Региональные финансы и бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство­вания и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического
развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

 

В-пятых, медленно повышается качество планирования бюджет­ных

показателей. Свидетельством этого могут служить нижеследую­щие данные (табл.

2.6).

                                                             Таблица 2.6.

Сопоставление плановых и фактически исполненных показателей доходной части

областного бюджета

    

Наименование доходной статьи

2001 г.

2002 г.

План

Факт

План

Факт

млн. руб.

млн. руб.

% к плану

млн. руб.

млн. руб.

% к плану

Налоговые доходы

3 079,5

3154,1

102,4

3 705,7

4 063,6

109,7

Налог на прибыль

2 110,4

2 123,4

100,6

2 289,1

2 528,8

110,5

Налог на доходы физических лиц

608,0

657,2

108,1

894,3

948,2

106,0

Итого доходов

5 565,9

5 645,3

101,4

6 842,3

7 163,5

104,7

 

В 2003 г. общий объем налоговых доходов еще более значительно превысил

показатели первоначального плана. [7, 89 с.]

Качество планирования бюджетных показателей обусловлено рядом объективных

причин. Прежде всего, это недостаточность необ­ходимой информации о

налогоплательщиках. Не в полной мере используется информация, имеющаяся в

распоряжении налоговых органов, предоставление которой ограничено внутренними

инструк­циями. Отсутствует методический инструментарий для расчета налого­вых

поступлений от отраслей, сориентированных на мировые рынки. Здесь точное

прогнозирование возможно только в случае учета динамики и существующих

прогнозов мировых цен на продукцию.

Особенно остро проблема прогнозирования стоит на муниципаль­ном уровне, где

наблюдается недостаток квалифицированных специ­алистов, недостаточно изучен

налоговый потенциал либо значительная его часть зависит от предприятий,

входящих в сложные хозяйственные системы, расположенные за пределами региона.

Указанные обстоятельства весьма затрудняют прогнозирования регионального

бюджета на ряд лет вперед. Однако такая попытка была предпринята.

Оценка потенциальных возможностей увеличения доходной части

консолидированного бюджета области произведена с использованием фактических

показателей бюджета за период с 1997 — 2002 гг. его ожидаемого исполнения за

2003 г. и проекта на 2004 г. Основу определения доходов консолидированного

бюджета составил расчет совокупного объема налоговых платежей в бюджетную

систему, собираемых на территории области, с дальнейшим выделением доли

налоговых доходов, формирующих региональный бюджет. Остальные параметры

доходной части определены исходя из их отношения к налоговым доходам. В

качестве основных макроэкономических показателей, влияющих на объем налоговых

поступлений с территории региона, приняты объем производства промышленной

продукции и валовой региональный продукт. Отобранные показатели в

совокупности с объемом налоговых поступлений использовались для анализа

множественной регрессии по данным за период с 1997 — 2002 гг. Далее

рассчиты­вались варианты среднегодовых значений влияющих переменных.

В первом варианте (инерционном) предполагалось, что динами­ка развития

экономики области будет следовать фактическому тренду среднегодовых

показателей за период с 1999 по 2002 гг.

В другом, активном, варианте имелось в виду, что экономика области

достигнет количественных показателей, достаточных для вы­полнения целевых

показателей стратегии. В качестве основной цели в данном варианте

рассматривалось удвоение уровня валового регио­нального продукта к 2010 г.

Уровень налогов, собираемых на террито­рии региона, рассчитывался как доля от

валового регионального про­дукта. В прогнозных расчетах это соотношение принято

на уровне 18%.  Кроме того, для всех вариантов прогноза принято, что налоговые

доходы регионального бюджета составляют 75% от всех налогов, соби­раемых на

                               данной территории.                              

Результаты расчетов по данным вариантам представлены в табл. 2.7. Конечно,

эти расчеты несут в себе элементы определенной «механистичности». В них

далеко не в полной мере учтены резервы «синергии взаимодействия»

инновационных факторов, влияние которых с каждым годом будет возрастать.

Удвоение уровня обеспеченности жителей области финансовыми ресурсами

регионального бюджета позволило бы избавиться от бреме­ни внутреннего долга и

значительно повысить качество предоставле­ния услуг в таких отраслях, как

образование и здравоохранение, увеличить размеры социальных выплат населению.

Короче говоря, это могло бы вывести бюджетный процесс на качественно новый

уровень, позволяющий устойчиво перейти к бюджету развития, даю­щему

возможность, помимо выполнения минимальных социальных стандартов, обеспечить

повышение роли бюджета в построении и развитии целостной региональной

экономической системы за счет более высоких объемов финансирования ее

отдельных секторов (сельское хозяйство, лесопромышленный комплекс,

транспортная инфраструк­тура и т.д.)

                                                             Таблица 2.7.

Результаты прогнозных расчетов доходов консолидированного бюджета области (в

ценах 2002 года)

    

Наименование показателя

Вариант прогноза

2002 г.,

факт

2003 г., оценка

Прогноз

2005 г.

2007 г.

2010 г.

Налоговые доходы бюджета млн. руб.

Инерционный

9120

10951

13514

15444

18866

Активный

9120

10951

14050

16693

21618

Совокупный объем доходов консолидированного бюджета млн. руб.

Инерционный

13063

13689

16893

19305

23583

Активный

13063

13689

17563

20867

27023

 

Однако заметим и то, что в активном варианте сценария используются достаточно

высокие темпы роста макроэкономических показа­телей, поддержание которых на

протяжении длительного времени требует повышения эффективности контролирующей

и регулирующей деятельности органов государственного управления в вопросах

управ­ления экономикой региона, консолидации усилий и органического

со­четания интересов региональных властей и хозяйствующих субъектов.

                                   Заключение.                                  

Региональные финансы являются неотъемлемой частью финансовой системы

Российской Федерации, и в последние годы их роль значительно возрастает. Но,

однако, нужно отметить, что еще не  сложилась универсальная модель системы

управления региональными финансами. Как было рассмотрено на примере

Вологодской области, остаются не решенными многие проблемы  региональных

бюджетов, основным из них являются:

1.ограниченность источников формирования доходов бюджета (основная часть

налоговых доходов складывается за счет отчислений от федеральных налогов —

налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, их доля в

совокупном объеме доходов в 2003 г. — 67%);

2. зависимость от поступлений из федерального бюджета (в 2002 г. их доля

более 10% доходной части);

3. зависимость от числа крупных налогоплательщиков в регионе (в 2002 г. доля

платежей от пяти крупнейших предприятий в налоговых доходах составила 60%);

4. увеличивается финансовая помощь муниципальным образованиям в структуре

расходов областного бюд­жета (на территории области 26 муниципальных районов,

экономика которых развита слабее и не дает финансовых результатов);

5. велика доля государственного долга в собственных доходах бюджета (в 2002

г. его доля составляла 30,4% к собственным доходам бюджета);

6. несбалансированность консолидированного бюджета (в 2001г. дефицит бюджета

составил 726,0 млн. руб., а 2002г. профицит - 28,2 млн. руб.);

7. несовершенство бюджетного планирования (в 2002 г. отклонение фактических

доходов от плановых составило 4,7% ).

Но также и наблюдаются положительные тенденции, оказывающие благоприятное

влияние на динамику и структуру бюджета. К ним относят: совершенствование

нормативно-правовой базы организации бюджетного процесса; создание системы

мониторинга региональных финансов, целью которой является обеспечение

прозрачности региональной финансовой политики; внедрение передовых методов

управления государственными и муниципальными финансами; принятие мер по

реструктуризации кредиторской задолженности и оптимизации бюджетных расходов;

формирование объективного и прозрачного механизма распределения финансовой

помощи муниципальным образованиям; совершенствование государственной политики

в сфере управления государственным имуществом, с этой целью проведена полная

инвентаризация объектов государственной собственности Вологодской области,

построена система учета этих объектов.

Основными целями Правительства субъектов РФ в области реформирования системы

управления региональными финансами являются: достижение стабилизации

бюджетной системы региона, максимальной мобилизации финансовых ресурсов для

обеспечения дальнейшего социального развития региона, повышение качества

предоставляемых населению бюджетных услуг и уровня жизни населения региона,

создание благоприятных условий для экономического развития региона и

привлечения инвестиций, получение положительных оценок проводимой органами

государственной власти региона бюджетной политики со стороны

налогоплательщиков и населения.

Дальнейшее реформирование системы региональных общественных финансов будет

сориентировано на закрепление достигнутых результатов и направлено на

дальнейшее повышение качества управления и развитие финансовой системы.

Список использованной литературы.

1. Журнал «Финансы» №9, 2004г. Лавров А. М. «Переход к новой системе

межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации», 3стр.

2. Журнал «Финансы» №8, 2004г. Силуанов А.Г. «Основные принципы формирования

финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и

муниципальных образований на 2005 год и на среднесрочную перспективу», 3стр.

3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. «Государственные и муниципальные финансы»:

учебник для вузов – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001г., 687 с.

4. Вахрин П.И., Нешитый А.С. «Финансы»: учебник для вузов, 2-е издание,

переработанное и дополненное - М.: издательско-книготорговый центр

«Маркетинг», 2002г.-520с.

5. Врубленская О.В. «Бюджетная система РФ»: учебник, 3-е издание исправленное

и переработанное - М.: Юрайт-Издат, 2003г.-838с.

6. Дробоздина Л.А. «Финансы»: учебник для вузов-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.,527с.

7. Ильин В. А. «Стратегия развития региона»- Вологда: Вологодский научно-

координационный центр УЭМИ РАН, 2004г.

8. Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит»: учебник-М.: Юрайт-

Издат, 2003 г.

9. Сенчагов В.К. «Финансы, денежное обращение и кредит»: учебник, 2-е

издание, переработанное и дополненное - М.: ТК Велби, изд-во Проспект,

2004г., 720 с.

10. Уткин Э.А., Денисов А.Ф. «Государственное и региональное управление»:

учебник-М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002г.-320с.

 



Информация о работе Региональные финансы и бюджеты