Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 18:02, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - выявить особенности ценообразования на предприятиях гостеприимства и туриндустрии, разработать организационно-методические подходы и практические рекомендации по совершенствованию процесса управления издержками в туристских организациях.
В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
1. Выявить отраслевые особенности ценообразования.
2. Обобщить и систематизировать существующие теоретико-методологические концепции о сущности и содержании затрат;
3. Рассмотреть примеры снижения издержек предприятий отрасли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 7
1.1. Специфика и состав туристической индустрии 7
1.2. Цена и ценообразование в сфере гостеприимства и туриндустрии 10
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ СНИЖЕНИЯ ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТЕПРИИМСТВА И ТУРИНДУСТРИИ 20
2.1. Классификация затрат 20
2.2. Основные направления снижения издержек 26
2.3. Применение методов снижения издержек на предприятиях 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 466.50 Кб (Скачать документ)

      Явные и неявные издержки. Ограниченность ресурсов и неизбежность альтернативного выбора создают необходимость учитывать как явные, так и неявные издержки фирмы. К явным (или бухгалтерским) издержкам относятся издержки, которые проходят по счетам бухгалтерского учета. К неявным издержкам относятся издержки, которые носят внутренний характер и не связаны с денежными выплатами со счетов фирмы, а следовательно, не учитываются в бухгалтерских отчетах. К ним относятся издержки упущенных возможностей, связанные с использованием собственных денежных средств фирмы. Примером могут служить издержки по размещению денежных средств в акциях. Неявные издержки составляют разницу между суммой дивидендов и максимально возможной выручкой при ссуживании этих денег под процент.  
            К неявным издержкам фирмы относятся и недополученные доходы из-за неэффективного использования патентов, знаков обслуживания, месторасположения, ноу-хау, а также других преимуществ.  
            Явные и неявные издержки образуют экономические издержки фирмы.

      Прямые и косвенные затраты. Прямые издержки в момент их возникновения можно непосредственно отнести на объект калькулирования на основе первичных документов (накладных, нарядов). К таким издержкам относятся расходы, связанные с формированием и реализацией отдельных видов работ и услуг.  
             Прямые расходы обычно включают заработную плату производственных рабочих, расходы на сырье, оплату электрической и тепловой энергии и некоторые другие.  
     Косвенные издержки связаны с формированием и реализацией нескольких различных видов туристского продукта, которые в момент их возникновения не могут быть отнесены непосредственно на объект калькулирования.  
             Деление затрат на прямые и косвенные зависит от отраслевых особенностей организации производства и принятого метода калькулирования себестоимости продукции. Если туристская фирма оказывает один вид услуг, то все расходы этой фирмы будут прямыми по отношению к оказываемой услуге.

      Производственные  и коммерческие затраты. По участию в процессе производства все виды затрат подразделяются на производственные и коммерческие. Производственные затраты связаны с основным видом деятельности фирмы, например, у туроператора это затраты по формированию турпродукта. Коммерческие (внепроизводственные) затраты связаны с реализацией турпродукта и включают в себя расходы на рекламу, средства, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, комиссионные сборы и другие подобные расходы.

      Производственные  и коммерческие затраты образуют полную себестоимость продукта.

      Основные  и накладные затраты. По экономической роли затраты турфирм делят на основные и накладные.  
            Основные затраты - это прямые издержки, которые непосредственно связаны с процессом предоставления услуг, т. е. расходы по размещению, на питание, на экскурсионное и транспортное обслуживание. Основные затраты прямо и непосредственно включают в себестоимость турпродукта.  
            Накладные затраты - это издержки, которые необходимы для формирования, продвижения и реализации турпродукта, но их нельзя прямо отнести на конкретный вид продукта .

      Одноэлементные  и комплексные  затраты. По составу (однородности) затраты подразделяют на одноэлементные и комплексные.  
            Одноэлементными называются затраты, состоящие из одного элемента: заработная плата, амортизация и другие. Комплексными называются затраты, состоящие из нескольких элементов. К ним можно отнести цеховые и общезаводские расходы, в состав которых входят заработная плата соответствующего персонала, амортизация зданий и другие одноэлементные расходы.

      Постоянные и переменные затраты. Наиболее важной и используемой для целей планирования и контроля является классификация издержек по типу "поведения" затрат в зависимости от изменения объема производства или от уровня деловой активности компании.

      Переменными называются затраты, которые варьируются с изменением объемов деятельности. Переменные затраты по своим абсолютным размерам в зависимости от объема оказанных услуг могут как возрастать (при увеличении продолжительности тура увеличиваются расходы на питание туристов), так и уменьшаться (при увеличении продолжительности тура расходы по гостиничному обслуживанию сокращаются). Эти издержки постоянны в расчете на единицу продукции, услуги. Но здесь есть одна тонкость, связанная с системой скидок с цены услуг при групповом туризме, однако поведение переменных затрат на единицу продукции, услуги не изменяется - возрастает или снижается лишь их уровень на единицу продукции, услуги.

      Постоянные  затраты - это расходы, относительно стабильные (изменяются незначительно) при колебаниях объемов производства, услуг (например, амортизационные отчисления, арендная плата и т. п.).

      При делении затрат на постоянные и переменные необходимо учитывать тот факт, что  затраты одного и того же вида могут  вести себя по-разному. Существует большое  количество затрат, которые в определенной ситуации по принятию решения являются переменными, а в другой - могут быть постоянными.  
Общая сумма всех постоянных и всех переменных издержек образует валовые издержки.  
            Средние издержки. Фирма, желая добиться максимальной прибыли, стремится снизить издержки на единицу продукции. В связи с этим интересен показатель средних издержек. Средние издержки - это величина валовых издержек, приходящаяся на единицу турпродукта.

      Предельные  издержки. Предельные издержки - это прирост затрат фирмы при изменении объема реализации услуг на одну дополнительную единицу турпродукта. Предельные издержки показывают, во что обойдется фирме увеличение объема производства на единицу турпродукта.

      Поскольку постоянные издержки не меняются и  не зависят от объема услуг, изменение  валовых издержек определяется изменениями только переменных издержек. Отсюда следует:

      

       
 
           Функциональная зависимость средних и предельных издержек показана на рис. 3  
     

        

      Рис. 3. Кривые предельных и средних издержек

       
            На рис. 3 графически отражается действие одного из фундаментальных законов экономики - закона уменьшающейся отдачи ресурсов. Средние переменные будут снижаться до тех пор, пока предельные издержки меньше средних переменных издержек. Когда же предельные издержки превысят значение средних переменных, средние переменные станут возрастать. Средние валовые издержки снижаются, пока предельные издержки меньше средних валовых издержек, но они начнут повышаться, как только величина предельных затрат превысит валовые.

      Производственные и периодические затраты. Издержки, которые нельзя идентифицировать с видом продукции, услуг, называются периодическими, поскольку их можно соотнести только с периодом, в течение которого они были понесены.  
            Производственные затраты связаны с осуществлением собственно производственной деятельности. Они имеют место при формировании и продвижении турпродукта. 

      Периодические затраты возникают в течение  определенного периода времени, они не связаны с объемом производства или объемом сбыта. Уровень таких  расходов устанавливается решением администрации. Таким же решением они могут быть увеличены, сокращены или устранены. Типичными примерами дискреционных затрат являются расходы на исследование и разработки, стоимость рекламных средств и затраты на программы повышения квалификации персонала.

      Группировка затрат по видам расходов. Группировка по видам расходов является в экономике общепринятой и включает две классификации: по экономическим элементам затрат (или по экономическому содержанию) и по калькуляционным статьям (или по целевому назначению) расходов.  
            Деление затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает пять основных групп расходов:

  1. материальные затраты;
  2. затраты на оплату труда;
  3. отчисления на социальные нужды;
  4. амортизация основных фондов;
  5. прочие затраты.

      Классификация затрат по экономическим элементам  позволяет определить структуру себестоимости. Для этого исчисляют процентное соотношение удельного веса каждого вида затрат и всей себестоимости.  
             Группировка затрат по калькуляционным статьям используется при составлении калькуляции (расчет себестоимости единицы продукции). Калькуляция позволяет определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации обусловлена тем, что расчет себестоимости по экономическим элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также характер этих затрат в отдельных видах услуг. Определение же затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне.  
            Для туристских организаций перечень калькуляционных статей утвержден приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 08.06.98 г. № 210, зарегистрированным Минюстом России от 24.08.98 г. № 1595, "Об утверждении особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью". [2]

      Перечень  затрат, формирующих себестоимость  туристского продукта, содержит следующие  калькуляционные статьи:

  1. затраты на приобретение прав на следующие услуги туристам:
    • размещению и проживанию;
    • по транспортному обслуживанию (перевозке);
    • по питанию;
    • по экскурсионному обслуживанию;
    • по медицинскому обслуживанию, лечению и профилактике заболеваний;
    • по визовому обслуживанию (а также иные затраты, связанные с оформлением турпоездки);
    • культурно-просветительского, культурно-развлекательного и спортивного характера;
    • по добровольному страхованию от несчастных случаев, болезней и медицинскому страхованию в период турпоездки;
    • по обслуживанию гидами-переводчиками и сопровождающими;
  2. затраты по освоению новых туров;
  3. затраты, связанные с оплатой услуг организаций по подбору кадров;
  4. представительские расходы в пределах сумм, установленных законодательством Российской Федерации;
  5. затраты, возникающие по не востребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются неразделяемыми комплектами для целей формирования туров. Последние включают затраты по фрахтованию транспортного средства, по приобретению блока мест в транспортном средстве, по размещению и проживанию в организации гостиничной сферы и иных организациях, оказывающих такие услуги, а также у обладателей прав на такие услуги. [9]  

2.2. Основные направления снижения издержек

 

      В условиях, когда цена определяется рынком на основе маркетинговой информации, меняется психология производства и  появляется потребность к управлению себестоимостью и оптимизации затрат. 
            Система управления затратами фирмы основывается на следующих трех принципах:

  1. обоснованность (или целесообразность) затрат;
  2. целевое использование выделенных ресурсов;
  3. эффективное использование выделенных ресурсов.
 

            Управление затратами фирмы осуществляется с помощью экономических нормативов.  
            Экономические нормативы устанавливают плановые размеры затрат либо на расчетный период времени, либо на единицу турпродукта. По отдельным видам затрат экономические нормативы имеют характер лимитов, устанавливающих верхние пределы затрат. 
            В условиях перехода к рыночной экономике управление затратами направлено на рациональную минимизацию всех видов затрат. Данное требование реализуется путем ранжирования затрат на три категории:

  1. затраты, объективно необходимые для осуществления уставной деятельности предприятия и подлежащие сокращению лишь при уменьшении объема оказания услуг;
  2. затраты, подлежащие рациональной минимизации при любых результатах финансово-хозяйственной деятельности пред- приятия, например общехозяйственные расходы, налоговые платежи;
  3. затраты, возможные лишь при улучшении финансового положения предприятия или при обосновании их объективной необходимости для улучшения конкурентоспособности на рынке туруслуг, например дорогостоящие маркетинговые исследования или рекламные кампании.
 

     Организация управления затратами на предприятии должна ориентироваться на решение следующих  задач:

  • введение и постоянная корректировка инфляционных коэффициентов как необходимого элемента подсистемы планирования затрат;
  • отказ от инвестиционных программ с длительными сроками окупаемости;
  • корректное сокращение налоговых и приравненных к ним платежей, прежде всего путем рационального использования затрат, дающих право на налоговые льготы;
  • сокращение финансовых рисков в деятельности организации.

Информация о работе Ценообразование и выявление направлений снижения издержек на предприятиях гостеприимства и туриндустрии