“Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:03, дипломная работа

Описание

За последнее десятилетие ситуация в области социальной педагогики существенно изменилась. В различных учреждениях возникают социально педагогические службы. Почти в каждом школе работают социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Содержание

Введение

Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.

1.1.Личностный кризис: понятие, природа, виды.

1.2.Влияние личностного кризиса родителей на социальное развитие несовершеннолетних детей.

1.3.Личный кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.

Глава 2.Проявление личностного кризиса родителей.

2.1. Изучение показателей личностного развития несовершеннолетних.

2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

     В психологии выделяют несколько видов кризисов: ситуативные, возрастные, экзистенциальные и духовный.

     Первая стадия кризиса - дезорганизация.

     Это наиболее трудная фаза с преобладанием  разрушительных тенденций. Личность выходит  из устойчивого состояния равновесия и стабильности. Это касается как психологических, так и социальных аспектов жизни индивида. Вспомним известную аналогию: каждый наш новый шаг есть выход из равновесия и остановленное падение. Личность убеждается в ограниченности своих взглядов на жизнь, на других людей, на самого себя. Нарастают трудности в различных видах деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми. Человеку либо вообще непонятны новые ожидания и требования со стороны других людей, либо он не может (или не хочет) им соответствовать. Так или иначе, поле конфликтного взаимодействия резко расширяется. Личность зачастую начинает терять интерес к той деятельности, которая недавно составляла основной ее смысл. В этой ситуации очень легко попасть в порочный круг, усугубляющий личностный кризис. Неудачи в различных видах учебной или профессиональной деятельности еще больше дезорганизуют личность. Жить в таком режиме долго человек не в состоянии, так как это колоссальное напряжение всех его сил (к тому же часто неплодотворное).

     В результате человек может резко ограничить свое взаимодействие с внешним миром. «Непонятый», «обиженный» этим миром, он уходит в себя, становится необщительным и замкнутым. «Пограничное» состояние очевидно.

     Для большинства людей это возможность  лучше разобраться в себе и ситуации, найти ответы на предъявленную жизнью проблему. Гассет назвал эту ситуацию «стратегическим отступлением в себя». Здесь мы имеем дело с переходом к следующей стадии кризиса.

     Вторая стадия кризиса - реорганизация личности.

     Это период ее обновления, роста, изменения. Личность, обретая новые черты, получает возможность развития, овладения новым статусом, «ролевым репертуаром». Даже если кризис разрешается не очень эффективно, человек так или иначе адаптируется к новым условиям, т. е. ресоциализируется.

     «Уход в себя» в особо тяжелых  случаях может развиваться и  в направлении коллапса, личностной катастрофы, когда человек не нашел  ответов на проблему, оказался в  тупике, убедил себя в своей несостоятельности, никчемности. Жизнь кажется бессмысленным, тяжелым бременем. Без посторонней помощи и тактичной поддержки выбраться из этой кризисной ситуации бывает крайне сложно (на определенном уровне). С другой стороны необходимость перехода к новым ролям человек может найти неверные, социально неприемлемые ответы на свою жизненную проблему. Тогда мы имеем дело с – девиантным поведением, ассоциализацией.

       Чем меньше разрыв между процессами  десоциализации и ресоциализации, тем легче человек проходит  кризисный период. Существует мнение: чем глубже личностный кризис, тем лучше человек может раскрыться, реализовать свой потенциал. Однако данное утверждение неоднозначно и спорно, т. к. с углублением личностного кризиса возрастает опасность девиантных форм его разрешения.

     Кризисная ситуация заставляет человека углублять, уточнять представление о самом себе: кто я? зачем я? каким я должен быть? каким я хочу быть? каким меня видят другие? Это период крушения авторитетов. Для выхода из кризиса необходимо пересмотреть свою роль в коллективе, искать новые эталоны поведения, оценок. Задержки в определении новых авторитетов, ценностей и своего отношения к окружающей действительности затягивают процесс десоциализации. Усугубляется разрушение личности, усиливаются тенденции к деперсонализации, утрате своего «Я».

     Кризис  приводит к естественному в этой ситуации эгоцентризму, ожиданию исключительного внимания к себе, нечуткости к близким. Все это еще более усложняет круг проблем личности. В таком случае дезориентация, связанная с необходимостью изменения представлений о самой себе, изменения в восприятии других людей (надо сориентироваться в новых ожиданиях, требованиях), приводят к трудностям в восприятии окружающей обстановки. Реальность теряет привычную ясную картину, становится подвижной, нечеткой, расплывчатой.

     Важно помнить, что все эти трудности и сложности (с разной степенью остроты) являются естественными в кризисный период социализации. Кризис - это и способ нашего развития, и та цена, которой мы за развитие расплачиваемся. Это утрата и обретение себя на новом горизонте развития.

     Стресс и здоровье.

     Хотя  кризисы и являются естественным и нормальным явлением человеческой жизни, следует учитывать их влияние  на здоровье. Жизнь любого человека проходит светлые и темные полосы, наши компенсаторные механизмы позволяют  успешно снимать эти напряжения. Тем не менее, случается и так, что повышенная психическая активность, каскад всевозможной информации, конфликтные ситуации, серия неудач приводят к эмоциональным стрессам, формируют состояние постоянной тревоги, стойко окрашивающее настроение человека. Все это не может не сказаться на состоянии здоровья.

     Эмоциональный стресс - состояние напряжения может  быть вызвано неприятными переживаниями, такими, как гнев, тоска, тревога, страх, подавленность и т. д. В медицине существует целое направление - психосоматическая медицина, объясняющее многие заболевания внутренних органов (например, язвенную болезнь, инфаркт и др.), не нашедшими выхода в поведении человека отрицательными эмоциями. Эти заболевания называют психосоматическими («сома» - по-гречески «тело»). Они возникают при часто повторяющихся эмоциональных стрессах вследствие перехода отрицательного эмоционального возбуждения в устойчивую форму. Где же выход? Ведь конфликтные ситуации в человеческой жизни явление довольно частое.

     Стресс не фатален. Он является нормальным явлением. Это защитная реакция организма, срабатывающая в самых разных ситуациях. При стрессе кора надпочечников начинает интенсивно вырабатывать гормоны, необходимые организму в критической ситуации. Сначала в ход идут запасы углеводов, затем сжигаются жиры и белки. Быстрая мобилизация ресурсов помогает организму преодолеть неблагоприятное воздействие. Но вес это полезно только в том случае, если состояние стресса продолжается недолго. Если же стресс затягивается, он дорого обходится организму. Запасы энергетического сырья вскоре исчерпываются, наступает стадия истощения, нарушается жизнедеятельность важнейших систем. Поэтому, чтобы предотвратить неблагоприятные последствия стресса, нужно создать такие условия, которые не дадут отрицательным эмоциям перейти в устойчивую форму. Именно в этом заключается высшая социальная культура человека - не наращивать конфликты, которые опасны, а вовремя каждый из них ликвидировать. Много важных способов снятия эмоционального напряжения можно найти в работе В. Л. Леви «Искусство быть собой».

     Даже  тех, кто обычно успешно справляется  с жизненными перипетиями, кризис может  ввергнуть в состояние полного  смятения. Жизнь бывает непредсказуема. Переживая кризис, можно многое узнать о себе, о других людях и окружающем мире, выяснить, кто есть кто. Каждое новое испытание увеличивает нашу уверенность и способность пережить следующее. Мудрость, жизненный опыт, умение сопереживать страданиям других людей, глубокие и доверительные отношения с теми, кто оказался рядом в трудную минуту, становятся неожиданным вознаграждением за пережитые события, хотя поначалу может казаться, что они только разрушают жизнь. Девиантное поведение, зависимость, суицид - это не ответ на кризис, а только быстрый способ саморазрушения. Кризис может стать как дверью в круг зависимости, так и школой жизненной мудрости.  

     1.2.Влияние  личностного кризиса  родителей на социальное  развитие несовершеннолетних  детей.

     С самого рождения человек попадает в  общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи. Семья является эффективным посредником в процессах формирования социумом личности человека. Семейный кризис - состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели  поведения.

     В. Сатир выделяет десять критических  точек в развитии семьи.

Первый  кризис - зачатие, беременность и рождение ребенка.

Второй  кризис - начало освоения ребенком человеческой речи.

Третий  кризис - ребенок налаживает отношения  с внешней средой (идет в детский сад или в школу).

Четвертый кризис - ребенок вступает в подростковый возраст.

Пятый кризис - ребенок становится взрослым и покидает дом.

Шестой  кризис - молодые люди женятся, и  в семью входят невестки и зятья.

Седьмой кризис - наступление климакса в жизни женщины.

Восьмой кризис - уменьшение сексуальной активности мужчин.

Девятый кризис - родители становятся бабушками  и дедушками.

Десятый кризис - умирает один из супругов.

     Личностные  особенности родителей оказывают  существенное влияние на характер их отношения к ребенку. Порой ценой невроза у ребенка родители "преодолевают" свой личностный кризис. Возраст родителей, обращающихся за психологической помощью, составляет 34 года у матери, у отца - 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолеваются конструктивным образом, а сопровождаются нарастанием внутренней напряженности. Данное состояние сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства.

     Ниже  будут приведены факторы вызывающие личностный кризис у родителей и то, как они влияют на состояние ребёнка. 

     Структура семьи и ресурсы

     Родители, которые плохо обращаются с ребенком, чаще являются молодыми, одинокими, бедными, безработными и менее образованными, заботящиеся о ребенке родители часто имеют те же проблемы; они также имеют трудности с планированием таких важных жизненных событий как брак, рождение ребенка или поиски работы. Многие из этих характеристик мешают заботе о ребенке и вызывают нарушения социальных взаимоотношений; такие родители не могут справиться со стрессом и не способны связаться с системами социальной поддержки

     Родители, имевшие в детстве  опыт насилия

     Исследования  показали, что родители, с которыми плохо обращались, когда они были детьми, более склонны жестоко обращаться со своими собственными детьми

     Бедность

     Многочисленные  исследования во многих странах выявили  тесную связь между бедностью  и плохим обращением с детьми Исследование показывает, что хроническая бедность неблагоприятно влияет на детей из-за ее воздействия на поведение родителей и на доступность ресурсов.

      Большинство   исследователей   проблемы    неврозов    считают,    что личностный кризис родителей ведет  к  возникновению у ребёнка аномалий формирования личности в детском возрасте.

      Так, один из основоположников отечественной  психиатрии И.М. Балинский, считал,  что  строгое,  несправедливое  отношение  к  детям  в  семье является  немаловажной  причиной  развития  у  них  душевного   болезненного состояния; чрезмерно снисходительное отношение – причиной переходящей  через край эмоциональности у детей; предъявление чрезмерных требований –  причиной душевной слабости ребенка. И.А.  Сикорский пришел  к  выводам,  что жестокое воспитание способствует возникновению  у  ребенка  чувства  страха; изнеживающее   (расслабляющее)   воспитание   формирует    субъективизм    и непостоянство  характера  у  детей;  пренебрежение   воспитанием   ведет   к трудностям в воспитательном отношении вообще.

     1.3.Личный  кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.

      Мало  исследований посвящено личностному кризису родителей и отражению его на отношения с ребёнком. Во многих описаниях родительского отношения и поведения скрыто  или явно присутствуют указания на особенности личности родителя как на  источник того или иного отношения, или обращения с ребенком.  Личностные особенности родителей  оказывают  существенное  влияние  на характер  их  отношения  к  ребенку. 

     Родительство  является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека и его бессмертие. Можно сказать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.

Информация о работе “Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”