Шпаргалка по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:03, шпаргалка

Описание

Ответы на вопросы об "Основах экономической социологии"

Работа состоит из  1 файл

всё.doc

— 237.00 Кб (Скачать документ)

Препятствием на пути экономически рационального поведения являются также ценники на товарах в разной по объему упаковке. Так, очень сложно сравнить цену одного и того же напитка при наличии емкостей 0,3; 0,5, 0,75, 1 литр и т.д. Это же касается большинства других фасованных товаров.

Часто высокая цена рассматривается как показатель высокого качества, во-первых, не часто покупаемых товаров (например, шуб), во-вторых, фруктов и овощей. Логика проста: высококачественная вещь не может продаваться дешево.

ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЙСТВИЕ .Многократно повторяющееся действие становится традиционным, выполняемым автоматически, без размышлений. Повседневное поведение в таком автоматическом режиме позволяет существенно экономить силы, нервы, время и не ломать голову при каждой покупке. Товар, место его приобретения превращаются в привычку. В модели трад. действия небольшие колебания цен могут совершенно игнорироваться: сила привычки оказывается сильнее экономического расчета. Особенно часто модель традиционного поведения срабатывает при совершении покупок товаров, вызывающих сильное привыкание (алкоголь, табак, наркотики). В этом случае колебания цен в пределах имеющегося финансового потенциала вообще игнорируются.

Традиционное действие нарушается таким подъемом цен, при котором индивид уже не имеет средств для поддержания привычной модели потребления. Столкнувшись с невозможностью удовлетворить свои потребности традиционным путем, он выходит на модель целерационального поведения.

Стратегия многих западных торговых фирм направлена на выработку у покупателей механизма традиционного поведения. Один из приемов - стимулирование покупок в одном и том же магазине: за каждую покупку на определенную сумму выдается ваучер, марка и т.п., накопление которых позволяет через некоторое время купить товар с большой скидкой или вообще получить бесплатно. Аналогичным образом покупатели привязываются к определенной марке товара: при каждой покупке получают талон, накопление которых дает право на скидки или бесплатное приобретение. Человек, которого удалось втянуть в такую игру, уже не способен целерационально оценивать качество товара и сравнивать цены, он, как коллекционер, одержим погоней за комплектом купонов.

СПОРАДИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ. Многие товары покупаются лишь время от времени, раз в год, а то и реже. При этом товары, которые по своей цене для покупателя не являются стратегическими: их приобретение кардинально не сказывается на состоянии бюджета. К этой категории относятся елочные игрушки, сами елки, свадебные принадлежности (многие считают, что они им потребуются лишь раз в жизни), многие кухонные принадлежности, садовый инвентарь и т.п. Спорадический характер не очень дорогого товара позволяет не придавать большого значения изучению цен. Поскольку же от покупки до покупки обычно проходит много времени, то изменения цен во времени проходят незамеченными.

 

 

 

12. Иррациональное, инструментальное, ценностно-ориентированное действия в процессе потребления.

Иррациональное действие зависит от магии цифр на ценнике товара (9.99) В основе реакции потребителя на цены часто лежит иррациональные психологические механизмы. Одна из них разная реакция на магию цифр. Так, на Западе давно замечено, что цена в 98 центов намного более привлекательна, чем 1 доллар. Учитывая эту особенность восприятия, на западе почти нет круглых цен, чаще всего втречаются цены с окончанием 9 или 99.

Инструментальное – удовлетворяет жизненно необходимые потребности человека, но при этом их определяет не столько он сам, сколько та культура, образ жизни, стиль потребления в кот. данный человек живет:  «на этом не экономят» Инструментальное действие направлено на удовлетворение предельно рациональных, "естественных" потребностей, которые сконструированы самой природой. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Инструментальное социальное действие является предельно рациональным по своим целям, которые естественны, обусловлены природой человека, направлены на удовлетворение естественных потребностей, обеспечивающих физиологическое, психическое здоровье. Это потребности в пище, воде, защите от неблагоприятных атмосферных воздействий (холод, жара, дождь, снег). Это потребности, которые никто не может проигнорировать

Ценностно – ориентир. Действие – это один из типов в рамках социально – экономического поведения и включает ориентацию на цену товара, услуги (высокую цену), как средство демонстрации своего статуса.

Для определенного слоя потребителей сама цена обладает ценностью, престижем. И они готовы за это платить. В этих случаях цена является инструментом демонстративного, статусного потрбеления.

13. Демонстративное поведение: содержание, формы, особенности функционирования.

1.Демонстративное потребление и потребность в нем появляются после удовлетворения всех витальных вопросов жизнедеятельности человека. С появлением массового производства в 20 ст. стали говорить о кризисе демонстративного поведения, из которого вышли не столько за счет повышения качества и функциональности изделия, сколько путем повышения цены на предлагаемые товары и услуги. Демонстративное потребление – потребление товаров и услуг, целью которого является выделиться, позиционировать себя как представителя более высокостатусной группы. Средства демонстративное потребление.: эксклюзивность товара, высокая цена, возможность демонстрации на публике. Синонимы показного потребления – статусное потребление, символическая социальная мобильность, демонстративное потребление. Факторы и тенденции, которые способствуют демонстративному потреблению: 1 Урбанизация населения, увеличение контактов, коммуникаций между людьми. В структуре потребления можно выделить две формы: публичное и скрытое. Первое – в городах, второе чаще в селах. 2. Наличие потребности в идентификации человека с более высокой, престижной группой. 3. Стратификация населения. 4. престижное потребление как норма культуры, которая заставляет человека включаться в иррациональное потребление. 5. универсальность явления, что выражается в стремлении к демонстративному потреблению для всех слоев общества.

Феномен символической социальной мобильности ярко проявляется в нестабильных обществах, в которых происходит трансформация социальной структуры, формируются новые субкультуры. Демонстративное потребление наиболее ярко проявляется в периоды первоначального накопления капитала. В США и Западной Европе - вторая пол ХІХ ст., постсоветское пространство – 90е г прошлого века. В показное потребление вовлекаются все слои общества, вне зависимости от культуры, дохода. На территории постсоветского пространства выделяют свой локальный кризис статусного потребления. Суть его состоит в том, что над его субъектами многие начинают иронизировать, смеяться. Более того, потребность в демонстративном поведении на глазах у широкой публики трансформируется в желание, чтобы человека ассоциировали с представителями аристократии – «старого высшего класса», богатство которых не выставляется на публичное обозрение.

Рациональное зерно демонстративное потребления – стремление к долгосрочному сотрудничеству с субъектами демонстративного потребления в связи с прочностью их финансового положения, также можно привлекательно формировать свой личностный Я-образ.

Инструментом показного потребления выступает и кол-во тех товаров, которыми пользуется человек. Один и тот же линейный ряд товаров, но на многие случаи жизни, будучи применимым к различным ситуациям, может быть атрибутом статусного потребления.

Язык демонстративного потребления. По данным ВЦИОМ признаками элитарного образа жизни является:

- наличие личной охраны и кол-во человек, которые находятся под руководством;

-недвижимость (не только жил площадь, но и офисы, предприятия);

-средства передвижения и связи;

-наличие антиквариатов, драгоценностей, счетов в зарубежных банках.

К таким выводам специалисты ВЦИОМ пришли после опроса экспертов и на основании общ мнения россиян.

Впервые данную проблему в научной литературе рассмотрел Т. Веблен в своей работе « Теория праздного класса. Он впервые вводит термин «показное потребление» в научный оборот (1889).

Зиммель также занимался это проблемой на материалах Берлина. Между войнами данная проблема была забыта.

С  1960 – 70-х годов начинает возрождатся культ потребления в США, на что реагирует своими исследованиями соответствующие науки.

Так же в качестве атрибутов элитарного образа жизни выступает занятие престижным видом спорта (теннис, гольф). Часто доступ к этим видам спорта ограничивается искусственно.

14.Лакшери-индустрия на территории постсоветского пространства.

Предметы престижного потребления на территории постсоветского пространства. Пространства – это комплекс товаров и услуг в рамках лакшери-индустрии, характеризующиеся демонстративно-статусными особенностями, актуальными и узнаваемыми для большей части богатых людей.

Р.Франк – «Богачестан: путешествие в мире американского бума богатства и жизни нуворишей». Нувориши – новые богатые. Культуролог П.Милюков указывает, что традиции показного потребления присущи российскому и украинскому купечеству  и дворянству. Тогда их абсолютная роскошь была ещё одним подтверждением бедности России и Украины. Основным мотивом показных трат является не только демонстрация своего финн. благополучия, но и формирование «Своего круга людей».

В нач. 2000г Укр. и Росс лидировали по темпу прироста и развития лакшери-индустрии в мире. В России до кризиса 2009г было ок. 100 долларовых миллиардеров и 100тыс долларовых миллионеров.

По данным специалиста Центра Девиса Маршалл Голдман (по изучению соц-эконом проблем на территории постсоветского пространства), тенденция к демонстративному потреблению была свойственна США, начиная с 1890г, когда появляются первые нувориши – американские материалисты. Если сегодня товарами премиум-класса американская элита насытилась и ведёт себя более скромно, то данная характеристика не применима к постсоветскому пространству, бизнес и властвующей элите.

В СССР во время сильной власти всегда больше ценилось благорасположение чиновников и бюрократов.По мнению руководителя Центра изучения элиты института социологии РАН О.Крыштановской, сегодня на территории наших государств формируется культура потребления, включающая 2 вида: представители старых и новых денег.

Luxury: so called(так называемая роскошь), pure luxury(чистая роскошь).

Так назыв.роскошь – товары, цены на кот. необоснованно завышены, обладающие хорошим качеством и серьёзными традициями, но в условиях увеличения платежеспособности спроса населения уже не относящиеся к категории люкс. Эти марки были популярны в 90е.

Сегодня популярны бренды, которые предлагают консервативные и естественные, исходя из их удобности.

 

15.Демонстративное поведение и досуг.

Досуг как вид человеческой деятельности и форма проявления демонстративного потребления , является 1 из аспектов элитарного образа жизни, как более широкой темы. С помощью демонстрат. досуга человек  может демонстрировать свой соц. статус и платежеспособность.

Досуг выступает значимым критерием статусной идентификации, социальным маркером определенного стиля жизни, является сферой проявления неравенства возможностей, способен выступать в роли лифта социальной мобильности. Еще в конце ХIХ – начале ХХ ст. Т. Веблен в своем монументальном труде «Теория праздного класса» обозначает проблемы «демонстративного досуга» как непродуктивной траты времени и «демонстративного потребления» – оплаты символической стоимости товаров и услуг, значительно превышающей реальную. Веблен фиксирует сдвиг в ценностных ориентациях состоятельных слоев в сторону внешней демонстрации социального статуса с помощью качества потребления. Если рассматривать потребление не товаров, а услуг в сфере досуга, то там действуют те же самые законы значимости виртуальной составляющей услуги (имидж заведения, мода, «рас- крутка» тех или иных видов отдыха и их престижность в глазах значимых людей). Яркий случай игр в показное потребление – фальш-туризм, когда виртуальное путешествие предъявляется как реальное в виде знаков – фотографий «путешественника» на фоне соответствующих достопримечательностей, использованных входных билетов в местный зоопарк или музей, подлинных местных сувениров. Все это предоставляется фирмой, специализирующейся на такого рода туризме. Престижность потребления услуг досуговых сервисов так же, как потребление товаров, на- груженных брендом производителя, оказывается удобным материалом для создания идентичности, и поэтому потребитель, приобретая «символически» нагруженные услуги, ведет себя вполне рационально. Хар-ки демонстр. Досуга: с одной стороны – это треш-шоу( выживание на помойке и т.д.), также дауншифтинг, нападение спецназа, криминальные разборки и т.д. Востребованными являются элементы досуга с использованием национального фольклора, тематические вечеринки.

Охота и рыбалка являются проявлением хищнического инстинкта, который всегда был востребован и интересен элите.

Скандалы, связанные с этим:

1)      охота на запрещенных территориях, заказниках, национальных парках

2)      отстрел животных, охраняемых государством и занесённых в Красную книгу

3)      использование неразрешённых способов  и методов охоты и рыбалки

4)      эксплуатация неразрешённого оружия

5)      трагические происшествия, связанные с этим

16.Феномен символической социальной мобильности.

Феномен символической социальной мобильности ярко проявляется в нестабильных обществах, в которых происходит трансформация социальной структуры, формируются новые субкультуры. Демонстративное потребление наиболее ярко проявляется в периоды первоначального накопления капитала. В США и Западной Европе - вторая пол ХІХ ст., постсоветское пространство – 90е г прошлого века. В показное потребление вовлекаются все слои общества, вне зависимости от культуры, дохода. На территории постсоветского пространства выделяют свой локальный кризис статусного потребления. Суть его состоит в том, что над его субъектами многие начинают иронизировать, смеяться. Более того, потребность в демонстративном поведении на глазах у широкой публики трансформируется в желание, чтобы человека ассоциировали с представителями аристократии – «старого высшего класса», богатство которых не выставляется на публичное обозрение.Как большой живот символизирует богатство лишь в голодном обществе, так и дорогая, броская одежда, золотые украшения играют важную роль в показном потреблении только относительно бедных стран. Предмет, который могут купить почти все, не может быть частью показного потребления высших социально-экономических слоев. Очень богатый может шикануть скромностью в одежде, автомобиле, сбивая с толку подражателей, но он оторвется от них и станет над ними, купив особняк за пару миллионов в Палм-Бич, где будет ходить в потертых джинсах. Одежда из дорогих магазинов используется в основном для престижного потребления у представителей среднего класса, а высший класс ищет штучный товар от лучших модельеров. Внизу социально-экономической иерархии - свои ориентиры показного потребления. Как правило, это товары из категории, которая в комплексе доступна только следующему более высокому слою. Полностью скопировать потребительский комплекс чужого слоя не позволяют материальные возможности, но блефануть, купив одну две видимые окружающим вещи из символов более высокого слоя, можно. В США я видел относительно дорогие автомобили из набора среднего класса рядам с домами трущобного типа в бедных районах. Это феномен символической социальной мобильности. В России социальная структура находится в стадии коренной трансформации, субкультуры многих групп только формируются, поэтому попытки жить по чужим стандартам (экономить на хлебе, чтобы пить французский коньяк, жить в общежитии и ездить на «Мерседесе») здесь встречаются гораздо чаще, чем в странах с устоявшейся социальной структурой и культурой. Иностранцев из богатых стран, приезжающих в Россию, часто удивляет обилие предметов высоко статусного потребления (например, новых «Мерседесов») в целом, при низком уровне потребления.

Информация о работе Шпаргалка по "Социологии"