Контрольная работа по "Бизнес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа

Описание

Состав, структура и содержание бизнес-плана.
Элементы описания среды бизнес-плана: отрасль, предприятие.
Конкурентные цели и стратегии.

Работа состоит из  1 файл

контрольная БП.docx

— 63.21 Кб (Скачать документ)

Теоретическая часть

Вопрос №6 Состав, структура и содержание бизнес-плана. Элементы описания среды бизнес-плана: отрасль, предприятие. Конкурентные цели и стратегии.

Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса. Бизнес-план может быть разработан как для нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном этапе их развития.

Каковы основные цели бизнес-плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: «Понять себя и продать себя». Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

  • определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;
  • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
  • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

Как видно, в отличие от традиционного плана организации  бизнес-план учитывает не только внутренние цели предпринимательской организации, но и внешние цели лиц которые  могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы.

Для начинающего предпринимателя  бизнес-план - это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела.

Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров  между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении  переговоров с иностранными инвесторами.

Бизнес-план, как никакой  другой из планов фирмы, имеет внешнюю  направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный  выигрыш.

В современных российских условиях бизнес-план осуществляет ещё  одну важную функцию - он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования  предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.

Для сегодняшней российской практики характерна тенденция перехода чрезмерно формализованного к более  взвешенному и разумному применению бизнес-планов в процессе приватизации.

Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий:

  • в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации;
  • стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес-план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;
  • в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана.

Близким «родственным» бизнес-плана  можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО - это ещё один вариант  плана развития предприятия. В связи  с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико- экономическое обоснование- это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

Методика составления  ТЭО разработана Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендации по обоснованию предложений о создании совместных предприятий.

В соответствии с разработками ЮНИДО предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО.

  1. Общие исходные данные и условия.
  2. Рынок и мощность предприятия.
  3. Материальные факторы производства.
  4. Место нахождения предприятия.
  5. Проектно- конструкторская документация.
  6. Организация предприятия и накладные расходы.
  7. Трудовые ресурсы.
  8. Планирование сроков осуществления проекта.
  9. Финансово-экономическая оценка проекта.

Для российских предприятий  ТЭО является более привычной  фирмой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных предприятий в наибольшей степени приближены к образу, предложенному ЮНИДО.

Бизнес-план, как форма  обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО  из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены преимущества гибкого  сочетания производственного и  рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы.

 

Этапы разработки бизнес-плана

 

Прежде чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации.

Первый шаг в подготовке бизнес-плана предполагает определение  источников нужной информации.

Ими могут стать:

  • учебники по бизнес - планированию;
  • правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);
  • фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации;
  • отраслевые издания;
  • курсы по составлению бизнес-планов;
  • аудиторские фирмы;
  • знакомые, коллеги, друзья.

Вторым шагом в работе над бизнес-планом становится определение  целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван разрешить бизнес-план. Очень важно понять, что внутренние и внешние цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный и качественный план.

Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать  целям привлечения инвесторов.

Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана  российскими предпринимателями  будут указаны при характеристике содержания его разделов (в разделе 4)

Третий шаг к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию).

Выбор круга читателей  определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических  показателей (фирма, ориентированная  на финансирование в первую очередь  за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация  рассчитывает на получение банковского  кредита, в бизнес-плане нужно  указать величину процентов, имея в  виду их типичные размеры на рынке  вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

Когда автор будущего бизнес-плана  очертил круг своих будущих читателей, он может перейти к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа.

Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части:

  • титульный лист;
  • резюме;
  • историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );
  • описание продуктов (услуг);
  • описание дел в отрасли, товарные рынки;
  • конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;
  • производственный план;
  • план маркетинга;
  • организационный план;
  • финансовый план и оценку риска;
  • план исследований и разработку;
  • приложение (аппендикс).

Пятый шаг бизнес-планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Следующий, шестой шаг  в бизнес-планировании - непосредственное написание бизнес-плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап.

Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это  требует большого количества времени  и у предпринимателя нет навыков  такого рода работы. Помощь консультантов  предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние  и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут  ассистировать предпринимателю.

Если предприниматель  перепоручает написание бизнес-плана  кому-нибудь другому, то следствием этого  являются:

  • неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта.
  • отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации (ведь планирование - это неотъемлемый компонент управленческой деятельности);
  • неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

Когда все разделы бизнес-плана  написаны, предприниматель должен подготовить  резюме основных идей бизнес-план.

В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю  приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

Различные специалисты  по бизнес-планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

 

Структура и содержание бизнес-плана

Информация о работе Контрольная работа по "Бизнес-планированию"