Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"

Работа состоит из  1 файл

всё.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Однако порою в качестве примера культурной колонизации называют и американизацию жизни в Западной Европе после Второй мировой войны. При таком подходе культурные сдвиги в постсоветской России также можно назвать культурной колонизацией.

23.Контркультура молодежного движения на Западе в 1960-гг. XX века.

Любая культура развивается через возникновение и обострение своих противоречий, ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей культурой западного общества, не является исключением. В 1950-е гг. наметились признаки очередного ее кризиса. Одним из его симптомов стало появление контркультурных тенденций, опрокидывавших господствовавшие до этого каноны и ценности, утверждавших новые, казавшиеся шокирующими, вызывающими. В литературе своего рода манифестом "разбитого поколения" ("битников") стал роман Джека Керуака "На дороге", воспевший жизнь американских бродяг, которые отбросили общепринятые жизненные цели, нормы поведения. Революцией в поп-музыке стал Элвис Пресли.

Характерные осбенности идеологии битников: - отказ от идеологии; быть таким как все; бродяжничество, попрошайничиство, непринятие войны во Вьетнаме. Элементом контркультуры стала так называемая "сексуальная революция", означавшая ломку вековых табу в сексуальных отношениях. С тех пор ходить в обнимку, целоваться на улице, заниматься сексом вне брака стало атрибутом новой субкультуры. Именно в 1960-е гг. появилось явление, получившее название "контркультуры". В наиболее развитой форме этот феномен проявился в элитарных университетах США и Западной Европы. В крайней и наиболее последовательной форме контркультура проявилась в движении хиппи. На место господствовавшего культа денег, материального благополучия они выдвинули культ простоты. На место конформизма как ценности ("будь как все") пришла высокая оценка способности быть непохожим на других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих. Эта революция ценностей потянула за собой и революцию в стиле потребления. Джинсы, бывшие в Америке рабочей одеждой, стали использоваться состоятельными студентами как повседневная, а то и выходная одежда, в которой посещали университет, гуляли по улице, ходили на концерты. Это в то время смотрелось так же, как сейчас стеганые штаны и валенки в российском университете. Ценились не просто джинсы, а тертые до дыр. Хиппи ввели моду на длинные волосы у мужчин. Распущенные женские волосы из атрибута спальни стали выходной прической. В употребление вошли грубые ботинки рабочего и солдатского типов. В это же время впервые в цивилизованной истории Запада женщины обнажили на всеобщее обозрение коленки, одевают шокирующие мини-юбки. Повсеместным стало доселе редкое ношение девушками брюк, особенно в общественных местах. Трезвости как норме жизни было противопоставлено употребление наркотиков (именно здесь начало эпидемии наркомании, захлестнувшей Запад, а теперь и территорию бывшего СССР). В моду вошла музыка, резавшая слух старшему поколению.
 

 

 

 

24. Контркультура и западный бизнес в 60-е гг. XX века.

Бизнес встретил контркультуру как очередной виток в развитии спроса и отреагировал выпуском соответствующих товаров. Молодежь в пику властям увлекалась чтением Маркса, кубинского революционера Че Гевары, алжирского революционера и публициста Фаннона - появились массовые публикации их работ. Производство джинсов было поставлено на поток; более того, производители стали предлагать сразу тертые и дырявые джинсы. Рынок завалили грампластинками с рок-музыкой. Теневой рынок отреагировал массовым предложением разнообразных наркотиков. В конечном счете, в считанные годы контркультура была коммерциализирована. Ее эксплуатация принесла баснословные прибыли фирмам, вовремя отбросившим идеологические и культурные барьеры и пошедшим на встречу вкусам, казавшимся более чем дурацкими. Элементы контркультуры были интегрированы в господствующую культуру: президент, банкир в джинсах стали вполне нормальным явлением.

 

 

25.Контркультура как фактор потребления в СССР.

Мода западной молодежной контркультуры вскоре проникла в СССР: сначала в столицу, а затем уже и в провинцию. В конце 1960-х гг. в СССР стали модными и джинсы, и рок-музыка, и длинные волосы. Будучи изначально вызовом потребительству, в СССР контркультура стала его самым ярким символом. Джинсы в Америке олицетворяли отрицание культа богатства, в СССР - наоборот, это был изначально символ высокого достатка.

"Стиляги" появились в СССР в 1950-е гг. Они практиковали в одежде, в поведении стиль (как тогда говорили "давили стиль"), являвшийся протестом господствовавшему, навязывавшемуся скудной жизнью и аскетической идеологией стилю серой одежды, незаметного, скромного поведения, схожести с окружающими. Стиляги носили яркие пиджаки в клетку, не менее яркие рубахи, галстуки с немыслимыми пальмами, обезьянами, танцевали буги-вуги, начесывали огромные чубы, слушали "не нашу" музыку. Это воспринималось как прямой вызов советской культуре.

Со стилягами нещадно боролись: их отлавливали комсомольские оперотряды, порою поколачивая, карикатуры на них по частоте и объему конкурировали в журнале "Крокодил" с карикатурами на империалистов.

Особенности стиляг: яркая одежда, причёски, музыка, рок-н-роллл, танцы буги-вуги. Причёска- венчик мира. В СССР контркультура стиляг сохранила свою форму, но потеряла исходное содержание.

26.Основные категории, понятия и термины экономической социологии.

1) Потребительское поведение – это действие, направленное на приобретение и использование, распоряжение различными предметами, знаниями, услугами, информацией, извлечение их полезных свойств, распоряжение или усиление улучшения своего состояния и т.д.

2) Ценностно-ориентированное действие – один из типов в рамках социально-экономического поведения и включает в себя ориентацию на высокую цену товара (услуги, как средство демонстрации своего высокого социально-экономического статуса)

3) Демонстративное потребление – потребление товаров и услуг, целью которого является выделиться, позиционировать себя как представителя более высокостатусной группы.

4) инфляция – обесценивание денежной единицы.

5) дефляция – укрепление покупательной способности страны.

6) коррупция – это злоупотребление государственными полномочиями и властью исходя из личных интересов и эгоистических мотивов. 

7) Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений.

8) аддиктивное поведение - выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема веществ или постоянная фиксация на каких-то предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается интенсивным развитием эмоций.

9)Экономическая культура - система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

10) Хозяйственная идеология - более или менее целостный и упорядоченный взгляд на хозяйство, системное экономическое мировоззрение, включающее особые представления об общественно-экономическом идеале и указания на способы преобразования хозяйственного порядка.

11)Догоняющая бедность – покупка престижных и модных вещей с затратами до 2/3 бюджета семьи в следствии ориентации несостоятельных слоёв населения на потребительские стандарты более высоких слоёв.

 

27.Исторические основания коррупции

Впервые термин коррупция встречается в древнеримском праве – и означает - подкуп госчиновников, судей, с целью неправильного управления обществом в переводе с лат.  - подкуп, продажность представителей государства, коррозия государства.

3 вывода относительно коррупции:

- подкуп административного лица в России и Украине является традицией.

-формы дачи взятки менялись, но злоупотребление властью оставалось

-отражение этого явления мы находим в эвфемизм литературе публицистике, массовом сознании

Закономерности коррупции  - бедное государство, нет демократии, низкое качество жизни, тоталитаризм, монарх, отсутствие доверие к обществу, отсутствие среднего класса.

Соц. характеристики коррупции

- коррупция всегда явл. коррупцией, если она скрывается от глаз других посторонних людей

- коррупция подразделяется на белую, серую и черную.

- если человек дает взятку это так же наказуемо.

-всегда интерес к коррупции актуализируется в обществе, которое несет от борьбы с этим явлением неимоверные потери.

-коррупции может рассматривается как противовес неэффективному государственному хозяйствованию, когда бюрократия пытается жестко регламентировать народную жизнь.

Определение Дж.Сентурия: коррупция – это злоупотребление государственным полномочием, государственной властью исходя из личных интересов мотивов (эгоистических).

Обобщив научные подходы в словарях к определению коррупции можно прийти к выделение четырех:

1)Морализаторский (конвенциональный, иделистически-философский). К.Фридрих. К – это отключение от общепринятых норм полит.жизни в целях собственной наживы, выгоды. Средства борьбы независимые СМИ и полит.оппозиции.

2)Ревизионистский. Натаниэль Лефф, Дэвид Бейли, Хосе Абуэва ии др. К.  – не всегда паталогия общ. Жизни она может выполнять и позитивные функции и явл. Следствием незовершенной модернизации и бедности.

3)Рыночно-централистский подход. Роуз-Аккерман. К. – является следствием на черезмерное вмешательство государства в экономику и  присутствует, как правило в странах с командно-административной моделью экономики. Последователи отстаивают минимизацию вмешательства государства.

4)Ортодоксально-маркситский подход. Коррупция присуща только капиталистическим странам. Хотя проверку практикой и временем данный подход не прошёл и себя полностью изжил.

В соответствии  с другими подходами под коррупцией понимают подкуп и продажность должностных лиц, использования своего должностного статуса в плане личной выгоды или интересов 3х лиц.

Типология коррупции по Хайденхаймеру:

К: - бюрократическая; - политическая

К: - соглосованая; - несоглосованая

К: - децентрализованная;  - децентрализованная

К: - уголовная; - политическая (отклоняющие поведение; уголовные преступления)

К:- белая; - серая; черная.

29Социологические теории объяснения коррупции.
Социология может объяснить коррупцию с помощью таких теорий:

-Теорема У. Томаса - «Если ситуация мыслится как реальная, то она реальна по своим последствиям».

«То есть, если человек думает, что его представление о какой-то ситуации соответствует действительности, то он ведет себя так, как того требует его представление, и последствия его поведения вполне реальны. Например, если вкладчики боятся, что их банк прогорит и поэтому забирают свои деньги, то банк действительно прогорит.

-Теория социального обмена Хоманса опирается на предположение о том, что люди будут формировать и поддерживать отношения, если они считают, что вознаграждения, которые они извлекают из таких отношений будут превосходить затраты Джордж Хоманс попытался объяснить поведение, определяемое в широком смысле как результат взаимодействия, в ходе которого индивидуумы приобретают, продают или обменивают ресурсы. Для каждого человека любое состояние мира характеризуется конкретным уровнем полезности, где под полезностью понимается то, что чел стремится максимально увеличить при помощи своих действий" По существу, это значит что "чем больше выгоды человек получает в результате своих действий, тем вероятнее, что он будет вести себя таким образом"

- Теория соц. аномии и закономерности  Мертона, связанная с символами успеха. Для Мертона социальная структура это не социальная, а

социально-психологически, а то и чисто психологическая категория. Образуется

социальная структура из двух фаз. Первая состоит из тех существенных целей, которые ставят перед собой социальные группы общества (либо которые ставятся перед ними жизнью), - т.н. жизненные устремления группы. Вторая - это те средства, которые употребляются в ходе достижения указанных целей для удовлетворен жизненных устремлений социальных групп общества. Сами эти средства, в свою очередь, двояки: их можно подразделить на законные средства и наиболее эффективные, наиболее успешные, ведущие к результату кратчайшим путем. Для концепции Мертона чрезвычайно важно указание на то, что законность и эффективность вовсе не обязательно совпадают применительно к избираемым средствам. Следующим исходным положением является указание на то обстоятельство, что в принципе господствующее в данном общества отношение к целям, стоящим перед его членами, и к средствам, избираемым для их достижения, может быть неодинаков. Мертон выдвигает здесь тезис о том, что нарушение равновесия между целями и средствами как фазами социальной структуры служит основанием для

возникновения состояния аномии.

30.Коррупция в зеркале общественного мнения.

По данным Transparency Int., который фиксирует индекс уровня развития коррупции, в 2007 году по опросу 770 экспертов среди 99 стран, Украина занимает 85 место, Россия – 83, первое место принадлежит Финляндии. Одна из наиболее серьёзных моделей исследования коррупции – Паттерн, предложенный Р.К. Мертоном. Анализируя функционирование неформальных властных отношений в крупных городах США в начале 20-го века. Выделяют 4 позиции: - помощь предоставляется наиболее обездоленным, взамен – голоса на выборах, - решение конфликта и проблем мелких и крупных предпринимателей, защита от конкуренции, плата – деньги «масло для машины», - предоставление дополнительных каналов вертикальной мобильности представителям национальных меньшинств, взамен – безусловная преданность попечителю, - незаконная легитимация запрещенных видов предпринимательской  деятельности, власть обеспечивает контроль, пределы, взамен – деньги. Радаев определяет коррупцию как начальную форму отношений между чиновником и предпринимательством. По мере усложнения этих отношений и роста доверия, их взаимодействия начинает характеризоваться сложной системой предоставления обоюдовыгодных услуг.

По оценкам специалистов Центра Разумкова, в 2007 году 2% граждан считает, что в Украине взятки никто не берет, что берут многие – 49%, берут почти все – 12%, кое-кто – 21%.
31.Модели параллельного развития хозяйственной системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"