Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание

Цель работы – раскрыть сущность теории социокультурной динамики и показать ее место в истории социологической науки.
Задачи работы:
- выявить сущность теории социокультурной динамики П. Сорокина;
- охарактеризовать четыре фазы состояния общества и культуры с точки зрения П. Сорокина;
- раскрыть концепцию культурных суперсистем П. Сорокина;
- раскрыть специфику теории перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой, выявленную Питиримом Сорокиным.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Концепция социокультурной динамики Питирима Сорокина.............5
1.1. Сущность теории социокультурной динамики…………………………5
1.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры…………………….11
Глава 2. Типологии культуры в концепции Питирима Сорокина……………20
2.1. Три типа культуры. Концепция культурных суперсистем....…………20
2.2. Теория перехода одной фундаментальной формы культуры и общества к другой………………………………………………………………….…….27
Заключение………………………………………………………………………32
Литература……………………………………………………………………….34

Работа состоит из  1 файл

Сорокин_курсовичок.doc

— 185.00 Кб (Скачать документ)

П.А. Сорокин считал эпоху, в которую жил он сам, периодом окончания трёхвековой чувственной фазы, её кризиса, дезинтеграции, и перехода к идеалистической (интеграционной) фазе, когда материальные ценности окажутся потесненными признанием сверхчувственных начал реальности. Отражением перехода к идеалистической (интегралистской) фазе являются процессы глобализации, вовлечения всего человечества в общее социокультурное строительство. До этого динамика фаз в Европе и Северной Америке не оказывала влияния на другие регионы. Лишь в наше время очередная волна смены системы мировоззрения в Европе и Северной Америке захлёстывает весь остальной мир, вовлекая в этот процесс и незападные народы.

В целом, по мнению П.А. Сорокина, современная эпоха имеет следующие основные черты: во-первых, «перемещение творческого лидерства человечества из Европы и Европейского Запада, где оно было сосредоточено в течение последних пяти столетий, в более обширный район Тихого океана и Атлантики, особенно в Америку, Азию и Африку; во-вторых, продолжающаяся дезинтеграция до сих пор преобладающего чувственного типа человека, культуры, общества и системы ценностей; в-третьих, возникновение и постепенный рост первых компонентов нового — интегрального — социокультурного порядка, его системы ценностей и типа личности» [16, 101].

Интерес социолога к проблемам социокультурной динамики был связан в значительной степени с кризисом современной ему культуры, понимаемой в самом широком смысле слова — вплоть до почти полного отождествления культуры и общества (о чем им написана книга «Кризис нашего века», издан­ная в Нью-Йорке в 1941 г., а затем и еще одна работа — «Общество, культура, личность»). Социолог стремился обосновать возможность преодоления кри­зиса культуры и общества посредством «моральной реконструкции человече­ства», в которой значительная роль уделялась реализации идеи интегрализма.

Таким образом, общественная реальность – это иерархия различных социальных и  культурных систем, где наиболее крупные из систем (суперсистемы) существуют на протяжении столетий и охватывают все сферы жизни общества. Главной характеристикой таких суперсистем являются ценности, которые могут объяснить любую социально значимую человеческую активность и деятельность. В истории, по Питириму Сорокину, постоянно чередуются три типа культуры: чувственная, умозрительная и идеалистическая – отличающиеся друг от друга стилевым своеобразием, в основе которого три различных системы ценностей. Наиважнейшим фактором социокультурных изменений становится распад той или иной доминантной сверхсистемы. Отсюда следует, что сущность теории социокультурной динамики Питирима Сорокина состоит в последовательной смене одной суперсистемы другой, их эволюционировании и развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Четыре фазы состояния общества и его культуры.

 

По мнению Питирима Сорокина, состояние, в котором находится сейчас западное общество и его культура, представляет собой трагическое зрелище начавшегося распада их чувственной суперсистемы. Поэтому «ближайшее будущее, измеряемое годами или, может быть, несколькими десятилетиями, будет проходить под знаком dies irae, dies illa перехода к новой идеациональной или идеалистической фазе со всеми явлениями, сопровождающими подобный процесс.» [15, 107] Вот, в самом кратком изложении, те тенденции, которые окажутся в это время преобладающими.

Переход к новой фазе состояния общества начнется с кризиса, при котором чувственные ценности будут становиться все более относительными и атомарными. Лишенные какого бы то ни было признания и действенной силы, они, наконец, покроются слоем пыли. Граница между истиной и ложью, справедливым и несправедливым, прекрасным и безобразным, между положительными и отрицательными ценностями начнет неуклонно стираться, пока не наступит царство умственной, моральной, эстетической и социальной анархии.

Так же нарастающая атомизация чувственных ценностей, включая самого человека, обесценит их, сделает более чувственными и материальными, далекими от всего божественного, священного, абсолютного. Они будут все глубже погружаться в мерзость социокультурной клоаки, обретут не конструктивный, а прогрессирующе деструктивный характер и предстанут скорее экспонатами музея социокультурной патологии, чем вечными ценностями Царства Божьего.

Когда все ценности атомизируются, исчезнут авторитетное "общественное мнение" и "мировое сознание". Их места займут многочисленные, противоречащие друг другу "мнения" беспринципных фракций и "псевдосознания" различных групп давления.

Параллельно этому договоры и соглашения утратят остатки своей обязывающей власти. «Построенный западным человеком за предыдущие столетия величественный договорный социокультурный дом рухнет. Его падение сметет договорную демократию, договорный капитализм вкупе с частной собственностью и договорное общество свободных людей. Грубая сила и обман окажутся единственные атрибутами всех межличностных и межгрупповых отношений. Сила станет правом. В результате разразятся войны, революции, мятежи, общество захлестнут волнения и зверства. Поднимет голов bellum omnium contra omnes человек пойдет на человека, класс — на класс, нация — на нацию, вера — на веру, раса — на расу». [15, 123]

В этом случае свобода для большинства превратится в миф, зато господствующее меньшинство будет пользоваться ею с необузданной распущенностью. Перестанут существовать неотъемлемые права, Декларации прав или тоже отменят, или начнут использовать как красивые ширмы для неприкрытого насилия. Дряхлые, бесчеловечные и тиранические правительства вместо хлеба будут давать народам бомбы, вместо свободы — нести смерть, вместо закона — насилие, вместо созидания — разрушение. Их нахождение у власти будет, как правило, краткосрочным и неустойчивым, их будут все чаще свергать.

В ходе разрушения ценностей и свобод продолжится распад семьи как священного союза мужа и жены, родителей и детей. Рост числа разводов приведет в конце концов к полному исчезновению разницы между общественно санкционированным браком и незаконными сексуальными отношениями. Дети станут отделяться от родителей все раньше и раньше. Главные социокультурные функции семьи будут сокращаться, пока она не превратится в случайное сожительство самца и самки, а дом — в место, куда можно "припарковаться" на ночь, в основном для сексуальных контактов.

На данном этапе кризиса чувственная суперсистема нашей культуры будет все больше напоминать "место культурного демпинга", наполненное беспорядочной массой элементов, лишенных единства и индивидуальности. Превратившись в такой базар, она окажется жертвой случайных сил, делающих из нее скорее "исторический объект", нежели самоуправляемый и живой субъект.

«Наряду с этим продолжится увядание творческого потенциала культуры. Место Галилея и Ньютона, Лейбница и Дарвина, Канта и Гегеля, Баха и Бетховена, Шекспира и Данте, Рафаэля и Рембрандта займут посредственные псевдомыслители, ремесленники от науки, от музыки, от художественной литературы, шоумейкеры — один вульгарнее другого, а нравственный категорический императив окажется вытесненным гедонистическими соображениями эгоистической целесообразности, предубеждением, обманом и принуждением. На смену великому христианству придет множество самых отвратительных небылиц, состряпанных из фрагментов науки, обрывков философии, настоенных на примитивной мешанине магических верований и невежественных суеверий. Конструктивные технологические изобретения будут постепенно заменяться деструктивными».[15, 185] Более подробно:

- количественная гигантомания вытеснит качественную утонченность; "самое большое вместо самого лучшего"; бестселлер вместо классики; блестящая внешность вместо внутреннего содержания; методика вместо гениального озарения; подражание вместо творчества; сенсационный успех вместо обстоятельной оценки; "операциональное управление" вместо просвещенного знания;

- мышление заменится "поиском информации"; вместо мудрецов будут "шустрые Алексы"; вместо подлинных критериев — фальшивки; вместо великих лидеров — мошенники;

- даже величайшие культурные ценности прошлого подвергнутся унижению. Бетховены и Бахи станут привесками к велеречивому пустозвонству, рекламирующему слабительные средства, жвачки, кукурузные хлопья, пиво и прочие сплошные удовольствия. Микеланджело и Рембрандты будут украшать мыло и лезвия для бритья, стиральные машины и бутылки из-под виски. Репортеры и болтуны на радио время от времени удостоят чести Шекспира и Гёте, позволив им "оставить след" в своих бумажках и разговорах.

В условиях растущей моральной, умственной и социальной анархии и деградации творческие способности чувственной ментальности, а также производство материальных ценностей будут убывать; участятся депрессии; материальный уровень жизни снизится. По этим же причинам уменьшится безопасность жизни и имущества, а, значит, покой в душе и счастье станут редкостью. Самоубийства, психические расстройства и преступления начнут расти. Скука поразит все более широкие слои населения. Население все явственнее станет раскалываться на дна типа: чувственных гедонистов с их девизом "Будем есть, пить и любить, ибо завтра умрем!" и аскетов и стоиков, относящихся к чувственным ценностям с безразличием и враждебностью.

Следующим этапом перехода к новой культуре будет катарсис. На этом пути неминуемы банкротство и саморазрушение чувственной культуры и чувственного человека. С исчезновением материального комфорта, ликвидацией свобод, с увеличением страданий спокойствие, безопасность, счастье превратятся в миф; достоинство и ценность человеческой личности будут безжалостно растоптаны, творческая способность чувственной культуры ослабнет; некогда построенный великолепный чувственный дом развалится; повсюду воцарится разруха; города и царства исчезнут с лица земли;  человеческая кровь насытит добрую землю; все чувственные ценности будут развеяны в прах, и все чувственные грезы улетучатся. В этих условиях ничто уже не сможет помешать тому, чтобы у людей Запада открылись глаза на пустоту уходящей чувственной культуры. Они перестанут строить иллюзии на сей счет, будут все больше отворачиваться от этой культуры и дарить свою преданность идеациональным или идеалистическим ценностям. Очистившись трагедией, страданием и распятием, люди снова обратятся к разуму, к вечным непреходящим, универсальным и абсолютным ценностям. На смену атомизации придут универсализация и абсолютизация ценностей. Чувственные ценности окажутся в подчинении идеациональных и идеалистических. Главную предпосылку чувственной культуры и чувственную суперсистему вытеснят интегралистская или идеациональная предпосылка и суперсистема.

Эту перемену произведут лучшие умы западного общества, которые превратятся в новых апостолов Павлов, святых Августинов, великих религиозных и нравственных лидеров. За ними пойдут массы. С достижением состояния катарсиса кризис закончится.

На заключительном этапе перехода к новому состоянию культуры Западному обществу, очищенному огнем пережитой катастрофы будет ниспослана новая благодать (харизма), а вместе с ней — воскрешение и высвобождение новых творческих сил. Народы Запада войдут в конструктивный период новой — более интегралистской — суперсистемы, и новое благородное общество взрастет не на иссохших корнях чувственной культуры, а на более крепких и здоровых корнях интегрализма. Таким образом, начнется новая эра западной культуры.

Кризис-катарсис-харизма-Воскресение — это способ, посредством которого была преодолена большая часть предыдущих великих кризисов.

«Впереди у нас — тернистый путь dies irae. Но в конце его смутно вырисовываются величественные вершины новой идеациональной или идеалистической культуры, по-своему столь, же великой, как и чувственная культура в пору расцвета ее творческого гения. Таким образом, творческая миссия западного общества и его культуры будет продолжена, и великая социокультурная мистерия увенчается новой победой». [15, 352]

Согласно теории Питирима Сорокина, изложенной в четырехтомном издании «Социокультурной динамики», вышедшей в свет в 1937 — 1941 гг., главная тенденция нескольких последних десятилетий включает в себя нарастающий упадок чувственной культуры, общества и человека и появление и постепенный рост первых компонентов нового (идеационального или идеалистического) социокультурного строя.

В науке этот двойственный процесс нашел отражение, во-первых, в усилении разрушительной мощи морально безответственных научных достижений чувственного типа, в изобретении ядерного, бактериологического оружия и других сатанинских средств уничтожения человека и всех основных ценностей; и, во-вторых, в преобразовании фундаментальных научных теорий в морально ответственном (идеациональном или идеалистическом) направлении. Это изменение уже сделало современную науку менее материалистической и детерминистской (или менее чувственной), чем она была в течение двух предыдущих столетий.

В самое последнее время наука уже становится гораздо более идеациональной или идеалистической по сравнению с тем, какой она была в XIX в. Это означает приближающуюся замену умирающих чувственных элементов науки новыми — идеалистическими или идеациональными.

В области философии этот двойственный процесс проявляется в увеличивающемся бесплодии и упадке материалистической, механистической, "позитивистской" и прочих чувственных философий, в возникновении и усилении таких философских течений, созвучных основным принципам идеационализма или идеализма, как экзистенциализм, интуитивизм, неотомизм, интегрализм, неомистицизм, неоведантизм, и др.

Информация о работе Теория социокультурной динамики Питирима Сорокина