Факторы формирования конкурентоспособного юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Исследовать факторы формирования конкурентоспособного юриста.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности;
Рассмотреть механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности;
Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности юриста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА 5
1.1. Сущность и значение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоориентированность» 5
1.2. Система, механизмы и факторы обеспечения студентом своей конкурентоспособности 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения 12
2.2. Стремление к жизненному успеху 21
2.3. Развитие личностных качеств 25
2.4. Целеполагание, целеустремленность 27
2.5. Самомотивация и стратегическая ориентация на успех 30
2.6. Самопозиционирование себя как профессионала 32
2.7. Организаторские качества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Факторы формирования конкурентоспособного юриста.docx

— 225.62 Кб (Скачать документ)

     - психологическую избирательность;

     - практическую направленность интеллекта;

     - психологический такт.

     2. Эмоционально-волевая действенность (влиятельность). Она складывается из таких факторов, как энергичность, устремленность, способность «заряжать» окружающих своими желаниями, оптимизм в продвижении цели, требовательность, критичность.

     3. Склонность к организаторской деятельности, включающая:

     - готовность к организаторской деятельности, начиная отмотивации и заканчивая профессиональной подготовкой;

     - самочувствие в процессе организаторской деятельности (тонус);

     - работоспособность.

     Таким образом, необходимо постоянно расширять  свой кругозор и развивать системное  нестандартное мышление, умение разбираться  во внутренней взаимосвязи действующих  факторов и их взаимодействии с внешней  средой. Вы должны приобрести высокие  человеческие качества и научиться  быть хорошим психологом, уметь пойти  на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать  бизнес-план, вести маркетинговые  исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка  и занятия в нем новых ниш.

     Приведенные выше модели дают разностороннее представление  о деятельности современного организатора.

     Далее мы рассмотрим модель развития организаторских  способностей применительно к учебному процессу и приведем модель развития навыков организаторской деятельности студента (рис. 2.5).

     

     Рис.2.5. Модель развития организаторских навыков студента

     Модель  формирования и развития навыков  организаторской деятельности студента представляет собой систему, состоящую  из двух направлений: во-первых, самостоятельное  развитие своих личностных качеств  и умений; во-вторых, приобретение опыта  организаторской деятельности. И  этому должен в первую очередь  способствовать вуз.

     Организаторские способности  руководства людьми основываются на целом комплексе социально-психологических  качеств и свойств. Остановимся  на интересующей нас характеристике студента как менеджера-лидера.

     Определим качества, присущие лидеру-организатору.

     1. Биологические качества и факторы, влияющие на эффективность деятельности менеджера: пол, возраст, здоровье, темперамент.

     2. Психологическая характеристика качеств менеджера. Комплексный подход к оценке психического здоровья студента позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений: свойства личности, психические состояния, психические процессы.

     3. Специфические психологические особенности личности руководителя: активность; повышенная ответственность; креативность мышления, коммуникативность; организаторские способности; нравственно-этические характеристики; мотивационные факторы; волевая сфера; эмоциональная сфера; личный характер; психодинамические характеристики.

     4. К объективным факторам эффективного руководства относят социально-экономическое положение человека (его статус в обществе и образование).

     Суммируя  вышесказанное, мы можем назвать  специфические свойства и черты  лидера-организатора, которые вам  необходимо развивать:

     1) адекватность (самокритичность, личная устойчивость);

     2) креативность, развитое воображение, гибкость мышления;

     3) коммуникативность;

     4) инициативность;

     5) самоориентация, устойчивость к групповому давлению;

     6) высокая мотивация к успеху;

     7) радикализм (настроенность к экспериментам, новациям, склонность к риску);

     8) чувствительность, стремление к покровительству;

     9) практичность, реалистический подход;

     10) организованность, дисциплинированность;

     11) стремление возглавлять группу, заниматься организаторской деятельностью.

     В современных условиях лидерство должно стать обязательным качеством преуспевающего студента, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Изучение личностных лидерских качеств, обусловливающих  эффективность руководства, позволило  выделить необходимые качества личности организатора и лидера.

     Организатором обычно становится тот, кто обладает не только профессиональными качествами руководителя, ценимыми другими членами группы, но и личностными достоинствами лидера.

     Одним из важнейших условий обеспечения  эффективной работы студенчества является организация рабочего процесса и  управление организационной культурой  в вузе.

     Пример  студенческого объединения в  Пензенском ГУАС – это Институт студенческих лидеров (ИСЛ), созданный  при Институте экономики и  менеджмента (подробнее о деятельности ИСЛ см. в гл. 5 данного учебного пособия).

     Выдающиеся  менеджеры США, Европы, Японии в качестве важнейших факторов успеха в деятельности управленца выделяют: желание и интерес человека заниматься управленческой деятельностью; умение работать с людьми, общаться, влиять на людей; гибкость и оригинальность мышления; оптимальное сочетание риска и ответственности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, а также их последствия.

     По  мнению президентов крупных японских компаний, «менеджер-президент» (лидер-организатор) должен обладать следующими качествами: энергичная инициативность и решительность  в условиях риска (42 %); долгосрочное предвидение и гибкость (34 %); упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10 %); широта взгляда, глобальный подход к делу (29 %); способность полностью использовать возможности сотрудников (24 %); готовность выслушивать мнение других (22 %); способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20 %); умение четко формулировать цели и установки (17 %); личное обаяние (22 %); умение правильно использовать свое время (15 %); открытый стиль управления – стиль сотрудничества (19 %).

     Так, А. Маслоу рассматривал становление  личности управленца как работу по самоактуализации, которая предполагает: адекватное принятие самого себя; критическое  отношение к собственным ошибкам  без жесткой критики; ответственность  за свои поступки; способность быть открытым новому опыту; способность  принимать уникальность других; способность  к глубоким межличностным отношениям и др.

     М. Вудкок, Д. Френсис представили ряд  умений и организаторских способностей, необходимых специалисту. К ним  относятся: способность управлять  собой; разумные личные цели и ценности; упор на постоянный личностный рост и  самосовершенствование; способность  к инновациям; высокая способность  влиять и взаимодействовать с  людьми; знание современных управленческих подходов; умение обучать и развивать  подчиненных; умение формировать эффективные  рабочие группы.

     В современных условиях организаторские  качества должны быть обязательными  для преуспевающего человека. Хотя настоящим организатором нельзя стать по приказу, по назначению вышестоящей  организации, им становятся благодаря  своим личным качествам и способностям независимо от должности в служебной  иерархии. Однако слияние роли руководителя и организатора в одном лице наиболее желательно и перспективно.

 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Таким образом, понятие «конкурентоспособность» можно определить как «свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке».

     В книге В.И. Андреева «Конкурентология»  понятие «конкурентоспособная личность»  трактуется как «личность, для которой  характерны стремление и способность  к высокому качеству и эффективности  своей деятельности, а также к  лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной  борьбы со своими конкурентами».

     Основные  факторы, тормозящие профессиональный рост и повышение конкурентоспособности выпускников, – отсутствие жизненного опыта, неготовность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность, психологические проблемы в общении с коллективом, неготовность к интенсивному труду.

     Сформулируем  факторы, которым современные студенты-юристы должны уделять особое внимание:

     - качество работы и надежность (тщательность и точность выполнения работы, ответственность; степень уверенности руководителя в том, что данный работник выполнит свое задание);

     - глубина профессиональных знаний, понимание ступеней работы;

     - способности, инициатива и творчество (активная заинтересованность в выполнении работы; способность к выдвижению оригинальных идей, решений, путей; повышение культуры, расширение кругозора, развитие способностей);

     - стремление к успеху, ориентация на удачу;

     - знания и опыт работы;

     - выдержка (способность сосредоточиться и работать с требуемой производительностью в напряженных условиях, высокая работоспособность);

     - семейное благополучие работника;

     - целеустремленность и наличие плана достижения целей (потребность в достижении цели, ориентация на конечный результат; освоение техники личной работы; способность жить и работать по плану и системе).

     Одними  из основных показателей, влияющих на конкурентоориентированность и  конкурентоспособность молодого специалиста  на рынке труда, также являются: уровень  здоровья и работоспособность; уровень  профессионализма и компетентности; уровень семейного благосостояния; уровень сознания, стремления работника; техника личной работы; карьерное  и жизненное планирование и т. д.

     Таким образом, в данной работе мы исследовали  факторы формирования конкурентоспособного юриста.

     Рассмотрели сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности. Рассмотрели механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности. Рассмотрели факторы формирования конкурентоспособного юриста.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер Ю.П., Липкина В.В. Лидерство как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности // Стандарты и качество. - 2000. - N 10. - С.14-22. - Библиогр.: 45 назв.

2. Азоев Г.Л., Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы / Гос. ун-т управления, Нац. фонд подготовки фин. и упр. кадров. - М.: ОАО "Тип. "Новости", 2000. - 256 с.: ил., табл. - Библиогр. в кон. глав.

3. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности Изд-во: Центр инновационных технологий. Казань, 2004. – 468 с.

4. Борисова Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки. Набережные Челны, 1996.

5. Вирина И.В. Рынок труда и необходимость формирования конкурентоспособности у работников. Исследование социально-экономических проблем современной России: по материалам международной научно-практической конференции аспирантов / Выпуск первый. – М.: Изд-во Института молодежи, 1999. С. 96—102.

6. Вирина И.В. Самомаркетинг при трудоустройстве молодых специалистов // Научные труды аспирантов и докторантов. Образование и труд / Выпуск 6 (16) — М.: Изд-во МГСА, 2003. С. 52—56.

7. Вирина И.В. Проблемы конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда // Высшее образование для XXI века: вторая международная научная конференция, МосГУ: Социальное образование: материалы докладов секции: Ч. 3. — М.: Изд-во МосГУ, 2005. С. 23—28.

8. Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов // Социальные технологии и исследования. 2005. № 6.

9. Иноземцев Ю. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности // Экономист. - 2000. - N 10. - С.92-94.

10. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера / Пер. с англ. – М.: Вече, Персей, АСТ, 1998. – 2-е изд. – 480 с.

11. Корабельников В.М. Формирование стратегии конкуренции // Коммерческая деятельность и предпринимательство: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГИЭА, 1999. - С.28-34. - Библиогр.: 2 назв.

Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособного юриста