Факторы формирования конкурентоспособного юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 11:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Исследовать факторы формирования конкурентоспособного юриста.
В соответствии с целью, поставлены следующие задачи:
Рассмотреть сущность и значение понятий конкурентоспособности и конкурентоориентированности;
Рассмотреть механизмы обеспечения студентом своей конкурентоспособности;
Рассмотреть факторы формирования конкурентоспособности юриста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА 5
1.1. Сущность и значение понятий «конкурентоспособность» и «конкурентоориентированность» 5
1.2. Система, механизмы и факторы обеспечения студентом своей конкурентоспособности 9
ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 12
2.1. Фундаментальная подготовка по направлению обучения 12
2.2. Стремление к жизненному успеху 21
2.3. Развитие личностных качеств 25
2.4. Целеполагание, целеустремленность 27
2.5. Самомотивация и стратегическая ориентация на успех 30
2.6. Самопозиционирование себя как профессионала 32
2.7. Организаторские качества 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая Факторы формирования конкурентоспособного юриста.docx

— 225.62 Кб (Скачать документ)

     Одна  только рациональная форма конспекта  повышает объем материала, усвоенного непосредственно на лекции, очень  существенно сокращает время, необходимое  на дальнейшую его проработку. Следует  задуматься, что можно изменить, добавить или устранить в конспекте, чтобы им было потом удобнее пользоваться. При конспектировании целесообразно  оставлять на листе свободное  место для последующих добавлений и вспомогательных заметок. Это  или широкие поля, или чистые страницы. Если этого не делать, то при подготовке к экзаменам дополнительная, поясняющая и прочая информация будет вписываться  между строк, а конспект превратится  в малопригодный для чтения и  усвоения текст.

     Основной  принцип конспектирования – писать не все, но при этом необходимо фиксировать  только действительно важное и сохранить  логику изучения материала, чтобы при  необходимости можно было полностью  «развернуть» конспект в исходный текст. Наиболее важную информацию лектор часто  сообщает при помощи замедления темпа  речи, интонации, паузы, неоднократных  повторов.

     В любом тексте имеются:

     - специальные слова-ориентиры, помогающие опознать наиболее важную информацию, например «и в итоге», «в результате», «таким образом», «резюме», «вывод» и т. д.;

     - сигналы отличия – слова, указывающие на особенность, специфику объекта рассмотрения: «особенность», «характерная черта», «специфика», «главный», «отличие» и т. д.

     2.1.3. Работа в библиотеке

     Ежедневный объем информации, с которой сталкивается студент, соответствует годовому потоку столетней давности. Учебные программы постоянно модифицируются, и подготовка специалистов устаревает. Поэтому все большее внимание в процессе обучения уделяется самостоятельному изучению и освоению информации.

     Жизнь показывает, что специалисты, игнорирующие новые направления в развитии теории и практики управления (в  том числе и управления интеллектуальными  ресурсами), рискуют потерять авторитет  и лидирующие позиции.

     Если  вы планируете в будущем стать  успешным специалистом, во время учебы  в вузе необходимо постоянно расширять  свои знания, самостоятельно работать с литературой в библиотеке. Необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы.

     Библиотекаорганизация, которая непосредственно является активным субъектом информационного сообщества в области хранения, систематизации, производства и передачи информации.

     Процесс ознакомления с литературными источниками  по интересующей проблематике необходимо начинать со справочной литературы (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники). Затем необходимо изучать учебники, периодику (научные статьи и статистические данные в журналах, газетах), монографии и т. д.

     Процесс чтения литературы обязательно должен сопровождаться выделением главных  моментов изучаемого материала, требуется  его постоянная систематизация, упорядочение в соответствии с поставленной задачей.

     Для современного студента библиотека служит информационным ресурсом и выполняет  как минимум две функции –  информационную и просветительскую. Информационная функция библиотеки подразумевает систематическое обеспечение студентов информацией о текущих поступлениях книг, журналов. Просветительская заключается в том, что библиотека посредством организуемых тематических выставок, клубных мероприятий, экскурсий, литературных конкурсов воспитывает в студентах духовно-нравственные качества.

     2.1.4. Работа в сети Интернет

     Информационные  ресурсы являются важнейшей частью национальных ресурсов и служат базой для развития науки и практики. Значение информационных ресурсов для развития науки пропорционально значению развития общества. Постоянная потребность молодых специалистов в полной и оперативной информации о достижениях науки и практики сегодня не может быть обеспечена только традиционными средствами и методами. Поэтому в результате интенсивного развития технических ресурсов с каждым годом среди студентов растет потребность в применение ресурса сети Интернет.

     Рассмотрим  некоторые из предоставляемых услуг  всемирной компьютерной сети, которые  вам необходимо изучить и применять  в образовательном процессе.

     Поисковые услуги:

     - каталоги;

     - поисковые системы;

     - мегапоисковые системы.

     Интерактивные услуги:

     - электронная почта;

     - электронные телеконференции;

     IRC (Internet Relay Chat). Вещательные услуги:

     - книги, методическая литература, газеты, журналы в электронном виде;

     - обучающие и другие имеющие отношение к педагогике компьютерные программы;

     - электронные библиотеки, базы данных, информационные системы;

     - обучающие и другие имеющие отношение к педагогике электронные книги, справочные файлы, словари и справочники.

     Безусловно, во время вузовского обучения студентам необходимо использование ресурсов сети Интернет. В последнее время все больше и больше говорят о внедрении и использовании сети Интернет в образовательном процессе. Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях человеческой деятельности. Они предоставляют совершенно уникальные возможности. Интернет обладает колоссальными информационными ресурсами и предоставляет не менее впечатляющие услуги.

     2.1.5. Активность и творчество как условия получения фундаментальных знаний

     Проблема  определения профессиональной активности, ее структуры, особенностей функционирования исследуется в разных науках. Получены значительные экспериментальные результаты. Активность студента понимается как его способность преобразовывать учебную информацию на основе овладения организационной культурой. Она проявляется в вашем творчестве, эмоциональных, волевых и интеллектуальных действиях, направленных на освоение профессии, в общении и отношении к учебной работе. Уровень профессиональной активности детерминирован как внутренним миром, так и окружающей культурной средой. Во внутреннем плане профессиональная активность побуждается, прежде всего, личными духовными потребностями, в частности познавательными. Они формируются на первом этапе обучения и определяют цель деятельности.

     В учебной работе необходимо формировать  навыки рефлексии о знаниях и  путях их получения, построения их целостных  систем, об их недостаточности и  систематическом пополнении, развитии путем самообучения в течение  всей последующей жизни.

     Становление познавательной рефлексии тесно  связано с развитием познавательных потребностей и желанием самостоятельно пополнять свои знания. Однако реализация этих намерений затрудняется из-за отсутствия навыков самообучения.

     Профессиональную творческую активность как будущего специалиста необходимо рассматривать в качестве результата учебной деятельности, а также процесса овладения профессиональными умениями, характерными для творческой деятельности.

     Процесс получения высшего образования  в вузе должен формировать желание  и умение осуществлять исследовательскую  деятельность, так как это лежит  в основе творческого отношения  будущей профессии к своим  профессиональным обязанностям.

     Основные  цели образовательного процесса в вузе – овладение методами науки и  научение творческому постижению истины.

     Чтобы образовательный процесс проходил как можно эффективнее и интереснее можно приобщиться к научной работе. Это возможно с помощью дополнительных форм внеучебной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие. В первую очередь это свойственно гуманитарным программам. По своей сути и характеру проведения эти программы обладают способностью «заразить духом искания», заинтересовать участников, стимулировать «непосредственно пережитый интерес», вызывать к жизни самостоятельное мышление. Такого рода программы имеют значение нравственного образования, способствуют вашему стремлению к свободе и творчеству. Таким образом, реализация различных тематических программ может вызвать интерес и дать ценностное ориентирование на основе профессиональных знаний, которые дает вуз [16. С. 8–9].

     2.2. Стремление к  жизненному успеху

     Сегодня люди научились  управлять сложнейшими механизмами, масштабными проектами, общественным мнением и даже законами природы, но они так до конца и не научились  управлять своей собственной  жизнью. Поэтому уже в студенческие годы необходимо научиться этому. Работодатели при приеме на работу большое внимание стали уделять жизненной позиции  работника, его стратегии и стремлению к достижению успеха.

     Успех в толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова трактуется как удача в задуманном деле, удачное достижение поставленной цели, признание такой удачи со стороны окружающих, общественное одобрение чьих-нибудь достижений.

     Это умение включает различные аспекты  жизни и зависит от характера человека, здоровья, умственных и физических способностей, привлекательности, умения общаться с людьми, целеустремленности и работоспособности, социального положения и материального обеспечения, экономической среды и многих других условий. Выбрать из множества факторов основные, определить главный критерий жизни и предложить способы их практической реализации – вот задача, которую вы должны решить для себя, если стремитесь к личному процветанию и успеху, к творческим поискам жизненной цели, осознанию масштабов своей собственной значимости [11. С. 55].

     В результате исследования, проведенного на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства  по изучению процесса формирования успехоориентированности  студенчества, выяснилось, что большинство  студентов подразумевают под  понятием «успешный студент» того, кто уже в студенческие годы смог найти достойную работу (55 %), некоторые считают залогом успеха хорошую учебу (20 %), а остальные – активную общественную деятельность и начинания, касающиеся реализации жизненных целей (25 %). Среди качеств, необходимых студенту в жизни для достижения успеха, безусловное первенство занимают целеустремленность (30 %), уверенность в себе (23 %) и трудолюбие (10 %). Люди, добившиеся успеха в жизни, начинали с постоянного стремления к нему еще в студенческие годы.

     На  основе проведенного по результатам  данного исследования анализа можно  утверждать, что активная учебная  и научная деятельность студента является одной из главных составляющих его дальнейшего успеха, а сочетание  отличной учебы, тяги к новым знаниям, участия в конференциях и семинарах, победы в конкурсах и олимпиадах способны обеспечить успех в студенческие годы. Необходимым качеством в  процессе достижения жизненного успеха студента является самосовершенствование.

     Степень успеха может зависеть от интенсивности  усилий или от размера собственных  инвестиций. Не в последнюю очередь  успех также будет зависеть и  от личных способностей и от степени  личной мотивации.

     Рассмотрим  модель формирования жизненного успеха студента (рис. 2.2). Модель включает две основные составляющие: развитие умений и навыков и развитие личностных качеств, необходимых будущим специалистам.

     Активная  учебная и научная деятельность учитывает, в свою очередь, следующие  аспекты:

     - отличная учеба;

     - тяга к новым знаниям;

     - участие в конференциях и семинарах;

     - победы в конкурсах и олимпиадах.

     В развитие умений входят следующие составляющие: ораторское искусство, имидж, самоменеджмент, умение общаться с людьми, самопозиционирование и стрессоустойчивость. Развитие личностных качеств состоит из таких понятий, как: лидерство, оптимизм, уверенность  в себе, трудолюбие и целеустремленность. Необходимо обратить внимание на то, что между развитием личных качеств и развитием умений нет четких границ, они размыты. Это является следствием того, что эти составляющие для одних будут личностными качествами, так как они достались им по рождению, а для других – умениями, которые они приобрели или им необходимо приобрести. Таким образом, каждый должен составить для себя свою модель, учитывающую его индивидуальные особенности.

Информация о работе Факторы формирования конкурентоспособного юриста