Функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:20, реферат

Описание

Понятие конфликт имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.

Работа состоит из  1 файл

Функции конфликта.docx

— 88.62 Кб (Скачать документ)

22. Рубин Дж. Социальный  конфликт: эскалация, тупик, разрешение [Текст]/ Дж Рубин. - СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2002 - 352 с - ISBN 5-2719-0197-3.

23. Столяренко Л.Д. Психология  управления [Текст]: учеб. пособие/ Л.Д.  Столяренко - изд. 2-е. - Р нД.: Феникс, 2005. - 512 с - ISBN 5-222-07727-6.

24. Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов/ под  ред. Т.Ю. Базарова. - М.: Банки и  биржи, ЮНИТИ, 2002. - 423 с - ISBN 5-16-002240-6.

25. Шапиро С.А. Мотивация  и стимулирование персонала [Текст]/ С.А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с  - ISBN 5-476-00097-6.

 

 

 

 

Функции социальных конфликтов

Конструктивные  и деструктивные конфликты

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

Существуют пять простых  и четыре сложных формы патологической конфликтности.

Простые патологические формы  конфликтности:

  • бойкот;
  • саботаж;
  • травля (преследование);
  • словесная и физическая агрессия.

Сложные:

  • протест;
  • бунт;
  • революция;
  • война.

Насильственные  и ненасильственные действия

Подробную типологию насилия  предложил американский исследователь  Джозеф Хаймс.

К насильственным действиям исследователь, в частности относит такие как:

  • международные войны;
  • городские расовые мятежи;
  • организованная преступность в крупных городах;
  • убийства по заказу;
  • ограбление поездов и банков, похищение людей и др.

Другой полюс конфликтных  действий — ненасильственные действия, условно относимые к конструктивным. Классификацию ненасильственных действий (198 методов) составил американский профессор  Дж. Шарп.

К методам ненасильственного  протеста и убеждения он относит, в частности:

  • публичные выступления;
  • лозунги, карикатуры и символы;
  • молитвы и богослужения;
  • раздевание в знак протеста;
  • уничтожение своей собственности;
  • отказ от почестей;
  • отлучение от церкви;
  • невыход на работу;
  • эмиграция в знак протеста;
  • непотребление бойкотируемых товаров;
  • снятие банковских вкладов;
  • отказ от уплаты налогов;
  • забастовки заключенных;
  • бойкот выборов;
  • отказ от членства в международных организациях;
  • голодовка;
  • блокирование дорог;
  • стремление к заключению в тюрьму и многие другие.

Конструктивность, как правило, сужается до понятия "социальной нормы". Выход за пределы этой нормы и  есть деструктивная социальная патология.

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

  • функция разрядки напряженности между антагонистами, “выхлопного клапана”;
  • «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;
  • функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;
  • функция содействия формированию социально необходимого равновесия;
  • гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;
  • оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;
  • оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

  • неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;
  • уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;
  • абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;
  • представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;
  • смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;
  • возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

  • отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;
  • подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;
  • степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;
  • следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.
 

 

                                                           2.5. Функции конфликтов

Позитивные 

Негативные 

разрядка напряженности  между конфликтующими сторонами 

большие эмоциональные, материальные затраты на участие  в конфликте 

получение новой  информации об оппоненте 

увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом

представление о  побежденных группах, как о врагах

стимулирование  к изменениям и развитию

чрезмерное увлечение  процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

снятие синдрома покорности у подчиненных 

после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников 

диагностика возможностей оппонентов

сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).


 

1.3. Функции конфликта 
 
Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные социальные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. В свободно структурированных группах, где конфликт считается нормой и существуют разнообразные механизмы его урегулирования, конфликт, как правило, способствует большой жизнеспособности, динамизму и восприимчивости к прогрессу. В тоталитарно организованной социальной группе конфликт не признается в принципе, а единственным механизмом его разрешения является подавление силой. Подавленный конфликт становится дисфункциональным, ведущим людей к дезинтеграции, обострению старых и возникновению новых противоречий. 
 
Нерешенные противоречия накапливаются, а если проявляются в форме конфликта, то ведут к серьезным социальным потрясениям.  
 
Среди позитивных функций конфликта по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

 

  • конфликт полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов; он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы. При завершении конфликтов более чем в 5% случаев удается полностью, в основном, или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе;
  • конфликт позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной – ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке;
  • конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций;
  • конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности;
  • при отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих;
  • межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

 

 

 
 
Негативные  функции межличностных конфликтов:

 

  • большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников;
  • неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а, значит, травмированием оппонентов;
  • конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта;
  • конфликты — это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь к другой стороне, враждебность, ненависть нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются;
  • конфликт формирует негативный образ другого — «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту. Это выражается в предвзятом отношении к нему и готовности действовать в ущерб ему;
  • конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта обращают меньше внимания на качество работы, учебы. Но и после конфликта оппоненты не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как и до конфликта;
  • конфликт закрепляет в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем. Победив однажды с помощью насилия, человек воспроизводит данный опыт в других аналогичных ситуациях социального взаимодействия;

 
 
Конфликты зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут  способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т.д.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Источники конфликтов — это противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: знаний, умений, способностей, личностных качеств; функций управления; эмоциональных, психических и других состояний; технологических, экономических и  других процессов; целей, средств, методов  деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентации; взглядов, убеждений; в понимании, интерпретации информации; ожиданий, позиций; оценок и самооценок.

Конфликты играют важную роль по отношению к их участникам и социальной среде. Это влияние  многозначно и может быть рассмотрено  как функциональность конфликта, который  воздействует на психику, поведение, деятельность как оппонентов, так и окружающих. В повседневной жизни сложилось  однозначное отношение к конфликту  как к симптому неблагополучия, негативному, нежелательному явлению, разрушающему нормально функционирующую социальную систему.

Любой конфликт представляет собой целостную динамическую систему (динамическую целостность). Конфликт — это всегда процесс, переход  от одной ситуации к другой, каждая из которых характеризуется своей  степенью напряженности между участниками  противоборства. Но, несмотря на эту  динамику, любой конфликт характеризуется  определенным инвариантом его элементов, образующих внутреннюю структуру конфликта  как целостного явления. В данной работе кратко постараюсь, пользуясь  соответствующим теоретическим  материалом изложить основы структуры  конфликтов и их функции.

1. СТРУКТУРА КОНФЛИКТА

По своему характеру и  природе все элементы конфликта  могут быть разделены на два вида: 1) объективные (внеличностные) и 2) личностные.

1.1 Объективные элементы  конфликта

К объективным элементам  конфликта относятся такие его  составляющие, которые не зависят  от воли и сознания человека, от его  личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются: объект конфликта; участники конфликта; среда конфликта.

1.1.1 Объект конфликта

Вспомним основные характеристики объекта конфликта:

1) под объектом конфликта  понимают ту ценность, по поводу  которой возникает столкновение  интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта  могут быть ценности самого  различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные,  ресурсные, религиозные, политические  и т.д.;

3) объект конфликта не  существует безотносительно его  субъектов. Напротив, он всегда  связан с интересами участников  конфликта, причем эти интересы  находятся в противоречии;

4) объект конфликта носит  релятивистский характер, что прямо  вытекает из предыдущего положения;

5) объект конфликта всегда  имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и  не способен одновременно удовлетворить  обе стороны, участвующие в  конфликте;

6) объект конфликта может  быть явным и латентным.

 

1.1.2 Участники конфликта

Другой основной элемент  социального конфликта — его  участники. В конечном счете, конфликта  ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные  социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и  т.д., которые также могут выступать  участниками противоборства. Таким  образом, участников конфликта, как  и самих конфликтов, может быть великое множество.

Информация о работе Функции конфликта