Факторы формирования конкурентоспособного юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Исследовать факторы формирования конкурентоспособного юриста.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности;
Рассмотреть механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности;
Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности юриста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА 5
1.1. Сущность и значение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоориентированность» 5
1.2. Система, механизмы и факторы обеспечения студентом своей конкурентоспособности 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения 12
2.2. Стремление к жизненному успеху 21
2.3. Развитие личностных качеств 25
2.4. Целеполагание, целеустремленность 27
2.5. Самомотивация и стратегическая ориентация на успех 30
2.6. Самопозиционирование себя как профессионала 32
2.7. Организаторские качества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Факторы формирования конкурентоспособного юриста.docx

— 225.62 Кб (Скачать документ)

     Сегодня рынок, кроме высокого профессионализма, требует от молодого специалиста  еще и особой ответственности, психологической  готовности к различным сложным  ситуациям. Значительную роль при этом играет необходимость постоянно  самосовершенствоваться как в профессиональном плане, так и в личностном. Важно не только обладать знаниями, но и уметь управлять ими, создавать информационное поле.

     Главная задача, стоящая сегодня как перед студентами, так и перед вузом, – формирование благоприятной среды, обеспечивающей непрерывный интенсивный рост и развитие молодых специалистов.

     Учитывая, что базовой основой качеств, определяющих конкурентоспособность  личности, является ее способность  к творческому саморазвитию и  самореализации, приоритетом образования в XXI в. должна стать парадигма: гарантированное качество образования через творческое саморазвитие и творческую самореализацию. Другими словами, образование будет способствовать становлению человека как конкурентной личности только в том случае, если образование переходит в самообразование, воспитание – в саморазвитие, а развитие – в творческое саморазвитие и творческую самореализацию личности [4. С. 34].

     Результативность  конкурентной деятельности будет тем выше, чем глубже осознается ее личная и социальная значимость.

     1.2. Система и механизмы  обеспечения студентом своей  конкурентоспособности

     Под личной конкурентоспособностью понимается способность в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда уметь обеспечить себя к моменту завершения обучения в вузе гарантированной работой по получаемой специальности в престижной организации с перспективой успешного продвижения вверх по служебной лестнице.

     Субъектами обеспечения личной конкурентоспособности могут выступать: высшее учебное заведение в лице общевузовских служб содействия и выпускающей кафедры, предприятия-работодатели, родители студента и, конечно, студент (рис. 1.1).

     

     Рис. 1.1. Субъекты обеспечения конкурентоспособности студента

     Как видно из предлагаемой модели, эта  задача требует от студента серьезных и постоянных усилий в течение всего периода обучения в вузе.

     Такие усилия должны опираться на две группы факторов организационного поведения  в период обучения в вузе:

     а) факторы стратегического поведения;

     б) факторы тактического поведения.

     Модель  формирования и управления конкурентоспособностью молодых людей на современном  рынке труда представлена на рис. 1.2. Данная модель охватывает всю систему управления молодым человеком собственной конкурентоспособностью.

     Прежде  всего, на формирование конкурентоспособности оказывают влияние стратегаческие факторы. К ним относятся следующие:

     1) фундаментальная подготовка по направлению обучения;

     2) формирование жизненного успеха;

     3) формирование навыков организаторской деятельности;

     4) развитие предпринимательских способностей;

     5) освоение будущей профессиональной деятельности с первого дня обучения в вузе;

     6) постоянное формирование долговременных деловых связей;

     7) использование современных технологий формирования плана жизни и деловой карьеры;

     8) поддержание высокого уровня работоспособности;

     9) обеспечение семейного благополучия;

     10) создание положительной репутации;

     11) контроль факторов, влияющих на жизненное везение и удачу;

     12) постоянный самоконтроль результатов и процессов личной жизнедеятельности.

     Тактические качества оказывают непосредственное влияние на становление и самореализацию будущего специалиста. Они включают:

     1) освоение технологий обучения в современном вузе;

     2) личную организованность – разработку и применение техники личной работы;

     3) составление планов личной деятельности на год, месяц, неделю, день;

     4) расширение личного кругозора, умение быть интересным;

     5) повышение собственной привлекательности – культуру общения, этикет и поведение.

     Конечно, все эти активные составляющие модели взаимосвязаны друг с другом.

     Данная  модель формирования и управления конкурентоспособностью на рынке труда является действующей. По каждому фактору проведены  специальные исследования. На их основе студентами Института экономики  и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства  предложены соответствующие технологии и механизмы, а также созданы  условия для их реализации.

     Рис. 1.2. Система саморазвития конкурентоспособности российского студента

     Наличием  всех этих факторов, а также индивидуальным поведением, основанным на соответствии с представленными в модели качествами, можно охарактеризовать конкурентоспособность  молодого специалиста. И это будет  решающим образом сказываться на его самореализации и жизненном успехе. 

     ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

     2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения

     Высокий уровень  конкурентоспособности выпускника на рынке труда – один из основных показателей успешной деятельности образовательного учреждения, в которым  обучается будущий специалист. Залогом такой конкурентоспособности может быть не только высокое качество специальной подготовки, но и еще много факторов процесса обучения.

     Под фундаментальной подготовкой по направлению обучения следует понимать углубленное профессиональное обучение в вузе, освоение теоретической базы и наработку практических навыков. Но как сделать так, чтобы годы обучения в вузе были максимально полезными и дали глубокие знания?

     В ходе проведенного в ПГУАС исследования [2] по изучению уровня фундаментальной подготовки по направлению обучения среди студенчества выяснилось, что наиболее сложным для 44 % студентов в обучении является посещение занятий, а для 41 % респондентов с большой сложностью дается сдача зачетов и экзаменов. 70 % респондентов считают, что для успешного обучения в вузе необходимо посещать полный курс лекций в семестре; 16 % разграничивают предметы по степени важности и в зависимости от этого посещают лекции по ним; 14 % считают, что вузовское обучение не предусматривает посещения лекций. Многие студенты предпочитают индивидуальный план обучения. Таким студентам вполне достаточно изучить лекционный курс самостоятельно, и они без труда успешно сдают экзамены.

     В то же время 35 % респондентов сталкиваются с некоторыми трудностями в процессе обучения в вузе, так как не всегда оно дается им легко. Лишь 35 % с легкостью преодолевают все трудности студенческой жизни и отлично учатся.

     По  мнению 45 % респондентов, студентам необходимо заниматься самообразованием, поэтому помимо обучения в вузе они еще получают дополнительное образование. 46 % студентов считают, что вуз дает достаточно знаний и нет необходимости в дополнительном образовании.

     2.1.1. Как сделать время обучения в вузе максимально полезным

     Учебачрезвычайно сложный вид человеческой деятельности, требующий владеть методами решения множества возникающих задач, например: как понять и выделить главное, как запомнить, как лучше отчитаться в усвоенном и т. д. Далеко не каждый студент владеет продуктивными методами решения этих задач. Выявление трудностей позволит определить пути их преодоления и быстрее двигаться к цели своего обучения в вузе.

     Умение  эффективно организовать свою учебную  деятельность способствует хорошему усвоению материала разных учебных дисциплин, а также значительно больший  эффект достигается при целенаправленном развитии такого умения.

     Успех учебной работы зависит от умения постоянно анализировать учебную ситуацию, то, что вызывает затруднения и препятствует эффективному усвоению знаний. Для этого следует:

     - четко определить цель – чего вы хотите достичь;

     - осознать то, что имеете в настоящее время;

     - выяснить, какие внешние и, особенно, внутренние причины мешают достижению поставленной цели, вызывают у вас затруднения;

     - определить возможные и наиболее эффективные пути преодоления трудностей и достижения цели.

     Наибольшего успеха достигнет тот, кто строит свое обучение именно таким образом, т. е. в виде формирования и решения задач [15. С. 21]. 

     

     Рис. 2.1. Модель фундаментальной подготовки студента по направлению обучения

     Студенту  надо сознательно относиться к обучению в вузе, ставить себе задачи самообучения и решать их. Мастерство в первую очередь предполагает умение выделять главное звено ситуации, т. е. ту информацию или те действия, которые максимально позволяют приблизиться к цели. Полезным является привычка постоянно выделять основное звено в любой деятельности, задавая себе вопрос: «А что здесь главное?»

     Человеческое  время измеряется не секундами и  минутами, а тем полезным продуктом, который человек успел произвести за это время (в том числе и  при умственном труде).

     Если  хотите приучить себя к какому-либо делу, например регулярно выполнять  полезные рекомендации, можно выписать основные из них на карточки, поместив их на видное место, чтобы они все время напоминали о себе.

     Обязательно нужно планировать свою деятельность. При этом предварительно надо составить  списки предстоящих дел на день, неделю, месяц и тщательно продумывать  их рациональную последовательность и  продолжительность. План будет реальным только в том случае, если точно известно, на что и как в действительности расходуется время. Наиболее удобна для студентов система наглядной регистрации времени.

     2.1.2. Эффективная работа на занятиях

     Конспекты, которые составляются на занятиях, – один из самых важных источников информации, которые вы создаете для себя в процессе учебы. Тем не менее, многие относятся к ним лишь как к механической регистрации услышанного на лекции, т. е. не обдумывают того, что записывают. Рассмотрим наиболее эффективные способы конспектирования лекционного материала.

     К основным видам учебных занятий  в российской высшей школе относятся  лекции, практические, семинарские  и лабораторные занятия, курсовое и  дипломное проектирование, консультации, зачеты и экзамены.

     Высшей  формой учебного процесса является лекция (лат. lektio – чтение) – логически стройное, систематически последовательное, ясное изложение того или иного вопроса, сопровождающееся демонстрацией опытов и наглядных пособий в виде плакатов, слайдов, кино– и видеофильмов, компьютерных мультимедийных процессов.

     Задача студента на лекции состоит в том, чтобы кратко, ясно, конструктивно записывать материал, т. е. конспектировать его. Умело зафиксированный материал легче запоминается, поэтому хороший конспект можно считать своеобразным пособием при подготовке к экзаменам. Это учебное пособие, составляемое каждым индивидуально; в определенной мере оно характеризует деловые и личные качества будущего специалиста [15. С. 44].

     Начиная слушать лекции по каким-либо курсам, необходимо предварительно продумать, каким должен быть конспект, чтобы  можно было быстрее и успешнее решать следующие задачи:

     - дорабатывать записи в будущем (уточнять, вводить новую информацию);

     -  работать над содержанием записей – сопоставлять отдельные части, выделять основные линии, делать выводы;

     - быстро находить нужный материал в конспекте;

     - сократить время, необходимое на повторение изучаемого материала, повысить скорость и точность запоминания.

Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособного юриста