Теория элиты Вильфредо Парето

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 12:19, реферат

Описание

Целью настоящей работы является реконструкция понятия правящего класса, властвующего меньшинства, элиты в концепциях Парето. Предметом исследования являются причины их появления, генезис, а также классификация и типология элит, данные автором.

К задачам работы следует отнести: уяснение основных принципов возникновения, существования и деятельности элит; анализ способов управления обществом, механизмов властвования в конкретных политических условиях, выделенных тем или иным исследователем; анализ предложенных автором классификаций элит и выделение наиболее характерных черт в этих классификациях, отличающих этого мыслителя от других.

Содержание

Введение

1. Теория элиты Вильфредо Парето

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Реферат_по_ИППУ_2.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(ДВГУ)

Филиал  ГОУ ВПО «ДВГУ» в г. Артеме

кафедра государственного, муниципального управления и права 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРИЯ  ЭЛИТЫ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО 
 
 
 
 

                       Реферат 

                       студента 4 курса

                       очной формы обучения

                       Лукьянович В.Г. 

                       специальность:

                       «юриспруденция» 

                       научный руководитель:

                       Новоселова А.Н.

                                                      старший преподаватель

                                                      кафедры государственного,

                                                      муниципального управления

                                                      и права, к.ф.н. 
 
 
 
 
 

г. Артем

2009

 

План 

Введение

1. Теория  элиты Вильфредо Парето

Заключение

Список  использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ. 

      Социально-политические преобразования последнего десятилетия  в нашей стране, нарушив монополию марксистко-ленинской парадигмы в отечественном обществоведении, способствовали открытию для российского читателя целого пласта неизвестной до сей поры зарубежной общественно-политической мысли. К этой категории можно отнести теории политической элиты, становление которых связано с именем итальянского ученого Вильфредо Парето. Итальянская социология формировалась в лоне политических и юридических наук, а один из ее классиков Вильфредо Парето основное внимание уделил исследованию политической организации общества. Его взгляды принято относить к «классической школе элит».

     Данная  тема актуальна, поскольку понятие "элита" и его основные синонимы всегда играли важную роль в теориях и концепциях гуманитарных и военно-политических дисциплин и, особенно, в политических науках. Обоснование роли политической элиты в жизни российского общества приобретают сегодня особую актуальность. Для России это обусловлено еще и своеобразием переживаемого исторического периода. И одним из путей выхода из кризиса, стабилизации обстановки, подъема России является эффективная деятельность элитных групп, которые определяют стратегию развития общества. При этом важно отметить, что элитные группы необходимы в любой сфере деятельности, будь то наука, политика, армия или управление экономикой.

     Реферат состоит из введения, одной главы, заключения и библиографического списка. В данной главе рассмотрен генезис мировоззрения Парето, общие философские взгляды, предшествовавшие центральной для настоящего исследования работы - «Трактату по общей социологии» идеи в области политэкономии и социологии. Далее рассматривается собственно теория элит Парето, сформулированная им в основном в «Трактате по общей социологии»: понятия правящей и неправящей элиты, идея циркуляции элит, классификация и типология элиты.

     Целью настоящей работы является реконструкция  понятия правящего класса, властвующего меньшинства, элиты в концепциях Парето. Предметом исследования являются причины их появления, генезис, а также классификация и типология элит, данные автором.

     К задачам работы следует отнести: уяснение основных принципов возникновения, существования и деятельности элит; анализ способов управления обществом, механизмов властвования в конкретных политических условиях, выделенных тем  или иным исследователем; анализ предложенных автором классификаций элит и выделение наиболее характерных черт в этих классификациях, отличающих этого мыслителя от других.

     Заслуга Вильфредо Парето – одного из основателей  современной элитарной теории - состоит  в том, что он пытался вычленить и систематизировать вопросы, связанные с ролью элиты в политическом процессе, сделать их объектом специального исследования.

 

       1. ТЕОРИЯ ЭЛИТЫ ВИЛЬФРЕДО ПАРЕТО 

      В трудах Парето понятие политической элиты получило уже достаточно ясные  очертания. Были намечены ее важнейшие свойства, параметры, позволяющие разграничивать и оценивать различные элитарные теории современности. К ним относятся: 1) особые свойства, присущие представителям элиты; 2) взаимоотношения, существующие внутри элитарного слоя и характеризующие степень его сплоченности, интеграции; 3) отношения элиты с неэлитой, массой; 4) рекрутирование элиты, т.е. как и из кого она образуется; 5) роль элиты в обществе, ее функции и влияние.

      Концепция элиты Парето дала толчок широким  теоретическим, а в последствии (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирическим исследованиям групп, руководящих государством или претендующих на это. Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, не утративших современной значимости, являются концепции макиавеллистской школы (Моска, Парето, Михельс и др.).

     Следует отметить, что теория элиты Парето несла следующие идеи:   

1. Особые  качества элиты, связанные с  природными дарованиями и воспитанием  и проявляющиеся в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть.   

2. Групповая  сплоченность элиты. Это сплоченность  группы, объединяемой не только  общностью профессионального статуса,  социального положения и интересов,  но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом.   

3. Признание  элитарности любого общества, его  неизбежного разделения на привилегированное  властвующее творческое меньшинство  и пассивное, нетворческое большинство.  Такое разделение закономерно  вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.   

4. Формирование  и смена элит в ходе борьбы  за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, обладающие высокими психологическими и социальными качествами. Однако никто не хочет добровольно уступать им свои посты и положение. Поэтому скрытая или явная борьба за место под солнцем неизбежна.   

5. Руководящая  и господствующая роль элиты  в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение, элита имеет тенденцию к вырождению, утрате своих выдающихся качеств.

     Проблематика элиты выдвинулась на центральное место в концептуальных исканиях Парето в связи с необходимостью дать ответ на вопрос, какая сила приводит в движение сконструированную им систему социальных отношений. Методологические же истоки подхода к элите были заложены в его политэкономических трудах. Такой важнейшей методологической «подсказкой» послужила кривая, отражавшая принцип распределения доходов. Внимание Парето привлекло то обстоятельство, что буквально повсюду, какую бы страну ни взять, значение уравнения, выражающего эту кривую, оказывается близким к одному и тому же числу. Отсюда и принципиальный вывод: «Неравенство распределения доходов, очевидно, зависит гораздо больше от самой природы человека, чем от экономической организации общества»1. В этом Парето увидел универсальную модель, пригодную для всех сфер жизни, а не только экономики: «Если предположить, что мы расположим людей в соответствии с другими критериями, например, по их мыслительным способностям, по их математической одаренности, их музыкальным, поэтическим, литературным талантам, по степени их моральности и т. д., мы, скорее всего, получим кривую, более или менее похожую на ту, которую мы находим применительно к распределению богатств»2. Правда, было бы абсурдно полагать, что люди с математическими или поэтическими талантами займут высшие места в рамках фигуры, отражающей распределение богатства. То же можно сказать и относительно распределения моральных качеств. Но если расставить людей по степени их влияния на политическую и социальную власть, то, «по большей части, эти люди займут аналогичные места как в такой фигуре, так и в той, что построена по принципу распределения богатства. Так называемые высшие классы в общем также и наиболее богатые»3. Они и представляют собой элиту. Таким образом, неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенства индивидуальных способностей людей.

     Именно  Парето ввел в оборот понятие «элита», ставшее одним из ключевых в политико–социологической мысли. Отводя элите первостепенную роль в общественном развитии, итальянский мыслитель вместе с тем приземляет смысл самого этого слова, лишает его ореола избранности. В «Трактате» понятие «элита» подверглось девальвации. Вследствие ценностного нейтралитета в сочетании со статистическим подходом термин «элита» приобрел крайне расширенное толкование. Если первоначально он применялся, главным образом, к верхам господствующего класса, то теперь Парето готов распространить его на все сферы жизни и деятельности, на самые разнообразные группы людей. «Допустим, — писал Парето, — что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе»4. Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, — 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» — честным или нечестным путем, — дается 10. Тому, кто заработал тысячи, — 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, — 1; тому, кто там оказался, — 0». В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой»5. Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть морально–этических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето, функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.

      Согласно  Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

      Парето  различает два вида элиты: правящую, т. е. принимающую участие в осуществлении  политической власти, и неправящую6. В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низший слой»). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления.

      В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристократия преступников и т.п.». Проблема, однако, остается: как определить «лучших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каждая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

      Парето  стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося  в него оценочного элемента. Тем  не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате по общей социологии» встречаются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соответствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом случае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из людей, действительно обладающих соответствующими качествами и достойных своего высшего положения в обществе.

      Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредством сипы, либо посредством убеждения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристократий».

     Как правило, между элитой и остальной  массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная  часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего  слоя Парето называет циркуляцией элит7. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

Информация о работе Теория элиты Вильфредо Парето