Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть сущность теории социокультурной динамики и показать ее место в истории социологической науки.
Задачи работы:
- выявить сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина;
- охарактеризовать четыре фазы состояния общества и культуры с точки зрения П. Сорокина;
- раскрыть концепцию культурных суперсистем П. Сорокина;
- раскрыть специфику теории перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, выявленную Питиримом Сорокиным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина.............5
1.1. Сущность теории социокультурной динамики…………………………5
1.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры…………………….11
Глава 2. Типологии культуры в концепции Питирима Сорокина……………20
2.1. Три типа культуры. Концепция культурных суперсистем....…………20
2.2. Теория перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой………………………………………………………………….…….27
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Сорокин_курсовичок.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

Для Греции:

V в. до Р.Х. – 29;

Начало IV в до Р.Х. – 48, конец IV в до Р.Х. – 36;

I в до Р.Х. — 33;

I в – 5;

III в – 13.

Самые высокие показания индексов для войн в истории Греции, V и IV века до Р.Х.,  совпадают с периодом перехода  идеациональной культуры  к чувственной. Когда в конце четвертого века до Р.Х. чувственная культура стала доминирующей и стабильной, то войн стало меньше.

Если взять всю Римскую империю, то показатели для войн и революций, используя аналогичные измерения, намного ниже. Сравнив эти статистические данные, мы видим один и тот же результат: при смене культур индексы самые высокие.

 

Век

Индексы

для войн

Индексы для революций

V в до Р.Х.

 

130

IV в до Р.Х.

 

29

III в до Р.Х.

 

18

II в до Р.Х.

 

158

I в до Р.Х.

3

556

I в после Р.Х.

0,7

342

II в после Р.Х.

 

267

III в после Р.Х.

1,3

475

IV в после Р.Х.

 

368

V в после Р.Х.

 

142

 

В Риме с III  по I века до Р.Х. наблюдался похожий переходный период. Отсюда очень высокие индексы революций для этих столетий и высокий индекс для войны в I веке до Р.Х. I и II века после Р.Х. говорят нам о прочно установившейся чувственной культуре и общества. Соответственно их индексы войны и революций были низкими. Третье столетие стало началом упадка чувственной культуры и установления христианской идеациональной культуры, отсюда и заметный рост кривых индексов войны и революций. В отношении войн периода с IV по VI столетия относительно надежных фактов нет.

Несколько яснее ситуация в средневековой Европе. Показатели движения войн для Европы, следующие:

XII  в – 2-2,9;

XIII в – 3-5;

XIV в – 6-9;

XV в – 8-11;

XVI в – 14-16;

XVII в – 45;

XVIII в – 40;

XIX в – 17;

XX в – 52, и это только для первой четверти прошлого столетия.

Видно, что значения для XII и XIII столетий очень низкие. «В конце XII века идеациональная система начала приходить в упадок. Поэтому в XII – XVII веках кривая  индекса войн начинает медленно расти с колоссальным скачком в XVII столетии. К концу XVII века чувственная культура праздновала триумф. Индекс войн в XVIII веке несколько падает, а в XIX веке – веке чувственной довикторианской и викторианской культуры – индекс войны резко падает, делая этот век «мирной эрой» – почти такой же мирной, как XVI век. К концу XIX века появляются определенные признаки дезинтеграции чувственной культуры – процесса, который приобрел катастрофическую важность и темп в прошлом веке. Поэтому в XX веке происходит уникальный скачок индекса войны. Только за первую четверть прошлого века значения превысили все предыдущие значения  за 25 столетий, и индикатор 52 XX столетия вычислен только за 25 лет – с 1900 по 1925 год. Если к европейским войнам с 1900 по 1925 годы прибавить последующие войны, произошедшие до окончания столетия, то последний век прошлого тысячелетия наверняка окажется самым кровавым из рассматриваемых двадцати пяти веков». [17, 21]

В свете своей теории Питирим Сорокин предполагает, что пока длится переходный период, до воцарения нового типа общества и культуры, «война будет продолжать играть главную роль в человеческих взаимоотношениях. Если бы даже завтра было подписано соглашение о прекращении военных действий, это представляло главным образом «антракт», за которым последовал бы еще более ужасный и катастрофический Армагеддон». [15, 329]

Эти данные показывают нам об увеличении и уменьшении количества войн от столетия к столетию. Опираясь на них и знания из других наук, можно сделать вывод о том, что в периоды перехода одной формы культуры к другой, количество войн особенно увеличивается. Помимо этого, Питирим Сорокин в очередной раз подтвердил, что культурные суперсистемы не конечны, что «смерть» культуры не имеет тотального и необратимого характера, более того, эта «мнимая смертная агония была ни чем иным, как острой болью рождения новой формы культуры». [15, 345] Из этих суммированных фактов следует то, что вышеизложенная статистика войн за изученные 25 столетий полностью подтверждает теорию перехода одной формы культуры к другой.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Питирим Сорокин как ученый-исследователь существенно обогатил социологическую науку множеством новых идей, понятий и методов социального познания. Он исследовал те социальные процессы, которые имели место на протяжении всей истории человечества. Опираясь на реальный ход мировой цивилизации, на имевшие место в истории события как прогрессивного, так и регрессивного характера, исходя из представления о предельно широкой картине социально-культурного развития, он делает заключение, что история человечества представляет собой процесс постоянной смены типов культур. Нами было выявлено, что эта смена происходит в виде произвольно повторяющихся одних и тех же типов культур. История при этом выглядит неким набором вариаций на известные темы. Каждая культура за время своей жизни проходит последовательно стадии зарождения, роста, расцвета, упадка, затем деградирует, уступая место идущей ей на смену культуре иного типа. Процесс этот, имеющий циклическую природу был проанализирован нами на основе его фундаментального четырехтомного труда «Социальная и культурная динамика». Для каждого из выделенных Питиримом Сорокиным трех основных типов культур – чувственного, идеационального и идеалистического – характерен свой набор признаков, придающих неповторимый облик той исторической эпохе, в которой они доминируют. При этом были раскрыты некие обязательные для любой суперсистемы свойства: свой (преобладающий) тип мировоззрения, специфический менталитет, свои формы верований, нравственные принципы, свои формы художественного творчества (искусство, литература), политической организации и свой тип личности с присущим ей образом поведения. Были изучены темпы и ритмы изменений, что позволило сравнивать разные суперсистемы с точки зрения изменчивости и устойчивости. Наименее устойчивой Питирим Сорокин считал систему идеалистическую, которая существует в течение меньшего времени, чем другие. Механизм перехода от одной системы к другой получил объяснение через международные войны, которые являются следствием возникновения конфликта между социальными группами.

Своим анализом культурных суперсистем Питирим Сорокин охватил все культуры мира в их историческом развитии. Он создал оригинальную теорию циклизма, в которой большое разнообразие культурных явлений исследовал с точки зрения повторяемости, прежде всего усиления и ослабления процессов стратификации (политической, профессиональной и др.). Конкретные примеры смены культурных суперсистем он продемонстрировал на примерах  европейской истории начиная с первого тысячелетия до нашей эры.

О характере и масштабах влияния Питирима Сорокина, его идей и его личности на мировую науку и культуру красноречиво свидетельствуют многочисленные акции в разных странах, направленные на увековечение памяти великого ученого: учреждение сорокинских премий, создание различного рода сорокинских центров, чтение сорокинских лекций, издание сорокинских сборников и специально посвященных Питириму Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.      Бачинин В. А., Сандулов Ю. А. История западной социологии: Учебник. СПб. Издательство «Лань», 2002. – 384 с. – (Мир культуры, истории и философии).

2.      Голосенко И. А. Основоположник русской традиции историко-критического анализа социологических учений // Социологические исследования. – 1985. - №3. – 402 с.

3.      Голосенко И. А. Питирим Сорокин: судьба и труды. Сыктывкар: Коми книжное издательство. 1991. – 248 с. 

4.      Голосенко И. А. Философия истории Питирима Сорокина // Новая и новейшая история. – 1996. - №4. – 624 с. 

5.      Громов И.А., Мацкевич А. Ю., Семенов В.А. Западная социология СПб. 1997. -  433 с.

6.      Добреньков В. И. История социологии: в 3 кн.: Учебник // Кн.1 – История социологии (19 – первая половина 20 в.) – М.: ИНФРА-М, 2004. – 592 с. – (Классический университетский учебник).

7.      Джонсон Б. В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. // Социс. – 1999 г. - №6. – с. 5-14

8.      Зборовский Г Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2004. – 608 с.

9.      Иванов Д. В. Возвращение Питирима Сорокина. М.: Московский общественный научный фонд; МФК. – 2000. –  470 с.

10. Кон И. С. Из эпистолярного наследия Питирима Сорокина // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1998. - №2. – 235 с.

11. Осипов Г. В. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2001. – 576 с.

12. Осипова Е. В. Сорокин Питирим Александрович // Современный западный социологический словарь. М.: Издательство политической литературы, 1990. - 516 с.

13. Плахова А. В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Журнал социологии и социальной антропологии. – 1999. – Т.2, №1. – 223 с.

14. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. – М.: Наука. – 1997. – 328 с.

15. Сорокин П. А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль. – М. – 1996 г. – 371 с.

16. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений. – М.: Издательство Русского Христианского Гуманитарного Института. – 2000. – 1056 с.

17. Яковец Ю. В. Великие прозрения Питирима Сорокина // Социс. – 1999г. - №6. – с. 16-32

 

33

 



Информация о работе Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина