Теория социокультурной динамики П.А Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:29, курсовая работа

Описание

Все социологи так или иначе затрагивали тему социальной динамики,еще до того как этот термин был введен в обеход прородителем социологии Огюстом Контом.Социологи всегда пытались найти ту закономерность развития и индивида , и социума в целом для того, чтобы сплотить его до максимальной точки интеграции с целью прогресса ,развития и эволюции общества,потому термин «социальная динамика» еще не осознанно но был важной темой всей истории общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛI Методологический аспект социокультурной системы П.А Сорокина………………………………………………… ……………………….5
1.1 Понятие «социокультурная система»и ее динамический характер ………5
1.2 «Социокультурная динамика»………………….. …………………………..8
Раздел II Социальные взаимоотношения……………………………………...12
2.1 Понятие и условия функционирования общественных взаимоотношений …………………………………………………………………………………….12
2.2 Типы социальных взаимоотношений………………………………………16
РАЗДЕЛ III Культурная динамика общества…………………………………19
3.1 Процесс культурной интеграции в социуме ………………………………19
3.2 формы интеграции культурных элементов………………………………...22
3.3 Ценность – фундамент культуры…………………………………………...24
ВЫВОД…………………………………………………………………………..28
Список литературы…………………………………………………………….30

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 54.50 Кб (Скачать документ)

  Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины

    Национальный университет Одесская юридическая академия                            
 
 

                                               Курсовая работа 

           На тему «Теория социокультурной  динамики П.А Сорокина» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнила:Иванова А.В.студентка  1 группы II курса

                                          факультета правовой политологии  и социологии

                                                                   

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛI Методологический аспект социокультурной системы П.А Сорокина………………………………………………… ……………………….5

1.1 Понятие «социокультурная система»и ее динамический характер ………5

1.2 «Социокультурная динамика»………………….. …………………………..8

Раздел  II Социальные взаимоотношения……………………………………...12

2.1 Понятие и условия функционирования общественных взаимоотношений …………………………………………………………………………………….12

2.2 Типы социальных взаимоотношений………………………………………16

РАЗДЕЛ  III Культурная динамика общества…………………………………19

3.1 Процесс культурной интеграции в социуме ………………………………19

3.2 формы интеграции культурных элементов………………………………...22

3.3 Ценность – фундамент культуры…………………………………………...24

ВЫВОД…………………………………………………………………………..28

Список  литературы…………………………………………………………….30 
 
 
 
 
 

ВЕДЕНИЕ

Все социологи так или иначе затрагивали тему социальной динамики,еще до того как этот термин был введен в обеход прородителем социологии Огюстом Контом.Социологи всегда пытались найти ту закономерность развития и индивида , и социума в целом для того, чтобы сплотить его до максимальной точки интеграции с целью прогресса ,развития и эволюции общества,потому термин «социальная динамика» еще не осознанно но был важной темой всей истории общества. Социологический анализ общества до введения этого термина многими учеными был направлен на изучение не процессов происходящих в обществе и направляющих его к прогрессу а как «линейную тенденцию развития»1,то есть на его «анатомическое» устройство.Социальная динамика была рассмотрена Питиримом Сорокиным в его роботе— «Social and Cultural Dynamics. A Study of Change in Major Systems of Art, Truth, Ethics, Law and Social Relationships». Название может быть переведено, как «Социальная и культурная динамики. Исследование смены основных систем искусства, знания, этики, права и социальных отношений». Так же его работа «Социокультурна динамика и эволюционизм» посвящена выяснению причин и характера социокультурных изменений.В этой работе речь идет не только о социальной, но и о культурной динамике. Так как он считает культуру не отъемлемой от общества и от этой «суперсистемы»  части, которая не может развиваться и существовать без культуры. Эти понятия для него тождественны.Именно с культуры,а не с науки началось развитие общества ,люди создавали мир артефактов свою особенность,свои обычаи и ценности которые и сподвигали их к развитию.П.Сорокин писал в своей работе что у каждого общества существует своя культура,и без нее сложно представить идентификацию народа и вообще его существование.Даже у самых не цивилизационных стран где живут племена,и то есть своя культура . Человек создает ее вокруг себя, это отличает его от животных общин и строит некий порядок в нашей жизни.Соответственно,если с этого началось развитие человечества и продолжает быть огромнейшей частью жизни это нельзя отнимать от социальной динамики и социокультурной системы,которая выступает в данной концепции истинным субъектом исторического развития и как глобальная социетальная целостность.Эта тема была актуальна раньше и остается  актуальной в наше время ,так как сейчас социология преобретает важнейшее место в нашей жизни, и каждая страна и культура стремится к развитию общества и делает для этого все усилия,потому очень важно изучать а в последствии и знать о тех закономерностях, которые приводят социум к прогрессу , эта тема не может оставаться за бортом тогда ,когда все условия-научно технический прогресс, глобализация, информационная сторона доступны  и теперь мы можем уделить место в нашей жизни для развития себя ,а значит и для развития «суперсистемы» по Сорокину ,а для этого необходимо развивать знание социокультурной динамики,чтобы понимать не только,что,нужно менять в себе и в обществе но и КАК  это сделать. 
 
 
 
 
 
 
 
 

РАЗДЕЛ  I Социокультурная система П. А.Сорокина

1.1 Понятие  «социокультурная система»и ее  динамический характер 

Применение  данного термина предполагает невозможность  строгого и методологически адекватного  разграничения социальных и культурных аспектов единой социокультурной реальности.2С целью объяснения процессов социокультурного феномена, Сорокин вводит несколько основных понятий, которыми он оперирует. Одним из них является «социокультурная система», в основе которой лежит предельно широкое, общее понимание культуры. Под человеческой культурой он понимает абсолютно все, что было создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов при взаимодействии друг с другом, при взаимообусловленности их поведения. Сорокин считает, что не существует абсолютно дезинтегриро-ванных или интегрированных культурных систем.Все известные сейчас комбинации занимают свое место в шкале(более низкое, среднее, более высокое) и могут быть теоретически ранжированы, начиная с простых пространственных скоплений, и заканчивая логически интегрированными. Если пространственное соединение, так же, как и частично внешняя унификация присутствует почти во всех культурных комплексах, то этого нельзя сказать о функциональной и 'логической формах синтеза. Природа изменений, которые претерпевают все формы интеграции, также различна. Так, например, в пространственных скоплениях изменения означают главным образом механическое добавление, изъятие элементов, либо их реорганизацию под воздействием внешних сил. И, наоборот, в унифицированных культурных системах изменения означают трансформацию целой системы или ее большей части, подготовленную их собственной природой.Социоэмпирические исследования основных культурных элементов, прежде всего значений, норм, ценностей, анализ степени их интеграции позволяют Сорокину выделить весьма длительные периоды истории, в течение которых проявляются относительно близкие культурные образцы, включающие в себя все формы интеграции. Исходя из этого, Сорокин выделяет модели «интегральных культурных сверхсистем», в основе которых лежит объединяющий их «стиль» или мировоззренческий метод создания определенных ценностей. Каждая культурная сверхсистема (суперсистема) формируется под воздействием «двойственной» природы человека: существа мыслящего и существа чувствующего. На базе огромного эмпирико-ста-тистического изучения искусства, науки, религии и права Сорокин делает вывод о существовании трех основных суперсистем, периодически сменяющих друг друга в истории: идеациональной, идеалистической и чувственной.3 Если преобладает чувственная сторона человеческой природы, то соответственно детерминируется чувственный образец культурных ценностей, и мы имеем «чувственную» культурную сверхсистему. Если основной акцент сделан на разум, то перед нами «умозрительная» или «идеациональная» суперсистема. При условии баланса чувственных, интуитивных и рациональных стимулов формируется так называемая «идеальная» культурная сверхсистема. Каждая из культурных сверхсистем «обладает свойственной ей ментальностью, собственной системой истины и знания, собственной философией и мировоззрением, своей религией и образцом «святости», собственными представлениями правого и недолжного, собственными формами изящной словесности и искусства, своими нравами, законами, кодексом поведения, своими доминирующими формами социальных отношений, собственной экономической и политической организацией, наконец, собственным типом личности со свойственным только ему менталитетом и поведением».В конкретный исторический период лидирует то одна, то другая суперсистема.«Чувственная» и «идеациональная» культурные суперсистемы могут существовать, являясь более устойчивыми достаточно долго, тогда как «идеальная», пытающаяся синтезировать две предыдущие, в силу несовершенства этого синтеза, протекает за короткий исторический период (100 — 200 лет).Таким образом, общая культура (total culture) отдельно взятой личности, конкретного общества не является ни бессвязным лабиринтом, ни совершенной и цельной системой. Пока большая часть общей культуры общества или индивидума объединена в одну или несколько больших суперсистем, до тех пор эта общая культура является рациональной, логической и последовательной, и, следовательно, ее носители — общество или личность — также являются целесообразными и последовательными (неважно, какими являются конкретные формы культурных ценностей). Если их общая культура имеет массу систем или отдельных культурных ценностей, они являются иррациональными, алогичными, непоследовательными существами, имеющими соответственный менталитет. Это означает, что все те, кто утверждают, что человек и общество совершенно рациональны и логичны, также, как и те, кто заявляет, что человек и общество являются полностью иррациональными и алогичными — одинаково неправы. Правда лежит между этими двумя полярными утверждениями. И человек, и общество представляют собой в некотором роде средоточение противоречий, в которых сосуществуют в любой данный момент: рациональное и логичное с иррациональным и алогичным; суперсистемы с непоследовательным скоплением; согласованность с противоречиями; интеграция с дезинтеграцией; синтез с аккумуляцией разобщенных и хаотичных ценностей.Таким образом, Сорокин, начавший свой «интегральный» синтез макросоциологии с анализа первичной единицы — интегральной цивилизации — доводит его до выяснения генезиса, эволюции, распада и кризиса преобладающей культурной суперсистемы. В смене одной суперсистемы другой и состоит сущность социокуль-турных изменений. В основе такой социокультурной динамики лежат диалектические принципы, определенные Сорокиным, как принципы «ограничения» и «имманентного изменения». Победа и кульминация определенной суперсистемы одновременно означает и начало ее распада. Пытаясь закрепить господствующую систему ценностей, суперсистема увеличивает поле своих ошибок, которое постепенно заполняется другими ценностями. Так, мир совершает флуктуации от одного типа суперсистемы к другому с небольшим перерывом, различаясь по ритму и темпам колебаний.В изучение социокультурного феномена Сорокин включает нетолько исследование культурной, но и социальной динамики. Такое разделение у автора носит «чисто технический» характер и сделано исключительно в целях удобства анализа. Сорокин постоянно подчеркивает, что отличия между категориями «культурный» и «социальный» очень условны и относительны. Любая культура существует и объективируется некоторыми социальными группами; и любая социальная группа имеет тот иди иной тип культуры. 

1.2 «Социокультурная  динамика»

Социокультурная динамика- это изменения или модификация  черт культуры во времени и пространстве в результате воздействия внешних  и внутренних сил.4Социокультурная динамика изучает процесс развития общества,как и по каким закономерностям оно развивается. Между тем понятие "социальная динамика" отражает определенную и весьма существенную сторону общественного развития в целом. Из всей совокупности многообразных изменений исторической реальности понятие "социальная динамика" вбирает в себя и концентрирует свое внимание на одной стороне - направленности общественных изменений, их траектории.5 Сорокин в разработке своей концепции ссылался на термин «социальная динамика» который ввел Огюст Конт.По его концепции  Социальная динамика - это теория прогресса. Который здесь возможен благодаря тому, что, в отличие от обществ животных, одни поколения могут передавать другим накопленные материальные и духовные богатства.6Жевые находятся в зависимости от мертвых, «Живые всегда, и все более и более, управляются умершими: таков фундаментальный закон человеческого порядка».7Конт постоянно подчеркивает непрерывный и преемственный характер прогресса.8Сорокин так же проведя исследования,изучения этой концепции в конечном итоге пришел к такому же выводу.Что развитие человечества основано на ценностях культурных которые передаются по принципу приемственности.То есть он говорил о том что с одной стороны история- это нечто повторяющееся,что мы приходим к тому с чего начали ,повторяя устройство наших предков то есть в культуре прежде всего обеспечивается «связь времен», решается проблема преемственности.9 Сорокин называл это рекуррентными процессами- из лат. recurrens (recurrentis) «возвращающийся» ,с другой стороны он считал что история вечно нова так как на смену изжившим системам приходят новые,может и повторяющие когда либо существовавших.Сорокин считал что наиболее общей моделью социокультурного изменения являются непрерывные меняющиеся рекуррентные процессы. Отсюда следует, что идентичные рекуррентные и вечные линейные социокультурные процессы невозможны. Линейное направление, ограниченное во времени, существует почти во всех социокультурных процессах. В некоторых оно длится только несколько моментов или часов, или дней, или месяцев; в других — много декад и даже веков, но во всех оно лимитировано во времени и является более коротким, чем время всего существование системы. Социокультурные процессы с безграничной возможностью изменений своих основных черт также представляются невозможными — фактически и логически. Все такие системы и процессы лимитированы в вероятностях этих основных форм, т. е. «история всегда стара и повторяет себя». Что касается возможностей вариаций «случайных» черт системы, диапазон возможностей здесь широкий; теоретически почти безграничный. Следовательно, непрерывное изменение системы в этих чертах может длиться, пока существует система. Похожим образом, почти безграничны возможности вариаций совершенно новых систем методом субституции или замены изживших систем новыми. Таким образом, история вечно нова, неповторима и неистощима в своем творчестве. Практически все социокультурные системы имеют ограниченные возможности изменения своих основных форм. Все системы, которые продолжают существовать после того, как все их возможные формы истощились, обречены иметь рекуррентные ритмы. •Отсюда вытекает неизбежность повторяемости хода развития таких систем. При прочих равных условиях, чем больше ограничены возможности изменения основных форм, тем чаще повторяются, более заметны и осознаваемы ритмы в ходе развития системы, они проще с точки зрения их фаз. И, наоборот, если в каких-то процессах мы не можем уловить никакого рекуррентного ритма, причина заключается либо в том, что процесс имеет сравнительно большие возможности изменения, либо он существует короткий промежуток времени и умирает раньше, не имея возможности пройти через все свои формы (точно так же, как некоторые организмы умирают еще до рождения или в детстве, до прохождения всех фаз человеческой жизни от рождения до смерти). В общественной жизни широко распространены циклические процессы, имеющие собственную логику развития и специфические формы реализации. Они не могут быть сведены кслучайным и кратковременным явлениям в наступательном движении общества, к частичным "отклонениям" от основной восходящей линии, как это нередко представляется в рамках сугубо прогрессистского подхода к интерпретации социального развития.10

Невозможность уловить рекуррентный ритм может  быть следствием сосуществования и  взаимной «интерференции» нескольких одновременных и различных ритмов одной и той же системы, или  крайне длительного периода между  повторениями, либо из-за сверхсложной и многофазовой природы ритма. Утверждения, что «история всегда повторяет себя»  и «история никогда не повторяет  себя», верны и непротиворечивы, если они правильно поняты.Теории социальной мобильности и социокультурной  динамики послужили основой создания интегральной концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  II Социальные взаимоотношения

2.1 Понятие  и условия функционирования общественных  взаимоотношений

Также, как при рассмотрении культурного  феномена, Сорокин начинает анализ социального пространства с вычленения простейшего элемента, из которого состоит любая социальная система, группа или организация, что составляет их «ткань», их «структуру». Такими элементами, на взгляд автора, выступают так  называемые «социальные явления» (интериндивидуальные  и интегрупповые взаимоотношения).Природа  всех социальных взаимоотношений имеет  два аспекта: психологический и  логико-смысловой. Поэтому любое  социальное взаимоотношение может  быть рассмотрено с этих двух точек  зрения. Сорокин начинает свое исследование с анализа наиболее общих и  фундаментальных форм социального  взаимоотношения, переходя к более  специфичным (экономическим, политическим и другим) формам социального взаимодействия и их системам.Одной из таких общих  форм социального взаимодействия выступает  социальная группа, которая отличается от простого номинального конгломерата тем, что ее члены находятся в  процессе взаимодействия, в том смысле, что поведение и психологический  статус индивида в ощутимой степени  обусловлен деятельностью или даже простым существованием других членов. Без такой взаимозависимости  не существует реальной социальной группы, — подчеркивает Сорокин. В противном  случае это просто «статистическая», номинальная или фиктивная группа людей.Основной базой реальных социальных единств выступают качественно-отличные модальности, которые приводят, в  свою очередь, к различным формам интеракций социальных групп и социальных систем. Наиболее важными модальностями, выделенными Сорокиным, являются: одна или двусторонняя интеракция. ее экстенсивность и интенсивность, длительность, направленность и организация.

Подробно  раскрывая выше обозначенные модальности, исследователь отмечает, что взаимозависимость  сторон в процессе взаимодействия может  быть либо равной, либо одна сторона  может сильнее влиять на другую. Следовательно, мы можем говорить о  двусторонней и односторонней обусловленности.Если интеракция покрывает все сферы  человеческой жизнедеятельности, то это  не что иное, как тотальная интеракция. Она также может охватывать половину, четверть части жизнедеятельности  человека или только какую-то одну, специфическую форму деятельности. В последнем случае индивиды обусловлены  и связаны только в рамках данного  сектора деятельности. В независимых  секторах они могут не оказывать  никакого влияния друг на друга.Рассматривая различные модальности, Сорокин  определил «экстенсивность» как  соотношение активности и психологического опыта индивида, вовлеченного во взаимодействие с общей суммой деятельности и  психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.В  рамках одного «сектора» интеракции Сорокин представляет шкалу интенсивности  зависимости жизнедеятельности  от взаимоотношений; Она может колебаться от максимальной до минимальной величины (например, в секторе взаимодействия духовного наставника и его ученика  отношения между ними могут, быть различны — каждое слово учителя  может приниматься учеником за непреложную  истину или, наоборот, ученик может  игнорировать все наставления).Объединяя  теоретически экстенсивность и интенсивность  интеракции, Сорокин на эмпирическом материале доказывает, что чем  больше экстенсивны или интенсивны секторы интеракции, тем больше связаны  и зависимы жизнь, поведение, психология взаимодействующих сторон.Следующей  модальностью, выделенной Сорокиным, является продолжительность и непрерывность  интеракции. Каждый человек знает, что  некоторые взаимодействия длятся лишь несколько мгновений и тут же заканчиваются. Другие продолжаются долгие годы, иногда всю жизнь. Началом любой интеракции Сорокин считает начало влияния одной стороны на поведение и психологию другой. Интеракция продолжается до тех пор, пока это влияние существует, при этом неважно встречаются индивиды или нет. Только когда сама память или мысль о существовании одной стороны перестает оказывать в значительной степени влияние на психологию или поведение другой, только тогда процесс можно считать законченным. Непрерывность самого процесса интеракции зависит от физических, биологических, психологических и других условий. Однако наибольшее влияние на нее оказывают условия социальные, которые и определяют направление движения человека. Весь социальный порядок является своего рода системой, которая Делает непрерывными огромное число интеракциональных реакций после того, как они завершили видимое существование.Что касается такой модальности, как направление процесса взаимоотношений, то Сорокин считает, что оно может быть солидарным, антагонистичным или смешанным. При солидарной интеракции стремления и усилия сторон совпадают. Если желания и усилия сторон находятся в конфликте, то это антагонистическая форма интеракции, если же они совпадают только отчасти — это смешанный тип направления взаимодействия. В социальной реальности чистые типы «солидарности» и «антагонизма» встречаются чрезвычайно редко, ибо даже лучшие друзья не во всем соглашаются, а злейшие враги могут иметь одну точку зрения по нескольким моментам.Поскольку интеракции различаются по интенсивности и экстенсивности, по продолжительности и направленности, то взаимовлияния могут быть всеобъемлющими или лимитированными рамками специфичного «сектора».Последняя модальность, рассмотренная Сорокиным, касается организованных и неорганизованных взаимодействий. Интеракция организована, когда отношения сторон, их действия и функции кристаллизовались в определенные схемы и имеют своим основанием определенную, сложившуюся систему ценностей. Неорганизованная интеракция — когда отношения и ценности находятся в аморфном состоянии. В организованной системе социальных взаимоотношений существует четкая схема распределения прав, обязанностей, функций и социальной позиции для каждого индивида. Социальный статус каждого члена ясно очерчен. Следовательно, такая интеракциональная группа имеет сложившуюся систему ценностей, разделенных на три группы: законные, рекомендательные и запретительные. Логическим продолжением развития организованной интеракции является ее дальнейшая социальная дифференциация и стратификация.Неорганизованная система интеракции не имеет вышеуказанных характеристик. Она аморфна во всех отношениях, отсюда права, обязанности, функции, социальные позиции не определены. Формы поведения и взаимоотношения, а также структура социальных дифференциации и стратификации — относительны.Сорокин, комбинируя различные модальности, выделяет такие типы интеракций социальных систем, как: организованно-антагонистическая система интеракции, основанная на принуждении. Примером может служить тюремная система. Подобная система отношений навязывается победителем побежденному, хозяином — своему рабу, преступником — жертве и т. п. Противоположной выступает организованно-солидарная система интеракции, основанная на добровольном членстве. Хорошая семья, религиозные, политические, экономические и другие организации принадлежат к этому типу. Однако наиболее распространенной является организованно-смешанная (солидарно-антагонистическая) система интеракции. Такая система частично управляется обязательным принуждением, а частично добровольной поддержкой устоявшейся системы взаимоотношений и ценностей со своими правами, обязанностями, предписанными каждому индивиду. Возможно большинство организованных социально-интеракциональных систем, отмечает Сорокин, от семьи до церкви и государства, принадлежат именно в этому типу.Аналогичные типы интеракции, автор выделил и для неорганизованных групп:неорганизованно-антагонистический; неорганизованно-солидарный; неорганизованно-смешанный.

Информация о работе Теория социокультурной динамики П.А Сорокина