Функции конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:20, реферат

Описание

Понятие конфликт имеется множество определений и толкований. Мы определяем конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.Конфликты - это не всегда обязательно что-то плохое. Плохим и негативным может быть поведение в конфликтной ситуации.

Работа состоит из  1 файл

Функции конфликта.docx

— 88.62 Кб (Скачать документ)

Особенность восприятия конфликтной  ситуации – его искаженность. наибольшему  искажению подвергаются мотивы поведения  сторон, их действия, высказывания и  поступки, личностные качества оппонентов.

Влияние конфликта на его  участников и социальное окружение  имеет двойственный, противоречивый характер. Это связано с тем, что  отсутствуют четкие критерии различения конструктивных и деструктивных  конфликтов, трудно дать обобщенную оценку результатов конфликта. Кроме того, степень конструктивности конфликта  может меняться по мере его развития. Также необходимо учитывать, для  кого из участников он конструктивен, а для кого деструктивен.

Среди конструктивных функций  конфликта можно выделить: устранение противоречия в функционировании коллектива; более глубокое познание участниками  конфликта друг друга; ослабление психической  напряженности; способствование развитию личности; улучшение качества деятельности; повышение авторитета участника  в случае его победы. Негативное воздействие конфликта заключается  в том, что он: значительно ухудшает настроение; приводит к насилию и  гибели людей; разрушает межличностные  отношения, вызывает болезни; может  ухудшать качество индивидуальной деятельности; способствует закреплению социальной пассивности личности.

Положительное влияние конфликта  на социальное окружение заключается  в том, что он: активизирует социальную жизнь, высвечивает нерешенные проблемы, актуализирует гуманистические  ценности, может способствовать сплочению  группы перед внешней опасностью и др. Негативное влияние конфликта  заключается в нарушении системы  отношений, ухудшении социально-психологического климата, качества совместной деятельности, снижении сплоченности группы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Козырев Г.И. Введение  в конфликтологию: Учеб. пособие  для студ. высш. Учеб. заведений. —  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 176с.

2 Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

3 Амурский Государственный  Университет. Конфликтология. Хрестоматия  (для студентов гуманитарных отделений  и факультетов университетов). Составитель  В.Н. Кологривов. Благовещенск. 2001. –  487 с.

4 Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.П. Дедов, А.В. Морозов,  Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова / Под  ред. А.В. Морозова. — М.: Издательский  центр «Академия», 2002. — 336 с.

5 Русский Гуманитарный  Интернет Университет. Библиотека  учебной и научной литературы. WWW.I-U.RU - 162 с. 

6 Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология: Учебник для  вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999 – 551 с.

  Контрольная работа по конфликтологии

 

 

 

                             Выполнил:  курсант заочного отделения

                                       экономического факультета

                                       специальности 061100

                                       шифр ЭЗС 1 538

                                       вариант № 8

                                       Миклашевская Н.Я.

                             Дата выполнения:            5 ноября 1999г.

 

 

 

                              Калининград 1999

 

 

 

Жизненная практика людей показывает, что межличностные  отношения  протекают

зачастую  в  условиях  конфликтов,  которые  являются  неотъемлимой   частью

человеческий отношений и  поэтому  существуют  столько,  сколько  существует

человек.  Современные  исследования  немецких,   австрийских,   американских

социологов начала ХХ века: Л. Гумплович,  Д.  Смолли,  У.Самнер,  Г.Зиммель,

рассматривают  конфликты  как  неизбежное  явление  в  общественной   жизни,

вытекающее из свойств человеческой природы и  присущего  личности  инстинкта

агрессивности.  Конфликт  –  это  «столкновение   противоположных   позиций,

мнений, оценок и идей, которые люди пытаются разрешить с  помощью  убеждения

или действия на фоне проявления эмоций» [2, c.52]. Основой любого  конфликта

является накопившиеся противоречия, объективные и субъективные,  реальные  и

иллюзорные.  Конфликт  –  это  «важнейшая  сторона  взаимодействия  людей  в

обществе, своего рода  клеточка  социального  бытия»,  это  форма  отношения

между  потенциальными  или  актуальными  субъектами  социального   действия,

мотивация  которых  обусловлена  противостоящими   ценностями   и   нормами,

интересами и потребностями. [2, c.105].  Существенной  стороной  социального

конфликта является то, что его  субъекты действуют в рамках  некоторой  более

широкой   системы   связей,   которая   модифицируется   (укрепляется    или

разрушается) под  воздействием  конфликта.  Всякая  организация  проходит  в

своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может  существовать

без  определенной  напряженности  и  без   столкновения   между   позициями,

представленными в ней, между группировками  людей.

 

      Расхождения во  взглядах – неизбежный результат  того, что у людей  есть

свои представления о том, что  правильно, а что нет. В  конфликтной  ситуации

происходит столкновение интересов  нескольких сторон, преследующих  различные

цели и  имеющих  для  достижения  некоторый  набор  альтернатив,  каждая  из

которых приводит к одному (или  одному  из  нескольких)  возможному  исходу.

Поэтому, характерной чертой конфликта  является неопределенность его исхода.

      Конфликты могут  быть скрытыми или явными, но  в основе их всегда  лежит

отсутствие согласия, обусловленное  наличием разнообразных мнений,  взглядов,

идей, интересов, точек зрения. Однако  оно  не  всегда  выражается  в  форме

явного  столкновения.  Это  происходит  только  тогда,  когда  «существующие

противоречия,  разногласия   нарушают   нормальное   взаимодействие   людей,

препятствуют достижению поставленных целей» [3, c.25]. В таком  случае  люди

просто  бывают  вынуждены  каким-либо  образом   преодолевать   разногласия,

вступать в открытое конфликтное  взаимодействие.

      Каждая из участвующих   в  конфликте  сторон  делает  все,  чтобы  была

принята ее точка зрения или цель, и  мешает  другой  стороне  делать  то  же

самое. Конфликт «обычно ассоциируется  с агрессией,  спорами,  враждебностью,

напряжением и другими  эмоционально-негативными  явлениями.  Но  …  конфликт

помогает выявить разнообразие точек  зрения,  дает  дополнительную  энергию,

позволяет проанализировать большое  количество альтернатив и т.д.»  [2,c.97].

Как замечает В. Франк, «не всякий конфликт обязательно невротичен,  огромное

количество конфликтов  нормально  и  вполне  естественно,  точно  ток  же  и

страдание не всегда является патологическим явлением» [7,  c.11].  Тот,  кто

опирается на сотрудничество,  не  старается  добиться  своей  цели  за  счет

других, а ищет  решения  проблемы,  устраивающего  всех.  Лучший  девиз  при

возникновении и решении конфликта: «Не ты против меня, а  мы  вместе  против

проблемы»  [2,c.97].  Это  делает  процесс  выработки  решения  группой  или

отдельными  руководителями  более  эффективным,   дает   возможность   людям

выразить свои мысли  и  чувства,  удовлетворить  потребности  в  уважении  и

власти. Это также помогает более  эффективно выполнять  планы,  проекты  и  в

результате создает условия  для интенсивного развития организации.

       При  оценке  последствий   конфликта   большую   трудность   вызывает

субъективность  суждений  индивидов.  Например,  реконструкция  предприятия,

ставшая  возможной  в  результате  производственного   (социально-трудового)

конфликта – объективно  положительное  явление,  но  с  точки  зрения  части

работников, вынужденных уволиться  с  предприятия  в  результате  сокращения

штатов,  данный  конфликт  будет  оценен  как  негативный.  Позитивное   или

негативное воздействие конфликта  во многом обусловлено также той  социальной

системой, в которой присутствует  конфликт.  «В  свободно  структурированных

группах  и  открытых  обществах,  где  конфликт  считается  нормой   и   где

существует  многообразные  механизмы  его  урегулирования,   конфликт,   как

правило, способствует большей жизнеспособности, динамизму и  восприимчивости

к прогрессу» [1, c.120].

      Существует 2 группы  конфликтов:

.  функциональные  (положительные)  –  ведут  к   повышению   эффективности

   организации. При функциональных  конфликтах «оппоненты не выходят  за рамки

   этических норм, совместно  ищут решение назревших проблем  и  рассматривают

   разумные аргументы» [2, c.104].

.   дисфункциональные   (негативные)   –   приводят   к   снижению   личной

   удовлетворенности,   разрушают   групповое   сотрудничество.    Возникают

   вследствие социально-психологической   несовместимости  людей,  затрудняют

   принятие необходимых решений.

 

   Попадание конфликта в  одну из этих групп  во  многом  зависит  от  умений

решать  проблемы  межличностных  отношений  у   руководителя.   «Эффективный

менеджер  регулирует  неизбежные  конфликты  в  рамках   организации   таким

образом,  что  большинство  участников,  вовлеченных  в   процесс   принятия

решения,  остаются  убежденными,  что  вопрос  решился  по   справедливости»

[5,c.37]. Именно степень эффективности   управления  конфликтом  воздействует

на последствия, которые станут дисфункциональными или функциональными.

Как и сами конфликты функции  конфликтов можно  рассматривать  с  двух  точек

зрения – как положительные  или отрицательные.

 

К позитивным функциям конфликта относятся:

 

 Конфликт вскрывает  и   разрешает  возникающие  в   отношениях  между  людьми

противоречия и тем самым  способствуют общественному развитию.  «Своевременно

выявленный  и  разрешенный  конфликт  может  предотвратить  более  серьезные

конфликты, ведущие к  тяжелым  последствиям»  [1,  c.120].  Образно  говоря,

конфликт «осуществляет контроль»  за соблюдением общепринятых  норм,  правил,

ценностей  и  одновременно  создает  новые  социальные  нормы  и  институты,

обновляя существующие.

Функция  стабилизации  внутригрупповых  и  межгрупповых  отношений   снижает

социальное напряжение, приводит к  разрядке  напряженности  между  сторонами

конфликта. Конфликт выявляет позиции,  интересы  и  цели  участников  и  тем

самым  способствует  сбалансированному  решению  возникающих   проблем.   «В

открытой социальной  системе  конфликт  выполняет  роль  «предохранительного

клапана»,  своевременно  выявляя   возникающие   противоречия   и   сохраняя

социальную структуру в целом» [1, c.121]. Поддерживает  баланс  сил,  в  том

числе и власти.

Конфликт  «многократно  увеличивает  интенсивности   связей   и   отношений,

стимулирует социальные процессы,  придает  обществу  динамичность,  поощряет

творчество и  инновации,  способствует  общественному  прогрессу»,  то  есть

.обладает инновационной функцией. [1,  c.120].  С  помощью  конфликта   можно

преодолеть препятствия на пути  экономического,  социального  или  духовного

развития коллектива.  Под  влиянием  противоборства  или  в  результате  его

прекращения  происходит  известная  трансформация  состояния   межличностных

отношений.  Правильно  урегулированный  конфликт  «улучшает  психологические

характеристики коллектива и вызывает усиление социальной активности за  счет

изменения всех важнейших  характеристик,  сплоченности,  авторитета,  уровня

идентификации с общими целями и  удовлетворенности членством  в  организации,

взаимного доверия и уважения» [2, c.61].

В  состоянии  конфликта  люди  обычно  четко  осознают  как  свои,   так   и

противостоящие  им  интересы,  полнее  выявляют  существование   объективных

проблем и противоречий общественного  развития.

Конфликт  имеет   информативную   функцию,   т.к.   способствует   получению

информации  об  окружающей  социальной   среде,   о   соотношении   силового

потенциала конкурирующих формирований.  Создает  условия  для  идентификации

группы,  помогает  находить  друзей  и  союзников  и   выявляет   врагов   и

недоброжелателей. Информативная  сторона имеет две  стороны,  сигнализирующую

и  коммуникативную.  Сигнализирующая   функция   выражается   в   том,   что

«администрация начинает  обращать  внимание  на  нетерпимые  условия  труда,

произвол, различного рода злоупотребления. Стремясь не  допустить  эскалации

конфликта, она  принимает  меры  для  смягчения  создавшейся  ситуации»  [6,

c.198].  Коммуникативная  сторона   выражается   в   том   ,что   для   обеих

конфликтующих  сторон  необходимо   располагать   информацией,   позволяющей

сделать выводы о стратегии и  тактике своего противника,  ресурсах,  которыми

он  располагает.  Расширяя  информационный  потенциал,   стороны   усиливают

коммуникативный  обмен  друг  с  другом,  познавая  гораздо  больший   объем

информации о факторах и причинах, интересах и целях, позициях  и  программах

выхода их конфликта.

Интегративная  функция  конфликта  заключается   в   сплочении   коллектива,

Информация о работе Функции конфликта