Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть сущность теории социокультурной динамики и показать ее место в истории социологической науки.
Задачи работы:
- выявить сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина;
- охарактеризовать четыре фазы состояния общества и культуры с точки зрения П. Сорокина;
- раскрыть концепцию культурных суперсистем П. Сорокина;
- раскрыть специфику теории перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, выявленную Питиримом Сорокиным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина.............5
1.1. Сущность теории социокультурной динамики…………………………5
1.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры…………………….11
Глава 2. Типологии культуры в концепции Питирима Сорокина……………20
2.1. Три типа культуры. Концепция культурных суперсистем....…………20
2.2. Теория перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой………………………………………………………………….…….27
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Сорокин_курсовичок.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

 

Кафедра социологии, политологии и права

Дисциплина: история социологии

 

 

 

Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина

Курсовая работа

 

 

 

Работа выполнена:

Студенткой 2 курса

Дневного отделения

Группы 2С-21

Специальности 040201

Пешковой И.С.__________

Научный руководитель:

Доцент кафедры социологии,

политологии и права

Гужавина Т.А. __________

 

 

 

Череповец

2008 г.
План.

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина.............5

1.1. Сущность теории социокультурной динамики…………………………5

1.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры…………………….11

Глава 2. Типологии культуры в концепции Питирима Сорокина……………20

2.1. Три типа культуры. Концепция культурных суперсистем....…………20

2.2. Теория перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой………………………………………………………………….…….27

Заключение………………………………………………………………………32

Литература……………………………………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность изучения творчества  Питирима Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.

Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога, является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время.

              В концепции социокультурной динамики Питирима Сорокина XX век представлен как кризисная эпоха, период распада культуры, конституирующий принцип которой заключается в том, что только чувственно воспринимаемое, вещественное обладает подлинной реальностью и имеет смысл. Согласно сорокинской концепции циклической смены культур, за распадом чувственной культуры должна последовать консолидация идеациональной культуры, в которой подлинно реальным является сверхчувственное.

Питирим Сорокин развивал социологию не как одну из частных общественных наук, а как всеобъемлющую науку об обществе, о закономерностях и тенденциях его строения, функционирования, цикличной неравномерной динамики, о факторах и движущих силах перемен в обществе, на всех его уровнях – от отдельного индивида до человечества как единого, многослойного и разнообразного целого. В его понимании макросоциология выступает как вершина обществоведения, обогащает все частные общественные науки и обогащает ими, позволяя проникать в глубинные тонкие механизмы пульсации общества.

Его теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в.  Сорокин рассматривает историческую действительность как целостное единство различных культурных систем. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, философ вместе с тем акцентирует внимание не только на общих чертах в их исторической судьбе, но фиксирует единые и неизменные тенденции, идеи, проблемы, составляющие то, что определяет содержание каждой культуры и выражает ее главную ценность, которая, в свою очередь, является «основой и фундаментом всякой культуры». Данная теория разрабатывается социологом во время третьего этапа его творчества, который характеризуется кардинальным пересмотром его взглядов. Вместо ранее разрабатываемых теорий «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927), на передний план встают проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы по данной проблеме становится создание интегральной системы социологии культуры, которая изложена в четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937-1941). Именно эта четырехтомная монография приносит ему всемирную известность.

Объект работы – теоретические концепции Питирима Сорокина.

Предмет – теория социокультурной динамики Питирима Сорокина.

Цель работы – раскрыть сущность теории социокультурной динамики и показать ее место в истории социологической науки.

Задачи работы:

- выявить сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина;             

- охарактеризовать четыре фазы состояния общества и культуры с точки зрения П. Сорокина;

- раскрыть концепцию культурных суперсистем П. Сорокина;

- раскрыть специфику теории перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, выявленную Питиримом Сорокиным.

 

 

 

 

Глава 1. Концепция социокультурной динамики

Питирима Сорокина.

 

1.1. Сущность теории социокультурной динамики.

 

Центральное место в трудах Питирима Сорокина занимает теория социокультурной динамики. Эта теория существования суперсистем культуры — одна из наиболее оригинальных культурологических концепций XX в. Она изложена в фундаментальном четырехтомном труде «Социокультурная динамика» (1937—1941). Питирим Сорокин создаёт свою циклическую концепцию истории человеческого общества и культуры.

Под культурой П.А. Сорокин понимает совокупность материальных и духовных достижений, созданных или изменённых людьми в процессе их совместной деятельности. К ним относятся наука, техника, изменённая природная среда, философия, религия, искусство и т.д. В ходе своего развития человечество создаёт различные культурные системы — познавательные (наука, религия, философия), этические (мораль), эстетические (искусство), право, техника. Эти многочисленные элементы культуры редко существуют отдельно, независимо друг от друга. Как правило, они вступают в различные взаимоотношения, образуя несколько основных комбинаций. Питирим Сорокин выделяет четыре формы интеграции культурных элементов.

Первая из них – это пространственное или механическое сосуществование, которое включает в себя, как свободное и случайное совпадение двух или более культурных объектов, так и механическое объединение элементов в одно структурное единство. Этой формой интеграции Питирим Сорокин обозначает любой конгломерат культурных элементов (предметов, черт, ценностей, идей) в данном социальном и физическом пространстве. При этом пространственное или механическое совпадение является единственным связующим моментом такого объединения.

Вторая - косвенное соединение, обусловленное внешним фактором. По мысли Питирима Сорокина это весьма свободная форма интеграции, при которой группа разнородных особенностей не имеет внутренней связи и объединяется лишь на основе общего внешнего фактора. При таком культурном конгломерате всегда существует возможность заменить любой элемент объединения другим, если только он будет отвечать требованиям, продиктованным объединяющим внешним фактором. Замена одного элемента не требует изменения других и остающаяся конфигурация существенно не меняется.

Далее идет каузальная или функциональная интеграция. Под этой формой подразумевается комбинация культурных элементов, которые и составляют одно каузальное (функциональное) единство. Выделяя критерии описания подобного вида связи, Питирим Сорокин отмечает, что части такой культурной конфигурации состоят из осязаемой, наблюдаемой, проверяемой, прямой взаимозависимости (при этом она может быть двух- или односторонняя). «Различные элементы или части единого целого влияют друг на друга и на целую систему. Так, например, если за элементом  А всегда следует В (при одинаковых условиях), мы утверждаем, что они функционально связаны. Это означает, что любой культурный синтез должен рассматриваться как функциональный, если а) исключение одного из его важных элементов влияет на структуру и функции всего синтеза; б) перенесение одного элемента в совершенно другую комбинацию влечет за собой его значительные изменения, либо неспособность к дальнейшему существованию.» [5, 245]

В любом культурном пространстве всегда существуют комплексы и совокупности характеристик, моделей, предметов, ценностей, которые представляют собой функциональную интеграцию. Глубокое изменение или исчезновение одного из важных элементов приводит к изменению всего комплекса. Компоненты, перенесенные в другие комплексы либо не выживают, либо изменяются, либо уничтожают комплекс в который они были пересажены. Понятно, что степень функционального единства или функциональной взаимозависимости различна.

И, наконец, четвертой формой интеграции культурных элементов с точки зрения Питирима Сорокина является логико-смысловая интеграция культуры. По мнению Сорокина это наивысшая форма интеграции, для определения которой необходимо использовать логические законы тождества, постоянства, логического следствия (согласованности). Наряду с этими законами должны быть использованы более широкие «принципы соотношения» для определения наличия или отсутствия этого наивысшего единства. Под этими принципами Питирим Сорокин понимает такие, как «логичный стиль», «логичное и гармоничное целое», и т. п. Естественно, что многие наивысшие единства не могут быть описаны при помощи аналитических вербальных терминов, но это, как утверждает автор, не ставит под сомнение их единство. Эту форму интеграции компетентные люди могут почувствовать также четко, как если бы ее можно было описать с математической или логической точность.

«На основе логико-смысловой интеграции различных культурных систем возникает социокультурная суперсистема. «Общий принцип» в ней — это «картина мира», на основе которой формируется историческая и социальная жизнь обществ. Это господствующая система истин, создающая свою философию, своё мировоззрение, свою религию, свою литературу, эстетику, искусство, свою экономику и политику. Социокультурная суперсистема одновременно охватывает много обществ. Возникнув, социокультурная суперсистема получает свою логику развития, эволюционирует по своим внутренним законам». [12, 357] Эти изменения составляют суть социокультурной динамики.

В своём историческом изменении социокультурная система циклически проходит идеациональную, идеалистическую (интеграционную) и чувственную фазы. Главный критерий выделения той или иной фазы — определённый способ осмысления реальности.

В теории социокультурной динамики заметно стремление социолога проана­лизировать источники и движущие силы социальных изменений и их диалектику в обществе. Признавая большую роль теорий, в которых подчер­кивается значение географического, биологического и психологического факторов в социокультурном изменении, он считает, что «основные достижения и основной взгляд принадлежат социологическим теориям, ко­торые рассмотрели различные социальные и культурные факторы как главные движущие силы социокультурного изменения». [16, 386]

Анализируя общественную реальность в историческом срезе, Питирим Сорокин характеризовал ее как иерархию различных социальных и культурных си­стем, начиная с мелких и кончая самыми крупными и объемными - супер­системами. Последние существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, все формы материальной и духов­ной жизни людей, включая науку, искусство, религию, язык и т.д. В процес­се анализа суперсистем Питирим Сорокин особое внимание уделяет характеристике культурных суперсистем, где главную роль играют ценности. Эта катего­рия занимает в концепции социокультурной динамики одно из централь­ных мест, о чем чуть ниже будет специально сказано.

В каждую историческую эпоху, согласно трактовке социолога, доминирует и господствует одна из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее «предшественницы», так и ростки «на­следницы». Этот поиск составляет важную задачу социологии и должен осу­ществляться, в соответствии с концепцией ученого, сквозь призму анализа ценностей различного характера, к числу которых в первую очередь относят­ся нормы (как правовые, так и в особенности культурные и моральные).

Питирим Сорокин рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый из которых выступает как определенная целост­ность. Таких основных типов социолог выделяет три: чувственный, рацио­нальный (умозрительный), идеациональный. Первый характеризуется преобладанием непосредственного чувственного восприятия действитель­ности, второй — господством рационального мышления, третий — доми­нантой интуиции. Каждый из этих типов культуры находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах его прогресса.

В соответствии с концепцией социокультурной динамики все люди, так или иначе, вступают в систему социального взаимодействия под влиянием це­лого ряда факторов: бессознательных (рефлексы), биосознательных (голод, жажда, половые влечения) и социосознательных (значения, нормы, ценности) регуляторов. Система последней группы регуляторов есть культурное качест­во. Каждая эпоха вырабатывает свои культурные качества, которые меняются от одной из них к другой и определяют типы социокультурной динамики. На основании таких качеств создаются образцы культурной жизни.

Центральная категория в концепции социокулътурной динамики Питирима Сороки­на - ценности. Их классификация представлена четырьмя группами. «Первая включает ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная среди них - истина), вторая охватывает ценности эстетического удовлетворения (центральная — красота); третья касается ценностей социальной адаптации и морали (доминанта — добро), четвертая группа предпола­гает наличие ценностей, объединяющих все в единое целое (польза).» [8, 344] Любую социально значимую человеческую активность и деятельность можно объяс­нить с помощью этих поистине универсальных категорий, наиболее интег­ральной среди которых, по мнению Питирима Сорокина, является польза.

Информация о работе Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина