Региональные финансы и бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство­вания и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического
развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Международным банком реконструкции и развития.

В области прочно утвердилась практика организации работы по разработке

проекта областного бюджета и его утверждения Законодательным Собранием

области до начала очередного финансового года. В результате реализации целой

системы мер из платежей в бюджет исключены денежные суррогаты. В областном

бюджете консолидированы внебюджетные фонды: территориальный дорожный фонд,

государственный экологический фонд, региональный продовольственный фонд.

Систематически осуществляется анализ кредиторской и дебиторской задолженности

областного и муниципальных бюджетов, целевых бюджетных фондов. Ведется

активная работа по переходу на казначейскую систему исполнения бюджетов.

Заметным шагом по пути оптимизации бюджетных расходов явилось внедрение

тендерных процедур закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетной сферы.

Проводится анализ долговой нагрузки, включающий расчет остатка задолженности

и графика платежей. [7, 84 с.]

Все эти меры оказывают положительное влияние на динамику и структуру

консолидированного бюджета региона, а также другие стороны функционирования.

Доказательством этого служат данные табл.2.1.

Но вместе с тем остается еще не мало проблем, которые предстоит преодолеть

для улучшения общего состояния и повышения эффективности функционирования как

бюджетной системы в целом, так и ее отдельных звеньев.

Для выявления этих проблем была использована методика пере­счета динамики

бюджетных показателей в сопоставимые цены. В качестве их были избраны цены

2002 г.

В табл. 2.2 представлены соответствующие расчеты по доходной части

консолидированного бюджета области. Они позволяют выделить целый ряд

аспектов, которые требуют усиленного внимания в ходе реализации

стратегических задач.

                                                             Таблица 2.1.

Динамика и структура доходной части консолидированного бюджета Вологодской

области в 1999 - 2003 годах (цены соответствующих лет)

    

Наименование доходов

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

 

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

млн. руб.

% к итогу

Налоговые доходы

6 021,4

67,4

9218,2

84,5

7 719,8

72,1

9120,3

69,8

13 548,9

78,3

В том числе налоги:

- на прибыль предприятий

3153,8

35,3

5 023,6

46,1

3 361,0

31,4

3 410,4

26,1

5 794,3

33,5

- на доходы физических лиц

893,7

10,0

1 585,8

14,5

2 630,9

24,6

3 503,2

26,8

4 284,5

24,8

- акцизы

157,5

1,8

225,0

2,1

303,3

2,8

408,6

3,1

740,1

4,3

- на добавленную стоимость

579,2

6,5

970,7

8,9

-

-

-

-

-

-

- на имущество предприятий

473,4

5,3

466,8

4,3

658,9

6,2

742,0

5,7

795,7

4,6

- платежи за пользование природными ресурсами

156,6

1,8

192,4

1,8

233,1

2,2

471,6

3,6

759,8

4,4

Неналоговые доходы

1 048,9

11,7

230,1

2,1

544,8

5,1

685,3

5,2

565,1

3,3

Финансовая помощь из федерального бюджета

200,9

2,2

43,5

0,4

505,5

4,7

1483,9

11,4

1 281,9

7,4

Целевые бюджетные фонды

1 055,6

11,8

1 248,2

11,4

1 825,7

17,0

1 277,4

9,8

1 428,1

8,3

Прочие доходы

606,8

6,8

167,0

1,5

113,8

1,1

495,9

3,8

476,6

2,8

Всего доходов

8 933,5

100,0

10 907,0

100,0

10 709,5

100,0

13 062,8

100,0

17 300,6

100,0

 

1. Несмотря на рост номинальных абсолютных показателей, сопоставимый объем

доходной части консолидированного бюджета области в 2000 — 2002гг. сокращался

(по итогам 2002 г. по отношению к 1999 г. доходы составили 84,4%).

2. Количество источников формирования доходов ограничено. Главными из них

являются отчисления от двух федеральных налогов — налога на прибыль

предприятий и налога на доходы физических лиц. Их доля в совокупном объеме

доходов постоянно возрастает (в 1999 г. она составляла 45%, по итогам 2002 г.

— 53%, в оценке исполнения в 2003 г. — 67%)

                                                             Таблица 2.2.

Динамика основных составляющих доходной части консолидированного бюджета

Вологодской области в 1999-2003 годах (цены 2002 года)

    

Наименование доходов

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

млн. руб.

млн. руб.

в % к 1999 г.

млн. руб.

в % к 1999 г.

млн. руб.

в % к 1999 г.

млн. руб.

в % к 1999 г.

Налоговые доходы

10435,7

12615,1

120,9

9540,5

91,4

9120,3

87,4

13548,9

129,8

В том числе налоги:

- на прибыль предприятий

5465,9

6874,8

125,8

4153,7

76,0

3410,4

62,4

5794,3

106,0

- на доходы физических лиц

1548,9

2170,2

140,1

3251,4

209,9

3503,2

226,2

4284,5

276,6

- акцизы

273,0

307,9

112,8

374,8

137,3

408,6

149,7

740,1

271,1

- на добавленную стоимость

1003,8

1328,4

132,3

-

-

-

-

-

-

- на имущество предприятий

820,5

638,8

77,9

814,3

99,2

742,0

90,4

795,7

97,0

- платежи за пользование природными ресурсами

271,4

263,2

97,0

288,1

106,1

471,6

173,8

759,8

280,0

Неналоговые доходы

1817,8

314,9

17,3

673,3

37,0

685,3

37,7

565,1

31,1

Финансовая помощь из федерального бюджета

348,2

59,6

17,1

624,7

179,4

1483,9

426,2

1281,9

368,2

Целевые бюджетные фонды

1829,5

1708,2

93,4

2256,2

123,3

1277,4

69,8

1428,1

78,1

Прочие доходы

1051,6

228,5

21,7

140,6

13,4

495,9

47,2

476,6

45,3

Всего доходов

15482,8

14926,2

96,4

13235,3

85,5

13062,8

84,4

17300,6

111,7

 

3. Сохраняется потребность в финансовой помощи из федерального бюджета. В

2002 г. доля федеральных средств составляла более 10% доходной части. Это

обстоятельство отчасти явилось результатом ряда изменений в бюджетной и

налоговой политике федерального центра, которые были необходимы после кризиса

1998 г. и имели сво­ей целью централизацию наиболее надежных доходных

источников в федеральном бюджете. Вместе с тем отметим, что доля

регионального бюджета в совокупном объеме налогов и сборов, поступающих в

бюджетную систему с территории региона (табл. 2.3), остается доста­точно

стабильной, намечается тенденция к ее увеличению.

                                                             Таблица 2.3.

Распределение налогов, собираемых на территории Вологодской области, между

уровнями бюджетной системы (в %)

    

Уровень бюджета

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Федеральный бюджет

20,8

18,5

34,9

35,0

39,3

30,15

Бюджет региона

79,2

81,55

65,1

65,0

60,7

69,9

 

Внутренние условия функционирования территориального бюд­жета области в

настоящее время имеют другие особенности, носящие негативную окраску.

Во-первых, существует большая зависимость доходной части консолидированного

бюджета от ограниченного числа крупных нало­гоплательщиков.

В 1999 г. доля платежей от пяти крупнейших предприятий в нало­говых доходах

бюджета территории составляла 54,2%, по итогам 2002 г. - порядка 60%. Это

создает определенные препятствия для нормаль­ного функционирования системы

общественных финансов региона в силу тех или иных изменений конъюнктуры рынка

Во-вторых, в области имеется большое количество муниципаль­ных бюджетов, не

имеющих возможности покрывать за счет собственных доходов законодательно

возложенные на них расходные обязательства.

Особенности территориального размещения производительных сил региона таковы,

что их основная часть сосредоточена в Череповце Вологде, в то время как

половина населения области проживает на территории 26 муниципальных районов,

экономика которых развита значительно слабее и не дает финансовых

результатов, достаточных точки зрения пополнения доходов местных бюджетов. В

этой связи региональные органы управления вынуждены практически полностью

передавать на местный уровень региональную долю регулирующих налогов.

Однако следует заметить, что с точки зрения формализации рас­пределения

финансовой помощи муниципалитетам в Вологодской области за последние годы

достигнуты положительные сдвиги. Мето­дика определения объемов финансовой

помощи за последние три года стала более усовершенствованной. Расходные

потребности районов определяются на основе расчета индекса бюджетных

расходов, учи­тывающего различия в количестве потребителей конкретных

бюджет­ных услуг по отдельным направлениям. Определение доходных

воз­можностей местных бюджетов происходит на основе оценки их нало­гового

потенциала.

Но на практике не всегда удается добиться выравнивания муни­ципальных

бюджетов по обеспеченности населения бюджетными до­ходами даже с учетом

выделения финансовой помощи из областного бюджета. Главная причина этого

заключается в том, что при планиро­вании параметров межбюджетных отношений на

очередной финансо­вый год затруднена достоверная оценка объемов налоговых

доходов муниципальных бюджетов.

В-третьих, значителен объем государственного долга области. Несмотря на

то, что областными финансовыми органами ведется постоянная работа по управлению

государственным долгом, общий недостаток собственных финансовых ресурсов на

протяжении ряд последних лет не позволяет снизить общий объем задолженности

региона. При этом, как показывают данные табл. 2.4, положительную тенденцию к

снижению объемов долга можно наблюдать в период после 2001 г. В то же время в

силу отсутствия стабильных и достаточных доходов региональные органы управления

вынуждены продолжать практику привлечения значительных средств в форме займов и

           креди­тов для финансового обеспечения расходных полномочий.          

В-четвертых, острыми остаются вопросы обеспечения сбаланси­рованности

консолидированного бюджета.

За последние годы консолидированный бюджет Вологодской об­ласти исполнялся с

различной степенью сбалансированности, при этом современная ситуация не

позволяет говорить о формировании тен­денций к ее повышению (табл. 2.5.)

                                                             Таблица 2.4.

Отношение государственного долга и собственных доходов консолидированного

бюджета Вологодской области

    

Показатели

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Доходы консолидированного бюджета Вологодской области за вычетом финансовой помощи из федерального бюджета, млн. руб.

8 732,6

10 863,5

10 204,1

11 578,9

Объем государственного долга на конец периода, млн. руб.

в % к собственным доходам

3 060,2

2 006,8

2 780,0

3 515,2

35,0

18,5

27,2

30,4

 

                                                             Таблица 2.5.

  Показатели сбалансированности консолидированного бюджета Вологодской области 

    

Показатели

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Доходы

млн. руб.

8 933,5

10 907,0

10 709,5

13 062,8

Расходы

млн. руб.

9 062,7

10 393,2

11 435,6

13 034,6

Дефицит / профицит

млн. руб.

-129,2

513,8

-726,0

28,2

в % к расходам

-1.4

4,9

-6,3

0,2

Информация о работе Региональные финансы и бюджеты