Региональные финансы и бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство­вания и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического
развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

10. определение перечня и порядка осуществления государст­венных внутренних

заимствований субъектов Федерации;

11. осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта

Федерации и управление государственным

долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Феде­рации должен

придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным

бюджетом, что предполагает уста­новление единых для всех субъектов Федерации

нормативов от­числений от федеральных налогов и сборов в региональные

бюд­жеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.  [10, 154 с.]

В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета целесообразно

применять специальные управленческие классификации, согласно которым

бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко

распростра­нена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две

составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются

расходы и доходы, обеспечивающие необхо­димую, обязательную деятельность,

например, расходы на под­держание нормального функционирования всех постоянно

дейст­вующих хозяйственных структур.

Необходимо стремиться к тому, чтобы в бюджете текущих операций объем

поступлений превышал расходы. Образующаяся разница участвует в формировании

инвестиционного бюджета. Показатель того, насколько регион окажется в

состоянии достичь этого умелым ведением бюджета текущих операций для

отчисле­ния в инвестиционный бюджет, является важной характеристикой

финансовых возможностей региона и свидетельствует о долго­срочной

платежеспособности при привлечении займов и кредитов.

К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы,

направляемые на совершенствование регио­нальной экономики (в т.ч. расходы на

проведение строительных работ и приобретение материального имущества) и

инвестицион­ные отчисления третьим лицам, а также отчисления федерации и

субъектов федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые

операции по финансированию, напр., получение и погашение кредитов, отчисления

в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

Подобная структура, несмотря на определенную степень ус­ловности, позволяет

четко определять и корректировать деятель­ность по основным направлениям

развития.

Бюджет должен составляться на основе прогноза социально-экономического

развития региона. Согласно действующему зако­нодательству прогноз

долгосрочного социально-экономического развития территории разрабатывается на

основе данных социаль­но-экономического развития территории за последний

отчетный период, на основе текущего прогноза социально-экономического

развития территории до конца базового года и на основе тенден­ций развития

экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год и предшествует

составлению проекта бюджета. Изменение прогноза социально-экономического

развития террито­рии в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета должно

вызывать соответствующее изменение основных характеристик проекта бюджета.

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.

Доходы бюджета. Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в

безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в

распоряжение органов государственной власти субъектов РФ

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов

доходов, а также за счет безвозмездных пе­речислений. Налоговые доходы

региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за

счет собственных и регулирующих налоговых поступлений.

Налоговый кодекс РФ к собствен­ным региональным налогам и сборам относит:

налог на имущество, организаций, налог на недвижимость, дорожный налог,

транспорт­ный налог, налог с продаж, налог на игорный бизнес, а также

региональные лицензионные сборы. При введении в действие налога на

недвижимость на данной территории прекращают свое действие, налог на

имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Одновременно Федеральным бюджетом на 2002 г. установлено, что в региональные

бюджеты зачисляется часть поступлений от та­ких федеральных налогов, как

налог на прибыль (доход) предприятий и организаций, подоходный налог с

физических лиц, налог на добавленную стоимость на товары (работы и услуги),

производимые на территории Российской Федерации; от акцизов на этиловый спирт

из пищевого сырья, водку и ликероводочные изделия, от налога на покупку

иностранных денежных знаков, от лицензионных и регистрационных сборов, а

также платежей за пользование недра­ми, лесным фондом, водными объектами и от

некоторых других на­логов. Эти налоговые поступления считаются регулирующими;

доля в них бюджетов соответствующего уровня подвергается периодиче­ским

пересмотрам.

В соответствии с положениями «Программы развития бюджетного федерализма в

Российской Федерации» к 2005 г. в региональные бюджеты должно зачисляться 20%

общего объема поступлений на­лога на добычу  общераспространенных полезных

ископаемых, 50%акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия,

100% прочих акцизов, 50% налогов на доходы физических лиц, 61% налога на

прибыль предприятий, 100% транспортного налога, 40% налога с продаж, 80%

налога на игорный бизнес, 50% экологических платежей.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

1.   средства, получаемые от продажи регионального имущества;

2.   средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за

сдачу  во  временное  владение  и  пользование или  во  временное

пользование имущества, находящегося в собственности региона;

3.    средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюд­жетных средств на

счетах в кредитных организациях;

4.    средства, получаемые от передачи имущества, находящегося

в региональной собственности, под залог, в доверительное управ­ление;

5.    плата за пользование бюджетными средствами, предостав­ленными другим

бюджетам, иностранным государствам или юри­дическим лицам на возвратной и

платной основах;

6.    доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных

капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов

по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

7.     часть прибыли региональных унитарных предприятий, ос­тающаяся после

уплаты налогов и иных обязательных платежей;

8.     другие   предусмотренные   законодательством   Российской

Федерации доходы от использования имущества, находящегося в

региональной собственности;

9.     доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,

находящимися в ведении органов государственной вла­сти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвоз­мездные перечисления

от физических и юридических лиц, между­народных организаций и правительств

иностранных государств. [10, 160 с.]

В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисле­ния по взаимным

расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств

между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации,

связанные с измене­ниями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской

Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей

доходов, происшедшими после утверждения бюд­жета и не учтенными законом о

бюджете.

Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюдже­ты в порядке и по

нормативам, которые установлены федераль­ными законами и законами субъектов

Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дота­ций, субвенций и

субсидий либо иной безвозвратной и безвозмезд­ной передачи средств подлежит

учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих

средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом

ре­гионального бюджета.

С позиции управления целесообразно использовать классифи­кацию доходов на

постоянные и непостоянные доходы. Постоян­ные средства складываются из

налогов и сборов, регулярно взи­маемых в пользу субъекта Федерации,

значительная часть поступ­лений от услуг региональных служб, арендная плата

от использо­вания имущества, рентные платежи за пользование недрами и

природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные

средства, доходы от продажи имущества и др.

В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные

поступления. Поступления, внесенные в функ­циональную часть бюджета,

направляются на покрытие соответст­вующих расходов функциональной части

бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами

представляет собой самостоятельный источник доходов для инве­стиционной части

регионального бюджета. Собственно инвестици­онные поступления бюджета

представляют собой доходы, предна­значенные для финансирования капитальных

вложений.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды

расходов финансируются исключительно из бюджетов субъ­ектов Федерации:

1.   обеспечение функционирования органов представительной и

исполнительной власти субъектов Федерации;

2.   обслуживание и погашение государственного долга субъек­тов Федерации;

3.   проведение выборов и референдумов в субъектах Федера­ции;

4.   обеспечение реализации региональных целевых программ;

5.     формирование   государственной   собственности субъектов Федерации;

6.     осуществление   международных   и   внешнеэкономических

связей субъектов Федерации;

7.    содержание и развитие предприятий, учреждений и органи­заций,

находящихся в ведении  органов государственной  власти субъектов Федерации;

8.     обеспечение   деятельности   средств   массовой   информации субъектов

Федерации;

9.   оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10. обеспечение   осуществления   отдельных   государственных полномочий,

передаваемых на муниципальный уровень;

11. компенсация дополнительных  расходов,  возникших  в  ре­зультате

решений,   принятых   органами   государственной  власти субъектов Федерации,

приводящих к увеличению бюджетных рас­ходов или уменьшению бюджетных доходов

местных бюджетов;

12. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий

субъектов Федерации.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов

Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие

функциональные виды рас­ходов: государственная поддержка отраслей

промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и

строительной индустрии,  газификации и водоснабжения,  сельского хозяйства,

автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства,

метрополитенов; обеспечение правоохранительной деятельности; обеспечение

противопожарной безопасности; научно-исследовательские,  опытно-

конструкторские и про­ектно-изыскательские   работы, обеспечивающие   научно-

техниче­ский прогресс; обеспечение социальной защиты населения; обеспечение

охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных

ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; обеспечение

предупреждения   и   ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций и

стихийных бедствий межрегионального масштаба; развитие рыночной

инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отно­шений;

обеспечение деятельности избирательных комиссий субъек­тов   Федерации  в

соответствии  с  законодательством   Российской Федерации; обеспечение

деятельности средств массовой информации; прочие расходы,  находящиеся в

совместном ведении  Рос­сийской Федерации, субъектов Федерации и

муниципальных об­разований. [10, 166 с.]

Распределение и закрепление между бюджетами разных уров­ней вышеуказанных

расходов производятся по согласованию фе­деральных органов власти и органов

власти субъектов Федерации и утверждаются соответствующими законами о

бюджетах либо по согласованию органа государственной власти субъекта

Федерации и органов местного самоуправления, расположенных на террито­рии

данного субъекта Федерации.

Бюджетные расходы в зависимости от их экономического со­держания делятся на

текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации

расходов бюджетов Рос­сийской Федерации.

Капитальные (инвестиционные) расходы бюджетов — пред­ставляют собой часть

расходов бюджетов, обеспечивающую инно­вационную и инвестиционную

деятельность, в т.ч. инвестиции в действующие или вновь создаваемые

юридические лица в соответ­ствии с утвержденной инвестиционной программой,

средства, пре­доставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные

цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные

расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении

которых создается или увели­чивается имущество, находящееся в собственности

субъекта Феде­рации. В составе капитальных расходов бюджетов может

формироваться бюджет развития.

К текущим расходам бюджетов относятся расходы, обеспечи­вающие текущее

функционирование органов регионального управ­ления, бюджетных учреждений,

оказание поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме

дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие

расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с

Информация о работе Региональные финансы и бюджеты