“Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:03, дипломная работа

Описание

За последнее десятилетие ситуация в области социальной педагогики существенно изменилась. В различных учреждениях возникают социально педагогические службы. Почти в каждом школе работают социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Содержание

Введение

Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.

1.1.Личностный кризис: понятие, природа, виды.

1.2.Влияние личностного кризиса родителей на социальное развитие несовершеннолетних детей.

1.3.Личный кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.

Глава 2.Проявление личностного кризиса родителей.

2.1. Изучение показателей личностного развития несовершеннолетних.

2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

     К маленьким детям безотчетно, на эмоциональном  уровне переходит беспокойное, возбужденное состояние взрослых. Таким образом, нервное состояние детей - это  отражение конфликтной обстановки в семье, нервного состояния родителей, переживающих личностный кризис. 
Средний возраст мама, когда ребенок заболевает неврозом, - 34 года, а отцов - 37 лет. В этом возрасте у взрослых возникает наибольшая внутренняя напряженность, личностный кризис. Нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения в браке или с детьми, стать более зрелой созидающей личностью. Мама превращается в следователя, если такой личностный кризис не преодолевается путем решения проблемы, если супружеские и родительские отношения заходят в тупик. У мамы нарастает внутреннее напряжение, что сказывается на отношениях с детьми. Получается замкнутый круг. Чем больший дискомфорт испытывает мама, тем сильнее давление на детей, тем чаще проявляются крайности в воспитании. Родители вымещают взаимные обиды на детях, тем самым усугубляя ситуацию. Очень дорогой ценой платят родители за преодоление своего кризиса - здоровьем собственного ребенка, его развивающимся неврозом.

     Родители "преодолевают" свой личностный кризис, по существу, ценой развития невроза у ребенка, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем. Непроизвольно используя ребенка в качестве "козла отпущения", вымещая на нем свое нервное напряжение, свои взаимные обиды и недовольства, некоторые родители, особенно отцы, верят, что это делается для его же блага, чтобы он прошел "суровую школу жизни".

     Рассмотренные негативные факторы воспитания в  целом выглядят следующим образом:

- непонимание родителями своеобразия личностного развития детей;

- непринятие их индивидуальности;

- несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей;

- негибкость в отношениях с детьми;

- неравномерность воспитания в различные годы жизни детей (эффекты родительской депривации в первые годы и гиперопека и чрезмерный контроль в последующем);

- непоследовательность в обращении с детьми;

- несогласованность воспитания между родителями. 

      Таким образом, анализ научных исследований позволяет сделать  вывод  о том, что существует связь  между  личностью  родителя  и  его  отношением  к ребенку. Однако эмпирических данных о соотношении личностных черт  родителей и стилей воспитания ребенка явно не достаточно.

     2.2. Диагностика отношений  несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.

    Исходя  из понимания семьи как системы, как поля взаимовлияний, можно утверждать, что любые изменения, происходящие в функционировании семьи, будут  оказывать влияние на существование  всех ее членов и, прежде всего, на развитие ребенка. Дети остро реагируют на любые изменения в семье. Они особенно сенситивны к оценке со стороны взрослых, их позиции по отношению к ним, к состояниям матери и отца и обычно быстро реагируют на изменения стереотипов повседневной жизни. Как правило, при переживании семьей кризиса развития, как нормативного, так и ненормативного, самыми уязвимыми членами семьи оказываются именно дети.

    Наиболее  остро дети переживают нарушение  контакта с родителями в результате длительных отлучек одного из них или их обоих, отсутствия тепла и заботы со стороны родителей, развода, отказа от ребенка, а также при наличии выраженного внутрисемейного конфликта, влияющего на характер детско-родительских отношений и пр. Таким образом, позитивное общение с родителями — важнейший фактор нормального психологического развития ребенка.

    Исследование  детско-родительских отношений свидится к решению двух основных задач, в  соответствии с которыми осуществляется выбор методик (Марковская И. М., 2002):

    1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» с точки зрения родителя.

    Важнейшей сферой деятельности семейного психолога  является работа с родителями, ибо  взрослые, находящиеся рядом с  ребенком, определяют формирование уникальной для каждого ребенка социальной ситуации развития. Изучая межличностные отношения в системе «родитель-ребенок» с точки зрения родителей, семейный психолог-практик обращает внимание на особенности семейного воспитания: отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности.

    Эти аспекты взаимоотношений родителей  и детей исследуются с помощью  следующих методик:

    1. методика измерения родительских установок и реакций (PART) (E. Шефер, Р. Белл; в адаптации Т. Н. Нещерет);

    2. опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (В. В. Юстицкий, Э. Г. Эйдемиллер);

    3. тест - опросник родительского отношения (ОРО) (А. Я. Варга, В. В. Столин);

    4. опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (вариант для взрослых) (И. М. Марковская).

    2. Исследование межличностных отношений в системе «родитель—ребенок» глазами ребенка:

    1.проективный графический тест «Рисунок семьи»;

    2.проективная методика Р. Жиля;

    3.опросник «Взаимодействие родитель—ребенок» (вариант для детей) (И. М. Марковская);

    4.опросник «Родителей оценивают дети» — модификация опросника «Анализ семейных отношений» (АСВ), выполненная И. А. Фурмановым и А. А. Аладьиным. 

         Опросник  «Взаимодействие  родитель-ребенок»

    Методика, автором которой является И. М. Марковская (1999), предназначена для диагностики особенностей взаимодействия родителей и детей. Опросник позволяет выяснить не только оценку сложившейся в семье ситуации со стороны родителей, но и сформировать представление о том, каково видение взаимодействия с другой стороны — с позиции детей.

    Описание  методики

    Опросник  «Взаимодействие родитель-ребенок» содержит две формы: для родителей  и для детей, построенные зеркально. Имеется два варианта опросника: вариант для подростков и их родителей; вариант для родителей дошкольников и младших школьников.

    Соответственно, опросник имеет три набора утверждений: один для детей и два для  взрослых, по 60 вопросов в каждом. Все три формы опросника прошли проверку на валидность и надежность.

    Текст опросника включает 10 шкал-критериев  для оценки взаимодействия родителей  с детьми. На каждую шкалу варианта опросника для подростков приходится равное количество вопросов, кроме  двух шкал, которые большинством исследователей считаются базовыми в детско-родительских отношениях. Это шкалы «Автономия—контроль» и «Отвержение—принятие» — в них вошло по 10 утверждений, в остальных шкалах содержится по 5 утверждений.

    Взрослый  вариант опросника для родителей  подростков также включает 60 вопросов и имеет аналогичную детскому варианту структуру.

    При заполнении опросника родителям  и детям предлагается оценить  степень согласия с каждым утверждением по 5-балльной системе:

    1 балл — «Совершенно не согласен, это утверждение совсем не подходит»;

    5 баллов — «Совершенно согласен, это утверждение абсолютно подходит».

    Характеристика  шкал опросника «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР).

    Шкала 1: «Нетребовательность-требовательность родителя». Данные по этой шкале демонстрируют уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает от ребенка высокого уровня ответственности.

    Шкала 2: «Мягкость—строгость  родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

    Шкала 3: «Автономность—контроль по отношению к  ребенку». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителей привить ему самостоятельность.

    Шкала 4: «Эмоциональная дистанция  — эмоциональная  близость ребенка  к родителю». Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с ними. Сравнивая данные родителей и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к ним ребенка.

    Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития, адекватной самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

    Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества — сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

    Шкала 7: «Несогласие—согласие между ребенком и  родителем». Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком, отражая частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье.

    Шкала 8: «Непоследовательность—последовательность родителя». Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

    Шкала 9: «Авторитетность  родителя». Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности—негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей — 10-й шкале.

    Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка  с родителем». На основании полученных данных можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

    В варианте опросника для родителей дошкольников и младших школьниковряд утверждений, которые оказались неадекватными для детей этого возраста, были изменены. Кроме того, вместо шкал «Несогласие-согласие» и «Авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) были введены две новые шкалы:

    Шкала 7: «Тревожность за ребенка».

    Шкала 9: «Воспитательная  конфронтация в семье».

Информация о работе “Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”