 
политикой        
Пересчет (если он      
может производиться    
надежно) отчетных      
показателей как        
минимум за два периода 
(отчетный и            
предшествовавший ему)  
с учетом измененной    
учетной политики       
Отсутствие             
корректировок учетных  
записей за             
предшествующие         
отчетные периоды     
Пересчет данных         
прошлого года по новой  
методике                
Инспектирование         
бухгалтерской           
отчетности за отчетный  
год (показатели за      
прошлый год должны быть 
скорректированы),       
а также бухгалтерской   
отчетности и учетных    
регистров за прошлый    
год (корректировочных   
записей в связи         
с изменением учетной    
политики отчетного года 
быть не должно)       
Раскрытие          
изменений учетной  
политики в         
бухгалтерской      
отчетности       
Раскрываются           
(поясняются):          
существенные изменения 
за отчетный период -   
в отчетности за этот   
период;                
изменения на следующий 
за отчетным период - в 
пояснительной записке  
за отчетный период   
Контроль заполнения     
отчетных форм (переноса 
показателей из учетных  
регистров)              
Инспектирование         
пояснительной записки   
за отчетный год       
 
 
 
 

1.3   Перечень нормативных актов. 

      Перечень нормативных актов, которыми  следует руководствоваться аудиторам  при осуществлении проверки достоверности информации о материально-производственных запасах в бухгалтерской отчетности, а соответственно, и аудируемым лицам при организации этого участка бухгалтерского учета:

    1. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете";

    2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации";

    3. Приказ Минфина России от 09.06.2001 N 44н "Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету "Учет  материально-производственных запасов" ПБУ 5/01";

    4. Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении Методических  указаний по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов";

    5. Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению";

    6. Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н "Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету "Учетная  политика организации" ПБУ  1/98";

    7. Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)";

    8. Приказ Минфина России от 10.01.2000 N 2н "Об утверждении Положения  по бухгалтерскому учету "Учет  активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000";

    9. Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской  отчетности организаций";

    10. Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49 "Об утверждении Методических  указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств";

    11. Письмо Минфина СССР от 30.04.1974 N 103 "Об основных положениях  по учету материалов на предприятиях  и стройках";

    12. Приказ Минфина России от 29.08.2001 N 68н "Об утверждении Инструкции  о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении";

    13. Инструкция Минфина СССР от 14.01.1967 N 17 "О порядке выдачи доверенностей  на получение товарно-материальных  ценностей и отпуска их по доверенности";

    14. Письмо Минфина России от 30.10.1992 N 16-05/4 "О порядке отражения  в бухгалтерском учете товарообменных  операций или операций, осуществляемых  на бартерной основе";

    15. Методические рекомендации по  учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5);

    16. Постановление Росстата от 09.08.1999 N 66 "Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения";

    17. Постановление Госкомстата России  от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных  форм первичной учетной документации  по учету торговых операций";

    18. Постановление Госкомстата России  от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";

    19. Постановление Госкомстата России  от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении  унифицированных форм первичной  учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЧАСТЬ 2.РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ

    Задача.

    Для аудиторской проверки представлены данные бухгалтерского учета общехозяйственных расходов. В учетной политики для целей бухгалтерского  учета установлено, что общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных списываются на счета продажи.

    В регистрах бухгалтерского учета отражены следующие хозяйственные операции:

    Бухгалтерские записи по учету общехозяйственных  расходов

№ п/п Содержание  операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
1 Начислена амортизация  основных средств общехозяйственного назначения 26 02 32000
2 Принят  к учету счет-фактура ремонтного предприятия по текущему ремонту  здания управления 26 60 3100
19 60 558
3 Принят  к учету счет-фактура ООО «Х»  по ремонту компьютеров, улучшающих их качественные характеристики 26 60 7500
19 60 1350
4 Принят  к учету счет и акт выполненных  работ от ЗАО «А» за оказанные  услуги по инициативному аудиту 26 60 28000
19 60 5040
5 Приняты к учету  представительские расходы согласно авансовому отчету должностного лица (расходы на подтверждены документами) 26 71 5600
6 Списаны общехозяйственные  расходы по окончании отчетного  периода 20 26 76200
 

    Определить  допущенные нарушения в учете  общехозяйственных расходов. Дайте  необходимые рекомендации по их устранению. 

    Счет 26 "Общехозяйственные расходы" предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены следующие расходы: административно-управленческие расходы; содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом; амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения; арендная плата за помещения общехозяйственного назначения; расходы по оплате информационных, аудиторских, консультационных и т.п. услуг; другие аналогичные по назначению управленческие расходы.

    Общехозяйственные расходы отражаются на счете 26 "Общехозяйственные  расходы" с кредита счетов учета  производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов с другими организациями (лицами) и др.

    Расходы, учтенные на счете 26 "Общехозяйственные  расходы", списываются, в частности, в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" (если вспомогательные производства производили изделия и работы и оказывали услуги на сторону), 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону).

    Указанные расходы в качестве условно-постоянных могут списываться в дебет счета 90 "Продажи".

    Организации, деятельность которых не связана  с производственным процессом (комиссионеры, агенты, брокеры, дилеры и т.п., кроме  организаций, осуществляющих торговую деятельность), используют счет 26 "Общехозяйственные расходы" для обобщения информации о расходах на ведение этой деятельности. Данные организации списывают суммы, накопленные на счете 26 "Общехозяйственные расходы", в дебет счета 90 "Продажи".

    Аналитический учет по счету 26 "Общехозяйственные  расходы" ведется по каждой статье соответствующих смет, месту возникновения затрат и др.

    Данные  расходы отражаются по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов:

    Д-т  сч. 26 К-т сч. 10 - отражена стоимость материалов, запасных частей, использованных для работ общехозяйственного назначения;

Информация о работе Учетная политика предприятия