Региональные финансы и бюджеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 17:52, контрольная работа

Описание

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство­вания и
управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации
и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и
практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического
развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию
регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,
понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,
автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными
образованиями (районами, городами и т. д.).

Содержание

Введение...............................3
1. Сущность и роль региональных финансов
1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5
1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии
региона..............................8
2. Региональные бюджеты.
2.1. Понятие региональных бюджетов..................10
2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13
2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19
2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26
Заключение.............................35
Список использованной литературы....................37

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)


Региональные финансы и бюджеты

Содержание.

Введение...............................3

1. Сущность и роль региональных финансов

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции..5

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии

региона..............................8

2. Региональные бюджеты.

2.1. Понятие региональных бюджетов..................10

2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов.............13

2.3. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов....19

2.4 Анализ финансовых ресурсов Вологодской области..........26

Заключение.............................35

Список использованной литературы....................37

1. Введение.

Проводимый в 1990-е годы курс на децентрализацию хозяйство­вания и

управления, перераспределение полномочий между центром, субъектами Федерации

и муниципальными образованиями усиливал внимание экономической науки и

практики управления к региональ­ному уровню социально-экономического

развития, а также финансо­вому, в том числе финансово-бюджетному, состоянию

регионов. При­чем в данном случае под региональным уровнем, точнее регионом,

понимается уровень субъекта Российской Федерации (область, край, республику,

автономную область или округ) с входящими в его состав муниципальными

образованиями (районами, городами и т. д.).

Актуальность решения проблемы региональных финансов опреде­ляется не только

формирующимися новыми подходами к управле­нию территориями, но и

невозможностью выработки для этих целей в российских условиях некоей

универсальной модели действия, что, прежде всего, связано с большой

дифференциацией в уровнях соци­ально-экономического развития, как самих

регионов, так и входящих в их состав муниципальных образований (территорий).

Причем к настоящему времени еще не сложились в достаточно законченном виде

теория и практика комплексной оценки уровня развития этих регионов и

территорий, анализа их социально-экономической диф­ференциации и типизации, в

том числе с учетом финансово-бюд­жетного аспекта их развития. Это затрудняет

формирование факти­чески необходимой системы достаточно гибких подходов к

управле­нию социально-экономическим развитием регионов и территорий, в том

числе с использованием инструментов региональных финан­сов и финансовой

политики.

В связи с этим целью этой работы является рассмотрение сущности, функций,

особенностей региональных финансов и их роль в социально-экономическом

развитии региона, а также принципов формирования  статей доходов и расходов

региональных бюджетов.

Объект работы - субъект Российской Федерации (область, край, республика,

автономная область или округ) с входящими в его состав муниципальными

образованиями. Предметом работы являются финансовые ресурсы региона.

Во второй части работы представлен анализ финансовых ресурсов Вологодской

области.

1. Сущность и роль региональных финансов.

1.1. Понятие региональных финансов, их особенности, состав и функции.

Все финансовые потоки, циркулирующие в экономике, всегда привязаны к

определенной территории, поскольку они отражают результаты взаимодействия

конкретных институциональных единиц, расположенных в той или иной точке

пространства. На территории региона осуществляется множество финансовых

операций, производящихся между региональными институциональными единицами:

домашние хозяйства получают свои доходы, из которых они уплачивают налоги,

делают покупки и сбережения, предприятия производят и реализуют продукцию,

финансовые посредники предоставляют финансовые услуги домашним хозяйствам и

предприятиям, региональные власти формируют региональный бюджет и расходуют

его на общерегиональные нужды и т.д. С другой стороны, в регионе имеются и

финансовые потоки межрегиональных и интернациональных институциональных

единиц, которые получают финансовые средства из-за пределов региона и

отправляют их. Тем не менее, на определенной территории локализуется

некоторая часть финансовых операций, производимых между  всеми

институциональными единицами, и концентрируется часть имеющихся в стране

финансовых ресурсов.

В соответствии с общими подходами, используемыми для определения региональных

финансов, ими  можно назвать денежные ресурсы и потоки в наличной и

безналичной формах, которые обеспечивают нормальный с точки зрения

потребностей хозяйства территории уровень производства товаров и услуг,

устойчивый товарообмен в соответствии с законами рыночного хозяйствования и

социально приемлемый уровень жизни населения. Финансы региона — это прямой

«слепок» с его экономики, его производственно-экономической и ресурсной базы.

Вместе с тем фи­нансы региона — неотъемлемая составная часть финансовой

системы страны. Их содержание и социально-экономические функции опре­деляются

теми же характеристиками, что и для финансовой системы страны в целом, а их

роль отличается лишь спецификой тех задач управле­ния, которые реализуются на

данном — региональном или мест­ном — уровне федеративной структуры

государства с учетом сложив­шейся и нормативно закрепленной системы

распределения полномо­чий и ответственности Федерации, ее субъектов и

институтов местного самоуправления.  [9, 333 с.]

Финансовые ресурсы, созданные на территории, складываются из следующих

важнейших частей:

- ресурсы бюджетов всех уровней (используются для текущего финансирования

экономики региона, социальной сферы, финансирования наиболее важных проектов

развития соответствующих территорий);

- ресурсы субъектов хозяйствования (используются для финансирования оборотных

средств и капиталовложений, содержания социальных объектов, находящихся в

собственности соответствующих субъектов хозяйствования);

-   ресурсы внебюджетных фондов;

-   кредитные ресурсы коммерческих  банков и прочих финансовых структур

(используются для срочного и возвратного финансирования оборотных средств и

капиталовложений);

-   дотации, субвенции и другие поступления из вышестоящих бюджетов для

покрытия дефицита территориальных бюджетов и централизованные инвестиции (из

федерального бюджета или федеральных инвестиционных фондов).

Таким образом, финансовые ресурсы региона определяются как финансовые ресурсы

всех институциональных единиц, функционирующих в регионе.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют

как бы три самостоятельные финансовые подсисте­мы — государственная

(финансовые ресурсы федеральных органов и самого субъекта Федерации);

муниципальных образований; а также отдельных юридических и физических лиц,

прежде всего (по значимости) хозяйствующих субъектов. Пер­вые две подсистемы

традиционно относятся к категории централи­зованных финансов (бюджетная

система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема — к

категории децентрализованных финансов. Финансы частных юридических и

физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных

или местных органов власти, однако в значительной степени также являются

объектом управления, объектом региональной финансовой политики через

инструменты налогообложения, бюджетного финан­сирования социальных сфер,

финансирования.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы фи­нансов региона

находятся на одной и той же территории и исходят

из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное

для условий многоукладного рыночного хозяйства, не

должно препятствовать консолидированному участию этих подсис­тем в решении

местных социально-экономических проблем. Разница

лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственно­сти каждой из

подсистем. Единое поле деятельности всех финансов

региона диктует и единый критерий оценки управления региональны­ми финансами

— улучшение экономической и социальной ситуации

в регионе.

Сущность и роль региональной финансовой системы в жизни общества проявляется

через функции: мобилизационную, распределительную и контрольную.

1.     Контрольная функция проявляется лишь в процессах использования

хозяйствующими субъектами государственных средств.

2.     Мобилизационная функция обеспечивает поступление средств для нужд

региона. В результате в руках региональных органов власти сосредотачиваются

большие ресурсы, расходование которых может существенно повлиять на развитие

общества.

3.     Распределительная функция связана с перемещением доходов от

производителей в иные сферы хозяйства.

Таким образом, финансы региона представляют собой систему экономических

отношений, посредством которой национальный доход распределяется и

перераспределяется на цели социально-экономического развития территории.

1.2. Роль региональных финансов в социально-экономическом развитии региона.

В условиях отказа от плано­во-директивных методов управления (в том числе и

на территори­альном уровне) и перехода на преимущественно рыночные начала

хозяйствования финансовые инструменты становятся основным ры­чагом

воздействия на ход экономических и социальных процессов в регионе. Роль

региональных финансов в процессе управления со­циально-экономическим

развитием территорий резко повышается.

Являясь прежде всего инструментом проведения региональной социально-

экономической политики, финансы региона должны спо­собствовать развитию

производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в том числе в те

отрасли, которые являются приори­тетными с точки зрения текущих и

долговременных задач функ­ционирования регионального хозяйственного

комплекса. Финансы региона должны обеспечить необходимы­ми жизненными

ресурсами те группы населения, которые по воз­расту или иным причинам не в

состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь

гарантированный минимальный доход. [9, 337 с.]

Региональные финансы, являясь инструментом государственной социальной

политики, также должны обеспечивать через территориальные бюджеты

финансирование  части расходов на образование, здравоохранение, жилищно-

коммунальное хозяйство, социальную поддержку населения.

Региональные финансы играют важную роль в выравнивании уровней социально-

экономического развития регионов. Межбюджетное перераспределение финансовых

ресурсов, нацеленное  на сглаживание существенных межрегиональных  различий,

также осуществляется через финансовую систему региона.

Региональные финансы являются важнейшим условием социально-экономического

развития региона с точки зрения финансирования общерегиональных проектов,

направленных на развитие общерегиональной инфраструктуры, создание условия

для привлечения в регион  дополнительных ресурсов, разрешение социальных и

экономических проблем региона.

2. Региональные бюджеты.

2.1. Понятие региональных бюджетов.

Центральным звеном региональных финансов являются территориальные бюджеты.

Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое

произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных

финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть

финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие

региона.

Региональный бюд­жет — форма образования и расходования денежных средств,

предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам

ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных

образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный

бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты терри­ториальных

государственных внебюджетных фондов разрабаты­ваются и утверждаются в форме

законов субъектов  Российской Федерации.

В области регулирования бюджетных правоотношений к веде­нию субъектов

Российской Федерации относятся:

1.     установление порядка составления и рассмотрения проектов

региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за

их исполнением и утверждения отчетов об ис­полнении, составление отчета об

исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;

2.     составление и рассмотрение проектов региональных бюдже­тов и

консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение,

осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении

региональных бюдже­тов и бюджетов территориальных государственных

внебюджетных фондов;

3.     распределение доходов от региональных налогов и сборов,

иных доходов субъектов Федерации между региональным бюдже­том и местными

бюджетами;

4.     определение порядка направления в региональный бюджет

доходов от использования собственности субъекта Федерации, до­ходов от

налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;

5.     разграничение полномочий по осуществлению расходов ме­жду региональным

и местными бюджетами в соответствии с феде­ральным законодательством;

6.     установление совместно с федеральными органами власти

порядка  и  условий  предоставления  финансовой   помощи   региональным

бюджетам;

7.     определение порядка и условий предоставления финансовой

помощи и бюджетных  ссуд из регионального бюджета местным

бюджетам;

8.     предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из

регионального бюджета местным бюджетам;

9.     установление порядка и условий предоставления бюджет­ных кредитов;

Информация о работе Региональные финансы и бюджеты