Факторы, влияющие на формирование личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотреть факторы, которые влияют, а также могут влиять на формирование личности.
Задачами работы являются:
- понять сущность личности;
- изучить формирование личности и факторы;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
I. Сущность понятия личность…………………………………………………...4
II. Формирование личности и факторы………………………………………….7
1. Факторы, влияющие на формирование личности……………………………7
2. Биологические факторы. Наследственность………………………………….7
3. Психолого-педагогические факторы познавательной
деятельности будущего учителя ………………………………………………...8
4. Психологические характеристики личности
4.1 Психологические характеристики личности………………………………11
4.2 Мотивация поведения личности……………………………………………13
4.3 Психологические установки………………………………………………14
4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы……………………………….14
Заключение……………………………………………………………………….15
Литература……………………………………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Псих (Автосохраненный).docx

— 51.83 Кб (Скачать документ)
Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

I. Сущность понятия личность…………………………………………………...4

II. Формирование личности и факторы………………………………………….7

1. Факторы,  влияющие на формирование личности……………………………7

2. Биологические  факторы. Наследственность………………………………….7

3. Психолого-педагогические факторы познавательной

деятельности  будущего учителя ………………………………………………...8

4. Психологические  характеристики личности

4.1 Психологические характеристики личности………………………………11

4.2 Мотивация  поведения личности……………………………………………13

4.3 Психологические  установки………………………………………………14

4.4 Ценностные  ориентации, интересы, идеалы……………………………….14

Заключение……………………………………………………………………….15

Литература……………………………………………………………………….18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Как происходит становление личности, как она формируется, как из «неличности» или «еще неличности» рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер?

     Социальное  происхождение и классовое положение  оказывают громадное влияние  на жизненный путь индивида, начиная  от темпов физического созревания и  кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое  не зависело бы от социально-классовых  и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования  родителей; особенности социально-экологической  среды, в частности тип населенного  пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное  социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда –  необходимость изучения проблем  юношеского возраста представителями  разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины, а также в настоящее время, формирование личности является актуальной темой для населения.

     Предметом данного исследования является выявление факторов влияющих на формирование личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с определенного этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт.

     Целью моей работы является рассмотреть факторы, которые влияют, а также могут  влиять на формирование личности.

     Задачами  работы являются:

     - понять сущность личности;

     - изучить формирование личности и факторы;

     -

     «Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто  такое, чего мы раньше не знали. Нам  всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это  говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая  по-прежнему бессознательна, которая  по-прежнему находится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!»

     К.Г. Юнг 

           I. Сущность понятия личность

     Столь же необходимы для педагогики, как анализ структуры общества и общественных институтов, является учение о личности.

     Говоря  о человеке, мы можем рассматривать  его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет  характеристика человека как продукта в субъекте общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.       

     Может сложиться впечатление, что педагогическая характеристика личности мало чем отличается от психологической. Действительно, между ними есть немало общего. Да по-другому и быть не может: ведь, речь идет об одном и том же объекте - личности.

     В повседневном и научном языке  очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между  ними есть какие-то различия? Чаще всего  эти слова употребляются как  синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек  – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный  представитель человеческого рода (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной сущности человека и индивида.

     Каждой  человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано  понятие личности (сравните древнерусское  слово личина маска). Индивид является личностью постольку, поскольку  в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей  он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества.

     У каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения социальные установки, интересы. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей, можно обнаружить действия определенных тенденций, наличие закономерностей, что позволит  делать те или иные умозаключения и выдавать рекомендации как теоретического, так и практического характера.

     Каждая  личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

     Согласно  Л.С. Выготскому и его последователям, инт-рапсихологические процессы, т. е. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, т. е. межличностных, социальных процессов. Главный механизм развития психики  человека — это усвоение социальных, исторически сложившихся видов  и форм деятельности. Эти усвоенные  формы деятельности, системы знаков и т. п. преобразуются далее во внутренние процессы личности. Таким  образом, «внешнее» (по отношению к  данному индивиду) и его «внутренняя» природа оказываются связанными как генетически, так и функционально.

     Ни  педагогика, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества.

     Общество  и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают  как противоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моей деятельности, а личное — как то, что принадлежит  только мне и отличает меня от других. Так или иначе, в этом опыте  сознание индивида противостоит общественному  сознанию как чему-то внешнему».

     Личность - особое системное качество человека, которое приобретается при жизни  среди людей. Личностью можно  стать среди других людей. Личность - системное состояние, включающее в  себя биологические пласты и социальные образования на их основе.

     Отсюда  вопрос о структуре личности. Религиозные  учения видят в личности низшие пласты (тело, душа) и высшие - дух. Сущность человека духовна и изначально задана верховными сверхчувственными силами. Смысл человеческой жизни - приближение  к богу, спасение через духовный опыт.

     З. Фрейд, стоя на естественнонаучных позициях, выделял в личности три сферы:

     Предлагаемая  модель личности представляет собой  взаимодействия трех уровней, находящихся  между собой в определенных соотношениях. Это «Оно» (Id) , т.е. глубинный уровень  бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая  руководствуется своими собственными законами. «Оно» является единственным источником психической энергии  и руководствуется только принципом  удовольствия.

     Но, понятно, что безоглядная тяга к  наслаждению, удовлетворению эгоистических  потребностей, не учитывающая реальных жизненных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе эволюции у человека появляется «Я» (Ego) как  сознательное начало, действующее с  учетом принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями и желаниями «Оно» и требованиями человеческого сообщества. «Я», как сфера сознательного, соизмеряет требования бессознательного «Оно» с конкретной реальностью, целесообразностью и необходимостью. Наконец, «Сверх-Я (Super-Ego)» - это внутриличностная совесть, т.е. инстанция, олицетворяющая собой ценности и установки общества. «Сверх-Я» воплощает в себе "родительские образы", моральные запреты и нормы, внушенные в детстве, образы первых учителей и значимых для ребенка взрослых. В определенном смысле - это результат "дрессировки" индивида обществом. «Сверх-Я» описывается как своего рода моральная цензура, которая призвана обуздать эгоцентрические бессознательные порывы, стремления и желания человека и подчинить их требованиям культурной и социальной реальности конкретного общества. В процессе эволюции «Сверх-Я» стала неотъемлемой частью, внутренним элементом личности.

     Родовая сущность человека проявляется у  всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления педагогической сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом).

     Теологические принципы в анализе человека и  его сущности предполагают соответствующие  им установки и в определении  личности. Так, например, для Н. А. Бердяева личности человека нет, если нет того горного мира, к которому она должна восходить. Именно поэтому, считает он, быть личностью - это быть индивидуальностью, а значит - определять свое особое предназначение в мироздании, утверждать полноту своего единственного бытия в бытии вселенском, питаться соками божественной жизни. Поэтому для него человек есть личность, но не по природе, а исключительно только по духу.

     Особое  внимание в русской религиозной  философии уделяется вопросу  формирования личности. Так, Н.О. Лосский считает, что весь мир состоит из личностей действительных и личностей потенциальных. С точки зрения Н.О. Лосского, развитие личности представляет собой эволюционный процесс, предполагающий переход от потенциальной, воплощающей в себе образ Божий, к действительной личности - подобию Божьему. Подобие Божие - это цель развития всякой личности, и эта цель достигается, по Н.О. Лосскому, собственными свободными усилиями личности, что составляет подвиг ее самой.

     Отмечая, что человек существо несовершенное, Н.О. Лосский утверждает, что полной реализации своей индивидуальности личность достигает только в Царстве  Божьем. Расстояние между земным человеком  и абсолютно совершенной личностью  чрезвычайно велико. Он должен пройти много разных, все более и более  усложняющихся ступеней жизни на пути в Царство Божие - душа семьи, душа некой социальной группы, душа нации.

     Марксизм  всячески подчеркивает, что все личности так или иначе, в той или  иной степени субъекты деятельности - труда, познания, общения, поскольку  любой человек реализует определенные цели, осуществляет жизненные потребности. Однако личность выступает субъектом  деятельности не изолированно сама по себе, а лишь как часть социального  коллектива (общества, класса, группы). Поэтому ее индивидуальное развитие возможно только в коллективе и на его основе. Конкретная же роль личности всегда зависит от того, как она  сама воспринимает и оценивает свое положение в обществе, коллективе, какие выводы и практические шаги она делает. Так, например, у В.И. Ленина личностью может считаться тот  человек, кто умеет возвышаться  до понимания общих интересов  своего класса и отстаивать эти интересы. Именно поэтому для него человек, не сознающий своего рабства и  прозябающий в молчаливой и бессознательной  покорности, есть просто раб. Человек, сознающий свое рабство и примирившийся  с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым и хорошим господином, есть холоп, хам. Но человек, осознавший свое положение и борющийся против него, - это революционер.

     Бихевиоризм (от англ. behaviour - поведение), изучает  не сознание, а поведение человека. Личность – все то чем обладает индивид. Человек в концепции  бихевиоризма понимается, прежде всего, как реагирующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. 

     II. Формирование личности и факторы 

     1. Факторы, влияющие на формирование

     Духовное  богатство личности, ее взгляды, потребности  и интересы, направленность и разнообразные  способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает  их формирование в детские и юношеские  годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Их можно объединить в две большие группы: биологические и педагогические факторы. 

     2. Биологические факторы.  Наследственность

     Наследственность - это то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть  обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями.

     Родившись, человек еще не является личностью  или субъектом надо-рганической  жизни. Его «я» и имя, научные  идеи, религиозные взгляды, эстетические вкусы, моральные убеждения, манеры и нравы, занятия, экономическое положение и социальный статус, судьба и жизненный путь — ничто еще не предопределено. Его можно сравнить с фонографом, на котором можно проигрывать любую запись. Хороший фонограф, конечно же, лучше воспроизводит любую запись, чем плохой. Но то, какие записи он будет играть — симфонию Бетховена или джаз, — не зависит от фонографа. Точно так же человек с лучшей физической конституцией может лучше проигрывать «педагогические записи», чем тот, кто рождается с худшими наследственными данными; но то, какие записи он станет играть, относительно мало зависит от органических или биологических факторов. Роль биологических сил во всех этих отношениях сводится к двум функциям. Во-первых, организм с лучшей наследственностью будет успешнее осуществлять педагогические функции, предписанные ему надорганической средой. Во-вторых, биологические организмы, родившиеся с определенными характеристиками, обязательно ограничиваются этими характеристиками, например, умственно отсталый человек не может стать ученым, а человек со слабой конституцией не может стать тяжелоатлетом. Другими словами, мы являемся теми, кто мы есть благодаря действию социокультурных сил; и мы ведем себя таким образом, каким нас побуждают действовать эти силы.

     Большое значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды. Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем более заметно проявление типа нервной системы в его поведении. В результате систематического воспитания ребенок приобретает способность управлять своим поведением, согласовывать его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их.

     Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются  в пользу наследования нравственных качеств или, во всяком случае, наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. 

     3. Психолого-педагогические факторы познавательной деятельности будущего учителя

               В мотивационной работе со студентами концентрируется желание, стремление, переживание, затем интерес, и – состояние  потребности – это и есть комплекс предпосылок  направленной деятельности.

               Однако деятельность требует определенных способностей, например, педагогических, а также активности – способности к производительной деятельности, особенно в интеллектуально-творческом росте. 

               Мотивация познавательной деятельности обусловливает возникновение потребности к познанию. Интерес и мотивы – основа для учебного процесса, необходимые условия учебной деятельности. Учебный процесс совершается более активно и в тех случаях, когда он связан с решением задач проблемных ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения.

               Мотивы стимулируют, организуют и направляют учебную деятельность, организуют и активизируют мыслительную деятельность студентов.

               Необходима установка, настраивающая на получение ожидаемого результата, опирающаяся на цели и задачи обучения.

               Познавательная деятельность будущего учителя – важный фактор развития профессионально-личностных качеств, свойств и способностей. Для этого необходимо: 

        - активизировать студентов на направленное волевое приобретение профессиональных знаний;

        - организовать познавательную деятельность как конкретно-предметную, осознанную и социально востребованную;

        - оживлять эту деятельность студентов возможностью удовлетворения личностных и профессиональных интересов и потребностей;

        - постоянно поддерживать ее эмоционально-положительным настроем студентов,  различными мотивами, установками и целями, разнообразием задач и возможностью широкого выбора способов и приемов, а также различными средствами, оптимизирующими познавательную деятельность;

        - способствовать осознанию студентами полезности познавательной обогащенности не только для себя, но и для других;

        - ориентировать студентов на глубокое восприятие, понимание, осмысление, анализ, синтез и обобщение, заключение и резюмирование познавательного материала (необходимые умственные операции), т.е. на технологию познавательного процесса;

        - чтобы познавательный материал был направлен на активизацию мышления во всех формах (практическое, действенное, конкретно-образное, творческое, понятийное);

        - чтобы в процессе познавательной деятельности оживлялись чувства, побуждения, мотивы (особенно нравственные и социальные);

        - чтобы познавательное обогащение студентов было реализовано в учебной и педагогической деятельности (социально-полезный характер этой деятельности).

               Таким образом, познавательная деятельность будущих учителей — прежде всего нелегкий интеллектуальный труд, требующий напряженного умственного усилия по приобретению профессиональных знаний, при соответствующей психолого-педагогической подготовке студентов.

               В этой связи представляется чрезвычайно важным акцентировать внимание студентов на фактор труда и трудолюбия – особенно. Важно охарактеризовать такие психологические категории, как: труд, работоспособность, трудолюбие, требовательность к себе; от чего зависит продуктивность работоспособности (от увлеченности, активности, видения результата, воли, рациональной организации труда, соответствующего опыта – знаний, умений и навыков и – удовлетворенности самим процессом); отношение к труду, в том числе педагогическому, как к смыслу жизни, жизненной потребности. Без психологического подхода невозможно решение проблемы теоретико-педагогических и теоретико-практических основ подготовки будущих учителей. Здесь прежде всего необходимо учитывать такие аспекты:

        - категориальные понятия личности, ее структура, развитие личности;

        - характеристика студенческого возраста;

        - индивидуально-типологические особенности личности;

        - мотив, мотивировка; мотивация как фактор развития личности, оптимизации подготовки педагогических кадров; социально-личностный мотив выбора профессии, факторы этого выбора;

        - активность студентов (познавательная, творческая, социальная);

        - познавательная деятельность студентов как фактор развития личностных и профессиональных качеств, свойств и способностей будущего учителя; условия, оптимизирующие эту деятельность.

               Направленность личности студентов на профессионально-педагогическую подготовку, как на определенную сферу деятельности, сложный и многоаспектный процесс, включающий в себя; 

        - эмоционально-ценностное отношение студента к профессии; устойчивый к ней интерес;

        - занятия различными видами специфической деятельности; осознание важности этого процесса в самопроявлении, в приобретении профессионально значимых качеств. Например, понимать мир ребенка, обогащать его эмоциональную и умственную сферу, раскрывать его потенциальные возможности;

        - трудолюбие, осознанное, целеустремленное.

     Педагогическая  деятельность требует особого склада ума, интеллектуальной деятельности, соотнесенной с педагогическими проблемами, задачами и вопросами, спецификой и логикой их решения.

     Психолого-педагогические знания будущего учителя – важный компонент системы подготовки специалистов. Будущим специалистам в сфере  образования необходим достаточно высокий уровень профессионализма в области психологических основ педагогики.

     Будущий учитель должен знать возрастную психологию, как обеспечить положительную  эмоционально-психологическую атмосферу  урока, как осуществить искренний контакт с учащимися, как настроить их эмоционально-психологическую сферу на восприятие нового материала, активизировать интеллектуально-творческий потенциал, потребность в самостоятельном приобретении знаний; как дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, находить «ключ» к каждому ребенку и заинтересовать учебной деятельностью, развивать творческие способности подрастающего поколения. Психолого-теоретическая и эмоционально-психологическая готовность студента к профессионально-педагогической деятельности – важный фактор достижения качественной подготовки будущего учителя 

     4. Психологические  характеристики личности 

     4.1 Психологическая характеристика личности 

     Каждый  конкретный человек — это не просто индивид со своими особенностями, а  личность, интегрирующая социально-типические черты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять конкретного  индивида, надо изучить его как  личность. В Древней Греции слово  «личность» (persona) обозначало маску (русское  «личина»), которую надевал актер  в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово  употреблялось с указанием социальной функции или роли: личность отца, личность обвинителя, личность судьи  и т. д. При употреблении слова  «личность» повсеместно стали подразумевать  «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.

     Различают две разновидности ролей: конвенциальные и межличностные.

     Конвенциальные  роли представляют собой стандартизированные  права и обязанности — отец, мать, сын, начальник, руководитель и  т. п. Отношения между людьми, заключенные  в этих ролях, лежат на поверхности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истинное содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник, которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то качествами, которые  делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически  обращаемся к отцу как к главе  семейства, и здесь мы также часто  ошибаемся. Жизненные наблюдения и  исследования показывают, что отец может играть очень много ролей: пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

     В отличие от конвенциальных межличностные  роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

     Важность  названного феномена заключается в  том, что на его основе формируется  самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.

     Люди  с развитым чувством собственного достоинства  отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними  конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные  и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства собственного достоинства  обладают противоположными качествам. У тех и у других в связи  с этим формируются специфические  качества самосознания.

     Самосознание  — это прежде всего осознание  себя в качестве устойчивой, более  или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость  и целостность в различных  ситуациях. Самосознание — это образ  «Я», установка по отношению к  самому себе. Каждый человек, если у  него нормально функционирует самознание, в какой-то степени осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень  самосознания, вводит в действие механизмы  психологической защиты. «Идея «психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, —  отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности... Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим  механизмом...». 

     4.2 Мотивация поведения  личности 

     Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Мотивация поведения  дает ответы на вопросы: "Чего хочет  человек?», "К чему он стремится?»  и т.п. Побуждения человека всегда связаны  с реализацией доминирующих потребностей.

     В основе поведения людей лежат  потребности. Потребность — это  переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его  существования, сохранения целостности  его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается  в активности и средствах для  удовлетворения своих потребностей.

     Потребности человека разнообразны. В настоящее  время выделяют материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и  т. д.) и духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.).

     Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля. К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система соотнесенная с потребностями и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Так, например, потребность организма в витаминах, не осознаваемая человеком, не становится мотивацией.

     Потребность, прошедшая через систему побудительных  факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. «Мотив — это  осознанное побуждение для определенного  действия собственно и формируется  по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается  мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».

     В целях дифференцирования побудительных  сил человека следует выделять его  осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Осознанные побуждения реализуются после длительного  обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой  систему установок. 

     4.3 Психологические  установки 

     В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности  его поведения в ответ на воздействия  внешней среды.

     Само  слово «установка» происходит от латинского «аптус», имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние  подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или  умственного предрасположения.

     Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого  его психические силы. В установке  в структурном плане выделяют три компонента: эмоции, убеждения  и мнения, реакции и навыки. Эти  компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур  определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями  в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас. Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности. 

     4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы 

     Поведение человека с людьми разных возрастов  соотносится с определенными  ценностями, которыми могут выступать  свойства материальных объектов и явлений  общественной жизни, определяющие их значение для общества, группы и отдельного человека. В ценностях все люди в идеальной форме выражают свои пели и устремления. Как отмечает Б.Г. Ананьев, «без познания ценностных представлений человека невозможно понять его поведение».

     Выделяют  несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

     Личностные  ценности представляют собой моральную  основу характера личности. Эти ценности проявляются в отношении к  людям, к деду, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются  в процессе социализации, проявляются  в отношении личности к принятым в обществе моральным нормам, обычаям, правопорядку, закону. Они формируют  такие черты характера человека, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

     Материальные  ценности проявляются в отношениях к материальным объектам, вещам, деньгам, собственности. Ориентация на эти объекты  воспитывает у человека соответствующие  черты характера: аккуратность или  неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д. Политические ценности включают отношения к национальному  благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни. Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих  взглядов, моральных заповедей.

     Ценности  детерминируют характер поведении  и образа мыслей людей. Они очерчивают круг его интересов, под которыми понимается побуждение, действующее  либо в силу своей осознанной необходимости, либо в силу эмоциональной привлекательности. Интерес выражает стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

     Идеал — это представление человека о том, каким он хочет себя видеть. Идеал часто выступает в виде совокупности норм повеления. Формируются  идеалы под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Несмотря  на то, что личность в основном формируется  в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует  ряд факторов:

          В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

          Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

          Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

          Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

          Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека. Понятие "личность" может характеризовать человека только как целостное существо в единстве как его социально значимых, так и индивидуально-особенных свойств общественной жизнедеятельности. Целостность личности нельзя выразить, если представлять ее только как статистическую единицу, без учета ее уникальности и самобытности, но одновременно невозможно ее не описывать именно как статистическую единицу, ибо иначе о ней нельзя было бы сказать ничего общего. Вот почему для того, чтобы понять, что такое личность, необходимо исключить дилемму общественного и индивидуального. Личность - это не только продукт (объект) общественных отношений, но и их субъект (существо, осознающее себя и действующее для себя). Личность - не только мера социальности - воплощения социально значимых черт общественной жизнедеятельности, культуры конкретной социальной среды, но одновременно и мера индивидуализации, отличия человека от всех других людей в обществе. Ведь всякая личность, так или иначе, в той или иной степени, осуществляет свою общественную деятельность - труд, познание, общение особым, только для нее характерным способом, поскольку реализует всегда конкретные цели и. задачи, с которыми она сталкивается в своей жизни.

     Именно  поэтому всякая личность человека - это, конечно же, уникальное экзистирующее  существо, которое сформировалось под  воздействием общественных отношений, а поэтому несет в себе социально  значимые черты (ценности) своей жизнедеятельности  в обществе, переживая и выражая  их специфически индивидуальным для  него способом. Неразрывное единство индивидуально особенного и социально  общего в человеке и составляет содержание понятия "личность".

     Личность  имеет возможность наблюдать  и осмысливать определенные общественные процессы и явления, оценивать их с позиций своего социального положения и соответственно участвовать в решении вопросов, находящихся в сфере ее деятельности. В этом смысле личность может быть представлена как многофункциональный социальный субъект.

     Личность  выступает субъектом общественного  развития лишь в той мере, в какой  она сложилась как личность. Чем  богаче и содержательнее личность, тем более она выступает как  субъект (в большей мере и более  значимо воздействует на окружающие социальные институты и отношения). В этой связи важно представлять в общем виде структуру любой  личности, ее содержание: 1) общие, социально  значимые особенности проявлений сознания и деятельности (моральные свойства, направленность, опыт, объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений, привычки и т.п.); 2) индивидуальные особенности  проявлений ее сознания и деятельности (характер, способности, привычки, потребности  и интересы, поведение); 3) самосознание, мировоззрение, ценностные ориентации и убеждения. Ясно, что предложенная схема - условна, приблизительна и схватывает содержание личности лишь в самом  общем виде. Понятно, что каждая личность будет обладать своим особым набором  характеристик и качеств. Вместе с тем все эти элементы взаимно  обусловлены друг другом, взаимодействуют  и проявляются только в деятельности.

     Покуда  люди несовершенны, разница мнений полезна, и так же полезны разные способы жизни и свободная  возможность развиваться любому характеру, кроме опасного для других; ценность любого образа жизни следует  доказать на практике, позволяя каждому  испробовать его.

     Более всего мешают этому принципу не сомнения в средствах, которыми хочешь привести к признанной цели, а равнодушие людей к самой цели. Если б все  ощущали, что свободное развитие личности – одно из ведущих условий  благоденствия, что это не только связующий элемент цивилизации, культуры, обучения, воспитания, но и  необходимая его часть и условие  всех этих вещей – то недооценка свободы не грозила бы, и установить границы между нею и общественным контролем было бы не очень трудно. Беда в том, что ценность личной самостоятельности  принимают неохотно, предпочитая  не замечать ее. Большинство довольно своим образом жизни и не понимает, почему он не устраивает других людей. Более того, даже большинству реформаторов самостоятельность не кажется идеалом, скорее вызывает ревность, как причина  тревог и, возможно, мятежной помехи их реформам. Мало кто понял значение доктрины Гумбольдта, столь известного ученого и политика: «Цель человека, предписанная вечными и неизменными  велениями разума, а не внушенная  смутными и преходящими страстями, – высшее и наиболее гармоничное  развитие его сил до полного совершенства». 
 
 
 

     Литература 

     1. Педагогика. Бордовская Н.В., Реан А.А. Учебник для вузов - СПб: Питер,2005 с. 304 с. – (Серия «Учебник нового века»).

     2. Милль Дж. О свободе/Пер. с англ. А. Фридмана//Наука и жизнь. -2008-№11 с.116.

     3. Эрик Берн Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений Издательство: Эксмо, 2008 с.255.

               4. Ф. Виттельс. Фрейд. Его личность, учение и школа; Издательство: КомКнига, 2007 с. 35.

               5. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 2006  с. 78.

     

Информация о работе Факторы, влияющие на формирование личности