“Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 21:03, дипломная работа

Описание

За последнее десятилетие ситуация в области социальной педагогики существенно изменилась. В различных учреждениях возникают социально педагогические службы. Почти в каждом школе работают социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами. Однако специалисты все чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще всего это связано с тем, что проблемы ребенка являются лишь следствием проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье, личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности ребенка зависит от стиля отношения родителей к ребенку. А стиль родительского отношения зависит от социокультурных и семейных традиций, от клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта ребенка с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и в том числе от особенностей личности самого родителя.

Содержание

Введение

Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.

1.1.Личностный кризис: понятие, природа, виды.

1.2.Влияние личностного кризиса родителей на социальное развитие несовершеннолетних детей.

1.3.Личный кризис и родительство. Отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.

Глава 2.Проявление личностного кризиса родителей.

2.1. Изучение показателей личностного развития несовершеннолетних.

2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних детей с родителями, переживающими личностный кризис.

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ.doc

— 302.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

Кафедра педагогики социального образования

ОТДЕЛЕНИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА» 
 
 

                 КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

Личностный  кризис родителей, как фактор его  насильственного отношения к  детям. 
 
 

                        Работу выполнила:

                                                                                       Студентка группы СП-4

                                                                                                    Рамазанова Э.А.

                                                                                                  Работу проверил:

               Кандидат педагогических наук, доцент

                                                                                                   Гулюкина.О.Н. 
 
 

     Липецк 2010 

     Содержание

     Введение

      Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.

     1.1.Личностный  кризис: понятие, природа, виды.

     1.2.Влияние  личностного кризиса родителей  на социальное развитие несовершеннолетних  детей.

     1.3.Личный  кризис и родительство. Отражение  личностного кризиса родителей  на отношениях с несовершеннолетними детьми.

     Глава 2.Проявление личностного кризиса  родителей.

     2.1. Изучение показателей личностного  развития несовершеннолетних.

     2.2. Диагностика отношений несовершеннолетних  детей с родителями, переживающими  личностный кризис.

     Заключение

     Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      За  последнее десятилетие ситуация в  области  социальной педагогики существенно изменилась. В различных  учреждениях  возникают социально педагогические службы.  Почти  в  каждом  школе  работают  социальные педагоги, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего  поколения. Создано  много интересных развивающих и коррекционных программ для детей,  которые  активно используются  практическими  психологами.  Однако   специалисты   все   чаще указывают на то, что результаты оказываются ниже ожидаемых. Чаще  всего это связано с  тем,  что  проблемы  ребенка  являются  лишь  следствием  проблем взрослых членов семьи, например, супружеских отношений в семье,   личностных проблем родителей и т.п. В частности формирование личности  ребенка  зависит от стиля отношения родителей к  ребенку.  А  стиль  родительского  отношения зависит от социокультурных и семейных традиций,  от  клинико-психологических особенностей ребенка, от этологического фактора раннего контакта  ребенка  с матерью, от особенностей общения взрослых членов семьи между собой и  в  том числе от особенностей личности самого родителя.

      Актуальность темы обусловлена  недостаточной  изученностью  зависимости стиля отношения к ребенку от личностных особенностей  родителя.

     Многие  исследования связывают с насилием и отсутствием заботы о ребенке ряд личностных и поведенческих характеристик родителей. Родители, которые склонны плохо обращаться со своими детьми, обычно имеют низкую самооценку, плохой контроль над своими импульсами, проблемы с психическим здоровьем, а также демонстрируют антисоциальное поведение). Не заботящиеся о ребенке родители часто имеют те же проблемы; они также имеют трудности с планированием таких важных жизненных событий как брак, рождение ребенка или поиски работы. Многие из этих характеристик мешают заботе о ребенке и вызывают нарушения социальных взаимоотношений; такие родители не могут справиться со стрессом и не способны связаться с системами социальной поддержки. Родители, склонные к насилию, могут также иметь недостаточно информации о ребенке и предъявлять нереальные требования к его развитию. Исследование обнаружило, что такие родители проявляют большее раздражение и досаду в ответ на настроение и поведение своих детей, что они меньше поддерживают и любят их, играют с ними и отзываются на их нужды и что они более сдержанны и враждебны.

     Внутрисемейные  проблемы сложны и многогранны. Наивно считать, что их можно решить, ужесточив наказание родителей за неисполнение обязанностей. Такая однобокая мера лишь научит родителей тщательно скрывать свои ошибки. Ведь за редким исключением ни мать, ни отец не желают специально причинить вред своим детям. Причины у всех разные: у кого-то недостаточные заработки, кто-то рассеян и невнимателен, у кого-то нет времени, а кто-то слишком занят своими «взрослыми» делами. Решать такие проблемы нужно комплексно и прежде всего, убедить родителей обратить на это внимание. Тут должны работать и просвещение, и социальная реклама, и консультации специалистов. Проще говоря, родителей тоже нужно воспитывать и помогать им, а не бросаться их наказывать. Родитель должен чувствовать ответственность перед своим ребенком, а не страх наказания от государства.

     Вопрос  насилия в семье над детьми сравнительно недавно стал объектом интереса социальных и психологических наук, а вопрос о работе с родителями вообще почти не затрагивается. Почти во всех семьях, где родители прибегают к насилию, родители сами были жертвами насилия и им тоже нужна помощь. 

   Цель  исследования. Проанализировать характер влияния личностного кризиса родителей на социализацию несовершеннолетних детей в семье.

   Задачи  исследовать:

  1. Раскрыть сущность понятия « личностный кризис», выявить его природу.
  2. Охарактеризовать типичные проявления возрастного кризиса (средних лет) с ситуативной кризисной ситуацией.
  3. Показать влияния личностного кризиса родителей на социальное развитие их детей.
  4. Охарактеризовать отражение личностного кризиса родителей на отношениях с несовершеннолетними детьми.
  5. Наметить общую стратегию помощи семье, в которой родители переживают личностный кризис.

   Объект  исследования: личностный кризис родителей как фактор негативации воспитания и социального развития несовершеннолетних детей.

   Предмет исследования: насильственное отношение к детям в семье как проявление личностного кризиса родителей.  
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Детско-родительские отношения и проявление в них личностного кризиса родителей.

         1.1. Личностный кризис: понятие, природа, виды.

     На  различных этапах жизненного пути человек  сталкивается с кризисными ситуациями, которые могут спровоцировать личностный (экзистенциальный) кризис. Как представляется, в некоторых случаях можно выявить события, которые служат пусковым механизмом для кризиса, такие как несчастный случай, операция, полученное в результате травмы увечье. Это могут быть также ситуации, связанные со смертью любимого человека, переживанием различного рода утрат, потерей семьи или работы; кризисы, вызванные разлукой, одиночеством, неизлечимой болезнью, изменением социального статуса и др.

     Однако  природа кризиса такова, что среди  пусковых механизмов могут быть не только печальные или травматичные переживания. Причиной кризиса могут  быть и радостные, позитивные события - например, рождение ребенка, влюбленность, бракосочетание или повышение по службе. Иногда у кризиса вообще сложно найти какую-то внешнюю причину. Просто у человека появляется ощущение, что внутри что-то изменилось и сегодня он уже не может жить так, как жил вчера: он стал другим. Очень часто событие, "запускающее" кризис, может быть абсолютно незначительным; оно срабатывает по типу "последней капли". Таким образом, пусковые механизмы кризиса определяются не только внешним, но и внутренним содержанием, динамикой психологической жизни личности, которые так часто остаются за пределами сознания, а потому не поддаются контролю и предвидению.

     Говоря  о пусковых механизмах, надо учесть еще и тот факт, что возникновение  кризисов могут провоцировать не только события личной истории человека, но и экстремальные ситуации глобального  уровня, связанные с политическими, экономическими, социальными, экологическими и природными бедствиями. И если рассматривать нашу планету и то, что на ней происходит, как контекст для биологического, психологического и духовного развития всего человечества и отдельных людей, то связь между личностным и глобальными уровнями становится более очевидной. Как пишет Э. Йоманс, "те переживания, через которые проходят многие и многие люди в своей жизни, являются зеркальным отражением событий, происходящих на уровне более обобщенном" и в тоже время они являются "частью общей мировой ситуации". В этих случаях глубина переживаний личностью собственного кризиса может усугубляться масштабностью трагических событий.

     Личностные  кризисы – это психические  состояния, которые, по определению Н.Д.Левитова, являются целостной характеристикой психической деятельности на определенном отрезке времени, показывающей своеобразие протекающих психических процессов в зависимости от отраженных предметов и явлений, предшествующих состояний и свойств личности. По своей структуре психические состояния – это своего рода синдромы, отличающиеся по знаку (позитивные или негативные), предметной направленности, длительности, интенсивности, устойчивости и одновременно проявляющиеся в познавательной, эмоциональной, волевой и других сферах психики.

     Иногда  за кризисами закрепляются определенные названия - например, "первая любовь", "прощание с отчим домом", "кризис середины жизни", "кризис выхода на пенсию". Однако многие из подобных кризисов остаются безымянными и не привязываются к каким-либо внешним событиям, хотя и представляют собой серьезные личностные сдвиги, отражающиеся на всех сторонах жизни человека.

     Мы  видим, что внешние характеристики кризиса могут отличаться друг от друга: пусковые механизмы могут иметь совершенно различный характер, да и реакции на кризисные ситуации будут специфичными для каждого человека. Поэтому для понимания кризиса важно знать его внутреннюю суть, то есть психологический механизм возникновения. Как считает Д. Якобсон, кризис возникает, если жизненные события создают потенциальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей и при этом они ставят перед индивидом проблему, от которой он не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами". Итак, суть личностного кризиса - это конфликт между старым и новым, между привычным прошлым и возможным будущим, между тем, кто ты есть сейчас и тем, кем бы ты мог стать.

     Кризис  перемещает человека в маргинальное положение или нейтральную зону; положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых - еще нет. Это состояние "между небом и землей", "промежуточный период", о котором Э. Йоманс пишет, что это "время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения". О нахождении в этой пограничной области свидетельствует появляющееся в этот период сопротивление, переживаемое как страх изменений, как страх быть другим, оторваться от привычных и потому безопасных стереотипов и отправиться на поиски неизведанного в себе и в окружающем мире.

     Таким образом, кризис - это своеобразная реакция личности на ситуации, требующие  от нее изменения способа бытия - жизненного стиля, образа мышления, отношения  к себе, окружающему миру и основным экзистенциальным проблемам. Можно сказать, что если преодоление возрастных кризисов способствует развитию человека, то экзистенциальных - становлению личности. Итак, кризис - это ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста и любой кризис уже заложен в основном свойстве личности - стремлении развиваться и самосовершенствоваться, то есть постоянно изменяться.

     Для человека, переживающего кризис трансформации  личности, могут быть характерны следующие  переживания: непонимание происходящего  с ними и вызванная этим паника; страх сойти с ума или оказаться психически нездоровым; переживание своей одинокости в этом процессе и амбивалентные чувства - с одной стороны, желание получить поддержку, а с другой, - стремление уединиться, побыть одному; повышенная чувствительность к словам, поступкам и даже внутренним состояниям других людей. Этот кризис может вновь возродить к жизни старые обиды, захлестывающие человека своей болью и несправедливостью; могут актуализироваться страхи, в том числе связанные со смертью. Человек в этот период заново переоценивает свою жизнь, в результате чего им овладевают различные переживания за сделанное - чувство вины, раскаяния, скорби, злости и др.; меняются цели, смыслы, ценности и отношения, в частности, с близкими людьми.

Информация о работе “Ресоциализация несовершеннолетних осужденных”