Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"

Работа состоит из  1 файл

всё.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

5. Потребление в фокусе экономической социологии.

У истоков экономической социологии стоят О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм и другие классики социологи.

Предмет экономической социологии по Веберу: социальное действие как форма экономического действия. Экономическое действие- это процесс производства, обмена, распределения и потребления экономических дефицитных ресурсов не насильственными способами и методами.

Экономическое действие есть исходной точкой связующим звеном любых экономических процессов.

Социальное действие отвечает 2-м условиям: действие должно быть внутренне мотивированным;  на это действие должна быть адекватная реакция со стороны из вне, согласно социальным статусам, ролям социума.

Потребление является одним из видов социально-экономического действия.

С выходом работы Т. Веблена «Теория праздного класса» потребление с социологической точки зрения становится «зеркалом» социальной структуры общества, а также средством демонстрации и поддержания социального статуса в классовом обществе, и одновременно перестает быть «вторичным» по отношению к производству, приобретая все большее «самостоятельное» значение. Потребление имеет две сущности. Первая – это физическое использование продуктов, товаров, которые при этом теряют часть потребительной стоимости и рыночной стоимости (цены). Эта часть процесса, описанная К.Марксом. Но есть и вторая сущность. Потребление – это процесс производства и интерпретации знаков и символов.

Общество потребления является следствием интенсивного развития индустриального мира и возможно первой фазой появления постиндустриального общества. Именно на излёте индустриального мира и в процессе появления постиндустриального общества, в обществе потребления становится возможным свободный выбор образа и стиля жизни.

Сегодня в Украине основные формы проявления общества потребления:

       Брендовая зависимость;

       Манипулирование сознанием с помощью рекламы «джинсы»;

       Кредитомания;

       Шопомания.

Украина - одна из лидирующих стран потребления, что не отвечает ВВП и степени производительности труда.

Потребление в повседневной жизни бывает 2-х видов:

       Воспроизводство себя как биологического вида, тогда удовлетворяются витальные потребности;

       Потребление в социальной сфере именно это потребление интересен для социолога.

Потребление может быть изученным с помощью действия на поведения человека сознания и подсознания.

Человек, на отдыхе в 3 раза больше на потребление абсолютно не нужных ему товаров и услуг.

Дж. Ритцер «Храм потребления»

За счёт релаксации, за счёт выключения сознания покупателя в «храмах потребления» пытаются манипулировать его платежеспособным спросом. Даже идут на нарушение закона, запрета курить в публичных местах.

Потребление можно рассматривать сквозь призму диалектики его взаимодействия с бинарными оппозициями. Если на одном фланге оказывается интенсивное потребление, то на другом полисе - безработица, аскетизм. Вследствие чего  меняется весь образ жизни человека.

Так американские экономисты Б. Блустоун и Б. Харисон отмечает, что повышение уровня безработицы на 1 % при сохранении данного показателя не менее 6 лет приведёт к 37 тыс. смертей ( из которых 920-самоубийств, 400-убийств), 4 тыс. эпизодов, попадающие в психиатрическую больницу, 3 200 случаев попадание в тюрьму. 

 

6. Экономическая сфера в контексте теории играизации общества по И.Хейзинга.

Играизация в рамках экономической социологии, представляет способ переживания реальности, предполагающий взаимопроникновение игровой деятельности и социально=экономического поведения. Играизация и игра олицетворяют собой свободную деятельность человека. Они не могут осуществляться "по принуждению". Как играизации, так и игре свойственна страсть, то, что Хейзинга назвал "напряжением": "Напряжение –свидетельство неуверенности, но и наличие шанса... Играизация прагматична, что проявляется в следовании узкопрактическим интересам, соображениям выгоды и пользы

Основные признаки игры: - лимит времени, противоборствующая сторона, наличие правил игры, авансцена, где происходит игра, противоборствующая сторона Игра- образование более древнее чем культура. Игра – это один из видов соц-го поведения человека, кот встречается в разных сферах жизни обще-ва. Игра – искусственно-сконструированная модель тех соц-ых процессов и отношений, кот помогают личности удовлетворять потребности недостижимые для него в реальной жизни.

Игроизация жизни по Хейзингу проявляется в самых разных эпостасях. Мы находим элементы игры в :личной жизни, шопинг, коллекционирование ,массовая культура, спорт, политика. Все эти формы проявления игры, кот свободны от вопросов выживания могут рассматриваться сквозь призму потребление.

 

7. Социально-экономическое поведение: сущность, определение, разновидности.

Первые изучения Соц-эконом поведения мы находим в работах Тарда, Спенсера, Дюркгейма. По мнению Т.И. Заславской, эконом. Социология, как отрасль социологии оформилась в 50-60 года. В Зап. Европе и Сев. Америк, связанно с ускоренной индустриализацией стран и переходом их к индустриальному вектору развития. Для современной эконом. Социологии характерно: 1.Психосоциологическая редукция всех эконом. Явлений к одной детерминанте.2.Переход на уровень поведенческих теорий.3.Гуманизация эконом. Политики.4.Выработка рекомендаций по повышению уровню и качества жизни населения.5.Изучение влияния эконом. Инноваций на массовое поведение и сознание общества.

Деятельность- активная форма отношения чел-а к окруж-му миру с целью его преобразования и изменения. Основным вектором  данных преобразований является цель, человеческой деятельности, которая лежит в области соц. Идеалов и ценностей. Таким образом эконом. Деятельность явл-ся одной из форм челов-й деятельности в целом. Поведение-это внутренняя субъективная сторона деятельности , комплекс поступков и действий, определяющих отношения человека к условиям содержанию и результатам своего труда. Социально – экономическое поведение(по Заславской)- это система взаимосвязанных поступков и действий в социальной и экономической сферах жизни человека под влиянием индивидуальных и коллективных интересов  с целью удовлетворения своих потребностей.

Виды соц-эконом поведения:1.Потребительское повеление - совокупность признаков и показателей, характеризующих действия потребителей, включая их потребительские предпочтения, спрос на товары и услуги, структуру потребления, способы использования доходов; это действия, направленные на приобретение и использование различных предметов, знаний, услуг, информации, извлечения их полезных свойств,  распоряжения ими в целях улучшения своего благосостояния и т.д.,2.Предпринимательское поведение – субъективное проявление экономической активности, деятельности в частном секторе экономики.3.Професионально-трудовое поведение- отношение к труду, дисциплине, выполнению  произв. Норм.4.Поведение человека в сфере образования направлено на выбор будущей профессии, формирование качественного состава профессиональных кадров, социально- профессиональной структуры общества.5.Миграционно-мобильное поведение направлено на поиск оптимальной работы.6.демографическое поведение. Цель: сохранение  и продолжение жизни.

В условиях перехода в социально-ориентированную рыночную экономику  особое внимание уделяется инновационному, миграционно-мобильному и социальному поведению. По мнению О. Тофлера в постиндустриальном общ-ве особой популярностью пользуется  труд, основанный на творчестве, умением манипулировать символами и знаками, постоянно повышать свою квалификацию и заниматься исследовательской деятельностью.

3 этапа подготовки квалиф-го специалиста(Тофлер):1.школьное образование,2.профес-е обучение,3.культурное образование.

В работе «Общ-во третьей волны» Тофлер говорит о необходимости адаптивной корпорации , в которой представляется возможность синхронно разворачивать в жизни человека 3 процесса:1.обучение,2.отдых,3.повышение квалификации.

Мотивы трудовой деятельности(Подмарков):

1.Мотивы достижения,2.Мотивы аффелиации.3.Властные мотивы. Мотивы по Наумовой:1.мотивы направлен во вне.2мотивы направлены во внутрь.3.гигиенические мотивы.

8. Потребительское поведение в пословицах и поговорках.

Потребительское поведение –  это действия, направленные на приобретение и использование различных предметов, знаний, услуг, информации, извлечения их полезных свойств,  распоряжения ими в целях улучшения своего благосостояния и т.д.

Поговорки и пословицы в жизни общества выполняют важные культурные и соц. Функции и оказались востребованными благодаря своему предназначению.

Функции:

1)      Народный фольклор – это истина, не требующая доказательств, мнение целых поколений, которое с помощью времени и практики – критерием истины, приходили к подобным моделям поведения.

2)      Они вырабатывают стереотипы в рамках потребления.

3)      Помогают человеку избежать необдуманных действий

4)      Вспоминаются не осознанно , а к эпизоду, случаю, сами- по себе – благодаря особой ритмике, мелодичности, благозвучию

Пословицы и поговорки издревна дополняли церковное песание и были особенной системой нравоучений в Украине и Росси( Карамзин).

Также функции:

1)институциональная – закрепляет определённые модели поведения в сфере потребления и экономики

2) соц. Контроль – говорит о должном и ненадлежащем в процессе потребления

3) функция психологической защиты – помогает человеку с наименьшими потерями для своего морального здоровья переносить ненужные траты.

 

9. Аддиктивное поведение в экономике.

Addiction – В.Даль пристрастие

Лудомания  -  патологическая страсть к азартным  играм, что заставляет человека отказаться от профессиональных, духовных, социальных  ценностей (синоним – аддиктивные игроки или гемблер зависимость)

Механизм втягивания в индустрию азартных игор во время игры след:

- расслабление отключение от повседневных проблем, человек рассматривает  эту деятельность как приятное время провождение

Факторы которые влияют на игроманию:

- стремление с детства к картам, монополии, рулетке

- негативный пример родственников, друзей, родителей.

- жажда легких денег наживы

- вещизм

- абсолютизация финансовых проблем и возможностей

- не правильное воспитание в семье

Американские исследователи данный список дополняют следующими фактами:

- Принадлежность к национальным меньшинствам

- отсутствие семейного статуса

- депрессия

- различные виды аддиктивной зависимости ( алкоголь, наркомания)

Suggestive – суггестивный эффект ( яркая упаковка и т.д.)  привлекающая потенциальных игроков

 

10.Основные мотивы и виды социально-экономического поведения.

Первые изучения Соц-эконом поведения мы находим в работах Тарда, Спенсера, Дюркгейма. Деятельность - активная форма отношения чел-а к окруж-му миру с целью его преобразования и изменения. Основным вектором данных преобразований является цель, человеческой деятельности, которая лежит в области соц. Идеалов и ценностей. Таким образом эконом. Деятельность явл-ся одной из форм челов-й деятельности в целом. Поведение-это внутренняя субъективная сторона деятельности , комплекс поступков и действий, определяющих отношения человека к условиям содержанию и результатам своего труда. Социально – экономическое поведение(по Заславской)- это система взаимосвязанных поступков и действий в социальной и экономической сферах жизни человека под влиянием индивидуальных и коллективных интересов с целью удовлетворения своих потребностей. Виды социально-экономическое поведения:1.Потребительское повеление,2.Предпринимательское поведение – субъективное проявление экономической активности, деятельности в частном секторе экономики.3.Професионально-трудовое поведение- отношение к труду, дисциплине, выполнению произв. Норм.4.Поведение человека в сфере образования направлено на выбор будущей профессии, формирование качественного состава профессиональных кадров, социально- профессиональной структуры общества.5.Миграционно-мобильное поведение направлено на поиск оптимальной работы.6.демографическое поведение. Цель: сохранение и продолжение жизни.

В условиях перехода в социально-ориентированную рыночную экономику особое внимание уделяется инновационному, миграционно-мобильному и социальному поведению. По мнению О. Тофлера в постиндустриальном обществе особой популярностью пользуется труд, основанный на творчестве, умением манипулировать символами и знаками, постоянно повышать свою квалификацию и заниматься исследовательской деятельностью.

3 этапа подготовки квалиф-го специалиста(Тофлер):1.школьное образование,2.профессиональное обучение,3.культурное образование. В работе «Общество третьей волны» Тофлер говорит о необходимости адаптивной корпорации , в которой представляется возможность синхронно разворачивать в жизни человека 3 процесса:1.обучение,2.отдых,3.повышение квалификации.

Мотивы трудовой деятельности(Подмарков):1.Мотивы достижения,2.Мотивы аффелиации.3.Властные мотивы. Мотивы по Наумовой:1.мотивы направлен во вне.2мотивы направлены во внутрь.3.гигиенические мотивы

 

11. Целерациональное, традиционное, спорадическое действия в экономике.

Одна из разновидностей социального действия - целерациональное действие: индивид выбирает рациональные цели в соответствии только с его естественными и разумными соц.потребностями, тщательно рассчитывает оптимальный путь к удовлетворению потребности и идет этим путем. На рынке целерационально действующий индивид становится "экономическим человеком", который выбирает эконом. наиболее оптимальную цель (наиболее эффективный, то есть прочный и высокопроизводительный или полезный, товар при минимально доступной цене) и идет к ней максимально экономически эффективным путем (например, ищет по разным магазинам, где товар лучше и дешевле). Это идеальная модель поведения, которая в той или иной мере реализуется в поведении реальных людей.

Действия экономического человека в качестве потребителя подчиняются закону спроса. Суть его состоит в том, что снижение цены товара ведет к увеличению его покупок, а повышение цены - к сокращению покупок.

Условием принятия рационального решения является наличие у покупателя максимально полной информации о состоянии рынка и о качестве товаров, предлагаемых на них. На этой основе он делает сравнение реального качества товаров и цен в разных местах, выбирая затем оптимальный с экономической точки зрения путь удовлетворения своей потребности. Для экономического человека цена товара - ключевой фактор принятия решения (наряду с качеством товара).

Оценка цены осуществляется и по критерию полезности, имеющему две плоскости. Во-первых, сравнивается качество товара и его цена, во-вторых, сравнивается цена интересующего товара и внутренняя референтная цена .

Экономический человек может принять рациональное решение лишь в условиях наличия полной информации. Если ее нет, то его расчетливые действия являются рациональными по форме (человек думает, считает), но не по результатам. Многие фирмы этим пользуются, стремясь создать дефицит информации. Очень редко можно найти публикации сопоставимых цен на товары. Для получения же их необходимо проделать огромную работу, объехав все магазины. В этом случае затраты на сбор информации могут существенно перевесить выгоду от найденных низких цен, поэтому экономический человек вполне рационально часто отказывается от этого пути. Другой способ введения в заблуждение экономического человека - усложненная, запутанная информация, затрудняющая сравнение однотипных товаров.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"