Функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:04, контрольная работа

Описание

В данной контрольной работе дана общая характеристика межличностных конфликтов, также рассмотрены конструктивные и деструктивные функции конфликтов.

Работа состоит из  1 файл

кр конфликтология ванцай.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     В повседневной жизни сложилось достаточно однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Возникновение  конфликта в цехе или отделе, в  семье или в кругу друзей рассматривается  как симптом неблагополучия, и  силы заинтересованных сторон направляются на его преодоление. Те, кто признает конфликт нежелательным явлением, считают его разрушителем нормально функционирующей социальной системы. По их мнению, в своей основе конфликт не присущ системе и возникает тогда, когда активизируются силы, которые стремятся создать нестабильность в данной системе. С помощью механизма гомеостаза система возвращается в стабильное состояние.

     Другая  научная традиция рассматривает  конфликт как необходимый компонент  социальных отношений. Такая точка  зрения присутствует в трудах Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Вебера, Маркса, Козера, Дарендорфа. В соответствии с ней факт дефицита в обществе сам по себе достаточен, чтобы вызвать конфликт. Каждый человек стремится увеличить свою долю дефицитных ресурсов и, если необходимо, за счет других [4,111].

     Для реального мира необходимо пересечение  различных взглядов, конфликтов, изменений. Именно конфликт и изменения дают свободу людям, без них свобода  не возможна (Р. Дарендорф).

     В данной контрольной работе дана общая характеристика межличностных конфликтов, также рассмотрены конструктивные и деструктивные функции конфликтов.

     Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 
 

Конструктивные  функции конфликта

     Среди конструктивных функций конфликта  по отношению к основным участникам можно выделить следующие:

     − Конфликт устраняет полностью или  частично противоречие, возникающее  в силу несовершенства организации  деятельности, ошибок управления, нерадивости  отдельных работников и т.п. Он высвечивает  узкие места, нерешенные вопросы, факты недостаточной деловитости и порядочности. При завершении конфликтов в более чем 65% случаев удается полностью, в основном или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.

     − Конфликт позволяет более глубоко  оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем. Конфликт тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации. Он способствует более глубокому познанию друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценного в человеке. Приблизительно в 10 − 59 % конфликтных ситуаций взаимоотношения между оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него.

     − Конфликт позволяет ослабить психическую  напряженность являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, особенно сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, помимо возможных негативных последствий, снимает у человека эмоциональную напряженность, приводит в последующем к снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.

     − Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту; расширить  сферу и способы взаимодействия с окружающими. Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.

     − Конфликт может улучшить качество индивидуальной деятельности. После завершения конфликтов по вертикали в 28% случаев повышается качество индивидуальной деятельности руководителя (в 17% случаев качество деятельности руководителя ухудшается). Связано это, видимо, с тем, что руководитель в силу своего статуса чаще добивается своего.  Не конфликтуйте с начальством! [6,321].

     Сравнение динамики изменения качества деятельности руководителя и подчиненного показывает, что качество индивидуальной деятельности подчиненного значительно чаще (почти в четыре раза) ухудшается в ходе конфликта по сравнению с качеством деятельности руководителя. После конфликта руководитель или не меняет отношения к работе, или лучше относится к выполнению обязанностей, чем до конфликта. Объясняется это тем, что руководитель значительно чаще добивается своих целей в конфликте, чем подчиненный.

     − При отстаивании справедливых целей  в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Это происходит в четыре раза чаще, чем в отношении к участнику конфликта, который отстаивал в борьбе сомнительные цели.

     − Межличностные конфликты, будучи отражением противоречий процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими и могут быть определены как конфликты становления, самоутверждения, социализации.

     − Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).

     − Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в  организациях  почти  в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности,  чем  отрицательно.

     − Конфликт проявляет общественное мнение.

     − Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

     − Конфликт  может  выполнять  функцию сплочения группы (и даже целого народа).

     − В  научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения (В споре рождается истина).

     − Завершение  конфликта  часто  сопровождается повышением дисциплины работников,  ускорением реагирования сотрудников на замечания и пожелания друг друга, установлением более доброжелательной обстановки.

     Конфликт  иногда оказывает значительное воздействие  на микро- и макросоциальную среду. Чем интенсивнее связи оппонентов с окружением, тем это влияние ощутимее. Влияние конфликта на группу, где он происходит, зависит также от рангов участников, отстаиваемых интересов, интенсивности противоборства.

     Конструктивные  функции конфликтов по отношению  к социуму заключаются в следующем [2,46].

     − Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества. Он поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником нововведений и развития. Выявлено, что в инновационных конфликтах именно новатор выступает его инициатором и часто добивается изменений. Одной из форм осуществления инновации является конфликт. Конфликт высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы. С помощью конфликта руководитель или группа регулирует поведение отдельных лиц. Конфликт может выступать инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения. Конфликт часто улучшает эффективность совместной деятельности коллектива. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. Конфликт зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки. Обнажая противоречие, конфликт актуализирует гуманистические ценности. Поскольку основой возникновения конфликта служит отрицание предшествующих отношений между сторонами, то конфликт может способствовать созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива.

     − Известно, что конфликт может выполнять  функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей. В научных коллективах конфликты, обусловленные предметно-познавательной деятельностью их членов, создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследовательского поведения, что способствует поиску продуктивных решений проблем.

     − Конфликт оптимизирует межличностные  отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Обычно повышается трудовая дисциплина, руководитель более чутко реагируют на нужды подчиненных, снимается напряженность в отношениях, устанавливается более доброжелательная обстановка. Это происходит почти в каждом втором конфликте.

     Влияние конфликта на его участников и  социальное окружение имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для кого из участников он конструктивен, а для кого − деструктивен.

     Среди конструктивных функций конфликта  можно выделить: устранение противоречия в функционировании коллектива; более  глубокое познание участниками конфликта друг друга; ослабление психической напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и гибели людей; разрушает межличностные отношения, вызывает болезни; может ухудшать качество индивидуальной деятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности [2,311].

     Положительное влияние конфликта на социальное окружение заключается в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические ценности, может способствовать сплочению группы перед внешней опасностью и др.

     Рассмотренные конфликты могут выполнять как позитивные, так и негативные функции. Исследования в этой области (первые из которых были проведена Л.Козером, Р.Дарендорфом) позволили сформулироватщ ряд позитивных функций конфликта, оказывающих положительное влияние на развитие организации:

  • группообразование, установление и поддержание нормативных и физических параметров группы, результате конфликта выявляются узкие места и нерешенные вопросы в управлении организацией, формировании структурных подразделений, недостатках квалификации отдельных специалистов, существующем разделении труда между группами;
  • разрядка напряженной обстановки. В результат конфликта в группе, в организации происходи конфликтное взаимодействие, сопровождаемое бурными эмоциональными реакциями, которое, помимо возможных негативных последствий, снимает у eе участников эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций;
  • установление и поддержание относительно стабильной структуры внутригрупповых и межличностных отношений. Конфликты поддерживают социальную активность людей, способствуют предотвращению застоя, служат источником нововведений и инноваций;
  • сплачивание группы, организации перед лицом внешних трудностей, угрозы существованию и развитию;
  • создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти, социального контроля;
  • создание новых информационных институтов;
  • диагностика возможностей оппонентов, выявление вероятных ответных действий другой стороны;
  • выявление нарушений функционирования организаций. Именно конфликт позволяет определить, что в организации не все в порядке, какие требуются изменения.
 
 
 
 
 

Деструктивные функции конфликта

     Помимо  конструктивных функций конфликт, как  правило, имеет и деструктивные  последствия.

     − Большинство конфликтов оказывает  выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.

     − Неблагополучно развивающиеся конфликты  могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмированием оппонентов. Статистика свидетельствует, что большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликтов. Огромным количеством жертв, как правило, сопровождаются межэтнические и межгосударственные конфликты.

     − Конфликт как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом. При частых и эмоционально напряженных конфликтах резко возрастает вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических  нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.

     − Конфликт − это деструкция системы  межличностных отношение, которые  сложились между субъектами взаимодействия до его начала. Появляющаяся неприязнь  к другой стороне, враждебность, ненависть  нарушают сложившиеся до конфликта взаимные связи. Иногда в результате конфликта взаимоотношения участников вообще прекращаются.

     − Особенно ухудшаются отношения между  оппонентами в ходе конфликта. После  его завершения происходит частичная  нормализация взаимоотношений, но они редко полностью восстанавливаются. В конфликтах между государственными служащими после завершения конфликта отношения оппонентов, еще более ухудшаются. Это связано с тем, что в значительной части данных конфликтов один из оппонентов обычно вынужден увольняться, что не способствует восстановлению взаимоотношений.

     −  Конфликт формирует негативный образ  другого «образ врага», который способствует формированию негативной установки  по отношению к оппоненту. Это  выражается в предвзятом отношении  к нему и готовности действовать в ущерб ему.

     − Конфликты могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов. Участники конфликта  обращают меньше внимания на качество выполнения обязанностей по работе. Но и после конфликта оппоненты  не всегда могут работать с такой же продуктивностью, как до конфликта.

Информация о работе Функции конфликта