Учетная политика предприятия на отчетный год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 13:57, реферат

Описание

Качественному учету и контролю на предприятии призван служить специальный свод организационных и методических правил, принципов, критериев и т. п.- приказ об учетной политике. Установление учетной политики относится к компетенции собственника предприятия.
В П(С)БУ 1 “Общие требования к финансовой отчетности” учетная политика предприятия определяется как совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для учета и оценки показателей статей финансовой отчетности.

Работа состоит из  1 файл

Учетная политика предприятия.docx

— 28.01 Кб (Скачать документ)

Учетная политика предприятия на отчетный год

Качественному учету и контролю на предприятии  призван служить специальный  свод организационных и методических правил, принципов, критериев и т. п.- приказ об учетной политике. Установление учетной политики относится к  компетенции собственника предприятия.

В П(С)БУ 1 “Общие требования к  финансовой отчетности” учетная  политика предприятия определяется как совокупность принципов, методов  и процедур, используемых предприятием для учета и оценки показателей  статей финансовой отчетности.

Традиционно данным приказом, в частности, определяются:

- пороги существенности  относительно отдельных объектов  учета;

- предоставление филиалам, представительствам и другим  обособленным подразделениям предприятия  права ведения отдельного баланса; 

- статьи и правила калькулирования  производственной себестоимости  продукции (работ, услуг);

- методы амортизации необоротных  активов;

- стоимостные признаки  предметов, относящихся к малоценным  необоротным материальным активам  (МНМА);

- методы оценки убытия  запасов;

- периодичность проверки  и корректировки стоимости запасов;

- порядок  учета транспортно-заготовительных  расходов (ТЗР);

- перечень  создаваемых обеспечений будущих  расходов и платежей;

- порядок  оценки степени завершенности  операций по предоставлению услуг;

- порядок определения степени  завершенности работ по строительному  контракту.

Организационно бухгалтерский  учет на предприятии может вестись  бухгалтерской службой во главе  с главным бухгалтером или  единолично бухгалтером (главным бухгалтером).

Обязанности бухгалтера (главного бухгалтера) определяются положениями  ст. 8 Закона Украины “О бухгалтерском  учете и финансовой отчетности в  Украине”. Желательно также разработать  должностные инструкции, определяющие конкретные права, обязанности и ответственность каждого работника бухгалтерской службы. Могут быть составлены правила и инструкции относительно общего и локального документооборота, первичного оформления отдельных хозяйственных операций и т. п. Кроме того, есть смысл утвердить списки должностных лиц, отвечающих за составление первичных документов, за выдачу разрешений на осуществление хозяйственных операций и за их соответствие действующему законодательству, уставу предприятия и т. п.; лиц, которые имеют право подписи первичных документов, несут ответственность за хранение прошедших обработку первичных документов и учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, за передачу их в архив или на уничтожение по окончании срока хранения; лиц, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности за сохранение принятых ими ценностей, и т. п.

Приказом  по предприятию должны быть утверждены состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии и положение о ее полномочиях.

Инвентаризация активов  и обязательств проводится предприятием согласно требованиям ст. 10 Закона о  бухучете по правилам, установленным  Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденной приказом Минфина от 11.08.94 г. № 69.

Приказ об учетной политике определяет правила  проведения инвентаризаций, не являющихся обязательными, и обычно содержит перечень подлежащих инвентаризации активов  и пассивов, методы проверки сохранности  и работоспособности объектов и  т. п. Конкретные сроки и места  проведения инвентаризации, состав рабочих  комиссий (если из-за большого объема работ  инвентаризация не может быть проведена  постоянно действующей комиссией) определяются распорядительным документом руководителя предприятия (подразделения).

Существенность  стоимостных показателей

Существенность - это характеристика учетной информации, которая определяет ее способность  влиять на принятие решений пользователями финансовой отчетности.

Согласно рекомендациям  по определению существенности стоимостных  показателей финансовой отчетности, изложенным в письме Минфина от 29.07.2003 г. № 04230-04108, объектами применения существенности являются деятельность предприятия  в целом, отдельные хозяйственные  операции и объекты учета, статьи финансовой отчетности.

Право определять существенность отдельных хозяйственных операций и объектов учета предоставляется  руководству предприятия, если иное не предусмотрено в стандартах бухгалтерского учета.

Для определения существенности отдельных объектов активов, обязательств и собственного капитала предприятия  рекомендуется за ориентировочный  порог существенности принять величину в размере 5% от итога соответственно всех активов, всех обязательств и собственного капитала.

Для определения  существенности отдельных видов  доходов и расходов ориентировочным  порогом существенности рекомендуется  выбрать величину, равную 2% от чистой прибыли предприятия.

Порог существенности при  переоценке или уменьшении полезности объектов учета может быть равен 1% от чистой прибыли предприятия, либо 10% от разницы между остаточной стоимостью объектов учета и их справедливой стоимостью.

Формы регистров  бухгалтерского учета

Для учета  хозяйственных операций обычно применяются  достаточно стандартные регистры бухгалтерского учета, различающиеся лишь составом граф и вариантами совмещения друг с другом разных учетных разделов.

Методические рекомендации по применению регистров бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минфина  от 29.12.2000 г. № 356 (предназначенные для  предприятий, ведущих бухгалтерский  учет по полной форме), и Методические рекомендации по применению регистров  бухгалтерского учета малыми предприятиями, утвержденные приказом Минфина от 25.06.2003 г. № 422 (предназначенные для предприятий, использующих простую или упрощенную форму бухгалтерского учета), допускают  различные способы ведения учетных  регистров:

- в специальных  книгах (журналах);

- на отдельных  листах и карточках; 

- в виде  машинограмм, полученных при использовании  вычислительной техники; 

- на магнитных  лентах, дисках, дискетах и других  машинных носителях.

В настоящее  время большинство предприятий  использует сертифицированные компьютерные бухгалтерские программы, содержащие адаптированные под текущее законодательство регистры бухгалтерского и налогового учета. Используемая программа должна быть указана в приказе об учетной политике предприятия.

Формы первичных документов, изготовленные на компьютере или  вручную, согласно ст. 9 Закона о бухучете должны содержать следующие обязательные реквизиты:

- наименование  документа; 

- дату составления; 

- наименование  предприятия, от имени которого  составлен документ;

- содержание  хозяйственной операции;

- измерители  хозяйственной операции в натуральном  и денежном выражении; 

- сведения  о должностных лицах, ответственных  за совершение хозяйственной  операции и правильность ее  оформления;

- личные подписи  указанных лиц. 

Особенности финансовой отчетности

В соответствии с требованиями ст. 12 Закона о бухучете субъект предпринимательской  деятельности, имеющий дочерние предприятия, в приказе об учетной политике должен установить порядок составления  консолидированной финансовой отчетности.

Объединения предприятий кроме  собственной отчетности должны составлять сводную финансовую отчетность по всем предприятиям, входящим в их состав, если это предусмотрено уставными  документами объединения.

Особый вопрос - порядок  исправления ошибок в финотчетности.

Согласно П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах” исправление ошибок прошлых  лет отражается в балансе (ф. № 1) и других формах финансовой отчетности за отчетный год.

Если ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого  убытка), то корректируются нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) на начало отчетного года и те статьи активов, обязательств, собственного капитала, в которых вследствие исправления  ошибок изменились показатели. Кроме  того, эти ошибки отражаются по строке 030 отчета о собственном капитале (ф. № 4).

Если же ошибки не влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка), то они  корректируются в текущих учетных  регистрах, а в отчетность включаются в общем порядке и отдельно не оговариваются.

Предприятие либо обнародует информацию об исправлении  ошибок в финансовой отчетности, либо указывает в примечаниях к  отчетности нецелесообразность сообщения  пользователям такой информации (например, ввиду непревышения порога существенности).

Внесение изменений  и дополнений в учетную политику

Согласно п. 9 П(С)БУ 6 “Исправление ошибок и изменения в финансовых отчетах” учетная политика может  изменяться только в тех случаях, если:

- на предприятии  изменяются уставные требования;

- изменяются  требования органа, осуществляющего  функции государственного регулирования  методологии бухгалтерского учета  и финансовой отчетности;

- изменения  учетной политики обеспечат более  достоверное отражение событий  (хозяйственных операций) в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности.

Как правило, это происходит, когда законодательно утверждаются новые нормы по отдельным  статьям бухучета, осуществляется переход  на более совершенный способ его  ведения (например, предприятие переходит  на другое программное обеспечение  учета) или когда значительно  меняется характер деятельности предприятия  либо происходят существенные структурные  и организационные перемены (реорганизация, смена собственников).

Влияние изменения  учетной политики на события и  операции прошлых периодов отражается в отчетности путем корректировки  сальдо нераспределенной прибыли (счет 44 “Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)”) на начало отчетного года и повторного представления сравнительной  информации за предыдущие отчетные периоды.

Разумеется, не все изменения политики бухгалтерского учета предприятия имеют концептуальное значение, влияющее на состояние финансового  учета и отчетности предприятия. Например, если предприятие начинает новую деятельность (вид деятельности), оно обязано внести дополнения в  учетную политику в виде описания способов отражения новых фактов хозяйственной деятельности. Однако каких-либо корректировок в прошлой  и текущей отчетности это не потребует.

Калькулирование производственной и 
общехозяйственной себестоимости

Калькулирование - это расчет некой совокупности связанных общей  целью или техническим процессом  показателей (в данном случае - расходов). Перечень и состав статей производственного калькулирования себестоимости готовой продукции может определяться государственными техническими условиями, внутрипроизводственными методическими рекомендациями, другими внешними и внутренними нормативными документами и даже отдельным разделом самого приказа об учетной политике предприятия.

Рекомендуемая бухгалтерская  классификация расходов приводится в П(С)БУ 16 “Затраты”. Наиболее важными, естественно, являются производственные расходы, однако в приказе об учетной  политике наряду с производственной частью расходов целесообразно определить и перечни основных категорий  общехозяйственных расходов (главным  образом, это административные расходы  и расходы на сбыт).

Важность выделения административных расходов и расходов на сбыт определяется не только их местом в хозяйственном  процессе, но и тем, что указанные  группы имеют своеобразную налоговую  ценность. В частности, при отнесении  материальных ценностей на административные расходы и расходы на сбыт определение  прироста (убыли) запасов по пункту 5.9 Закона о налогообложении прибыли  не производится. Обычно это дает прямую экономическую выгоду в части  обложения налогом на прибыль.

Ориентировочный перечень административных расходов приводится в п. 18 П(С)БУ 16 “Затраты”  и в Инструкции о применении Плана  счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных  операций предприятий и организаций, утвержденной приказом от 30.11.99 г. № 291. К административным расходам могут  быть отнесены:

- общие корпоративные расходы  (организационные расходы, расходы  на проведение годового собрания, представительские расходы и  т. п.);

- расходы на служебные  командировки и содержание аппарата  управления предприятиям и общехозяйственного  персонала;

- расходы на содержание  основных средств, других материальных  необоротных активов общехозяйственного  использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация,  ремонт, отопление, освещение, водоснабжение,  водоотведение, охрана);

- вознаграждения  за профессиональные услуги (юридические,  аудиторские, оценочные и т.  п.);

- расходы  на связь;

- амортизация  нематериальных активов общехозяйственного  использования;

- расходы  на урегулирование споров в  судебных органах;

- налоги, сборы  и прочие предусмотренные законодательством  обязательные платежи (кроме налогов,  сборов и обязательных платежей, которые включаются в производственную  себестоимость продукции, работ,  услуг);

- плата за расчетно-кассовое  обслуживание и прочие услуги  банков и т. п. 

Перечень расходов на сбыт приводится в п. 19 П(С)БУ 16 “Затраты”  и в Инструкции № 291. В эту категорию  могут быть включены:

- расходы  на упаковочные материалы для  затаривания изделий на складах  готовой продукции; 

Информация о работе Учетная политика предприятия на отчетный год