Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
1. Выявить отраслевые особенности ценообразования.
2. Обобщить и систематизировать существующие теоретико-методологические концепции о сущности и содержании затрат;
3. Рассмотреть примеры снижения издержек предприятий отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 7
1.1. Специфика и состав туристической индустрии 7
1.2. Цена и ценообразование в сфере гостеприимства и туриндустрии 10
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 20
2.1. Классификация затрат 20
2.2. Основные направления снижения издержек 26
2.3. Применение методов снижения издержек на предприятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 466.50 Кб (Скачать документ)

         

         где Ц — цена турпакета на одного туриста, руб.; И — себестоимость  услуг, входящих в турпакет, составленный туроператором руб.; Н — косвенные  налоги (НдС) по отдельным видам услуг  туризма, руб.; П — прибыль туроператора, руб.; С — скидка, предоставленная туроператором туристу с цены отдельных видов услуг, входящих в турпакет, руб.; К — комиссионное вознаграждение турагента, реализующего турпакет (знак «+» означает надбавку к цене турпакета; знак «—» означает скидки с цены туроператора в пользу турагента), руб.; Ч — количество туристов в группе, человек; К — количество лиц, сопровождающих группу туристов по определенному маршруту, человек.

         При заключении договора с турагентами  на реализацию своих туров туроператор может исходить из двух позиций:

         1. Туроператор продает турагенту  туристский пакет по цене, которую  он должен получить с турагента,  В этом случае турагент делает  надбавку в свою пользу на  цену туроператора. Туроператор  не вмешивается в размер установления этой надбавки.

         2. В условиях конкуренции на  туристском рынке в целях полной  продажи турпакетов и для сохранения  своего имиджа туроператор предоставляет  турагенту турпакет для реализации  по твердой фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.

         Цена  тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее  тур, тем (при прочих равных условиях) дороже он будет стоить. Цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека. При групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека.

         Цена  тура зависит от возрастного состава  туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются  скидки с цены.

         При определении конкретной цены тура необходимо учесть следующие факторы:

         1. Внешние факторы:

         • состояние покупательского спроса;

         • платежеспособность покупателей, их интересы, привычки, вкусы;

         • поведение конкурентов;

         • экономическая политика государства  и др.

         2. Внутренние факторы:

         • увеличение прибыли от реализации туристского  продукта;

         • заинтересованность туроператора и  турагента в увеличении своей  доли на рынке;

         • стремление избегать банкротства;

         • желание поднять престиж туристского  предприятия. [6]

     Рассмотрим  основные экономические законы и категории в туризме. К числу экономических законов и категорий, наиболее рельефно характеризующих туристический рынок, можно отнести закон спроса и предложения, категорию эластичности, закон Энгеля, эффект сноба, эффект Веблена, эффект мультипликатора, кривые безразличия и др.

     Закон спроса и предложения устанавливает  прямую зависимость между ценой  турпродукта и его предложением и обратную зависимость между ценой и спросом на продукт.

     Эластичность  спроса по пене показывает, на сколько процентов изменится спрос на турпродукт, если его цена изменится на 1%.

     Согласно  закону Энгеля, с увеличением дохода уменьшается та его часть, которая расходуется на товары первой необходимости, И увеличивается доля расходов на предметы роскоши и духовное развитие, куда можно отнести и туризм.

     Эффект  сноба означает, что потребитель  туристического продукта хочет отличаться от большинства. Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают другие. Здесь имеет место зависимость от окружающих, которая в обычном смысле понимается как эффект присоединения к большинству. Однако при эффекте сноба она имеет обратную направленность.

     Эффект  Веблена выражается в престижном демонстративном потреблении. Считается, что определенные товары привлекательны для людей, которые покупают их с тем, чтобы произвести впечатление на окружающих. В туризме такими примерами могут служить особо дорогие новинки туристического рынка.

     Эффект  мультипликатора означает, что средства, вложенные в туристическую деятельность, дают не только прямой доход, но и опосредован но влияют на отраслевую и территориальную структуру хозяйства.

     Кривые  безразличия (категория безразличия) свидетельствуют о том, что потребителю  туристического продукта часто неважно  куда ехать, главное, чтобы стоимость тура совпадала с финансовыми возможностями (бюджетным ограничением) потребителя.

     Для туристической деятельности некоторые экономические понятия и категории приобретают специфический смысл. Например, такое понятие, как «товар», т.е. продукт, произведенный для обмена, в туризме фактически эквивалентен понятию «турпродукт», т.е. совокупности вещественных и невещественных потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста. Турпродукт оформляется в виде туристического пакета и реально представляет собой конкретный тур.

     Туристическая рента — регулярный твердый доход, не связанный с предпринимательской  деятельностью. Причиной возникновения туристической ренты являются специфичность ресурсов туризма, их природно-оздоровительная, духовно-нравственная, эстетическая, историко-культурная и иная социальная значимость, а также уникальность. Монопольная туристическая рента образуется на основе хозяйственного использования туристических ресурсов уникального качества. дифференциальная туристическая рента образуется на основе использования туристических ресурсов неравного качества. [7]

     Рассмотрим  основные финансово-экономические показатели деятельности турфирмы и особенности организации турпоездки. Микроэкономический подход предусматривает прежде всего анализ деятельности хозяйствующего субъекта на туристическом рынке, т.е. туристической фирмы. В данном случае необходимо оперировать конкретными финансово-экономическими показателями, такими, как экономический эффект, эффективность, прибыль, рентабельность, фондоотдача, фондоёмкость, оборачиваемость оборотных средств, производительность труда и др.

     Современный микроэкономический анализ предусматривает также анализ бухгалтерской финансовой отчетности, умение рассчитывать финансовые коэффициенты (ликвидность, маневренность, автономность и др.). Это важно для знания финансово-экономического «здоровья» фирмы и ее платежеспособности.

     Анализ  структуры себестоимости и затрат турфирмы, осуществляемый в рамках бухгалтерского управленческого учета, позволяет принимать правильные управленческие решения, максимизировать прибыль, минимизировать затраты.

     Важно также представлять себе особенности организации турпоездки. Здесь оперируют такими понятиями, как ваучер (право на проживание в гостинице), трансфер (стоимость перевозки туриста от аэропорта до гостиницы), чартер (международный авиаперелет в оба конца). Определенное значение имеют знания основных элементов страхования, являющегося обязательным при осуществлении турпоездки. [7]

     Рассмотрим  себестоимость туристских услуг. Туристский бизнес характеризуется рядом показателей. Базовыми показателями традиционно считаются себестоимость, цена, выручка, прибыль и рентабельность.

     Основополагающим  показателем туристского бизнеса  являются затраты. В международной  практике, так же как и в российской затраты оцениваются по себестоимости. Себестоимость в сфере социально-культурного сервиса и туризма представляет собой совокупность текущих трудовых, материальных и финансовых затрат на производство и реализацию туристских услуг, выраженных в денежной форме.  Это важнейшая экономическая категория и качественный показатель, так как характеризуется уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении туристской организации. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд функций:

  • позволяет осуществлять учёт и контроль затрат на производство и реализацию туристских услуг;
  • является базой для формирования цен на услуги туристских организаций и определения прибыльности и рентабельности;
  • служит экономическим обоснованием целесообразности вложения реальных инвестиций в реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих туристских организаций;
  • позволяет определить оптимальную мощность туристской организации;
  • служит экономическим обоснованием управленческих решений.

     Названные функции позволяют сделать вывод  о важности процедуры обоснования  затрат в туристских организациях. Грамотный подход к формированию себестоимости и включению затрат в стоимость туристской услуги во многим определяет конечный финансовый результат деятельности организации.

     Основным  документом которым необходимо руководствоваться  при формировании себестоимости  туристских услуг в организациях, является Положение «О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552, с последующими изменениями и дополнениями [1]. Кроме того, целесообразно изучить целевые методические рекомендации (инструкции) по планированию, учёту и калькулированию себестоимости отдельных видов туристских услуг. Так, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552 Государственный комитет РФ по физической культуре и туризму разработал и утвердил специальный документ «Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью».

     На практике в целях анализа, учёта и планирования многообразия затрат, входящих в себестоимость туристских услуг, применяются две взаимосвязанные классификации: поэлементная и калькуляционная.

     Именно  эти классификации обладают наибольшей значимостью в туристском бизнесе  и позволяют составлять два важнейших  финансовых документа: смету и калькуляцию.

     Смета - документ, который включает все  элементы затрат, связанные с производственной деятельностью туристской организации, и содержит три важных показателя: полную себестоимость, плановые накопления и полную стоимость. [8]

     Калькуляция – это документ, который отражает общую сумму фактических затрат на производство одной калькуляционной единицы и составляется на основе сметы затрат. Итогом калькуляции является единичная себестоимость калькуляционной единицы, которая отражает затраты туристской организации на производство и реализацию одной туристской услуги. 

ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ  СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ

2.1. Классификация затрат

 

      Разнообразие  существующих классификаций затрат представлено в таблице 1. 

Явные Неявные
Прямые Косвенные
Производственные Коммерческие
Основные Накладные
Одноэлементные Комплексные
Постоянные Переменные
Средние Предельные
Производственные Периодические
По  видам расходов:
По  экономическим элементам По калькуляционным статьям
 

      Таблица 1. Классификация  затрат. 

      Затраты - потребленные, потраченные или  потерянные материальные, трудовые и  финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной  деятельности предприятия. Использование системы классификации затрат позволяет анализировать и прогнозировать показатели продаж и чистого дохода по туристской организации в целом и по отдельным видам турпродукта, по клиентам и продавцам, по каналам реализации и другим категориям. Такое разбиение данных применяется в управлении себестоимостью, при планировании прибыли и оценке качества работы, а также для контроля затрат.

Информация о работе Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии